Введение 3
Глава 1. Хип-хоп культура и возможности ее отражения в интервью на YouTube 10
1.1. Субкультура хип-хоп 10
1.2. Рэп как социально-значимый элемент хип-хоп культуры в России 14
1.3. Специфика проведения портретного интервью 20
1.4. Особенности интервью на YouTube 26
1.5. Разработка алгоритма рассмотрения интервью 28
Глава 2. Анализ интервью ведущих YouTube—каналов с рэп-исполнителями 29
2.1. «вДудь» — «Баста - о Немагии и своей зарплате. Большое интервью».
Выпуск от 07.02.2017. (52 минуты) 33
2.2. «Осторожно: Собчак!» — Баста: «О концертах, новом альбоме и Бэдкомедиане».
Выпуск от 30.10.2020. (1 час 54 минуты) 36
2.3. «вДудь» — «Feduk — автор главного хита этой осени».
Выпуск от 19.12.2017 (38 минут) 38
2.4. «Вписка» — «Feduk — о Big Baby Tape, диссе Паши Техника, как «Розовое вино»
хайпануло в Польше». Выпуск от 1 нояб. 2018 г. (41 минута) 40
2.5. «Esquire» — «Интервью Feduk». Выпуск от 05.06.2021. (27 минут) 42
2.6. «вДудь» — «Pharaoh - с*ки, слава, стиль». Выпуск от 02.10.2018. (1 час 10 минут).. .44
2.7. «вДудь» — «Morgenshtern - главный шоумен России-2020 / Russian entertainer #1».
Выпуск от 03.11.2020 (2 часа 47 минут) 48
2.8. «Осторожно: Собчак!» — «Новый Моргенштерн: свадьба, экзистенциальный кризис и
уход из шоу-бизнеса». Выпуск от 25.10.2021 (2 часа 50 минут) 50
2.9. «вДудь» — «Face - почему от него фанатеет молодежь». Выпуск от 12.10.2017
(51 минута); «Face - Многое изменилось». Выпуск от 30.04.2022 (1 час, 39 минут) 53
Сопоставительный анализ 58
Заключение 62
Список литературы 66
Список источников 67
Наиболее коммерчески успешным видом современной развлекательной музыки считается хип-хоп, который представлен множеством направлений. Одним из них является рэп.
Рэп — основной элемент стиля хип-хоп-музыки, ритмичный речитатив, читающийся под бит — музыкальный фон, на который накладывается рэп.
В английском языке слово рэп имеет несколько толкований и может быть переведено как стук, удар или разговор. Исполнитель рэпа называется рэпером или более общим термином «эм-си» (англ. M.C., «Master of Ceremonies»).
Предшественниками современного рэпа является западноафриканская музыкальная традиция, определённые вокальные стили блюза, джаза, афроамериканская поэзия 1960-х годов. Современное использование рэпа в популярной музыке зародилось в Бронксе в 1970-х годах. Развитие рэп- культуры связано с появлением контркультурного движения в 1960-е годы. Оно являлось способом самовыражения афроамериканцев, которые писали рэп о своей жизни. Будущие рэперы рождались в районах с высоким уровнем преступности, впитывая с детства культуру гетто, связанную со злоупотреблением алкоголем и наркотиками, с нарушениями закона, насилием и т.п. Все это определило такие особенности рэп-культуры, как протестное содержание текстов, использование бранной лексики, бунтарское, «непристойное» поведение, употребление алкоголя, запрещенных психотропных препаратов.
У музыкального стиля, основанного на рэпе, не было точного обозначения. Название «рэп» появилось после того, как группа из Энглвуда (США, штат Нью-Джерси) «The Sugarhill Gang» в 1979 году выпустила свой первый сингл под названием «Rapper’s Delight» (Восторг рэпера). К середине 1980-х годов музыка рэпа в США достигла такой же популярности, как рок, кантри и поп-музыка, хотя всё равно продолжала восприниматься как жанр, принадлежащий криминальному миру.
Первые композиции в рэп-формате на русском языке были сыграны музыкантами в 1984 году. Ранние музыкальные записи рэпера Al Solo (Альберт Краснов) и его группы, появились на российских радиостанциях в 1995 году. Рэпер Карандаш (Денис Григорьев) вспоминает передачу «Рэп Канал», ведущим которой был рэпер Lenin (Евгений Васильев), и то, как русские рэперы мечтали попасть в нее. «Рэп Канал» объединял русскоязычных рэп-исполнителей, для которых радио давало возможность быть услышанными.
В российском рэпе можно выделить разнообразные манеры исполнения (Hardcore Rap, Party Rap, PoliticalRap, Gangsta Rap, G-Funk, Funk): рэперов с активной и агрессивной манерой исполнения и более спокойных. «Активные» рэперы часто кричат во время выступлений, обращаются к залу, активно двигаются на сцене, жестикулируют и танцуют, например, представители «Новой школы»: Morgenshtern (Алишер Валеев, ныне Алишер Моргенштерн), OG Buda (Григорий Ляхов), Soda Luv (Владислав Терентюк) и др . Для «спокойных» свойственно лиричное исполнение, создание соответствующей атмосферы, особое взаимодействие с залом (просят зажечь фонарики, поднять руки вверх): Feduk (Федор Инсаров), Pharaoh (Глеб Голубин), Баста (Василий Вакуленко) и др.
Сегодня, рэп — самый популярный музыкальный жанр среди молодежи в России и мире, заполняющий медиа-пространство. По данным аналитиков сервиса «Яндекс.Музыка», в прослушивании русского рэпа произошёл скачок в период 2013-2017 гг., только за 4 года в два раза выросла заинтересованность молодежи. В эти годы «выстрелили» Jah Khalib (Бахтияр Мамедов), Oxxxymiron (Мирон Федоров), Miyagi (Азамат Кудзаев) и Эндшпиль (Сослан Бурнацев). В 2021 году аналитики «Яндекс.Музыки» назвали самым популярным артистом по количеству прослушиваний рэпера Morgenshternt (Алишер Валеев, ныне Алишер Моргенштерн).
Рэп-культура в современной России является не только музыкальным направлением, но и становится социальным участием рэп-исполнителей и самой аудитории. Социальным участием в жизни общества. Форма рэп- музыки может повлиять на поведение, жизненный настрой и образ жизни фанатов и слушателей. Рэп стал заявлять о настроениях молодежи, выражать острые проблемы времени, приобрел свои эстетические черты.
Актуальность выпускной работы связана с тем, что рэп-культура в России с каждым годом приобретает все большую популярность. Как значимое явление рэп находит свое отражение на YouTube-каналах. Хип-хоп культура и рэп обсуждаются в интервью с рэп-исполнителями на данном видеохостинге. Эти материалы набирают миллионы просмотров. В то же время традиционные СМИ нередко сообщают о неадекватном поведении рэп- исполнителей, осуждают содержание их песенного творчества, извещают о наказании рэперов за пропаганду наркотиков и прочие нарушения, что создаёт неприятный образ рэп-исполнителя в глазах аудитории.
На видеохостинге YouTube один из самых востребованных — жанр интервью. Беседа в формате интервью стала «продуктом специфической среды, культуры и формы коммуникации, который отличается новым типом взаимоотношений между интервьюером и гостем» . Преимущество интервью на YouTube перед традиционными СМИ заключается в свободном выборе тем и формата общения, направлено на эмоциональный отклик, возможность использования технологических инноваций («лайки», «репосты», комментарии и т.д.), способных установить связь между аудиторией, героем и журналистом.
Интервьюеры на YouTube имеют собственный стиль ведения интервью, менее ограничены в содержании бесед. Яркими представителями сообщества YouTube-интервьюеров являются Юрий Дудь (канал «вДудь»), Ксения Собчак (канал «Осторожно: Собчак!»), а также Василий Трунов и Николай Редькин (канал «Вписка»), которые нередко приглашают рэп-исполнителей.
Анализ интервью на YouTube позволит выявить специфику отражения хип-хоп-культуры, особенности работы журналистов по данной востребованной аудиторией YouTube тематике, использование возможностей виртуального ресурса для отражения рэп-явления.
Для проведения анализа нами была использована научная литература. Основными источниками по интервью стали следующие работы. Так, в книге М. М. Лукиной «Технология интервью» дана классификация видов интервью, рекомендации по организации беседы. С. Н. Ильченко в учебном пособии «Интервью в журналистике: как это делается» рассматривает жанр на разных каналах СМИ, анализирует манеру общения интервьюера, а также предлагает классификацию вопросов для интервью.
Исследователи рэп-культуры рассматривают рэп как явление в различных аспектах. Рэп как социальное явление анализируется в работах Е. В. Фроловой «Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009-2013 гг.)» , а также В.А.Дерикот «Рэп в истории и культуре России конца XX столетия: отражение социальных процессов развития страны в пространстве музыкального творчества и субкультуры» .
Русский рэп как форма культуры анализируется в статьях А. Ю. Завалишиной, Н. Ю. Костюрина «Русская рэп-культура: специфика научного анализа», Е.А. Гришиной «Русский рэп как саморефлексия поколения».
Рэп как отражение положения общества и его изменения анализируется А.В. Любарец в статье «Деструктивная функция хип-хоп субкультуры в процессах трансформации социума как фактора изменения расовой идентификации», а также у А. Венцель, Э. К. Пирс, З. Е. Тарасовой в работе «Рэп как средство выражения социальных изменений на северо-востоке Сибири: Хип-хоп, урбанизация и этничность якутов (Саха)» .
О работе интервьюеров на YouTube-канале пишут Н.Ю. Бердышева в работе «Интервью как творческий метод ведения популярного видеоблога» и Н. В. Яблоновская в статье «Жанр интервью на платформе русскоязычного сегмента YouTube: трансформации и медиатехнологии» .
Исследования о конкретных журналистах, чью деятельно сть мы анализируем, представлены О.С. Иссерс в статье «Коммуникативные стратегии интервьюера Юрия Дудя : взгляд лингвиста на медийный феномен массовой культуры» .
Таким образом, целью нашего исследования является анализ специфики представления музыкального направления - рэпа и образа рэп- исполнителя в интервью с российскими музыкантами на YouTube.
Объектом исследования является интервью на YouTube-канале как форма отражения актуальных явлений социальной жизни, а предметом — интервью с рэперами на YouTube-канале как средство представления актуального музыкального рэп-направления.
Чтобы наше исследование осуществилось, нужно выполнить такие задачи, как:
1) Изучить научно-теоретическую литературу по теме.
2) Проследить и описать историю развития хип-хопа как явления культуры.
3) Выявить специфику проведения аудиовизуальных интервью на YouTube.
4) Проанализировать выбранные интервью.
а) Проанализировать образы героев - рэп-исполнителей и аспекты их представления в программе.
б) Рассмотреть темы, обсуждаемые в интервью с рэп-исполнителями.
в) Оценить работу интервьюера, стиль ведения беседы.
г) Определить специфику визуального ряда передачи, мультимедийные элементы, их вклад в создание образа героя.
5) Сопоставить образы исполнителей, создаваемые на различных ресурсах.
6) Описать концепцию отражения в интервью на YouTube-канале музыкального рэп-направления.
Материалом для анализа послужили интервью ведущих журналистов, которые нередко приглашают рэп-исполнителей, обсуждают различные проблемы творчества, деятельности, личной жизни представителей культуры. Собраны интервью с наиболее известными российскими рэперами, которые представляют различные направления рэпа, чтобы отразить рэп культуру в России. Интервью были размещены на платформе YouTube в период 2017-2021 гг :
1. «вДудь» — «Feduk — автор главного хита этой осени.»
2. «Esquire» — «Интервью Feduk».
3. «Вписка» — «Feduk: от маленьких клубов до Стадиума (при уч. Big Baby Tape, Obladaet, Паша Техник)».
4. «вДудь»— «MORGENSHTERN - главный шоумен России-2020 / Russian entertainer #1».
5. «Осторожно: Собчак!» — «Новый Моргенштерн: свадьба, экзистенциальный кризис и уход из шоу-бизнеса».
6. «вДудь» — «Pharaoh - с*ки, слава, стиль».
7. «вДудь» — «Баста - о Немагии и своей зарплате. Большое интервью».
8. «Осторожно: Собчак!» — «Баста: О концертах, новом альбоме и Бэдкомедиане».
9. «вДудь» — «Face - почему от него фанатеет молодежь»
10. «вДудь» — «Face - Многое изменилось».
Структура работы :
В первой главе нашего исследования: «Хип-хоп культура и возможности ее отражения в интервью на YouTube» нашего исследования:
1) Представлены необходимые теоретические основы.
2) Дана информация о музыкальном направлении.
Во второй главе «Анализ интервью ведущих YouTube—каналов с рэп исполнителями»:
1) Представлен анализ интервью на YouTube и его результаты.
В Интервью на YouTube феномен рэп-культуры раскрывается через личности рэперов. Ведущие каналов не являются социологами, не ведут исследование хип-хоп культуры. Они создают материалы, которые должны быть интересны для их аудитории, в сенсационном или скандальном ключе сообщают сведения о популярных исполнителях, их творчестве и жизни. Однако на основе этих интервью формируется отражение основных черт хип- хоп культуры на YouTube-канале. Сведения о жизни рэперов, их деятельности, заработках, межличностных конфликтах и т.п. формируют представление о российской рэп-культуре.
Мы выделили обсуждаемые темы в порядке значимости для характеристики явления хип-хоп культуры. (Журналисты строят свои интервью по другим принципам, создавая интригу, стремясь поддержать интерес на протяжении всего интервью).
Специфика создания музыкальных рэп-композиций.
Журналистам интересно, как появляется популярные треки. Рэперы рассказывают о специфике создания композиций, используя профессиональный жаргон. Он знаком фанатам, но журналисты (Ю. Дудь) расспрашивают и о значении слов. Также обсуждается взаимодействие с рэперов с битмейкерами, принципы взаимодействия с ними, негласные «правила» использования бит-основы треков («можно купить, можно взять в аренду, можно так использовать») — «ведь все уже придумано» и пр.). Так считают Morgenshtern, Pharaoh и Face. Нередко в рассказах рэперов создание молодёжного хита предстает как некое «озарение»: кто-то прислал интересный бит, нашлись сочиненные когда-то рэпером стихи, придумали, какие эффекты звучания нужно использовать и получился хит («Розовое вино»). Pharaoh («вДудь») поделился подробностями совместной работы с зарубежным рэпером GostMane. Рассказал, что музыкантам необязательно присутствовать физически на музыкальной студии вместе, каждый записал свою партию и переслал коллеге, затем свели. Обсуждаются вопросы авторских прав, т.к. возникает немало конфликтов, связанных с авторством. Но такие скандалы добавляют популярности.
Важной темой является вопрос о текстах песен. Ведущие просят разъяснить их смысл. Рэперы подчеркивают протест против негативных явлений жизни общества, сообщают, что эти настроения хотят донести в своих композициях. Отмечают, что это не всегда понятно аудитории (Face заявляет, что делает трэп-рэп, что в его музыке заложены социальные проблемы, которые он подает с иронией.). Использование бранных слов поясняют тем, что говорят со своей аудиторией на ее языке. А также тем, что эти слова метафорически обозначают негативные явления, о которых не говорится прямо (Pharaoh). В том, что в текстах песен в грубой форме представлены темы, которые публично не обсуждаются (интимные отношения, употребление наркотиков и т.п.), рэперы (Face, Morgenshten) видят привлекательные для подростковой и молодежной аудитории характеристики, «ведь все запретное всегда привлекает».
Однако часто звучит мнение, что теперь важнее в творчестве рэперов бит, музыкальные обработки, а слова менее важны.
Интервьюеры интересуются политической позицией рэп-артистов. У Юрия Дудя для этого заготовлен фирменный вопрос: «Путин — красавчик?». Однако, в программах отражаются не социально-политическая составляющая, а эстетика субкультуры. Причем, не все рэперы в проанализированных интервью согласны беседовать на политические темы, хотя показывают свое бунтарство, говорят что «не сотрудничают с государством». Рэперы говорят, что они полностью погружены в свое творчество, им не до политических скандалов. Однако ряд рэперов имеют оппозиционную политическую позицию, представляют ее в песнях, говорят о ней в интервью (Face).
Каждый интервьюер задает вопросы, наводящие героя на разговор о коллегах. Чаще всего рэп-исполнители поддерживают друг друга в музыке, «респектуют» коллегам, создают совместные музыкальные лейблы и творческие объединения. Баста положительно отзывается о своих коллегах и участниках своего лейбла, отмечая, что для него отношения с ними важнее, чем их профессиональные качества. Feduk отмечает рэперов OG Buda, BigBabeTape (спустя несколько лет они стали самыми популярными рэперами в странах СНГ). Однако единственный из представленных рэперов — Morgenshtern высказывается негативно о своих коллегах, считая «лучшим» только себя. Похожее поведение прослеживается и у FaceX он, «после себя», выделяет среди перспективных российских исполнителей рэпера Pharaoh’a.
Представлены социальные характеристики рэперов, они различны. Баста (Василий Вакуленко) — «ростовский пацан», из семьи военных, учился на историческом факультете (правда, не сообщил, какого вуза). Feduk (Федор Инсаров) — москвич, из семьи учителей, в детские годы жил с родителями- учителями при посольствах в Китае, а затем в Венгрии, где увлекся рэпом, обучался в музыкальной школе, но не закончил ее. Pharaoh (Глеб Голубин) — москвич, его отец был генеральным директором футбольного клуба «Динамо». Глеб закончил факультета журналистики МГУ. Morgenshtern (Алишер Валеев, ныне Моргенштерн) — из Уфы, родители развелись, затем отец умер, и матери приходилось много работать, чтобы содержать семью. Поступил в педагогический университет БГПУ, но был исключён за непристойное поведение. Face (Иван Дремин) — тоже из Уфы, родители развелись, не имеет высшего образования, но в интервью («вДудь») признается, что планирует пойти учиться.
«Типичный рэпер», судя по интервью, употребляет наркотики или злоупотребляет алкоголем, имеет беспорядочные половые связи. Может подраться с другом (Баста) и даже зрителем на концерте, правда, сами зрители могут провоцировать рэпера, «задирая» его словесно или физически, ворвавшись на сцену (Pharaoh). Рэпер может состоять в творческом объединении, дружит с другими рэперами и уважительно отзывается о них («респектует»). Увлекается музыкой, проводит много времени на студии, ищет новое звучание своих рэп-треков.
Для внешнего облика рэперов характерны акцентные украшения, татуировки. Баста, Feduk, Face и Morgenshtern носят брендовую одежду в спортивном стиле (худи, кроссовки, куртки). Pharaoh предпочитает готический рок-стиль.
Затрагивается развитие новых рэп-направлений, ведущие стараются изучить их специфику и понять, почему это сейчас популярно. В интервью представлены личные пристрастия рэперов, описан их образ жизни.
Мультимедийные вставки дают представление об исполнении , вокальных данных рэперов.
Сегодня на концертных площадках и в интернете представлено большое количество рэперов. В рамках ВКР мы рассмотрели только несколько наиболее популярных на YouTube интервью популярных рэперов. На наш взгляд, эти интервью отражают реальную картину развития рэп- культуры в стране и разъясняют ее особенности.
1. Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. — 304 с
2. Бердышева Н. Ю. Интервью, как творческий метод ведения популярного видеоблога/ Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения, 2018 г. — С. 17-19.
3. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка: учеб. для вузов по спец. «Журналистика». М.: Высшая школа, 1991. 432 с.
4. Венцель А., Пирс Э.К., Тарасова З.Е. Рэп, как средство выражения социальных изменений на северо-востоке Сибири: Хип-хоп, урбанизация и этничность якутов (Саха) // Этнографическое обозрение. 2018. No 1. С. 169-182.
5. Гришина Е.А. Русский рэп как саморефлексия поколения. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019;(3):86-96.
6. Дубских А. И. Выражение оценки в личностном интервью // Проблемы истории, филологии и культуры. Магнитогорск: МаГУ, 2006. Вып. XVIII. С. 82-87.
7. Дубских А. И. Стратегия самопрезентации публичной персоны в звездном интервью // Слово, высказывание, текст в когнитивном, праг- матическом и культурологическом аспектах: материалы VI Междунар. науч. конф., Челябинск, 23-24 апр. 2012 г.: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. Л. А. Нефедова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2012. С. 216-219.
8. Дерикот В.А. Рэп в истории и культуре России конца XX столетия: отражение социальных процессов развития страны в пространстве музыкального творчества и субкультуры. / В.А. Дерикот // Проблемы социальных и гуманитарных наук. — 2020 г. — № 2 (23). — C.37-42.
9. Завалишин, А. Ю., Костюрина, Н. Ю. (2020) Русская рэп-культура: специфика научного анализа. Журнал интегративных исследований культуры, т. 2, No 1, с. 60-68.
10.Завьялова М. (2003) Доктор прописал кровопускание: риторика насилия и афроамериканская литература 1960-х годов // НЛО. No 64.
11. Ильченко, С. Н. Интервью в журналистике, как это делается: учеб. пособие / С. Н. Ильченко. — СПб. : С.-Петерб. гос. унт, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2016 г. — С.236.
12. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии интервьюера Юрия Дудя : взгляд лингвиста на медийный феномен массовой культуры // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2021. - № 6. - С. 263-277.
13. Кожелупенко, Т. П. Сленг как средство субкультурного кодирования в современных американских и русских рэп текстах: Автореферат. - Спб: ООО «Издательство “ЛЕМА”», 2009. - 20 с.
14. Левикова С. И. Молодежная субкультура : учеб. пособие. — М. : Фаир- пресс, 2004. — 616 с., с. 32.
15. Лукина М. Технология интервью. М.:- Аспект Пресс, 2003 г. — С.191.
16. Любарец А.В. Деструктивная функция хип-хоп субкультуры в процессах трансформации социума как фактора изменения расовой идентификации. / А.В. Любарец // Кафедра философии, Дальневосточный федеральный университет. — 2016 г. — C.1-5.
17. Подосокорский, Н. Н. «Лицо с экрана». В чем секрет популярности ток- шоу «Вдудь»? // Наука телевидения. - 2018. - No14.3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/litso-s-ekrana-v-chem-sekret-populyarnosti-tok- shou- vdud.
18. Попова Т. И. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте. СПб.: СПбГУ, 2002. 220 с.
19. Сиротинина О. Б. Тексты, текстоиды, дискурсы в зоне разговорной речи // Человек - текст - культура / под ред. Н. А. Купиной, Т. В. Матвеевой. Екатеринбург, 1994. С. 105-124.
20. Трякина И. А. Влияние хип-хоп субкультуры на установки молодого поколения // Социальные явления — журнал международных исследований. — 2013. — No 2. — С. 100-106., с. 104
21. Фролова, Е. В. Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009-2013 гг.). М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015 г. — С.52.
22. Швец Е. В. «Звездное» интервью в коммуникативно-прагматическом аспекте: автореф. кан. филол. наук. Калининград, 2008. 24 с.
23. Яблоновская, Н. В. Жанр интервью на платформе русскоязычного сегмента YouTube: трансформации и медиатехнологии / Н. В.Яблоновская, А. В. Язык, Н. Д. Местафаева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2020. № 4. С. 225-238.
Список источников:
1. «вДудь»/ эл. адрес: https://www.youtube.eom/c/vdud.
2. «Осторожно: Собчак!»/ эл. адрес: https://www.youtube.com/c/sobchak.
3. «Вписка»/ эл. адрес: https://www.youtube.com/c/VPISKA.
4. «Esquire»/ эл. адрес: https://www.youtube.com/c/EsquireRussia.