Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ НЕНЦЕВ (XIX-XXI ВВ.)

Работа №181405

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
1. Традиционные верования ненцев 19
1.1. Мироздание и анимизм 19
1.2. Шаманизм 23
1.3. Священные места и ритуалы на них 27
2. Инновации в традиционном мировоззрении ненцев 33
2.1. Шаман и крест 33
2.2. Серп и молот против креста и бубна 39
2.3. Мировоззрение ненцев в начале XXI века 48
3. Механизмы сохранения традиционного ненецкого мировоззрения в XXI веке 56
3.1. Охрана священных мест законом 56
3.2. Деятельность общественных организаций 58
3.3. Политика в области образования 61
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68


Актуальность темы. Российская Федерация - это многонациональное государство, культурным достоянием которого является наличие коренных малочисленных народов. Однако в настоящее время такое положение порождает серьезные проблемы и делает необходимой выработку государством стратегии сосуществования на территории одной страны различных народов, имеющих непохожие образы жизни и культуры. При этом важным является не просто избежать столкновения интересов: проводя такую политику, необходимо сохранить каждую из традиционных культур настолько, насколько этого хотят ее носители. Эта проблема является актуальной не только для Российской Федерации, о чем свидетельствует то, что вопрос о важности традиционных культур и необходимости их сохранения поднимается многими государствами уже давно. Это подтверждается Декларацией Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, согласно которой: «...коренные народы равны со всеми другими народами... все народы вносят вклад в многообразие и богатство цивилизаций и культур, которые составляют общее наследие человечества.» .
Определяя одной из важнейших задач государства сохранение культурного наследия коренных малочисленных народов Российской Федерации, необходимо понять, какие элементы культуры требуют приоритетного проведения политики, направленной на их сохранение. Кажется верным, что сохранить культуру является возможным исключительно при желании этого ее носителями. А наличие такого желания определяется самосознанием народа, его мировоззрением. Из этого следует, что в политике необходимо делать упор на сохранение духовной, а не материальной составляющей культуры. Важным при этом является то, что сохранение мировоззрения народа возможно только при его изучении.
Одним из коренных народов Российской Федерации, некоторые элементы традиционной культуры которого в XXI веке могут быть утеряны, являются ненцы. Такое положение свидетельствует о том, что на сегодняшний день важно изучать мировоззрение этого народа. Поэтому данное исследование является актуальным: в рамках него выявляется, в сохранении каких элементов своего традиционного мировоззрения заинтересованы ненцы, а также то, какие действия проводятся для этого на сегодняшний день, и какие из них являются наиболее эффективными. Выводы, полученные в результате проведения данного



правах коренных народов, принятая Генеральной
// Техэсперт. Консорциум Кодекс. Электронный фонд
URL: http://docs.cntd.ru/document/902086029 (дата
исследования, будет возможно использовать при планировании политики, направленной на сохранение традиционной культуры ненцев, различными ее акторами.
Историография проблемы включает в себя ряд появившихся в разное время работ, в которых исследуется традиционное мировоззрение ненцев и некоторые изменения, происходящие в нем. Для проведения анализа этих работ можно условно разделить историю изучения мировоззрения ненцев на несколько периодов, отличающихся целями, субъектами и особенностями изучения. Нами была составлена следующая периодизация:
1. Миссионерско-просветительский период охватывает время с 1820-х по 1920-е
годы. В это столетие появились описания традиционного ненецкого мировоззрения, а также была записана информация о проводимой государством христианизации среди ненцев. По большей части работы, появившиеся в это время, являются дневниковыми, авторы которых - миссионеры, приезжавшие на север с целью обратить ненцев-язычников в христиан, поэтому записи о традиционных верованиях являются крайне субъективными: язычество
рассматривается как ложная религия. Стоит обратить внимание на то, что литература, появившаяся в этот период, в основном носит описательный характер и содержит мало обобщений.
2. Советский период охватывает время с 1920-х по начало 1990-х годов, когда власть проводила в государстве атеистическую политику. В это время происходило основательное накопление этнографического материала и его анализ, однако было это в разные годы. Историю изучения ненецкого мировоззрения советскими этнографами можно разделить на два более узких периода.
2.1. Период активного сбора материала начался в 1920-х и завершился в 1950-х годах. В это время стали проводиться основательные научные экспедиции, по результатам которых была опубликована литература, содержащая в себе множество информации о ненецком мировоззрении: это, например, работы В.П. Евладова и В.Н. Чернецова. С.В. Соколовский назвал период, охватывающий 1910-1950-е годы, «героическим», объясняя такое название тем, что в это время в науке существовали так называемые «лозунги спасения» малых народов, их культур . Такое название кажется верным, ведь в это время действительно бытовало мнение о существовании множества факторов для исчезновения малочисленных народов. Считалось, что избежать этого можно было только при наличии государственной поддержки, научные основы которой и разрабатывали этнографы, работавшие в этот период.
2.2. Период появления первых основательных аналитических работ охватывает время с 1950-х по начало 1990-х годов. Большинство из таких работ основывались на материалах, собранных и не обработанных в предыдущие периоды. Эти годы характеризуются и тем, что ненецкое мировоззрение начали исследовать первые ученые из числа этого народа: например, Л.А. Лар и Г.П.Харючи. Думается, такая ситуация была связана с политикой советской власти в области образования: образованными становилось все большее число ненцев.
3. Постсоветский период имеет хронологические рамки с начала 1990-х годов по настоящее время. В эти годы произошло увеличение самостоятельности регионов Российской Федерации, а соответственно, и выделение более развитых в экономическом плане районов. В связи с тем, что ненцы проживают на хорошо обеспеченной финансами территории, имеется относительно большое количество денежных средств на развитие науки в этом регионе: это создает возможность качественного изучения ненецкого мировоззрения. Стоит отметить, что такое явление как появление ученых-ненцев, зародившееся в предыдущем периоде, продолжает наличествовать: количество ненецких ученых в настоящее время растет. Характерным для постсоветского периода является и изменение методологии науки: ученые отказались от марксистского подхода.
XIX век можно считать началом первого - миссионерско-просветительского периода изучения мировоззрения ненцев. В 1822 году духовное правительство направило в тундру священника Ф. Истомина с целью обратить северных язычников в христианство. Уже тогда начали появляться первые отчеты о проделанной работе, в которых также можно было встретить некоторую информацию об их религии: «идея единого Бога смутно сознается ими [ненцами]. Религиозный их культ шаманизм или шаманство, одна из самых древних религий человечества...» .
В 1820-е годы по распоряжению Синода архангельский епископ Неофит составил проект необходимых мер для полной христианизации ненцев. Для осуществления проекта была учреждена миссия во главе с архимандритом Вениамином (В.Н. Смирновым). В результате проделанной работы появилась книга Вениамина «Самоеды мезенские» . В ней можно найти описание священных мест ненцев и идолов, многие из которых не сохранились, так как были разрушены по приказу самого же В.Н. Смирнова. В «Самоедах мезенских» также присутствуют упоминания о некоторых ритуалах на священных местах и об общении шаманов с духами. Но Вениамин был священнослужителем, этим и объясняется его отношение к религии ненцев как к ложной, которым пронизана вся работа: «отсель также видно, что и вера их происходит не от Бога, а от дьявола, и не есть истинная и божественная, а ложная и бесовская» .
В 1898 году на должность настоятеля Обдорской миссии был назначен иеромонах Иринарх (И.С. Шемановский). Во время работы на Севере им было написано множество очерков и заметок, опубликованных позже в журнале «Православный благовестник», в которых описывалась работа миссионеров по обращению ненцев в христианство и жизнь инородцев Обдорского края . «Я бессилен в своем воздействии на самоедов, доколе не ознакомлюсь с их жизнью не по книгам, а на деле, пока не приспособлюсь к их жизни и не научусь мыслить по-ихнему», - писал Иринарх . И именно так он поступил: наблюдал за поведением ненцев в их повседневной жизни и подробно описывал их действия, эмоции, разговоры во время шаманского обряда, поклонения иконе в церкви и т.д. Таким образом, работа, проделанная И.С. Шемановским, позволяет многое узнать о мировоззрении ненцев на тот момент.
В середине XIX века начали появляться и работы, изображающие мировоззрение ненцев, написанные не священнослужителями.
Известна книга В.А. Иславина «Самоеды в домашнем и общественном быту» , которая была написана им в результате поездки к ненцам по поручению Министерства государственных имуществ. В книге приводится информация о верховном боге Нуме; о духах, с которыми общаются ненцы; о шаманах и об обрядах, проводимых ими. Автор также дает информацию о некоторых идолах, расположенных на священных местах с их описанием. Но работа В.А. Иславина в основном носит описательный характер и не содержит в себе обобщений.
В конце XIX века уже были сделаны первые ссылки в обобщающих работах на мировоззрение и обрядность ненцев: накопленный материал в то время давал возможность для этого. К обобщающим работам, например, относится книга В.М. Михайловского «Шаманство. Сравнительно-этнографические очерки» , в которой в качестве примера приводятся рассказы ненцев о взаимодействии с духами.
Но основные научные исследования были проведены во время второго периода изучения мировоззрения ненцев. Во многом изучение ненецких верований было связано с проводимой советской властью атеистической политикой.
Установление советского строя означало, что и все губернские и некоторые уездные административные посты на Севере были заняты приезжими коммунистами, в большинстве своем — бывшими красными командирами. Они начали проводить борьбу с шаманами, и основным способом борьбы было насилие: шаманов прогоняли с собраний, лишали бубнов и одеяний, избивали. В регионах, которые сильнее были затронуты христианизацией, антирелигиозные меры были направлены против христиан и православных священников. Это привело к тому, что многие ненцы начали проводить свои обряды тайно, что способствовало усложнению их описания посторонними наблюдателями и отсутствию достаточного количества источников по данной теме.
В 1926-1927 годах была проведена Приполярная перепись, которой занимались 4 экспедиции: Ямальская, Тазовская, Надымо-Полуйская и Сыне-Куневатская. Вопроса о религиозной принадлежности в бланках переписи не было (это связано с тем, что СССР считался атеистическим государством), но участники не смогли упустить возможность собрать сведения по религии. Анализ материалов переписи свидетельствует, например, о том, что население Обдорского сельсовета часто обращалось за помощью к шаманам, особенно при болезнях или в случае неудачной охоты. Регистратор, заполнявший один из бланков, сделал запись: «в виду того что шаманы привлекаются к ответственности, об их существовании тщательно скрывают» . В ходе переписи было выяснено, что люди посещали и священные места, на которых совершались жертвоприношения, а вот промысловая деятельность там была запрещена.
Но в это время проводилось изучение мировоззрения ненцев и учеными. На труд архимандрита Вениамина опирался финский ученый Т. Лехтисало в своей работе «Entwurf einer Mythologie der Jurak-Samojeden» . Помимо этого он привел свой материал, полученный в результате изучения тундровых и лесных ненцев: в книге дается характеристика воззрений о происхождении мира, описание духов и шаманов, а также священных мест. Работа в основном построена на приведении ненецких песен и сказаний, которые отражают отношение людей к духам, классифицированным по месту обитания: Верхний, Средний и Нижний миры.
В 1920-е годы в связи со слабой изученностью Гыданской тундры туда была направлена экспедиция под руководством Б.Н. Городкова. В результате исследований появилась статья Л.В. Костикова «Боговы олени в религиозных верованиях хасово» . В ней рассматривается ритуал приношения оленей божествам, а также описываются некоторые священные места Гыданского полуострова.
В 1928-1929 годах экспедиционный отряд под руководством В.П. Евладова посетил все главные святилища острова Белый. По тактическому замыслу эта экспедиция была первой, маршрут которой был спланирован точно по образцу традиционного хозяйственного цикла ямальских оленеводов. Работа была максимально приближена к характерным для сезона и места нуждам оленеводов, это позволило дать объяснение тому, что уходило от внимания других исследователей. В результате проделанной работы вышла книга «По тундрам Ямала к Белому острову» , рассказывающая о традициях и обычаях ямальских ненцев, в том числе о священных местах Ямала.
В составе экспедиции В.П. Евладова работал и будущий классик отечественной археологии и этнографии В.Н. Чернецов. Им было описано два священных места ненцев.
Основательное обобщение научных трудов по культуре ненцев началось со второй половины XX века в работах Л.В. Хомич. В монографии «Ненцы. Историко-этнографические очерки» можно найти информацию об анимизме, шаманизме и священных местах. В ней приводятся упоминания о различных сторонах религиозных представлений, которые встречаются в более ранних источниках, дается их анализ. В своих работах Л.В. Хомич не только перечисляет священные места, но и сообщает о том, что они разделяются на общенародные, родовые, семейные и локальные.
В.И. Васильев в статье «Сииртя - легенда или реальность?» проводит работу над фольклорным материалом о сихиртя, в существование которых верят ненцы. Также в статьях Владимира Ивановича содержится информация о новых явлениях в жизни ненцев XX века.
А.В. Головнев в книге «Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров» описывает состояние священных мест ненцев и обряды, которые на них проводятся на момент исследования - в конце XX века.
В прошлом столетии начали появляться и работы самих ненцев, в которых описано мировоззрение этого народа.
Например, исследованию традиционного мировоззрения ненцев посвящены работы Л.А. Лара. В монографии «Шаманы и боги» подробно описан мир богов и духов (Они классифицированы: духи Верхнего, Среднего и Нижнего миров), рассказано о деятельности шаманов и ритуалах, проводимых ими. Другая работа - «Культовые памятники Ямала. Хэбидя я» - содержит описание священных мест в их взаимосвязи с окружающей средой. Важным является то, что к текстовому материалу автор приложил картосхемы священных мест.
Много информации о традиционных верованиях ненцев собрано в работах Г.П.Харючи. В монографии «Священные места в традиционной и современной культуре ненцев» приводится их классификация уже по ряду признаков: социальной принадлежности, значимости, происхождению, названию и т.д. Описываются известные священные места, приводятся ненецкие легенды, связанные с ними. Книга «Природа в традиционном мировоззрении ненцев» посвящена описанию явлений природы, которые ненцы издавна связывали с деятельностью духов. Но помимо прошлого в этих работах описано и настоящее ненцев. Например, в «Священных местах в традиционной и современной культуре ненцев» одна глава посвящена историческим судьбам священных мест: речь идет о том, как на них повлияла христианизация и о том, какой трансформации они подвергаются с начала XX века до наших дней. Сравнение священных мест начала XX века с современным их состоянием и рассмотрение вопроса об изменении отношения ненцев к священным местам также производится в работе «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса (вторая половина XX века)» .
Некоторую информацию об изменениях в мировоззрении ненцев в XX веке можно почерпнуть и из художественной литературы. Например, это произведения ненецкой писательницы А.П. Неркаги, в которых часто поднимается проблема забвения ненцами своей традиционной культуры.
К современным работам о мировоззрении ненцев и религиозной политике государства, проводимой среди них, относятся статьи Ю.Н. Квашнина «Современные этнополитические процессы в Ямало-Ненецком автономном округе» и «Этнологические и
демографические процессы у тазовских ненцев в начале XXI века» . В них идет речь о том, какую роль стали играть традиционные верования и какое значение придается инновациям, вошедшим в ненецкую культуру.
Однако на сегодняшний день работ, содержащих информацию о мировоззрении ненцев, недостаточно. Большинство из имеющихся исследований - это небольшие статьи в научных журналах, которые раскрывают только узкие проблемы и не позволяют составить целостной картины по всему вопросу, на что направлена данная работа.
Объектом исследования является мировоззрение ненцев.
Предмет исследования - процессы сохранения и трансформации традиционного мировоззрения ненцев благодаря действию традиций и инноваций.
Цель работы - изучение изменений мировоззрения ненцев в XIX-XXI вв.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Охарактеризовать традиционное мировоззрение ненцев, рассмотрев источники и литературу, содержащие информацию о нем;
2. Проследить изменения, происходившие в традиционном мировоззрении ненцев во время проведения христианизации XIX века и атеистической политики советской власти в XX столетии; а также изменения, происходящие в настоящее время;
3. Выяснить причины введения и масштабы инноваций, а также причины
устойчивости и неустойчивости традиций и уровень заинтересованности ненцев в их сохранении;
4. Рассмотреть механизмы сохранения традиций, используемые различными субъектами: школами, государством, общественными движениями, и установить уровень их эффективности.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XIX века до 2019 года. Определение нижней границы связано с тем, что в это время традиционное мировоззрение ненцев еще не было затронуто масштабными изменениями, навязанными извне в ходе проводимой государством христианизации. Верхняя граница определена настоящим временем, так как на сегодняшний день среди ненцев происходят как те процессы, которые способствуют дальнейшей утрате традиций, так и те, которые содействуют их сохранению.
Территориальные рамки работы включают в себя все районы проживания ненцев: к ним относятся Архангельская область Ненецкого, Тюменская область Ямало-Ненецкого и Красноярский край Таймырского автономных округов , входящих в состав Российской Федерации. Отдельные группы ненцев живут в Коми и на территории Мурманской области.
Принципы и методы исследования. Основными принципами исследования являются принципы историзма и системности. Принцип историзма позволяет рассмотреть изменения в мировоззрении ненцев в контексте хронологических и конкретно-исторических условий, а принцип системности - выяснить, как взаимосвязаны явления, происходящие в жизни ненцев, и изменения в мировоззрении этого народа.
В работе используются как общенаучные (анализ, синтез, индукция), так и частные (сравнительно-исторический, структурно-функциональный, историко-типологический) методы исследования. Анализ позволяет разделить современное мировоззрение ненцев на составные части, к числу которых относятся традиционные верования, а также изменения, внесенные в них христианизацией, атеистической политикой государства и современными процессами, происходящими на Севере, что способствует их более подробному изучению. Синтез выявленных в результате структурного анализа составных частей позволяет рассмотреть мировоззрение ненцев в его синкретическом единстве. Индукция делает возможным установление общих свойств проводимых государством христианизации и атеистической политики на основе отдельных фактов, описанных в источниках. Сравнительно-исторический метод используется для выявления общих и особенных тенденций в проводимой государством религиозной политике на Севере в разное время, а также в реакции ненцев на эти изменения. Структурно-функциональный анализ позволяет рассмотреть традиционное мировоззрение ненцев как систему, включающую в себя ряд элементов (шаманизм, анимизм и поклонение священным местам), выполняющих определенные функции, являющиеся важными для поддержания системы в целостности. Историко-типологический метод связан с классификацией священных мест, шаманов и духов по различным признакам. Также в работе используется статистический метод, который позволяет делать вывод о том, как менялось мировоззрение ненцев в течение веков: об этом говорит, например, то, какое количество язычников в XIX веке приняло христианство, или то, на сколько процентов сократилось количество священных мест в XX и XXI столетиях.
Структура работы. Работа включает в себя введение, три главы основного текста, заключение, а также список использованных источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность работы, ее практическая значимость, оговариваются методологические основы, дается характеристика особенностей предмета и объекта исследования, выполняется историографический обзор по теме, объясняются использующиеся понятия. В первой главе рассмотрению подвергается традиционное мировоззрение ненцев, включающее в себя шаманизм, анимизм и ритуалы на священных местах. Каждый из перечисленных элементов характеризуется в отдельном параграфе. Вторая глава посвящена рассмотрению инноваций, которым подвергались традиционные религиозные представления ненцев на протяжении веков. Каждый из таких периодов выделен в отдельный параграф: христианизация, антирелигиозная политика советской власти и изменения, происходящие в XXI веке. Третья, завершающая, глава содержит информацию о том, какие механизмы сохранения традиционного мировоззрения существуют на сегодняшний день: какие действия для этого предпринимаются общественными движениями, школами, органами государственной власти и т.д. В заключении подводятся итоги исследования, производится обобщение основных выводов, сделанных в каждой из глав.
Нашим личным вкладом в разработку вопроса о трансформации мировоззрения ненцев является введение в научный оборот раннее не используемых в исследованиях по этой теме источников: газеты ЯНАО «Красный Север» и информации из групп «Вконтакте» об общественных движениях, политика которых направлена на сохранение традиционной ненецкой культуры. Также новыми являются сведения, полученные от ненцев в результате проведенного нами online-опроса среди них.
В исследовании используются различные источники: к ним относятся нормативные правовые акты, материалы переписей населения и проведенного нами опроса ненцев, школьные учебники, художественная литература и фильмы, периодические издания и интернет-ресурсы, включающие в себя информацию об общественных движениях.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное мировоззрение ненцев представляет собой сложную систему, состоящую из элементов, вошедших в нее в разное время. Это элементы традиционного ненецкого мировоззрения, к которым относятся анимизм, шаманизм и поклонение священным местам, а также ряд инноваций: одни из них вошли в мировоззрение в результате христианизации XIX века, другие - в результате атеистической политики, проводившейся в XX столетии, очередные изменения происходят под влиянием различных факторов в настоящее время.
Рассмотрев с помощью дневников и записок путешественников, миссионеров и ученых информацию о традиционных ненецких верованиях, стало возможным проследить процесс трансформации последних. Первые изменения произошли в ходе проводимой с 1820-х годов христианизации: некоторые действия миссионеров способствовали утрате традиционных элементов мировоззрения ненцев, а некоторые - введению инноваций. Утрата традиций в этот период в большей степени была связана с уничтожением христианскими священнослужителями святилищ, идолов и шаманских атрибутов. В результате этого ненцы были вынуждены изменить некоторые религиозные обряды, но полного прекращения их проведения не произошло. Христианизация в основном способствовала утрате внешней части верований, а от самих религиозных представлений ненцы не отказались. Однако крещение привнесло в ненецкое мировоззрение много инноваций: в легенды стали включаться библейские сюжеты, верховный бог приобрел черты христианского бога, ненцы стали носить на шее кресты, ставить в домах иконы и отмечать христианские праздники. Сложилась ситуация религиозного синкретизма: это проявлялось в том, что иконы в чумах располагались рядом с предметами языческого культа, приходя в церкви ненцы мазали уста святых кровью, а в случаях болезней то приносили духам в жертву животных, то ставили свечи за здравие.
Следующие масштабные изменения в мировоззрении ненцев произошли уже при советской власти. К этому времени многие инновации, вошедшие в ненецкую культуру во время христианизации, стали рассматриваться людьми как нечто традиционное, привычное. Но от них, как и от издавна существовавших традиций, государство принуждало отказаться: шаманы и священники лишались некоторых прав, священные места и церкви разрушались, иконы и бубны отнимались, для населения читались лекции, пропагандирующие атеизм. В результате такой политики советской власти удалось добиться определенных результатов: некоторые ненцы под давлением государства отказались от верований совсем, однако их было мало; в основном религия сохранилась, только молитвы и обряды стали совершаться тайно. Стоит отметить, что традиции, существовавшие в культуре ненцев издавна, в меньшей степени утратили для них свое значение, чем те, которые рассматривались как инновации еще в XIX веке. Ведь христианизация только началась в 20-е годы XIX столетия, а где-то она проходила позже; поэтому новшества еще не успели превратиться в традиции, а это значит, что от них можно было более безболезненно отвернуться.
В 1960-е годы давление советской власти на верующих уменьшилось, и они смогли вздохнуть спокойнее. Однако вскоре стало ясно, что предпосылки для очередных мировоззренческих перемен уже давно существовали и набирали силу: среди них хозяйственное освоение края, повышение образовательного уровня ненцев, необходимость проживания детей в школьных интернатах, появление на севере большого количества агитаторов различных религий. Все это способствовало либо забвению некоторых элементов традиционного мировоззрения, либо их смешению с очередными инновациями, либо отказу от религии вообще. Однако стоит отметить, что многие ненцы все-таки не прекратили посещать священные места и совершать жертвоприношения. Продолжили сохраняться и те элементы мировоззрения, которые были внесены во время христианизации и оказались самыми «жизнеспособными»: это, например, празднование рождества, посещение церквей.
Результаты проведенного среди ненцев опроса показали, что они считают необходимым сохранение традиционного мировоззрения. Однако индивидуальных действий для этого зачастую недостаточно, именно поэтому многие ненцы вступают в ряды общественных движений, целью которых является сохранение издавна существующих трдиций. Они взаимодействуют с законодательными и исполнительными органами государственной власти, политическими партиями, органами местного самоуправления, международными организациями. Также на защиту традиционного ненецкого мировоззрения направлен ряд законов, охраняющих традиционный образ жизни и священные места. Немалая работа проводится с детьми в образовательных учреждениях: их знакомят с традициями предков, передавшимися от поколения к поколению сотнями лет. Но все же такая политика в области образования не является совершенной, именно поэтому на сегодняшний день продолжаются поиски пути, который максимально позволял бы ненцам сохранять свои мировоззренческие традиции.
Говоря о проводимой для сохранения традиционного мировоззрения ненцев политике, необходимо отметить, что ни одно из ее направлений по отдельности однозначно не сможет привести к такому результату, которого можно достичь благодаря использованию комплексного подхода. Действия каждого субъекта этой политики направлены на сохранение определенных сфер традиционного верования, которое, как уже было сказано, является системой, все элементы которой могут полноценно существовать исключительно во взаимодействии друг с другом.
Однако главным выводом, сделанным в результате проведенной работы, является то, что традиционное мировоззрение ненцев будет сохраняться и передаваться от поколения к поколению ровно до тех пор, пока этот народ сам будет хотеть его сохранения. В противоположном случае направленная на это политика извне станет таким же насилием, какое имело место быть во время навязывания христианства и атеизма. Конечно, сохранение традиций является важной задачей государства, школ и прочих акторов, однако кажется верным, что люди должны сами решать, когда и какие инновации им нужно впускать в свою жизнь. Наличие желания сохранять традиции зависит от понимания их значимости для отдельного человека, государства, народа. Думается, что нужно в большей степени проводить работу именно в этом направлении, а не фокусироваться на простой трансляции молодому поколению фактов и внешних признаков традиционного верования.



1. Красный Север. Обдорск (Салехард), 1933 - 1991.
2. Остяко-вогульская правда. Самарово, 1938.
Законодательные акты
1. ГК РФ. Статья 123.7-1. Основные положения об общественных организациях [Электронный ресурс]: Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Консультантплюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _5142/f6ef073fdeb7 c69cfabc 279056 f1f4124956b5d9/ (дата обращения 20.04.2019).
2. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов [Электронный ресурс]: резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей от 13 сентября 2007 г. // Техэсперт. Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / АО «Кодекс». - Электрон. дан. - [М.], 2019. - URL: http://docs.cntd.ru/document/902086029 (дата обращения 19.05.2019).
3. Десятый съезд Российской Коммунистической партии. Стенографический отчет
[Электронный ресурс]: Ленин: революционер, мыслитель, человек. - Электрон. дан. - [М.], [Б.д.]. - URL: https://leninism.su/works/82-tom-43/1038-x-sezd-rkpb.html (дата
обращения 20.05.2019).
4. Закон Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе (с изменениями на 24
декабря 2018 года) [Электронный ресурс]: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года N 55-ЗАО // Техэсперт. Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / АО «Кодекс». - Электрон. дан. - [М.], 2019. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/423906199 (дата обращения 07.04.2019).
5. Закон Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 октября 2006 года N 48-ЗАО // Техэсперт. Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / АО «Кодекс». - Электрон. дан. - [М.], 2019. - URL: http://docs.cntd.ru/document/802075617 (дата обращения 07.04.2019).
6. Закон Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (с изменениями на 25 марта 2019 года) [Электронный ресурс]: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 мая 2015 года № 52-ЗАО // Техэсперт. Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / АО «Кодекс». - Электрон. дан. - [М.], 2019. - URL: http://docs.cntd.ru/document/428587165 (дата обращения 07.04.2019).
7. Закон Об оленеводстве в Ненецком автономном округе (с изменениями на 23 апреля 2019 года) [Электронный ресурс]: Закон Ненецкого автономного округа от 06 декабря 2016 года N 275-ОЗ // Техэсперт. Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / АО «Кодекс». - Электрон. дан. - [М.], 2019. - URL: http://docs.cntd.ru/document/444863839 (дата обращения 29.04.2019).
8. Инструкция Центрального управления народно-хозяйственного учета Госплана СССР
по заполнению переписного листа Всесоюзной переписи населения 1937 года [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. - Электрон. дан. - [М.], [Б.д.]. - URL: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/polka/gold fund08.html (дата обращения
05.02.2019).
9. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 года [Электронный ресурс]: Раздел четвертый: активное и пассивное избирательное право // Исторический факультет Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова. - Электрон. дан. - [М.], 2019. - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm#13 (дата обращения 03.02.2018).
10. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик
[Электронный ресурс]: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года // Исторический факультет Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова. - Электрон. дан. - [М.], 2019. - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm#iii (дата обращения
03.03.2019).
11. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // Консультантплюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/c6e42f15d1b028b04b556f3f9ca 32433ae2cc969/ (дата обращения 06.04.2019).
12. Программа Российской Коммунистической Партии (большевиков) от 18 - 23 марта 1919 года [Электронный ресурс] // Agitclub.ru. - Электрон. дан. - [Б.м., б.г.]. - URL: ...58


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ