ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖАНР КИНОРЕЦЕНЗИИ В СОВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЕ ЖАНРОВ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ И ПУБЛИЦИСТИКИ 6
1.1 Понятие и функции кинокритики 6
1.2 Место рецензии в системе жанров литературно-художественной критики и
публицистики 10
1.2 Жанровые особенности кинорецензии 16
ГЛАВА 2. ЖАНР КИНОРЕЦЕНЗИИ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ИСКУССТВО
КИНО» И ОНЛАЙН ИЗДАНИЯ «КИНОПОИСК» 25
2.1 Анализ материалов журнала «Искусство кино» за 2019 - 2022 гг 25
2.2 Анализ материалов онлайн издания «Кинопоиск» за 2019 - 2022 гг 54
2.3 Сравнительный анализ материалов журнала «Искусство кино» и онлайн
издания «Кинопоиск» 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
Кинорецензия - это один из наиболее популярных жанров журналистского творчества, который посвящен анализу и оценке фильмов. Она является важным инструментом для того, чтобы помочь зрителям определиться с выбором киноленты, а также для формирования общественного мнения о кинематографических произведениях.
В рецензиях, или в откликах на творчество авторов нуждаются все произведения искусства, в том числе и фильмы, поскольку краткая, но в меру ёмкая информация, позволяет потенциальному зрителю понять суть киноленты. Сегодня рецензии пишутся не только профессиональными рецензентами, но и любителями, особенно на различных киносайтах и других информационных ресурсах, что делает их познавательными и увлекательными для чтения.
Рецензии к фильмам дают возможность вникнуть в жанр рецензируемого фильма. Данная информация позволяет зрителям погрузиться в суть и историю выбранного фильма, а также детально углубиться в него. Рецензии на фильмы предоставляют более полную и развернутую информацию, содержащую конкретные факты о кинолентах.
Знакомство с рецензиями фильмов является практичным и удобным, поскольку зритель получает возможность изучить детальный анализ произведения. Принимая во внимание экспертную оценку, зритель решает, стоит ли рецензируемое кино его внимания, или нет.
Актуальность. Кинематограф зародился в конце XIX века после ряда технических изобретений: сухого броможелатинового фотопроцесса (1878 год), киноплёнки (1889 год), фоторужья (1882 год) и др. Коммерческое влияние на начало распространения кинематографа в массах оказали братья Люмьер в Париже в 1895 году, показав короткометражный фильм «Прибытие поезда» и впервые продемонстрировав свой «синематограф». Таким образом, появилась новая культурная отрасль, а также массовый и популярный вид искусства, который сейчас играет особую роль в развитии общества. С появлением кинематографа почти сразу родился аналитический жанр - кинорецензия. Данный жанр сегодня достаточно популярен и среди массовой аудитории, так как он более доступен для понимания, чем научные статьи, благодаря своим общепонятным формулировкам, а также обращению непосредственно к самому читателю. В современном мире большинство изданий, вне зависимости от тематики, имеют отдельную рубрику, посвященную кино и содержащую разнообразные материалы в жанре рецензии.
Цель работы - выявить и описать особенности современной кинорецензии в специализированном журнале «Искусство кино» и онлайн издании «Кинопоиск» в 2019 - 2022 годах.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. На основе изученной литературы по теме определить жанровые особенности кинорецензии, а также критерии анализа эмпирического материала исследования
2. Отобрать материалы для анализа, опубликованные в журнале «Искусство кино» и интернет-издании «Кинопоиск» в 2019 - 2022 годах
3. Проанализировать тексты и выявить особенности современной кинорецензии на основе проведенного анализа.
4. Сделать выводы по проделанной работе
Объект исследования — журнал «Искусство кино» и онлайн издание «Кинопоиск» за период 2019 - 2022 гг.
Предмет исследования — кинорецензии, опубликованные в этих изданиях в 2019 - 2022 годах.
При написании выпускной работы были задействованы следующие методы исследования: сравнительный, аналитический, историко¬
культурный, типологический.
Гипотеза исследования: исторический контекст оказывает достаточно серьезное влияние на идеологию и редакционную политику издания, в том числе и специализированного, на авторов издания, их подход к созданию кинорецензий, тематику материалов и стилистические приёмы. Это определяет особенности современных журналистских жанров, в том числе и жанра кинорецензии.
При подготовке выпускной работы автор использовал исследования по теме выпускной работы следующих авторов - Л.Е. Кройчика «Система журналистских жанров», А.А. Тертычного «Жанры периодической печати». Н.А. Агафоновой «Общая теория кино и основы анализа фильма», М. Давыдовой «Вышибающий "мурашку" катарсис. Обыденная кинокритика в социальных медиа», А.С. Аксеновой «Трансформация отечественного института кинокритики в современном медийном пространстве» и др.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается выбор темы ВКР, актуальность данной тематики, определяются цели и задачи ВКР, объект и предмет исследования, описывается структура работы.
В первой главе определяется место рецензии в системе жанров литературно-художественной критики и публицистики, а также рассматриваются жанровые особенности кинорецензии.
Во второй главе проводится анализ рецензий из журнала «Искусство кино» и онлайн издания «Кинопоиск» за 2019-2022 годы.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются выводы.
В заключении выпускной квалификационной работы можно отметить, что данная работа позволила более глубоко изучить жанр кинорецензии и выявить его особенности в контексте конкретных изданий. В процессе работы были рассмотрены история возникновения жанра, его классификация и специфика. Был проведен анализ рецензий в журнале "Искусство кино" и в онлайн издании «Кинопоиск», и более подробный анализ особенностей кинорецензий в данных изданиях.
Жанр кинорецензии является одним из наиболее популярных жанров журналистики, возникшим вместе с кинематографом. Основная задача кинорецензии - оценить кинематографическое произведение, а также проинформировать зрителей о том, стоит ли идти на просмотр фильма или нет. История возникновения кинорецензии тесно связана с развитием кинематографа, и первые кинорецензии появились в начале XX века. Классификация кинорецензий может быть различной в зависимости от конкретного издания, автора и тематической направленности, и включает аналитические, оценочные, исторические и коммерческие рецензии. Основная цель любой кинорецензии - предоставить читателям объективную и качественную информацию о кинофильмах, а также воздействовать на их мнение о фильме.
Кинорецензент должен быть критически настроенным, уметь аргументировать свое мнение и давать обоснованную оценку фильму. Кроме того, рецензия должна быть универсальной и понятной для широкой аудитории, а также актуальной и отражать современные тенденции в киноиндустрии. Для анализа качества кинорецензий можно использовать критерии, такие, как наличие информационной составляющей, всесторонний анализ фильма, композиция рецензии, язык и стилистика автора, а также аргументированная оценка на основе анализа. В целом, кинорецензия является важным инструментом для формирования мнения зрителей о фильмах и развития киноиндустрии в целом.
В результате исследования можно сделать вывод, что кинорецензии в журнале "Искусство кино" отличаются высоким уровнем культуры и профессионализма, а также широким кругом рассматриваемых фильмов: от мировых блокбастеров до независимых фильмов. Кинорецензии в этом журнале содержат достаточно информации о фильме, описывают сюжет, характеризуют актерский состав, операторскую работу и звуковое сопровождение.
Изучение особенностей кинорецензий в журнале "Искусство кино" позволяет более глубоко понять жанр кинорецензии в целом и принципы его написания. Эта работа может быть полезна как для тех, кто хочет стать профессиональным кинокритиком, так и для обычных зрителей, которые хотят более глубоко понимать и анализировать кинофильмы.
«Кинопоиск» предлагает огромное количество рецензий благодаря возможности оставлять отзывы пользователям. В то время как «Искусство кино» в виде печатного журнала имеет ограниченное количество публикаций в каждом выпуске. Таким образом, «Кинопоиск» предоставляет более широкий выбор рецензий для ознакомления.
Оба источника охватывают разнообразные тематики фильмов. Однако, из-за своего онлайн-формата, «Кинопоиск» может предложить более широкий спектр жанров и направлений, включая как классические, так и новые фильмы различных жанров. В то время как журнал «Искусство кино» может сосредоточиться на более узкой группе фильмов или определенных тематиках в каждом выпуске.
«Кинопоиск» предлагает разнообразные форматы рецензий, включая краткие отзывы и более подробные аналитические обзоры. В журнале «Искусство кино» можно ожидать более расширенных и глубоких рецензий, которые могут содержать анализ сюжета, характеров и других аспектов фильма. Оба источника предлагают различные форматы, которые могут удовлетворить потребности разных читателей.
«Искусство кино» в качестве печатного журнала, вероятно, имеет более строгий отбор материалов и может предлагать рецензии от опытных кинокритиков и экспертов в области кино. С другой стороны, «Кинопоиск» включает отзывы как от обычных зрителей, так и от профессиональных критиков, что может привести к разнообразию качества и содержания рецензий. Важно учитывать, что оценка качества рецензий может быть субъективной и зависеть от индивидуальных предпочтений.
В целом, проведение сравнительного анализа материалов журнала «Искусство кино» и онлайн издания «Кинопоиск» позволило увидеть различия в количестве, разнообразии тематик, форматах и экспертности рецензий, а также учесть преимущества и недостатки каждого источника. Это поможет читателям выбрать наиболее подходящий источник информации в зависимости от их интересов и предпочтений.
1. Авдонина, Н. С. Новостная интернет-журналистика: учебное пособие для вузов / Н. С. Авдонина. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 183 с.
2. Борботько, Л. А. АВТОРСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В КИНОРЕЦЕНЗИИ / Л. А. Борботько. — Текст: непосредственный // Когнитивные исследования языка. — 2021. — № 3 (46) . — С. 448-451.
3. Гаранина Э.Ю. Оценочность в жанре кинорецензии. Вестник КемГУ. -. 2013. С. 28-31.
4. Земцова, Л. А. Искусствоведческая рецензия как жанр массово-информационного дискурса: дис. ... канд. филол. Наук / Л. А. Земцова. - Волгоград, 2006. - 205.
5. Илова, Е. В. Лексико-семантические особенности жанра "кинорецензия" / Е. В. Илова. — Текст: непосредственный // Гуманитарные исследования. — 2020. — № 4 (76) . — С. 67-75. с.
6. Каширина, М. К. Жанр кинорецензии в журналах о кино / М. К. Каширина. — Текст: непосредственный // Творчество В.И. Лихоносова и актуальные проблемы развития языка, литературы, журналистики, истории. — Краснодар: Кубанский государственный университет, 2020. — С. 279-283.
7. Кострыкина, А. М. Жанр кинорецензии в современной блоговой медиакритике / А. М. Кострыкина. — Текст: непосредственный // Неделя Науки 2021. — 2021. — № 4. — С. 468-473.
8. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров / Основы творческой деятельности журналиста / Л. Е. Кройчик; под ред. С. Г. Корконосенко. - Санкт-Петербург: Знание; СПбИВЭСП, 2000. С. 139-167.
9. Крылов В. Н. Теория и история русской литературной критики. Казань, 2011.С. 32.
10. Основы журналистской деятельности: учебник для вузов / С. Г. Корконосенко [и др.] ; под редакцией С. Г. Корконосенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 332 с.
11. Ртищева, В. А. Кинорецензия как жанр журналистики / В. А. Ртищева. — Текст: непосредственный // Слово о науке. — 2022. — № 7. — С. 15-17.
12. Саенкова Л.П. Кинокритика и киножурналистика: типология творческой деятельности. Весшк БДУ. Серыя 4: ФшалоНя. Журналщтыка. ПедагоНка. 2013. № 1. С. 72.
13. Саенкова Л.П. Литературно-художественная критика и медиакритика: сходство и различия. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 18 (89). С. 236.
14. Соболева, И. А. Стеб как тренд современного медиаполитического дискурса / И. А. Соболева // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. - 2017. - № 1 (6). - С. 83-88.
15. Талыбова А.Н. Литературная критика как средство продвижения художественной культуры. // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. 2014. Т. 27 (66). № 3. С. 450... 44