Введение 5
Глава 1. Характеристика и эволюция 11
внутренней среды политики Гонконга
Глава 2. Сторонники центрального 27
правительства и демократический лагерь: Позиции и динамика взаимоотношений
Глава 3. Гражданское общество во 41
внутренней политике Гонконга
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение
Гонконг - это уникальнейшая политико-историческая единица. Особенный статус, который эта бывшая колония Великобритании носила полтора столетия, а также положение рядом с «большим соседом» - материковым Китаем, для которого этот порт долго служил воротами в мир, причём как в дореволюционный, так и в коммунистический период, сформировали на территории немногим больше тысячи квадратных километров неповторимый сплав западной и восточной цивилизаций.
Благодаря щедрому потоку иностранных инвестиций Гонконг стал одним из самых высокотехнологичных городов мира. Территорию называют идеальным местом для стартапов, а бизнес-парк Cyberport строился ради привлечения современных IT-компаний. Гонконг является крупным региональным туристическим, телекоммуникационным, транспортным центром, мировым финансовым центром.
Портрет жителя Гонконга сейчас можно определить так: это человек средних лет, семейный, живущий в достатке и ведущий современный, западный образ жизни. Он всей душой любит свою родину, но в то же время не чурается едких высказываний в адрес отдельных наиболее громких политиков. Он недолюбливает коммунистов, но старается не высказываться об этом в открытую, хотя и не хотел бы дальнейшего «закручивания гаек» и ограничений в отношении личных свобод. В случае массовых протестов он выйдет на улицу скорее из чувства солидарности, чем в поддержку каких -либо конкретных мер, и будет придерживаться взглядов своей фирмы, если она в открытую выскажет собственную позицию.
Этот портрет не слишком-то изменился с 1997 года, когда территория бывшей колонии с помпой была возвращена Китаю, символизируя закат Британской империи - разве что горожанин стал несколько лучше разбираться в вопросах личных свобод и прав человека благодаря возможностям Интернета и прессе, цензура в которой до недавних пор сводилась к минимуму (местная газета South China Morning Post держалась до последнего, но в последние полтора-два года стала открыто поддерживать любые меры правительства Си Цзиньпина).
А вот сам Гонконг сильно поменялся, причём нужно ещё подумать, в лучшую или в худшую сторону. Теперь эта территория носит статус Особого административного района Сянган в составе КНР и служит воплощением принципа «Одна страна, две системы». Согласно данному принципу, в Гонконге как минимум до 2047 года сохраняется демократическое управление и полноценная рыночная экономика, в отличие от материкового Китая, где элементы командной экономики и диктатуры сохраняются до сих пор.
Собственно, этот принцип призван обеспечить плавный переход Гонконга под суверенитет Китая и встраивание гонконгской политической системы во внутрикитайскую. Это осознанная необходимость, на которую Пекин вынужден был пойти - Гонконг к концу XX века вошёл в число наиболее значимых мегаполисов Азии, а реэкспорт товаров через порт служил существенной статьёй доходов в бюджет (особенно после санкций, наложенных на Китай после событий 4 июня 1989 года на площади Тяньаньмэнь). Кроме того, благодаря этому принципу удалось успокоить местных жителей, привыкших к определённому порядку вещей и качеству жизни - их заверили, что Гонконг получит значительную автономию.
Однако этот принцип породил и ряд противоречий, которые и являются ключевыми во внутриполитической повестке Гонконга первых двух десятилетий после возвращения под крыло Китая. Пекин ясно продемонстрировал, кто является настоящим хозяином, практически сразу отменив избирательную реформу 1994 года за авторством губернатора Паттона и вернувшись к модели с сильной исполнительной властью - в Избирательном совете большинство мест получили пропекинские политики, а главу администрации назначал именно этот орган.
Собственно, тема отношений Китая и Гонконга не утратила актуальности и по сей день - последняя крупная волна беспорядков состоялась в феврале 2016-го и вылилась в столкновения протестующих с полицией, причём участием в них отметились группы местных радикалов. Проследив же, какие силы оказывают влияние на процессы принятия решений во внутренней политике Гонконга, можно понять, в чём состоит причина и корень этих противоречий, как их можно избежать и почему Пекину стоит аккуратно относиться к политическим преобразованиям в Особом административном районе -в этом и состоит главная идея данной работы.
Проблема 1997 года достаточно хорошо изучена в англоязычной литературе, и известны мотивы обеих сторон, основные точки конфликта (к примеру, наложение элементов социалистического гражданского права на общее право Гонконга, созданное под влиянием британского права), а также возможные пути развития отношений. Однако обстоятельных и цельных исследований, посвящённых вопросу того, кто делает политику в современном Гонконге, в англоязычной литературе немного, а в российской из-за специфики темы и вовсе, пожалуй, нет в принципе. Этот вопрос представляет особую важность в контексте изучения развития Гонконга как мегаполиса мирового значения, подконтрольного не совсем демократическому режиму.
Объектом исследования моей выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) является город Гонконг (Сянган), его внутренняя политика и аспекты внешней политики великих держав, затрагивающие интересы его жителей. Предмет работы - Процессы во внутренней политике Гонконга в период 1997-2017 гг., а именно замедление демократизации, развитие гражданского общества, появление политических партий, занимающих позиции вне основных лагерей - демократического и пропекинского.
Цель ВКР - ответить на вопрос, какие политические и/или экономические субъекты в наибольшей степени диктуют внутриполитическую повестку дня в Гонконге, а также определить тренды внутри повестки в разные годы рассматриваемого периода.
Для успешного выполнения ВКР необходимо выполнить следующие задачи:
• Проследить эволюцию внутриполитической системы Гонконга в период 1997-2017 гг.;
• Определить основные тенденции и темы внутренней политики Гонконга и сопоставить их с дискурсом позднего колониального периода;
• Указать основные противоречия в отношениях Гонконга и Пекина, а также их причины;
• С помощью средств контент-анализа выделить акценты во внутренней политике Гонконга в разные годы, отметить и по возможности объяснить представляющие наибольший интерес аномалии;
• Выявить роль общественности Гонконга в формировании внутренней политики, а также отдельных его представителей, таких как пресса, университетское сообщество и местный бизнес;
• Определить позиции и интересы всех основных акторов внутренней политики Гонконга (начиная с КПК и заканчивая студенчеством) по острым вопросам отношений Гонконга и Пекина, таким как проблема невмешательства, внешнеэкономическая автономия и права человека;
• Оценить роль и значение основных акторов внутренней политики Гонконга в формировании повестки.
В работе применяются следующие методы: ценностно-нормативный, институциональный, социологический, структурно-функциональный, метод контент- анализа.
Работа охватывает хронологический период с момента символической передачи суверенитета Гонконга КНР от Великобритании 1 июля 1997 года и до конца 2017 года.
Источники, используемые в ВКР, можно разделить на тематические группы в зависимости от акцентов, расставленных авторами на различных сторонах жизни города.
Основными первичными источниками являются Основной закон Особого административного района Гонконг с разъяснениями к Конституции КНР и Основному закону, а также архивы Законодательного совета Гонконга. Оба этих источника доступны в сети Интернет на официальных сайтах соответствующих правительств. Отдельно стоит сказать об архивах Законодательного совета, которые являются не чем иным, как задокументированными стенограммами всех заседаний Совета общим объёмом более 300 тысяч страниц и представляют собой значительную историческую ценность, а также большое поле для исследователей Гонконга. Контент-анализ содержимого архивов по методу поиска ключевых слов - это основная исследовательская часть работы, призванная объяснить некоторые внутриполитические процессы, происходящие в Гонконге.
Поскольку в ВКР речь идёт о сравнительно недавних событиях, значение отдельных деталей невозможно в полной мере понять без публикаций в СМИ. Источником такого плана является главное печатное издание Гонконга South China Morning Post, а точнее, его цифровая версия .
Вся литература, используемая при подготовке работы, подразделяется на три большие группы - исследования политических процессов и общественных процессов. Ниже дана краткая характеристика основных из них.
Посвящённые исследованиям политических процессов, включая экономику:
«Современная история Гонконга» Стива Тсанга представляет интерес главным образом в контексте объяснения процессов, предшествовавших передаче Гонконга, а также противоречий между Гонконгом и Пекином.
«Современные правительство и политика Гонконга» коллектива авторов Университета Гонконга обозревает эволюцию политических институтов территории, а также основные вопросы и проблемы, стоявшие на повестке дня в первые 15 лет после воссоединения с Китаем, и политические решения, с ними связанные.
Монография «Кризис и трансформация в Гонконге», изданная в 2002 году там же, фокусируется на преобразованиях, произошедших в Гонконге в первые годы сразу после передачи территории .
Статья под названием «Утрачено в переводе: две правовые культуры» объясняет различия в правовых подходах Пекина и Гонконга культурным и лингвистическим разрывом, а также называет причины разногласий внутри органов публичной власти между сторонниками КПК и автономии Гонконга и основные несостыковки в Основном законе, которые порождают непонимание в гонконгском истеблишменте.
Статья Николаса Гордона «Одна страна, две системы: доказательство разделяемости суверенитета?» из журнала Hong Kong Studies устанавливает степень автономии Гонконга с точки зрения права и Основного закона.
Посвящённые исследованиям общественных процессов:
Монография Эрика Кхитвай Ма, изданная в 2012 году, изучает вопрос внутренней миграции между Гонконгом и материковым Китаем, а в контексте работы интересна тем, что рассматривает эволюцию роли китайских жителей Гонконга во внутренней политике города .
Примечательной является книга «Гонконг под управлением Китая: экономическая интеграция и политический застой», написанная на базе Национального университета Сингапура. В ней предлагается комплексный обзор современных отношений Гонконга и материкового Китая в экономической, политической и общественной сферах, а также даётся объяснение росту общественных движений в городе в XXI веке.
«Репозиционируя правительство Гонконга» (2012) показывает изменения парадигмы во внутренней политике Гонконга после 1997 года, а также динамику отношений правительства и бизнеса и правительства и общества.
Статья «Переосмысление спорной политики в Гонконге: перемены и преемственность» из журнала Hong Kong Studies даёт взгляд на формирование общественных движений «снизу» на примере Гонконга.
Работа «Гонконг спустя 20 лет: возникающие социальные и институциональные переломы после 1997 года» изучает общественно-политические конфликты в период 1997¬2017 гг., а также выдвигает ряд фундаментальных претензий к модели «Одна страна, две системы» в контексте демократизации и институциональных проблем, которые Гонконг переживает в последние десятилетия .
В XXI веке история Гонконга будто бы повторяется - вновь, как и в колониальный период, это территория, где главная деталь сюжета внутриполитической борьбы не скрыта в недрах Законодательного совета, а находится на поверхности и выходит за рамки отношений между регионом и центром.
Только теперь вместо борьбы с колониальным захватчиком Гонконг сражается с КНР - государством, от которого был отделён институционально и границей полтора века, и которое теперь пытается встроить его обратно.
Принцип «Одна страна, две системы» создан, чтобы его нарушать. Ведь в нём самом кроется логическое противоречие. Системы одного уровня не могут сосуществовать рядом друг с другом. Несостыковки, конфликты, борьба за власть и ресурсы обязательно приведут к расколу.
Нарушать этот принцип - в интересах Китая. По одному из пяти принципов мирного сосуществования, ни одно суверенное государство не имеет права вмешиваться в дела другого. Китай считает Гонконг собственной территорией, которая всегда была частью юрисдикции Китая и всегда ей будет. Даже название Объединённой Декларации 1984 года не случайно. КПК принципиально считать Декларацию именно «Декларацией», а не «Договором». Ведь с точки зрения Пекина, неравноправный договор об аренде Гонконга являлся недействительным, а значит, суверенитет Китая над территорией не прерывался и разрешения британцев для китайского присутствия на ней не требуется! Борис Джонсон может рассуждать об отсутствии демократии в Гонконге сколько угодно74 - её не прибавится, пока в Пекине не скажут, сколько и когда.
Главное отличие британского периода от периода после 1997 года в том, что англичане спускали пар, а китайцы стали закручивать гайки. Постепенные демократические реформы (во всяком случае, до опрометчивой инициативы Паттена) умиротворяли общественное мнение Гонконга настолько, насколько это было возможно. Китай пошёл по другому пути - по пути, который человеку западной ментальности покажется тираническим. Проблема в том, что Китай, похоже, до сих пор считает гонконгцев такими же китайцами, как они сами - с тем же конфуцианским менталитетом, строгой иерархией и так далее. Однако общество Гонконга, десятилетиями находившееся в зависимости от Великобритании, впитало западные ценности и культурно оказалось как бы между Западом и Востоком. Репрессивные меры в отношении Гонконга после «Революции зонтиков» не оставляют сомнений, что Китай пытается действовать в отношении Гонконга теми же методами, что и в регионах. Эта политика применительно к обществу, которое уже встало на путь демократии, совершенно ошибочна и должна быть пересмотрена руководством КНР во избежание возможных социальных потрясений в будущем, которые будут вызваны трениями «двух систем» из-за ряда неудобных вопросов, которые гонконгская общественность задаёт Пекину.
Главные выводы данной работы звучат следующим образом, коррелируя с целями и задачами, поставленными во введении:
• Ведущую роль во внутренней политике Гонконга играет Коммунистическая партия Китая, что обусловлено статусом территории и уникальным порядком проведения выборов - с использованием функциональных округов;
• Непосредственно КПК не представлена в ландшафте внутренней политики Гонконга, однако её мнение косвенно выражается через исполнительную власть и партии, занимающие пропекинскую, консервативную позицию;
• Главная цель политики КПК - добиться полного подчинения жителей Гонконга без социальных потрясений, обеспечив при этом их экономические интересы;
• В последние годы партии демократического лагеря уже не могут удовлетворить запрос населения полностью, поэтому на политической арене появляется третий игрок - националисты, или локалисты, выступающие за всестороннее обеспечение прав местного населения;
• Значение институтов гражданского общества, на которые во многом опираются партии демократического лагеря (Демократическая партия, Гражданская партия, Лига социальных демократов и др.), неуклонно растёт с повышением уровня организации общественных и иных движений, однако его усилий недостаточно, чтобы застопорить политику КПК, которая вызывает тревогу значительной части местного населения;
• Глубина противоречий между Пекином и Гонконгом доходит практически до цивилизационного уровня - вплоть до разной трактовки правовых понятий - что осложняет конструктивный диалог и приводит к взаимному непониманию, конфликтам и вспышкам насилия.
Впрочем, жителям Гонконга не стоит излишне отчаиваться, ведь подвижки в сторону демократии всё же есть. Появление «третьей силы» в лице гонконгских националистов может перетряхнуть обветшавшую политическую систему ОАР. Протесты в 2014-м, 2016-м и уже даже в 2019-м показывают, что политике Пекина можно и нужно противодействовать.
Судя по речи Си Цзиньпина 1 июля 2017 года, на 20-летнем юбилее по случаю передачи Гонконга, в Пекине понимают, что склочный, но в меру демократический Гонконг лучше покорного авторитарного в контексте современной мировой политики. Тем не менее, его речь ясно даёт понять Гонконгу - Китай будет интерпретировать принцип «Одна страна, две системы» как хочет (в частности, Си высказал тезис о том, что системы «как корни дерева, должны поддерживать друг друга»), а демократии и прямых выборов можно не ждать . Всего ничего до первой половины 50-летнего переходного срока, и главная цель гражданского общества Гонконга сейчас - не растерять уже имеющиеся наработки передать знамя молодому поколению, которое должно будет в случае чего одёргивать «руку Пекина». Скоро в Постоянном комитете ВСНП будут спрашивать представителей от Гражданской партии (конечно, в кулуарах): Нужна вам эта демократия, если через 20 лет её уже и не будет?