ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ СЕМЕЙНОГО ТИПА НА ПРИМЕРЕ
ОСРЦ ЗАЛАРИНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И НОУ ДЕТСКОЙ
ДЕРЕВНИ-SOS АСТАНЫ
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Проблема сиротства 9
1.1 Теоретический анализ феномена сиротства, его истоков и причин воспроизводства 9
1.2 Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: история и современность 19
1.3. Современная социальная политика России и Казахстана в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 27
2 Социализация в условиях учреждений семейного типа 33
2.1 Феномен социализации детей 33
2.2. Социально-реабилитационный центр Заларинского района как модель социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях сельской среды. 41
2.3 НОУ Детская деревня SOS Астана как семейная модель долгосрочного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях городской среды 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
Строительство детских деревень как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является ответом на целый ряд обстоятельств, характеризующих современное российское общество. Развитие общества в сторону гуманизации, очевидные трудности с социализацией детей в детских учреждениях, предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют ухода от прежней модели детских домов интернатного типа. Но стремление заменить их жизнеустройством сирот в семьях порой наталкиваются на неготовность российских семей брать значительное количество детей на воспитание. В этой ситуации детские деревни выступают как паллиативная форма жизнеустройства сирот. В этой модели форма квазисемейного жизнеустройства, создаваемая за счет бюджетов разного уровня и средств общественных организаций, совмещается с элементами семьи, как малой группы. Речь идет о локализации таких семей в отдельных домах с ведением соответствующего хозяйства, включении детей в процесс жизнеобеспечения, обеспечивающий им гораздо более высокий уровень социализации, и, соответственно, формировании у живущих в таких «семьях» детей ментальности и житейского опыта, в какой-то степени приближенных к опыту жизни ребенка в родной семье. В данной выпускной квалификационной работе рассматривается жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития общества, анализируется работа двух учреждений, находящихся хоть и в разных, но схожих между собой по социальной политике государствах - России и Казахстане. Оба учреждения представляют собой детские деревни, состоящие из нескольких частных домов, и характеризуются условиями, приближенными к модели обычной семьи. Главное их отличие заключается в социализации воспитанников в принципиально разных пространственных условиях - с одной стороны, сельская местность, с другой стороны - городская среда.
Под влиянием традиций общего развития в рамках Советского Союза, Россия и Казахстан и сегодня выбирают достаточно схожие приоритеты в социальной политике. Так оба государства признают институт семьи важной ячейкой общества и стремятся к его сохранению, укреплению и поддержке. Основным документом в РФ, регламентирующим отношения в семье, является Семейный Кодекс РФ. Аналогичным ему в Казахстане является Кодекс «О браке и семье». Оба Кодекса опираются на международные правовые акты, и в них, следует отметить, не так много различий. В настоящее время в обеих странах уклон делается на профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, а также на семейном жизнеустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с этим в странах происходит развитие разного типа замещающих семей, то есть происходит деинституализация детских домов старого интернатного типа, реформирование сети интернатных учреждений в учреждения семейного типа. Так, в частности, данные цели и задачи в России отражены в Указе Президента о «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.». В РК для развития
альтернативных форм устройства сирот, не имеющих возможности воспитываться в семье, еще в 2000 году был принят Закон «О детских деревнях семейного типа и домах юношества».
С точки зрения теории и методологии, главная суть подхода к созданию детских деревень состоит в преодолении социальной эксклюзии детей. Оказываясь в силу тех или иных причин без родителей, ребенок исключается из процесса социализации в условиях семьи. Он лишается возможности обретения житейского опыта через повседневные практики постепенного вхождения в финансовые, имущественные, этические, социально - статусные, бытовые и другие формы семейной жизнедеятельности. Создание детских деревень направлено на преодолении социальной эксклюзии.
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района» создан в Иркутской области на средства государства. Проживание воспитанников в домах семейного типа тесно связано с приобретением ими различных социальных и трудовых навыков. Функционирование 19 домов семейного типа, называемых социально - реабилитационными группами, включает условия для социализации детей через участие в процессе ведения домашнего хозяйства. Среди основных форм этого процесса уход за домашними животными, посадка, выращивание и уборка овощей на приусадебных огородах, приготовление пищи и семейное проведение досуга.
«Детская деревня SOS» является негосударственным учреждением и создана в рамках и на средства известной международной организации. В её функционировании используются стандарты, действующие в рамках данного проекта во многих странах мира. Одним из специфических аспектов жизни «Детской деревни SOS» является распространённая в Казахстане практика билингвизма, взаимодействия русской и казахской культур, наличие среди воспитанников детей, принадлежащих к разным этническим группам.
Специфика учреждений семейного типа, созданных в двух разных государствах, позволяет сравнить специфику решения примерно одной и той же проблемы с помощью разных подходов и ресурсов. Вместе с тем, знакомство с реализацией проектов в рамках двух близких по уровню развития государств СНГ позволяет выявить как общие, так и отличительные черты, лежащие в основе жизнеустройства детей-сирот в детских деревнях как альтернативных формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявить основные тенденции развития моделей подобного рода.
Анализ моделей жизнеустройства детей-сирот в ОСРЦН Заларинского района Иркутской области и в Детской деревне SOS «Астана» позволил проанализировать реальное воплощение одного из важных направлений социальной политики, заявленного в основополагающих документах России и Казахстана, выделить новые механизмы интеграции в общество детей-сирот в условиях современного этапа развития общества.
Актуальность работы заключается в анализе имеющихся практик альтернативных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявлении наиболее эффективных форм так называемых «детских деревень», барьеров, возникающих в этом процессе. Материалы работы могут быть использованы для создания подобных форм жизнеустройства детей в Томской области.
Гипотезы:
Альтернативные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, являются действенным инструментом в преодолении социал ьной эксклюзии данной категории.
Реализация подобных проектов зависит от целого комплекса факторов. Среди них главную роль, возможно, играют не только наличие необходимых материальных ресурсов, но и политическая воля руководства, многое зависит от процесса обретения опыта в данной сфере.
Объект исследования: детские деревни как альтернативные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: методы работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, направленные на преодоление социальной эксклюзии, и формирующаяся в этих учреждениях среда социализации детей.
Целью исследования является выявление конкретных методов проводящейся в данных учреждениях работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также анализ особенностей условий воспитания данной категории в этих учреждениях.
Из поставленной цели вытекает ряд следующих задач:
1. Провести теоретический анализ феномена сиротства.
2. Выявить современные тенденции сиротства, присущие ему особенности и черты.
3. Рассмотреть основные направления государственной политики России и Казахстана в рамках решения проблемы сиротства.
4. Изучить основные теоретические подходы к феномену социализации детей.
5. Провести анализ методов, направленных на социальную инклюзию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, используемых в «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Заларинского района»и «Детской деревне-SOS Астаны».
6. Выделить основные достоинства и недостатки условий содержания и социализации детей в данных учреждениях
Социальная проблема - необходимость перехода от детских домов интернатного типа к альтернативным формам жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исследовательская проблема - анализ конкретных форм альтернативного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их методы социализации, преодоления социальной эксклюзии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект и предмет, выделены цели и задачи работы, гипотезы исследования. Первая глава посвящена феномену сиротства, динамике политики в отношении детей-сирот на протяжении истории существования российского государства, выделены современные формы устройства данной категории, а также основные приоритеты социальной политики двух государств в решении проблемы сиротства в современных условиях. Во второй главе рассматриваются теоретические подходы к феномену социализации детей, анализируются особенности социализации детей в условиях двух конкретных учреждений, подчеркиваются основные достоинства и недостатки специфики данных учреждений. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы выпускной квалификационной работы.
Теоретико-методологическая база исследования:
Общие проблемы социализации и социологии детства рассматривались в трудах как зарубежных (Ф. Гиддингс, Т. Парсонс, Дж. Мид, Ч. Кули, А. Маслоу и т.д.), так и отечественных (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, Я.И. Гилинский, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.) ученых. Проблеме социальной эксклюзии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены труды М. Астоянц. Изучениями особенностей воспитания сирот в условиях обычных детских домов (интернатных учреждений) и их негативного влияния на социализацию детей (задержка в развитии, депривации и т.д.) занимались такие отечественные авторы как B.C. Мухина, И.В. Дубровина, Н.И. Лисина, A.M. Прихожан, H.H. Толстых и др.
Основными методами сбора информации являются индивидуальные полуформализованные интервью с сотрудниками и воспитанниками учреждений, наблюдение.
Представленный материал был апробирован на четвертой международной конференции молодых исследователей Сибири («Сибирь в движении: поколения и субъекты действия»), организованной Центром независимых социальных исследований- Иркутск (ЦНСИО) 5-7 мая 2016 г.
В ходе анализа двух учреждений устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удалось решить поставленные задачи, выявить общие черты и отличия представленных в работе детских деревень, выделить основные методы их воздействия на социализацию воспитанников.
Первая детская деревня (СВК «Молодежный»), являющаяся структурным подразделением «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Заларинского района» внешне практически не отличается от обычной русской деревни. Отличительной ее особенностью от других социальных учреждений для детей-сирот является то, что воспитание, социализация детей осуществляется в условиях сельской местности, включает в себя приучение воспитанников к домашнему труду, приобретение ими навыков по уходу за скотом, выращиванию овощей и т.д. К ее достоинствам, применительно к социализации воспитанников, можно отнести:
- привитие трудовых навыков (по дому, сельскохозяйственные, уход за скотом);
- проживание каждой группы в отельном доме, что позволяет им создавать свою особую домашнюю атмосферу, в результате чего каждая группа напоминает модель семьи;
- проведение различных мероприятий (тренинги, участие в конкурсах, спортивные мероприятия, игры, беседы, совместные походы на природу, праздники и т.д.);
- взаимодействие воспитанников с воспитателями обоих полов (в каждом доме работает мужчина-воспитатель, который «заменяет папу»);
- получение воспитанниками начального профессионального образования.
За период своего существования детская деревня претерпела ряд некоторых изменений. Среди них следует отметить изменение самого контингента поступающих детей. Если изначально данная форма была рассчитана на устройство детей из сельской местности, то в настоящее время поступают дети из городов, которые испытывают трудности в адаптации к новым условиям. Еще одно существенное изменение заключается в ограничении временных рамок пребывания детей в деревне. В настоящее время, детская деревня является временной формой устройства для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и вся работа направлена на реабилитацию детей с перспективой возвращения его в кровную семью, либо устройства в другое социальное учреждение или замещающую семью на основе постоянного проживания. Возросла зависимость каждой группы от руководства центра. Раньше каждая группа имела свой «семейный» бюджет (в него входили средства, полученные от хозяйственной деятельности), могла самостоятельно им распоряжаться, расходуя деньги на свои собственные нужды. В настоящее время все обеспечение, распоряжение средствами осуществляется руководством. Таким образом, детская деревня - как своего рода уникальный проект, направленный на решение проблемы социальной эксклюзии детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из сельской местности, в настоящее время утрачивает свою изначальную задумку организации процесса социально -трудовой реабилитации и проживания детей в условиях, приближенных к семейным.
Вторая рассматриваема в работе деревня, подведомственная международной организации «SOSKinderdorflnternetional», располагается в городе, вследствие чего социализация воспитанников происходит в условиях городской среды, благодаря чему они легко интегрируются в городскую общественную жизнь. О преимуществах данной модели устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, говорит и тот факт, что, появившиеся впервые в середине прошлого века в Австрии, детские деревни-SOS заслужили признание и достаточно быстро распространились практически по всему миру.
Главным преимуществом данного альтернативного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является воспитание детей в условиях, максимально приближенных к семейным. Значимая роль в социализации детей здесь принадлежит SOS-мамам, которые постоянно находятся с детьми, передают им свои знания и опыт, прививают ценности семейной жизни. SOS-мамы с детьми самостоятельно ведут домашнее хозяйство, распоряжаются своим бюджетом, решают, как провести совместный досуг.
К достоинствам данной модели устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:
- организация жизнедеятельности детей в виде семейной модели;
- многоступенчатая структура поддержки детей-сирот, позволяющая пролонгировать психолого-педагогическую помощь им и их сопровождение;
- открытость пространства Детской деревни SOS и взаимодействие с окружающим социумом;
- осуществление систематической психолого-педагогической поддержки воспитанников всеми сотрудниками учреждения;
- организация разнообразного межличностного общения детей со сверстниками и взрослыми;
- организация постоянного педагогического и психологического просвещения и обучение матерей-воспитательниц;
- обеспечить материально-техническими средствами, позволяющими осуществить воспитание детей по семейной модели и т.д.
Детские деревни-SOS занимают промежуточную позицию между государственными сиротскими учреждениями и замещающими семьями. Благодаря их созданию, удается решить проблему воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые по тем или иным причинным не могут быть помещены в семью, в комфортных благоприятных условиях.
Таким образом, методы работы с данной категорией в двух рассмотренных детских деревнях имеют существенные различия, обусловленные как разными пространственными условиями воспитания (городская и сельская местность), так и разными сроками пребывания в этих деревнях (временное устройство и долгосрочная опека).
В ходе проведенного анализа удалось выявить также общие черты методов воздействия на социализацию воспитанников:
- трехуровневое пространство социализации воспитанников (внутригрупповой, уровень детской деревни, внешний - за пределами деревни);
- наличие отдельного дома для каждой группы, где проживание детей реализуется естественным образом;
- отсутствие строгого режима дня;
- свободное перемещение внутри детской деревни, благодаря чему происходит взаимодействие между всеми воспитанниками;
- возможность устройства в деревни сиблингов (их помещают в один дом);
- разработка индивидуального плана развития/реабилитации для работы с каждым ребенком.
Усвоение навыков, знаний и ценностей в таких деревнях происходит в ходе повседневных практик, что способствует социальной инклюзии воспитанников и их дальнейшей успешной интеграции в общество.
Трудности создания детских деревень и динамика их количества связаны во многом с тем, что в России эта модель, возможно, только проходит процесс апробации. На ситуацию может влиять ряд факторов, противодействующих созданию детских деревень. Среди них могут быть интересы руководства детских домов интернатного типа. Последнее может рассматривать ликвидацию детских домов прежней модели как утрату ресурсов собственного существования (рабочих мест, заработной платы, статусных позиций и так далее). Бюрократические процедуры могут затруднять в регионах выделение земельных участков для размещения детских деревень. Может существовать дефицит специалистов, профессионально подготовленных для руководства такими учреждениями жизнеустройства сирот. Кроме того, созданию детской деревни может препятствовать отсутствие политической воли федерального и регионального руководства.
1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс]
Официальный сайт ООН. - Электрон. данные - URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения:
04.02.2016).
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2015.
3. Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26
декабря 2011 г. №518-VI (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.) [Электронный ресурс]: // Информационная система «Параграф». - Электрон. данные - URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc id=31102748#pos=1;-307 (дата обращения
16.05.2016).
4. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ: (ред. от 28.11.2016) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2015.
5. О правах ребенка в Республике Казахстан [Электронный ресурс]: Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 г. №345-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016) // Информационная система «Параграф». - Электрон. данные - URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1032460 (дата обращения: 16.05.2016)
6. О детских деревнях семейного типа и домах юношества [Электронный ресурс]: Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2000 г. №113-II // Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Казахстан. - Электрон. данные - URL: http://edu.gov.kz/ru/zakony_respubliki_kazakhstan/o-detskih-derevnyah-semeynogo-tipa-i- domah-yunoshestva (дата обращения: 16.05.2016)
7. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: фед. закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2015.
8. О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 г. Москва // Сайт «Российская газета RG.RU». - Электрон. данные - URL:http://rg.ru/2014/05/27/detdom-site-dok.html (дата обращения 12.05.2016г.)
9. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». - Электр. данные - URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 12.05.2016)
10. SOS-мама, воспитательница// Сайт «SOS детские деревни Казахстана». - Электр. данные - URL: http://www.sos-kazakhstan.kz/ru/page/sos-mama-vospitatelnica (дата обращения: 14.05.2016)
11. Андреева Г.М. Социальная психология, 1994 г. // Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры. - Электр. данные - URL: Понятие социализации http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt16.htm (дата обращения: 23.03.2016)
12. БелокрыльцеваА. Призрение детей-сирот: исторический обзор
[Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly 2014 г. №609-610. - Электрон. данные - URL: http://demoscope.ru/weekly/2014/0609/analit05.php (дата обращения: 5.04.2016)
13. Бессчетнова О.В. Сиротство в России: от призрения к
деинституционализации [Электронный ресурс] // Федеральный образовательный портал ЭСМ. Экономика. Социология. Менеджмент. - Электрон. данные - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/27/1269788600/Besschetnova.pdf (дата обращения:
8.02.2016)
14. Бирюкова С. Семейные формы устройства детей [Электронный ресурс] /С. Бирюкова, М. Варламова, О. Синявская // Демоскоп Weekly №609-610, 2014 г. - Электрон. данные - URL:http://demoscope.ru/weekly/2014/0609/tema04.php (дата обращения: 4.05.2016)
15. Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования. // Федеральный образовательный портал ЭСМ. Экономика. Социология. Менеджмент. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/936/439/1216/005.BREEVA.pdf (дата обращения: 14.04.2016).
...51