ВОЗМОЖНОСТИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
БИБЛИОТЕРАПИИ НА ДЕТЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
(НА МАТЕРИАЛАХ ЦЕНТРОВ ПОМОЩИ ДЕТЯМ,
ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Введение 7
1 Сущность библиотерапии 12
1.1 Проблема понятия и история формирования библиотерапии в России 12
1.2 Процесс и содержание терапевтического потенциала библиотерапии 18
1.3 Роль библиотерапевта в терапевтическом процессе 27
2 Практическое применение библиотерапии на примере двух возрастных групп детей 24
2.1 Описание инструментария 33
2.2 Сравнительный анализ результатов исследования 2017 года на примере центра
«Росток» и результатов исследования 2018 года на примере детского дома №4 44
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложение А Программа исследования 72
Приложение Б READ-лист 77
Приложение В Рисуночный метод выявления характера эмоциональных состояний 78
Приложение Г Психологический тест на выявление тревожности Люшера 84
Приложение Д Тест тревожности В. Амена 85
Приложение Е Стимульный материал для теста с девочками 86
Приложение Ж Стимульный материал для теста с мальчиками 90
Приложение З Физиономический тест Кунина 94
Приложение И Рисуночная методика «Кактус» 95
О лечебном воздействии книги на эмоциональное состояние человека известно давно и каждому. Читать книгу, словно поговорить по душам с близким человеком или даже побывать на сеансе у психолога: настолько книга помогает снять нервное напряжение и восстановить баланс духовных сил. Однако сразу стоит отметить, что далеко не каждая книга способна подобным образом воздействовать на эмоциональное состояние индивида. Только с учетом определенных критериев, к которым можно отнести следующее:
1. Индивидуальные психологические особенности человека;
2. Его характер;
3. Темперамент;
4. Эмоциональное состояние;
5. Возраст;
6. Особенности той трудной жизненной ситуации, в которой оказался человек.
Возможен тот эффект, о котором пишут исследователи. Помимо прочего не следует забывать и о литературных предпочтениях человека: какой жанр симпатизирует человеку, какой объем страниц привык читать и прочее.
Каждая книга по-разному влияет на разных людей: одного человека она способна успокоить, мотивировать на грамотную расстановку своих сил и способностей, другого другому дарит поток необходимой бодрости и энергии, стремление разобраться в своих проблемах и решить их, третьим дарит хорошее настроение, заставляя забыть о плохих воспоминаниях, выдвигая на передний план только положительные эмоции и события.
Помимо прочего, художественное произведение может выступать и в роли отвлекающего фактора. Большая загруженность на работе, учебе, проблемы в личных отношениях, стресс, тревоги - от всего этого можно отвлечься, если взять в руки книгу. Во время чтения, человек погружается в совершенно иной мир, который существенно отличается от его мира. Переживания за героев, интерес к развитию сюжета, неожиданная развязка - все это заставляет человека хоть на несколько часов забыть о своих проблемах и переживаниях. Мысли, которые тяготят человека, исчезают и на смену им приходит легкость и душевное спокойствие. Необходимо отметить, что влияние той или иной книги и на индивида довольно индивидуально. Так, например, такой художественный жанр как трагедия способна вызвать разные эмоции: одних людей она заставит глубоко сопереживать героям книги, чувствовать их эмоции, быть на одной волне. Так, например, человек может заплакать от переизбытка чувств, что является неким очищением, освобождением от своих негативных эмоций. Некоторых людей, наоборот, трагизм, который разворачивается на страницах книги, может оказывать не лечебное и восстановительное действие, а разрушающие. Негативные мысли, стресс и даже депрессия - со всем этим может столкнуться данная категория людей. Поэтому в библиотерапевтическом процессе крайне важен четкий и грамотный подбор художественной литературы.
Помимо описанного выше воздействия, чтение книг является и важной формой социализации личности, поскольку чтение приобщает к социальному опыту человечества. Книги - важный источник информации. Именно из книг мы научаемся и узнаем новое: образовываемся и совершенствуемся как на интеллектуальном, так и на духовном уровне. Получая новую информацию, человек может простроить свою модель поведения и разрешения конфликтов на разных уровнях. Однако взрослый человек более адаптивен к стрессовой среде и трудным ситуациям, так как уже имеет жизненный опыт и определенные навыки.
Однако ребенку всегда нужна поддержка и твердое плечо взрослого человека. Как правило, в этой роли выступают родители и/или родственники ребенка: они всегда готовы дать совет, успокоить и помочь в любой трудной для ребенка ситуации. Но бывает так, что и родители по разным причинам оказываются не в состоянии помочь преодолеть трудности. Ребенок оказывается один на один со своими переживаниями, страхами и проблемами. В силу своего возраста он не способен нормализовать свое душевное состояние. Ребенку, который находится в семье и окружен заботой и вниманием родителей, справится с эмоциональными трудностями проще, чем ребенку, который лишен подобной возможности. Речь идет о детях, которые находятся в специальных (коррекционных) домах для детей, оставшихся без попечения родителей. Конечно, в данных учреждения о ребенке заботится социальный педагог, психолог, врач, но, несмотря на профессионализм и компетентность работников, ничто не способно заменить родительскую заботу.
В связи с этим ребенок может испытывать трудности в ходе социализации (детский сад, школа), накал эмоциональных и психических переживаний, что не может не сказаться на его состоянии. В коррекционных учреждениях используется множество методов и программ, которые направлены на изменение и развитие физического, интеллектуального и эмоционального развития воспитанников. Среди них, в последнее время, стал популярен такой метод психотерапии как библиотерапия.
...
Итак, проблема данного исследования - каково влияние библиотерапии как метода коррекции на эмоциональное состояние (агрессивное и тревожное) воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Исходя из этого, целью являлось сравнения влияния терапевтического воздействия библиотерапии на две разные возрастные детские группы.
Первая часть работы решила такие задачи как: определение понятия
«библиотерапия», то есть раскрытие сущности данного метода коррекции эмоциональных состояний. Однако стоит отметить, что до сих не существует единого общего определения данного термина: каждый анализированный вариант имел свои отличия от предыдущих вариантов. Так же было проанализировано становление и история развития библиотерапии в Российской Федерации помог более подробно рассмотреть и понять истоки формирования и причины возникновения и укоренения данного метода. Так же был выполнен анализ непосредственного процесса библиотерапии, а так же ее внутреннее содержание, то есть наполненность. Были выделены основные характеристики и принципы библиотерапевтического процесса, на основе которых строятся и проводятся библиотерапевтические занятия. Без внимания не осталась и роль самого библиотерапевта: было дано понятие данного термина, а так же предпринята попытка определить уровень влияния самого библиотерапевта на эмоциональный настрой детей. Поскольку дети в данных учреждения зачастую испытывают эмоциональные трудности и дефицит внимания и ласки со стороны взрослых, то появления нового человека, который уделяет им внимание практически каждый день, может само по себе являться причиной повышения настроения у детей. Такое возможное влияние было замечено на примере работы с первой возрастной группой детей из центра помощи детям «Росток». Обратное влияние личности библиотерапевта было замечено во второй возрастной группе детей из центра помощи детям № 4. Некоторых детей нервировал приход библиотерапевта, который означал чтение художественных произведение или прохождение психологического теста. Из наблюдения было видно, что дети часто торопились пройти тест, что, конечно, не могло не отразиться на конечных результатах тестирования.
Задача проанализировать результаты исследования второй возрастной группы и сравнить их с результатами исследования прошлого года была выполнена во второй части работы. Целью второй главы являлось - определить на какую возрастную группу детей библиотерапия оказала большее терапевтическое влияние. Основной критерий в количественном анализе - количество изменённых ответов в положительную сторону, а так же подсчет и сравнение ответов, которые остались на прежнем уровне (среднем или
негативном). В результате число положительных ответов, которые ранее были оценены как средний или негативный, больше у первой возрастной группы из центра «Росток». Их количество положительных изменений, которые исчислялись либо в баллах, либо в процентах, в сумме из всех вторично проведенных тестов равно 12. То есть, практически в каждом тесте некоторые дети демонстрировали положительные изменения. К положительным изменениям относятся только те результаты, которые достигли установленной отметки как положительный результат. Количество вторичных ответов, которые перешли в категорию «среднее», в данной группе равно 6 ответам. Стоит отметить, что в данном исследовании пограничные ответы (например, в тесте Амена 50%) считалось за средний результат.
Анализируя полученные результаты исследования во второй возрастной группе из центра помощи детям № 4, исследователь насчитал 7 положительно измененных ответов, а количество вторичных ответов, которые обозначены как «средний уровень», в данной группе достигает 9 ответов. Стоит заметить, что в одном из вторично проведенных тестов (тест тревожности Амена) один ребенок не изменил своего результат, также продемонстрировав высокий уровень тревожности в 57%.
Таким образом, на основании результатов исследования, можно прийти к выводу, что библиотерапия сильнее воздействует на детей в возрасте от 6 до 9 лет. Однако здесь есть несколько нюансов, которые на взгляд исследователя стоит осветить в данной работе. Для начала стоит разобраться, почему на вторую возрастную группу детей не было оказано такого же терапевтического эффекта. Это может быть связано с тем возрастом, в котором находится вторая группа детей. Как известно, 9-12 лет уже можно называть началом пубертатного периода, когда ребенок становится, в принципе, эмоционально не стабилен, не учитывая его трудную жизненную ситуацию. В связи с этим вытекают проблемы, с которыми пришлось столкнуться в ходе исследования. Во-первых, это установление контакта. Как уже было упомянуто выше, приходит библиотерапевта в группу нервировал некоторых детей, поэтому они с трудом шли на контакт, отвечая односложно на вопросы, которые подразумевают под собой рефлексию. Долгое время контакт с детьми не ладился и они не выражали доверия, Однако спустя определённый отрезок времени (около двух недель) контакт в некоторой степени наладился.
...
1. Алексейчик А. Е. Библиотерапия / А. Е. Алексейчик // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. - Томск : Медицина, 1985. - 537 с.
2. Алтухова Г. А, Добрынина Н. Е. Информация и психика человека [Электронный ресурс] // Официальный сайт библиографий. - Электрон. дан - http://evtyuhina.blogspot.ru/2009/11/14.html (дата обращения: 06.04.2018).
3. Астапов В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. - 2-е изд. - СПб. [и др.] : Питер : Питер принт, 2004. - 224 с.: ил.- (Детскому психологу).
4. Аромштан М. С. Читать! / М. С. Аромштан. - М. : «Дискурс», 2018. - 322 с.
5. Быкова И. В. Библиотерапия как эффективный метод психологической поддержки, коррекции и лечения / И. В. Быкова // Психология и искусствознание: исследование творчества и творческой личности. Материалы международной конференции, Берлин-Москва, 2012. - 247 с.
6. Баркер. Р. Словарь социальной работы / Р. Баркер. - М: Просвещение, 1994.
- 645 с.
7. Библиотерапия. Словарь-справочник [Электронный ресурс] // Официальный
сайт библиотеки редких и старинных книг. Электрон. дан. - http://redkayakniga.ru/knigovedenie/item/f00/s00/e0000249/index.shtml (дата
обращения:17.12.2016).
8. Библиопсихология. [Электронный ресурс] // Официальный сайт
национальной психологической энциклопедии. - Электрон. дан -
http://vocabulary.ru/termin/bibliopsihologija.html (дата обращения: 06.04.2017).
9. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности / Л. Ф. Бурлачук. - Киев : Здоровья, 1989. - 163,[2] с.: ил.
10. Байяр П. Титаник утонет / Пьер Байяр; пер. с фр. Е. Морозовой. - Москва: Текст, 2017. - 170 с.
11. Вайль П. Стихи про меня / П. Вайль. - М.: «КоЛибри», 2011. - 688 с.
12. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 159, [1] с.
13. Вольф Ю. Литературный мастер-класс. Учитесь у Толстого, Чехова,
Диккенса, Хемингуэя и многих других"/ Ю. Вольф. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2018.
- 352 с.
14. Вдовин А. В. Рождение современной литературной критики. [Электронный ресурс]// Официальный сайт научного проекта «Постнаука» - Электрон. дан. - https://postnauka.ru/video/84568 (дата обращения: 24.02.2018) .
15. Герасина Е. В. Детская психология / Е. В. Герасина. - Москва.: Владос, 2010. - 285 с.- (Растите ребенка здоровым).
16. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Сост.: С. В. Велиева. СПБ: Речь, 2005. - 240 с.
... всего 57 источников