Нормативное регулирование деятельности учебно-вспомогательного персонала кафедр в Томском государственном университете: проект по разработке должностной инструкции
Перечень условных обозначений 4
Введение 5
1 Нормативные и организационные основы деятельности учебно-вспомогательного персонала кафедр 20
1.1 Учебно-вспомогательный персонал в образовательном процессе:
нормативно-правовое регулирование деятельности 20
1.2 Анализ опыта организации работы учебно-вспомогательного персонала
в российских университетах 24
1.3 Использование генеративного искусственного интеллекта при работе с
нормативными документами 28
2 Специфика деятельности учебно-вспомогательного персонала на кафедрах
Томского государственного университета 30
2.1 Общая характеристика деятельности кафедр Томского
государственного университета 30
2.2 Роль и функции учебно-вспомогательного персонала в структуре
кафедр 32
2.3 Применение нейросетей для расшифровок интервью и выявления
закономерностей в деятельности учебно-вспомогательного персонала кафедр Томского государственного университета 57
3 Разработка должностной инструкции для учебно-вспомогательного
персонала кафедр 61
3.1 Основные требования к содержанию и структуре должностной
инструкции 61
3.2 Определение обязанностей, прав и ответственности учебно¬
вспомогательного персонала кафедр с учетом специфики работы в Томском государственном университете 63
3.3 Применение нейросети при разработке должностной инструкции 65
Заключение 66
Рефлексия о влиянии нейросети на написание ВКР: достигнутые преимущества и возникшие сложности 67
Список использованных источников и литературы 71
Приложение А Штатная численность и количество лаборантов по факультетам и кафедрам 82
Приложение Б Вопросы для интервью с начальником управления персоналом 91
Приложение В Вопросы для интервью с деканами 92
Приложение Г Вопросы для интервью с заведующими кафедр 93
Приложение Д Вопросы для интервью с руководителями образовательных программ 94
Приложение Е Вопросы для интервью с лаборантами 95
Приложение Ж Анкета функционала УВП от заведующих кафедр 96
Приложение И Проект должностной инструкции старшего лаборанта 101
Приложение К Рекомендации для учебного управления 106
Современные университеты представляют собой сложные многоуровневые структуры, объединяющие научную, образовательную и административную деятельность . В их состав входят факультеты и институты, которые делятся на кафедры, лаборатории и другие подразделения, каждое из которых выполняет специфические функции, обеспечивая непрерывность и качество учебного процесса, научных исследований и управления .
Как ключевой элемент системы высшего образования, университет функционирует в рамках нормативных требований и образовательных стандартов, которые определяют не только содержание обучения, но и организацию работы всех сотрудников. В этой структуре особую роль играет учебно-вспомогательный персонал, обеспечивающий организационную, информационную и техническую поддержку образовательного процесса.
За время существования деятельность УВП в сфере высшего образования претерпела существенную трансформацию. Традиционно функционал УВП кафедр - лаборантов, старших лаборантов - выражается в преимущественно вспомогательных функциях (подготовка раздаточных материалов для преподавателей, оформление документации, оснащение аудиторий для учебного процесса), однако сегодня данная категория сотрудников сталкивается с новыми профессиональными вызовами. Цифровизация образовательного процесса потребовала от УВП освоения новых компетенций: навыков работы с информационными системами, электронными документами и администрирования социальных сетей и мессенджеров.
Несмотря на кардинальное изменение условий работы УВП, появление новых технологических возможностей и трансформацию образовательных стандартов , нормативное закрепление должностных позиций и функционала УВП остается неизменным с 2002 года .
Такое отставание нормативной базы от реальных условий профессиональной деятельности определяет проблему исследования, которая заключается в несоответствии фактически выполняемых функций УВП кафедр установленным должностным позициям и их нормативному закреплению.
В управленческом аспекте данная ситуация создает условия для возникновения трудовых конфликтов, поскольку отсутствие нормативного закрепления реальных обязанностей затрудняет оценку качества работы сотрудников и применение дисциплинарных мер. С точки зрения организационного управления, существующее положение дел приводит к нерациональному распределению трудовых ресурсов: с одной стороны, наблюдается дублирование функций между отдельными сотрудниками, с другой - неравномерная нагрузка, когда часть актуальных задач формально не закреплена ни за кем из персонала. Эти трудности сказываются на общей производительности труда и качестве поддержки учебного процесса.
Литературу по заявленной теме можно систематизировать в два тематических блока:
- Учебно-вспомогательный персонал - исследования о построении работы УВП, трансформации функционала УВП, различиях в функционале УВП кафедр технической, гуманитарной и естественно-научной направленности;
- Должностные инструкции - работы, посвященные принципам составления ДИ, применению и влиянию ДИ на трудовые отношения и систему управления персоналом.
Проведенное исследование нормативного регулирования деятельности УВП кафедр позволило выявить проблемы в организации труда данной категории сотрудников. Анализ федеральных и локальных документов показал, что действующие нормативно-правовые акты в полной мере не отражают актуального функционала УВП гуманитарных кафедр в высших учебных заведениях.
Проведенные в рамках исследования интервью с сотрудниками ТГУ и ФРД лаборантов продемонстрировали, что лаборанты гуманитарных кафедр выполняют более широкий спектр задач, чем это предусмотрено действующими регламентами. Как следствие, функции лаборантов требуют четкого нормативного закрепления и соответствующего ресурсного обеспечения. При этом должностные инструкции лаборантов либо устаревшие, либо носят формальный характер, что приводит к дублированию функций и неравномерному распределению нагрузки.
Разработанная в ходе исследования типовая должностная инструкция старшего лаборанта направлена на устранение выявленных пробелов в регулировании трудовой деятельности лаборантов на локальном уровне и создание основы для разработки индивидуальных ДИ, адаптированных под специфику конкретных кафедр.
В ходе исследования также была выявлена необходимость введения на кафедрах должности специалистов по учебно-методической работе. Такие специалисты способны оказать поддержку преподавателям в подготовке и сопровождении методической документации и выполнении рутинных задач.
Перспективными направлениями дальнейших исследований в данной области могли бы стать: расширение выборки за счет включения технических и естественно-научных факультетов, разработка ключевых показателей эффективности (KPI) деятельности УВП, а также выявление возможностей автоматизации рутинных операций лаборантов, с применением технологий ИИ.
Таким образом, проведенное исследование не только достигло своей основной цели - разработки проекта типовой должностной инструкции для УВП кафедр ТГУ, но и обозначило векторы для совершенствования системы управления персоналом в условиях цифровой трансформации высшего образования. Следующие рекомендации (см. Приложение К) будут представлены начальнику Учебного управления и начальнику Управления персонала ТГУ для дальнейшего практического рассмотрения.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 дек.
2001 г. № 197-ФЗ : (ред. от 07 апр. 2025 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 27.04.2025).
2. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек.
2012 г. № 273-ФЗ : (ред. от 28 фев. 2025 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.04.2025).
3. Об утверждении стратегического направления в области цифровой
трансформации науки и высшего образования : Распоряжение Правительства РФ от 21 дек. 2021 г. № 3759-р // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404697/ (дата обращения: 25.04.2025).
4. Об утверждении Положения о высших учебных заведениях СССР :
Постановление Совмина СССР от 22 янв. 1969 г. № 64 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=44864#pD xnXjUgtwoa3ylt (дата обращения: 27.04.2025).
5. О порядке внесения изменений в должностные инструкции
работников : Письмо Роструда от 31 окт. 2007 г. № 4412-6 //
КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73474/ (дата обращения: 25.04.2025).
6. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в
области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием» : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. № 473н // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2020. - URL:
https://base.garant.ru/74520068/ (дата обращения: 27.04.2025).
7. Об утверждении профессионального стандарта «Лаборант по физико¬механическим испытаниям металлических и полимерных материалов и сварных соединений» : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 окт. 2020 г. № 726н // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2020. - URL: https://base.garant.ru/74917594/ (дата обращения: 27.04.2025).
8. Типовой устав высшего учебного заведения : Приложение к газете «Сталинец» № 49 : утв. Советом Народных Комиссаров СССР 5 сент. 1938 г. - URL: http://elibrary.sgu.ru/Gazet/Univer/1938_11_02-.pdf (дата обращения: 27.04.2025).
9. Об организации работы кафедр физического воспитания высших
учебных заведений СССР : Инструктивное письмо Минвуза СССР от 10 фев. 1960 г. № И-12 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=34377#5v Bo9jUi2jmmvqwX1 (дата обращения: 27.04.2025).
10. Об утверждении инструкции о работе с предложениями, заявлениями, жалобами и организации приема граждан в системе Министерства высшего и среднего специального образования СССР : Приказ Минвуза СССР от 29 янв. 1980 г. № 75 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждений просвещения, состоящих на государственном бюджете СССР : Приказ Минвуза СССР от 30 авг. 1982 г. № 114 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун¬та.
12. Квалификационный справочник должностей руководителей,
специалистов и других служащих : утв. Постановлением Минтруда России от 21 авг. 1998 г. № 37 : (ред. от 27 мар. 2018 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58804/ (дата обращения: 25.04.2025).
13. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД) // Профессиональные стандарты / Минтруд России. - М., 2025. - URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy- informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/eksd/ (дата обращения: 27.04.2025).
14. Должностная инструкция старшего лаборанта филологического факультета № 222-13020 : утв. Приказом проректора по образовательной деятельности ТГУ от 1 дек. 2006 г.// Текущий архив организации.
15. Положение о Кафедре истории факультета Гуманитарного
образования Российского государственного университета нефти и газа (национального исследовательского университета) им. И.М. Губкина : утв. Приказом ректора от 2 апр. 2016 г. - URL:
https://www.gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/country_politic al_history/History_Polojenie_ot_2_04_2016.pdf (дата обращения: 27.04.2025)... 73