Проведено эмпирическое исследование.
База исследования - ГБОУ г. Москвы «Романовская школа».
Выборка: 22 учащихся 3 «А» класса.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретический анализ применения современных технологий обучения в начальной школе……………..………………5
1.1. Сущность понятий «современный урок» и «современные образовательные технологии» в начальной школе………………5
1.2. Виды современных образовательных технологий…………………… 13
1.3. Применение современных технологий обучения в начальной школе 19
Глава 2. Организация урока по предмету «Окружающий мир» с использованием современных технологий обучения (на материалах ГБОУ г. Москвы «Романовская школа»)……………26
2.1.Анализ уровня усвоения знаний о природе и обществе у младших школьников………26
2.2.Методические приемы формирования знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» с использованием современных технологий обучения……………32
2.3.Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по результатам исследования………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………… 44
Список литературы…………………………………………… 46
Приложение…………………………………………………………… 48
Современные федеральные государственные стандарты (ФГОС) общего образования характеризуются деятельностным подходом, который ставит развитие личности ученика в качестве главной задачи. В отличие от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, ФГОС акцентирует внимание на основных видах деятельности, что требует перехода к новой системно-деятельной образовательной парадигме [20].
Этот переход связан с изменениями в деятельности учителя, которому необходимо не только передавать знания детям, но и создавать условия для активной познавательной деятельности учащихся. Важную роль в этом процессе играют современные технологии в обучении, в частности, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые расширяют образовательные возможности и способствуют формированию ключевых компетенций у учащихся.
Перед педагогами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.
Однако на практике возникает противоречие между осознанием обществом необходимости применения современных технологий и недостаточной разработанностью научно – педагогических основ их использования в начальной школе [16,20].
Проблема исследования: оценить эффективность применения современных технологий обучения в начальной школе.
Объект исследования: обучение в начальной школе.
Предмет исследования: современные технологии обучения в начальной школе.
Цель исследования: Оценить эффективность современных технологий обучения в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть содержание понятий «современный урок» и «современные образовательные технологии» в начальной школе.
2. Охарактеризовать виды современных образовательных технологий.
3. Изучить применение современных технологий обучения в начальной школе.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование по организации урока по предмету «Окружающий мир» с использованием современных технологий обучения (на материалах ГБОУ г. Москвы «Романовская школа»).
Гипотеза исследования: применение современных технологий в обучении младших школьников позволяет повысить эффективность педагогического процесса и усвоение учебного материала.
База исследования: ГБОУ г. Москвы «Романовская школа».
Методы исследования:
– анкетирование;
– экспертные оценки;
– беседа;
– наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.
Исследование по формированию знаний о природе у младших школьников с использованием современных технологий обучения проходило в ГБОУ г. Москвы «Романовская школа». В опытно-экспериментальной работе приняло участие 22 человека - учащиеся 3 «А» класса.
На констатирующем этапе эксперимента были получены следующие результаты: высокий уровень сформированности знаний учащихся 3 «А» класса имели 18,2% учеников, средний уровень - 63,6%, низкий уровень - 18,2%.
По результатам констатирующего эксперимента нами был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого использовались такие методы работы, как: использование в обучении жизненного опыта ученика; рубрики учебника «Картинная галерея»; использование в обучении стихотворений об окружающем мире.
После завершения формирующего этапа эксперимента мы провели контрольный эксперимент, чтобы оценить результаты опытно-экспериментальной работы. В результате контрольного эксперимента были получены следующие данные: высокий уровень – 36,4%, средний остался на том же уровне – 63,6%, с низким уровнем знаний не выявлено ни одного ребенка. Следовательно, эффективность опытно-экспериментальной работы подтверждена.
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амоношвили. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 496 с.
2. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. – М.: МПСУ, МОДЭК, 2010. – 144 c.
3. Виды и типы уроков по ФГОС в начальной школе // Планета. – Режим доступа: http://www.planeta-kniga.ru/blog/vidy-i-tipy-urokov-po-fgos-v-nachalnoy-shkole.html (дата обращения 27.04.2018).
4. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. – М.: Гардарики, 2012. - 218 с.
5. Деребо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Деребо, В.А. Ясвин. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2012. - 480 с.
6. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М., 2013. – 676 с.
7. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии / В.С. Зайцев. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012. – 411 с.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: МОДЭК, 2013. – 448 с.
9. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов; Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Просвещение, 1984. – 84 с.
10. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС. – 2010. – 744 с.
11. Крившенко, Л.П. Педагогика / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. М.: Юрайт, 2016. 197 с.
12. Кульневич, С. Не совсем обычный урок: практическое пособие / С. Кульневич, Т. Лакоценина. – Воронеж, 2006. – 175 c.
13. Левченко, В.А. Идеи деятельности и идеи социальных отношений в трудах Л.С. Выготского и его последователей / В.А. Левченко // Молодой ученый. - 2016. - №27.1. - С. 18-20.
14. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2013. – Кн.1 – 174 с.
15. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2010. – 432 с.
16. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 576с.
17. Педагогическая психология: Хрестоматия / сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2016. – 412 с.
18. Степанов, Е.Н. Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии / Е.Н. Степанов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. - 240 с.
19. Трубайчук, Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / Л.В. Трубайчук // Начальная школа. – 2005. - №9. – С. 6-9.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы): Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 3 73 (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс»
21. Хуторской, А.В. Деятельность как содержание образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №8. - С. 107.