При термомеханических воздействиях сплав на основе никелида титана претерпевает фазовый переход. При этом обнаруживаются удивительные механические свойства материала. В первую очередь это эффект сверхэластичности, когда материал способен деформироваться нелинейно до 10 процентов относительного удлинения с полным восстановлением деформаций после разгрузки. Механическое поведение сплава при сверхэластичности характеризуется кривой гистерезиса. Второе интересное свойство сплава - это проявление эффекта памяти формы, заключающееся в полном восстановлении первоначальной формы после деформации и температурного воздействия. Этот эффект может быть инициализирован механическим и тепловыми нагрузками. Заключается в изменении кристаллической структуры при переходе материала из аустенитной фазы в мартенситную и обратно. Требуется подобрать математическую постановку в континуальном подходе, которая в точности способна описать эффект памяти формы при термомеханическом воздействии. В технических приложениях на этом эффекте основана работа некоторых линейных приводов, в которых в качестве исполнительного механизма служит пружина из никелида титана. В зависимости от конструктивных параметров пружины происходит перемещение вдоль главной оси с определенным усилием за счет изменения ее температуры и фазовых переходов. Необходимо оценить напряженно- деформированное состояние привода при эксплуатационных температурах и нагрузках. Провести оценку сеточной сходимости, верифицировать модель путем сравнения результатов с результатами существующих тестовых задач.
Целью квалификационной работы бакалавра является создание физико- математическую постановку для решения задачи об определении напряженно- деформированного состояния исполнительного механизма, изготовленного из сплава на основе никелида титана, с учетом эффекта памяти формы при термомеханической нагрузке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Подготовить аналитический обзор по тематике исследований, сделать акцент на глубокое изучение свойств никелида титана, эффекта сверхэластичности, памяти формы, фазовых переходов, изучить опыт моделирования НДС.
2. Изучить принципы моделирования напряженно-деформированного состояния изделий в программном комплексе Ansys применительно к моделированию механического поведения изделий из никелида титана.
3. Освоить методики твердотельного моделирования в специализированных программах и передачи моделей в сторонние программные комплексы в нейтральных форматах, создать геометрическую модель образца в виде пружины из никелида титана, пригодную для анализа методом конечных элементов.
4. Провести серию вычислительных экспериментов для верификации созданной физико-математической модели, провести анализ сеточной сходимости и сравнительный анализ результатов моделирования с имеющимися экспериментальными данными.
В работе была разработана адекватная физико-математическая модель для определения функциональных свойств исполнительного механизма - пружинного линейного привода из сплава никелида титана при термомеханических нагрузках. Модель учитывает эффект памяти формы при действии механических и температурных воздействий, реализующегося за счет фазового перехода сплава из аустенитного состояния в мартенсит и обратно. Моделью учтены особенности сверхэластичного поведения, возникающего в никелиде титана при нагрузке и разгрузке при больших степенях деформации.
Используемая в работе физико-математическая модель включает определяющие уравнения с семью материальными константами. Для этого были определены свойства материала из экспериментальных диаграмм деформирования при растяжении образов из используемого сплава при температурах проведения эксперимента равных температурам окончания формирования аустенита и мартенсита.
Задача о деформировании пружинного привода при воздействии температуры и механических нагрузок решалась в двух пространственных приближениях - одномерном с использованием балочных конечных элементов и трехмерном с использованием твердотельных конечных элементов в виде гексаэдров. Показана возможность решения поставленной задачи в обеих постановках, определены отличительные особенности подготовки геометрической модели, влияние идеализации на результат и время решения.
В результате определены функциональные возможности пружинного привода из никелида титана при термодеформационом воздействии. Установлены значения перемещений привода за счет реализации эффекта памяти формы при действующем усилии в указанном диапазоне температур, (максимальное смещение составляет 44,8 мм в балочной модели и 42,8 в твердотельном элементе, что больше исходной длины на 16,8 мм и 14,8.)
1 Hodgson D. Е. Shape memory alloys / М. Н. Wu, R. J. Biermann // ASM Handbook: ASM International. - 1990. - P. 897-902.
2 Duerig T. Applications of shape memory. In: Materials science forum / Switzerland: Trans Tech Publication. - 1990. - P. 679-92
3 Wu M. H. Industrial applications for shape memory alloys / M. H Wu, L. M. Schetky 11 In: International conference on shape memory and superelastic technologies, 1st ed. Pacific Grove, California, USA. - 2000. - № 82. - P. 171.
4 Stoeckel D. Use of Ni-Ti shape memory alloys for thermal sensor- actuators. In: Active and adaptive optical components. ID. Stoeckel, T. Waram // San Diego, CA, USA: SPIE. -1992. P. 382-7.
5 Butera F. Shape memory actuators for automotive applications. In: Nanotec IT newsletter IF. Butera, A. Coda, G. Vergani // Roma: AIRI/nanotec IT. - 2007. P. 12-6.
6 Stoeckel D. Shape memory actuators for automotive applications. // Mater Des. - 1990. V. 11. -P. 302-307.
7 Luchetti T. Electrically actuated antiglare rear-view mirror based on a shape memory alloy actuator/ T. Luchetti, A. Zanella, M. Biasiotto, I A. Saccagno // J Mater Eng Perform. - 2009. - V.18. - P. 717-724.
8 Gehm R. Smart materials spur additional design possibilities // In: Automotive engineering international. SAE. - 2007. - P. 46-47.
9 Bellini A. Mechatronic design of a shape memory alloy actuator for automotive tumble flaps: a case study/ A. Bellini, M. Colli, M. Dragoni // IEEE Trans Industr Electron. -2009. -V.56.-P. 2644-2656.
10 Strittmatter J. Long-time stability of shape memory actuators for pedestrian safety system / J. Strittmatter, P. Giimpel, H. Zhigang I IJ Achiev Mater Manuf Eng. - 2009. - V.34. - P. 23-30.
11 Williams E. A. Control of an automotive shape memory alloy mirror actuator / E.A. Williams, G. Shaw, M. Elahinia // Mechatronics. - 2010. - V.20. - P. 527-534.
12 В rugger D, Kohl M, Hollenbach U, Kapp A, Stiller C. Ferromagnetic shape memory microscanner system for automotive applications / D. Brugger, M. Kohl, U. Hollenbach, A. Kapp, C. Stiller // Int J Appl Electromagnet Meeh. - 2006. - V.23. - P. 107-112.
13 Leary M. Design of shape memory alloy actuators for direct power by an automotive battery / M. Leary, S. Huang, T. Ataalla, A. Baxte, A. Subic // Materials and Design. -2013.-V.43.-P. 460-476.
14 Humbeeck J. Shape memory alloys: materials in action I J. Humbeeck, M. Chandrasekaran, L. Delaey 11 Endeavour. -1991. - V.15. - P. 148-154.
15 Humbeeck J. Non-medical applications of shape memoiy alloys // Mater Sci Eng, A.-1999.-P. 134-148....68