Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Французская индустрия туризма как пример для развития туризма в России (1990-2018 гг.)

Работа №181431

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Развитие индустрии туризма во Франции 10
1.1. История и теоретические основы научных исследователей развития международного
туризма во Франции 10
1.2. Государственные программы по развитию туризма во Франции 1990-2018 гг 16
1.3. История развития горнолыжного туризма на юго-востоке Франции 22
Глава 2. Развитие индустрии туризма в России 24
2.1. История развития туризма в России 24
2.2. Государственные программы по развитию туризма в России 1990-2018 гг 29
2.3. Использование французского опыта в развитии международного туризма во внешней
политики Российской Федерации 36
Список использованных источников и литературы 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 52


На рубеже XX-XXI вв. произошли колоссальные изменения в международных отношениях и внешней политики. В том числе и Вестфальская система международных отношений, просуществовавшая несколько веков и утверждавшая, что государство является суверенным и обладает безграничной властью на своей территории, подверглась изменениям. На мировой арене появляются и другие акторы международных отношений, такие как: межправительственные и неправительственные организации, транснациональные корпорации, внутригосударственные регионы и муниципалитеты.
В современной мировой политике заметно усиливается влияние культуры на систему международных отношений. В связи с этим государства начинают уделять все большее внимание своей культурной политике, становится все более актуальным и все чаще используется термин «внешняя культурная политика». Поскольку распространение и популяризация национальной культуры стали действенным инструментом дипломатии и довольно эффективным средством борьбы за национальные интересы того или иного государства.
Внешняя культурная политика, при ее успешной реализации, может служить очень сильным вспомогательным идеологическим орудием, которое поможет государству продвигать и отстаивать свои национальные интересы на мировой арене, а также оказывать прямое влияние на политические, экономические или социальные процессы в мире.
Культурная дипломатия это тип общественной дипломатии и мягкой силы. Она подразумевает обмен идеями, информацией, искусством и другими аспектами культуры среди наций и их народов в целях взаимопонимания. Целью культурной дипломатии для иностранного государства является развитие понимания идеалов и институтов страны с целью создания широкой поддержки экономических и политических целей. В сущности, культурная дипломатия показывает «душу» нации, которая, в свою очередь создает влияние.
В связи с этим современные национальные государства обращаются к своей культурной деятельности для достижения своих политических целей. Это способствует развитию отдельного направления международной деятельности государств, получившего название внешней культурной политики. Каждое государство по-своему вырабатывает свою внешнюю культурную политику, учитывая национальные традиции, исторические особенности, специфику экономико-политического, социально-культурного развития и прочие факторы.
В современном мире культура играет большую роль в международных отношениях. Она считается эффективным инструментом, который способен смягчать политические конфликты, регулировать межгосударственные отношения, объединять людей разной этнической, социально-политической, религиозной принадлежности. Вместе с тем, с помощью культуры правительство может сформировать позитивный образ государства заграницей, усилить свое влияние и авторитет на международной арене. Ввиду этого, современные национальные государства обращаются к своей культуре для достижения своих политических целей, это благоприятствует развитию отдельного направления международной деятельности государств, внешней культурной политики. Каждое современное государство по-своему разрабатывает свою внешнюю культурную политику, которая принимает во внимание национальные традиции, исторические особенности, самобытность экономического, политического, социального и культурного развития и прочие факторы.
Франция является государством, которое наиболее активно занимается проведением внешней культурной политики. Её направления разнообразны и подразумевают разного рода сотрудничества: художественное, образовательное, научное, языковое. Однако, в последнее время, в следствии с бурным развитием такой отрасли экономики как туризм и успехами Франции, в спектр основных направлений внешней культурной политики страны все активнее вводится такое явление как международный туризм. Он приобретает в современном мире всё более широкие масштабы и оказывает влияние на развитие сфер экономики, культуры, а так же общественное развитие государств. Известно, что Франция занимает лидирующие позиции в области международного туризма. Страна находится на первом месте в мире по количеству посещающих страну иностранных туристов - в 2016 году их число составило 84, 5 миллиона.
Вместе с тем, автор считает важным проследить, насколько эта сфера деятельности используется Францией для продвижения своих внешнеполитических интересов и, как в свою очередь, успехи внешней культурной политики оказывают влияние на увеличение количества прибывающих в страну туристов. Из чего можно сделать вывод о том, что актуальность темы связана с возрастающей ролью культурной политики Франции в области туризма одновременно с развитием феномена международного туризма, который оказывает воздействие на общество в современном мире, а так же использование Россией успех французского правительства в этой области.
Цель данной работы - исследовать международный туризм, и узнать, как французская индустрия туризма может повлиять на развитие российской туристкой сферы на рубеже XX-XXI вв.
В связи с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
• Исследовать теоретические и исторические основы развития международного туризма;
• Определить роль международных организаций в становлении туризма;
• Изучить государственные программы по развитию туризма во Франции и в России;
• Исследование возможностей французского опыта в развитии туризма для России.
Объектом исследования является международный туризм, а предметом - французская индустрия туризма как пример для развития туризма в России.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990-х гг. по настоящее время. В это время происходило реформирование сферы туризма в обеих странах, появлялись различные программы по совершенствованию туризма. В части исследования истории развития туристской области, хронология событий начинается с середины XIX в, так как именно этот период считается началом зарождения международного туризма.
Методы исследования: истрико - описательный (для рассмотрения эволюции индустрии туризма во Французской Республике и в Российской Федерации), аналитический (для определения роль международного туризма в политической сфере, а так же для определения нормативно-правовой базы), институциональный (для изучения органов, регулирующих туристскую деятельность), сравнение (для сопоставления различий и сходств развития индустрии туризма во Франции и в России).
Анализ источников. В качестве базы источников в данной выпускной квалификационной работе были использованы:
1. Международные документы: Манильская и Гаагская декларации , Глобальный этический кодекс туриста , Осакская декларация , Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур , Международная конвенция по контракту на путешествие , а так же Шенгенское соглашение .
2. Национальные стратегии Франции в области туризма: «30 конкретных решений для французского международного туризма как мирового лидера»8 9 , «Пять передовых направлений, чтобы обновить туристический образ Франции» , «Шесть мер для повышения роли французского туризма» , Закон о развитии и модернизации туристических служб 2009 года.
3. Государственные программы СССР и Российской Федерации: постановление ЦК КПСС, Совета министров и ВЦСПС от 30 мая 1969 года №411 «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» , постановление Правительства Москвы от 19 октября 1993 года №959 о принятии «Концепции развития международного туризма до 2005 года», федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» 1996 года , Федеральный закон №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года, Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» от 26 февраля 1996 года, федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)», Постановление №317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма»» от 15 апреля 2014 года.
4. Двусторонние договоры по сотрудничеству в области туризма: «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках» от 29 февраля 2000 г., «Соглашение о сотрудничестве в области туризма от 23 декабря 1993 года», заключенное между государствами-участниками СНГ, 29 мая 2017 г. в Версале Президент Республики и президент Путин договорились о создании франко-российского форума гражданского общества «Трианонский диалог».
Анализ литературы. В учебном пособии Козика В.В., Панкова Л.А., Даниленко Н.Б. «Международные экономические отношения» раскрывается структура, состояние и основные тенденции развития экономических отношений, а так же упоминается роль международного туризма и его отношение к мировой экономики.
Немаловажную роль для изучения туризма сыграло учебно-практическое пособие Жаркова Г.Н. «Нормативно-правовое обеспечение международного туризма», где описаны наиболее важные международные нормативно-правовые акты, регулирующие разностороннее направление деятельности государств.
Александрова А.Ю. автор учебника «Международный туризм» раскрывает в своей работе само определение туризма, классификацию, статистику туристских расходов и доходов, а так же специфику и состав туристкой индустрии.
В учебном пособии Вавиловой Е.В. «Основы международного туризма» можно более подробно узнать об истории и факторах развития международного туризма.
Следующая книга - Петрасова И.В. «Тенденции развития международного туризма в 1990-е годы» демонстрирует глобальные изменения индустрии международного туризма в 1990-е годы, экономическую значимость туризма и изменения в туризме по регионам мира, так же перечислены страны - лидеры туристской отрасли и рассмотрен международный туризм в России. Что касается развития международного туризма на современном этапе, то в книге Годфри Харриса и Кеннета М.Каца «Стимулирование международного туризма в XXI веке» можно найти статистический взгляд на международный туризм. В основном данный труд посвящен поэтапному плану развития туризма, который помогает глубже понять и изучить международный туризм изнутри.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых есть по три параграфа, заключения и списка используемых источников и литературы. Введение содержит основные положения, которые автор вывел в ходу написания данной работы. В первой главе раскрывается понятие международного туризма во Франции и его история, а так же рассматриваются государственные программы правительства Французской Республики по развитию туризма. В качестве кейс-стадиса была взята история развития горнолыжного туризма на юго-востоке Франции. Вторая глава посвящена истории развития туризма в России, государственным программам в сфере туристской индустрии, а так же определяется возможность для использования существующего французского опыта развития туризма в России. В заключении излагаются выводы по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время феномен международного туризма имеет всё большое значение в мире, оказывая влияние на социально-экономический аспект жизни общества, а также на его политическую составляющую, являясь инструментом для внешней культурной политики государств.
Проведенная исследовательская работа позволила рассмотреть понятие внешней культурной политики в научном и политическом дискурсе современной Франции. Изучив это понятие, автор пришел к выводу о том, что реализация целей внешней культурной политики на практике предваряла научное исследование этого явления. Также из-за отсутствия комплексных теоретических трудов, посвященных внешней культурной политике, французские исследователи не выработали общий понятийно-категориальный аппарат. В свою очередь, государственные акторы Франции также не пришли к единому определению для внешней культурной политики, что повлияло на существование сразу нескольких терминов в документации различных институтов - «культурная дипломатия», «внешняя культурная политика», «культурное излучение/распространение» «дипломатия влияния».
Если говорить о главных направлениях внешней культурной политики Франции на современном этапе, то ими являются лингвистическая политика, научное сотрудничество и международный туризм, который в последние годы начал занимать все более и более значимое место среди ее приоритетов.
В ходе проведенного исследования был изучен феномен «международного туризма». Для достижения поставленной цели в начале исследования были выполнены следующие задачи:
Во-первых, сущность международного туризма является расплывчатой. Множество международных организаций относят международный туризм к различным категориям. Наиболее точной является классификация Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). По мнению специалистов из органа Генеральной Ассамблеи ООН, услуги разделяются на пять категорий, где туристические услуги выделены в отдельной категории и пересекаются с другими элементами лишь касательно. В онтологическом смысле,
классификация ЮНКТАДа является наиболее удачным отражением сущности международного туризма. История развития и становления международного туризма
начинается только в начале XX века. В 1937 году Совет Лиги Наций рекомендовал определение данного термина, которое получило международное признание и дошло до наших дней с некоторыми изменениями. В современной интерпретации «международный туризм представляет собой социальное, культурное и экономическое явление, связанное с перемещением людей в места, находящиеся за пределами их постоянного места жительства, причем мотивом, как правило, служат развлечения и отдых».
История международного туризма во Франции насчитывает около 150 лет, хотя точную дату его зарождения определить невозможно, так как первоначально поездки людей за границу носили неорганизованный характер. Сначала вопросами развития международного туризма занимались только общественные организации или органы государственной администрации, но на местном уровне. Государство начинает проявлять интерес к этой сфере лишь в 20-е годы XX века, однако первоначально его деятельность ограничивается лишь внутренним уровнем, так как, в первую очередь, учитывался экономический эффект от международного туризма. Однако к 80-м годам государство начинает рассматривать туризм ещё и в качестве направления внешней культурной политики, что повлияло нас создание специализированных организаций, нацеленных на продвижение Франции как туристического направления.
Во-вторых, важную роль в развитии международного туризма сыграло создание международных организаций в это время. Так в 1947 году был создан Международный союз официальных туристских организаций. Целями и задачами МСОТО были не только содействие развитию туризма в целом, но и использование всего лучшего, что мог дать туризм в качестве международного компонента торговли и стратегии экономического развития для развивающихся стран. В 1970 г. на заседании чрезвычайной Генеральной ассамблеи МСОТО был преобразован в межправительственную туристскую организацию — Всемирную туристскую организацию (ВТО).
В-третьих, было проведено исследование нормативно-правовой основы и акторов внешней культурной политики Франции. В результате автор пришел к нескольким выводам. Характерной особенностью внешней культурной политики Франции является большое количество концептуальных и договорных источников, действующих на различных уровнях. С одной стороны, отсутствие единой концепции внешней культурной политики, участие различных акторов в её формировании позволяют сделать управление внешней культурной политикой более гибким, децентрализованным, но, с другой стороны, - эта особенность мешает её исследованию. Система управления внешней культурной политикой Франции характеризуется большим числом акторов, которые представлены как государственными институтами, так и общественными, неправительственными учреждениями. Государственные институты, такие, как Министерство иностранных дел и Министерство культуры и коммуникации, традиционно играют главную роль в формировании стратегии внешней культурной политики и её реализации на практике. Однако в настоящее время мы наблюдаем возрастание роли общественных организаций, что говорит о происходящем в данный момент процессе либерализации и децентрализации французской культурной политики.
Далее была определена нормативно-правовая основа международного туризма как направления внешней культурной политики, а также рассмотрены его основные операторы. Были рассмотрены два вида источников внешней культурной политики Франции - документация национального уровня - стратегии и концепции различных государственных институтов, а также международные правовые акты. В национальных стратегиях развития международного туризма в настоящее время делается особый акцент на работе над туристическим брендом Франции, который необходим для усиления культурной привлекательности Франции за рубежом и повышения интереса к ней среди иностранных туристов. Международные правовые акты, представленные документацией международных туристических организаций и многосторонними договорами, напрямую не регулируют вопросы внешней культурной политики, однако оказывают косвенное влияние на её реализацию, создавая более благоприятные условия для международного сотрудничества в сфере туризма. Среди международных нормативно-правовых актов двусторонние договоры в большей степени способствуют реализации задач внешней культурной политики, так как предусматривают сотрудничество между государствами по широкому ряду направлений.
Что касается операторов международного туризма во Франции, то важно подчеркнуть, что управление международным туризмом в стране достаточно децентрализовано, что согласуется с французской моделью внешней культурной политики. Эта особенность французской модели туризма не мешает реализации задач внешней культурной политики, а, наоборот, позволяет быстро реагировать на изменения, происходящие в сфере международного туризма. В результате Франция в течение уже долгого времени остаётся мировым лидером в сфере туризма, успешно представляет свой туристический бренд, демонстрируя при этом наиболее привлекательные для иностранных туристов элементы своей культуры.
Что касается государственных программ по развитию туризма в России, то можно сделать несколько выводов. До распада СССР индустрия туризма в России развивалась стремительными темпами, но из-за политической, социальной и экономической нестабильности произошел спад туристической деятельности. Все силы правительства были брошены на восстановление экономики, выхода из кризисной ситуации и политического регулирования. Во-вторых, частая смена Правительства РФ не увенчались успехом в реформировании, поэтому продолжался спад въездного и выездного туризма. В-третьих, с приходом к власти В.В. Путина, началась реализация плана по созданию в России конкурентоспособного и высокоэффективного туристского комплекса. И на современном этапе развития туристской деятельности, Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма
Автором также были проанализированы характерные особенности международного туризма в рамках внешней культурной политики Франции и возможности применения французского опыта в Российской Федерации. Основными характерными чертами международного туризма во внешней культурной политике Франции являются продвижение французского туристического бренда через использование современных технологий в этой сфере - разработка сайтов и мобильных приложений, позволяющих заинтересовать иностранных туристов разнообразными возможностями для их пребывания во Франции; проведение маркетинговых исследований и разработка дифференцированных подходов к каждой из стран, учитывая их социально - культурные и экономические особенности; взаимное влияние нескольких направлений культурной политики и в результате развитие новых форм туризма - лингвистического туризма, ремесленного туризма, экологического туризма. Кроме того, важно выделить создание стратегий, ориентированных на практический результат - как правило, французские концепции в сфере развития международного туризма содержат перечень конкретных программ, которые должны быть осуществлены.
Для успешного развития международного туризма Российская Федерация может обратить внимание на французский опыт. Во-первых, представляется важным повысить роль маркетинговых исследований в создании позитивного имиджа страны за рубежом и увеличить финансирование этой сферы деятельности, направив средства на развитие Национального маркетингового центра по туризму. Далее, можно было бы расширить сеть местных туристских офисов для более успешного распространения информации о стране среди иностранных туристов, а также добавить к их задачам организацию культурных мероприятий. Также представляется важным акцентировать внимание на использовании интернет- технологий в сфере туризма, усовершенствовать существующие сайты, посвященные туризму в Российской Федерации, а также разработать мобильные предложения, которые могли бы предоставлять необходимую информацию иностранным туристам о возможностях их пребывания в России.
Таким образом, мы видим, что международный туризм занимает важное место во внешней культурной политики государства, являясь успешным инструментом для распространения её культурного влияния и создании позитивного образа страны на международной арене. Использование французского опыта реализации внешнеполитических задач через международный туризм может оказаться полезным и для Российской Федерации, обладающей значительным потенциалом в этой области.



1. Архарова И. Последствия теракта: спрос на туры в Санкт-Петербург просядет как минимум до начала лета URL: http://www.tourprom.ru/news/35496/
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы»
URL: http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i- proekty/gosudarstvennaya-programma-rossiyskoy-federatsii-razvitie-kultury-i-turizma-na- 2013-2020-gody/1
3. Департамент по экономическим и социальным вопросам Статистический отдел // Методологические исследования Серия M № 83/ Rev.1 // Международные рекомендации по статистике туризма 2008 г. - Издание ООН 2010 г. С. 1 URL:https://unstats.un.org/unsd/publication/Seriesm/SeriesM 83rev1r.pdf
4. Декларация принципов международного культурного сотрудничества
URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/culture.shtml
5. История развития туризма. Крупнейшие горнолыжные курорты Франции URL: http://pleiada.net/info/article-150/#metka2.html
6. Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между правительствами государств экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах
URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/schengen/schengenconv.htm
7. Корнеев С.Е., Викулова О.Н. Международно-правовое регулирование туристской деятельности // Туризм: право и экономика. - 2005. № 4. С. 24-27.
8. Капуста Л.И. // Марциальные воды: страницы истории первого русского курорта, 2006
9. Международные гостиничные правила, одобренные Советом Международной гостиничной ассоциации
URL:http://docs.cntd.ru/document/901813689
10. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/
11. Международная конвенция по контракту на путешествие 1970 года
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=16768;dst=100007
12. Новичков В.И., Полозков М.Ю. Анализ опыта государственного регулирования туризма в развитых странах. // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2008. № 3 (22) URL:http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-opyta- gosudarstvennogo-regulirovaniya-turizma-v-razvityh-stranah
13. Осакская декларация по туризму.
URL: http://docs.cntd.ru/document/901756803
14. Основные направления политики России в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации от 18 декабря 2010)
URL: http://www.mid.ru/ns-psmak.nsf/processQueryBl?OpenAgent
15. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма»» (с изменениями на 29 марта 2019 года) // Собрание законодательства РФ. 2014 г... 34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ