Введение 3
Глава 1. Типология печатных СМИ 6
1.1 Общероссийские газетные издания. Классификация. Издания. Тенденции
развития 8
1.2 Региональные СМИ. Издания. Факторы развития. Типы масс-медиа 11
1.3 Выводы по главе 14
Глава 2. Современное состояние и трансформация печатных российских
СМИ 17
2.1 Интернет-СМИ: определение, особенности 20
2.2 Трансформация СМИ 23
2.3 Выводы по главе 33
Глава 3. Анализ изданий
3.1. Методика 34
3.2 Анализ федеральных газет 34
3.2.1 Аргументы и факты 35
3.2.2 Коммерсантъ 40
3.3 Анализ региональных газет 44
3.3.1. Томская неделя 44
3.3.2 Томские новости 47
3.4 Выводы по главе 48
Заключение 51
Список используемых источников и литературы 53
Не так давно наши возможности быстро и в полном объеме узнавать последние новости были, в определенной степени, ограничены: печатная пресса и телевидение доносили до нас лишь часть важной оперативной информации, причем, как правило, с серьезной задержкой во времени.
Современный этап развития общества характеризуется серьезным изменением коммуникативного пространства благодаря расширению влияния средств электронной коммуникации . Электронные СМИ в последние годы стали чрезвычайно востребованными и превосходят по ряду параметров печатную прессу.
К минусам печатных изданий можно отнести то, что поиск необходимой информации с их помощью часто является намного менее эффективным и оперативным по сравнению с сетевыми изданиями. Пока человек находится в поиске подходящего журнала или газеты, он может потерять огромное количество времени. Имея доступ к сетевой электронной версии соответствующего издания, всю интересующую информацию можно получить быстро и в исчерпывающем объеме. В электронном аналоге печатного издания новости распространяются мгновенно. Помимо актуальных новостных обзоров, читателям сетевых аналогов печатной прессы доступны такие дополнительные «бонусы» как видеоролики представляемых ресурсом новостей и/или аудиотреки интервью. По понятным причинам в печатной прессе подобная подача информации заведомо невозможна. Кроме того, в отличие от печатного издания электронные средства массовой информации получают в свое распоряжение такой важный коммуникативный инструмент, связанный с нелинейным способом организации текстового пространства, как гипертекст. Использование гипертекста открывает новые возможности хранения и представления текстовой информации и фактически формирует в настоящее время новую культуру восприятия текста.234
Традиционные печатные издания вынуждены идти в ногу со временем и переходят на онлайн-площадки. Можно ли назвать это вымиранием печатных СМИ или же это лишь своего рода трансформация? Этим вопросом задаются многие.
Поэтому тема моей дипломной работы звучит так: «Трансформация печатных изданий при переходе на интернет-площадки на примере федеральных и региональных газет («Коммерсантъ» , «Аргументы и факты», «Томская неделя», «Томские новости» ).
Объект исследования: «Аргументы и факты», «Коммерсантъ», «Томская неделя», «Томские новости».
Предмет исследования: Трансформационные процессы печатных СМИ.
Целью работы стало - рассмотреть, как проходит процесс трансформации в изданиях федерального и регионального значения.
Задачи работы:
1. Рассмотреть типологию СМИ;
2. Изучить состояние печатных СМИ в настоящее время, как федеральных, так и региональных;
3. Определить понятие «Интернет-СМИ» (е-media), а также особенности таких изданий;
4. Рассмотреть, каким образом происходит трансформация традиционных СМИ в интернет-СМИ;
5. Выделить критерии, по которым будет производиться анализ изданий;
6. Сравнить печатные и интернет-версии федеральных и региональных изданий («Коммерсантъ» , «Аргументы и факты», «Томская неделя», «Томские новости» ).
7. Проследить как применяют выделенные нами тактики федеральные и региональные издания.
8. Сделать выводы.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе подробно рассматривается типология средств массовой информации, классификация и тенденции развития общероссийских газетных изданий, и факторы развития, типы масс-медиа региональных изданий.
Во второй главе мы рассматриваем, что такое интернет СМИ, даем определение данному понятию и разбираем его особенности, а также рассматриваем как трансформируются СМИ.
В третей главе представлены и проанализированы газеты и интернет-сайты изданий «Аргументы и факты », «Коммерсантъ», «Томские новости», «Томская неделя».
В своей работе мы опирались на исследования С.Г. Корконосенко «Основы журналистики», С. Кузнецов, А. Носик «Интернет для журналиста», Л.Е. Кройчик «Система журналистских жанров », В.В. Кихтан «Информационные технологии в журналистике», М.М. Лукина, И.Д. Фомичева «СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие».
Рассмотрев на современную типологию средств массовой информации, мы выявили типоформирующие признаки и классификацию российских СМИ, к которой относится: учредитель, аудитория, легитимность, качественная и массовая пресса, издательские характеристики, формат.
На основании наших изысканий сделали выбор изданий, которые будем анализировать для наглядного понятия, каким образом трансформируются федеральные и региональные издания традиционного вида. Для анализа мы выбрали следующие издания: «Аргументы и факты» , «Коммерсантъ» , «Томская неделя» , «Томские новости» .
Определив значение Интернет-СМИ и «Е-media» в частности, и выделив основные отличия между печатными и интернет-изданиями, которыми являются: жанр, текст, фото, звук, видеосюжеты, анимация, интерактивность, мы определили основные тактики трансформации, используемые печатными изданиями для своих онлайн-площадок. Выделенные тактики были взяты нами в качестве критериев исследования трансформации печатных изданий при переходе на интернет-площадки на примере федеральных и региональных газет.
Итак, проанализировав федеральные и региональные издания по следующим критериям: концепция «360 градусов»; модели формирования контента; мультимедийность; гипертекстуальность; интерактивность можно сделать выводы, что в настоящее время процесс трансформации привычной формы газет в нашей стране идет очень медленно. Концепции и методы используются изданиями с осторожностью и неуверенностью, возможно в силу нехватки кадров или не усовершенствованной модели подачи информации.
Стоит отметить, что, вопреки прогнозам скептиков реальностью сегодня является не вымирание газет, а их трансформация, которая пока находится в начале пути. Федеральные издания, все же идут на шаг впереди региональных СМИ. И, если общероссийские издания так или иначе стараются задействовать в своей работе все тенденции трансформации, то региональные издания еще только начинают свой переход в формат E-media. И места для движения еще более, чем достаточно. Местным газетам необходимо рассматривать и пробовать применять в своей работе цифровые технологии, которые открывают новые возможности роста и расширения аудитории.
1. Алексеева А [и др.] Интернет-СМИ. Теория и практика //- М.: Аспект
Пресс, 2010 г. - 350 с. [Электронный ресурс] // URL:
https ://docplayer.ru/55578762-Internet-smi-teoriya-i-praktika-pod-redakciey- m-m-lukinoy.html (дата обращения: 08.02.2020)
2. Алексеев А. Н. Газетный мир постсоветской России: Подход к построению типологии // Вести. МГУ. Сер. 10. Журналистика. 1998. № 3. (дата обращения: 01.04.2020)
3. Амзин А. Новостная интернет-журналистика// А. Амзин. - М.: Аспект
Пресс, 2012. - 144 с. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.newsman.tsu.ru/wp-content/uploads/2014/02/NU-2-20131006.pdf (дата обращения: 15.03.2020)
4. Акопов А. И. Взгляд на проблемы сетевой журналистики изнутри и снаружи Интернета // А. И. Акопов [Электронный ресурс] // URL: http://www.relga.ru/Environ/.(дата обращения: 17.04.2020)
5. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учебное
пособие для бакалавриата и магистратуры // М.: Юрайт, 2014. 269 с. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25
854626 (дата обращения: 17.03.2020)
6. Вуль, В.А. Электронные издания: учеб. / В.А. Вуль. - СПб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2001. - 308 с. [Электронный ресурс] // URL: https://nashaucheba.ru/v3826/%D0%B2%D1%83%D0%BB%D1%8C_ %D0%B2.%D0%B0._%D1 %8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D 1 %80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%B7 %D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%83%D1%87%D0% B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA (дата обращения: 26.02.2020)
7. Григорьев В.В. Российская периодическая печать Состояние, тенденции и перспективы развития //Отраслевой доклад // 2019 [Электронный ресурс] // URL: http://www.unkniga.ru/images/docs/2019/otr-doklad-pressa-2018.pdf (дата обращения: 16.05.2020)
8. Ершов В.Е. История появления социальных сетей //Ростовский государственный экономический университет, 2015 [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25865891 (дата обращения 14.05. 2020 г.)
9. Женченко Эволюция терминов «мультимедиа», «кросс-медиа»,
«трансмедиа» в развитии цифрового сторителлинга / М. Женченко // Studia Medioznawcze. - 2016. - №4(67). - С. 113, М. (дата обращения: 25.01.2020)
10.Зыкова Е.В. Морозова О.Н. Внешние гиперссылки в структуре персонального политического сайта [Электронный ресурс] // URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie-giperssylki-v-strukture- personalnogo-politicheskogo-sayta/viewer (дата обращения: 28.04.2020)
11. Кихтан, В. В. Информационные технологии в журналистике / В. В. Кихтан. — М., 2004. [Электронный ресурс] // URL: http://en.bookfi.net/book/755096 (дата обращения: 24.03.2020)
12. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебное пособие для вузов. //
М.: Аспент Пресс, 2001 [Электронный ресурс] // URL: https://www.studme d.ru/view/korkonosenko-sg-osnovy-zhurnalistiki_b3501293dac.html (дата
обращения: 08.06.2020)
13. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста. — СПб., 2000 [Электронный ресурс] //URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/123/1/%D0%98%D0%B2 %D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%201-136-10.pdf (дата обращения: 21.05.2020)
14. Кузнецов С., Носик А. Интернет для журналиста // С.Кузнецов, А.Носик. М., 2001. - 143с. [Электронный ресурс] // URL: http://www.twirpx.com/file/ 250487/ (дата обращения: 08.02.2020)
15. Лукина М.М., Фомичева И.Д.СМИ в пространстве Интернета. // М.:
Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.
[Электронный ресурс] // URL: http://www.journ.msu.ru/study/handouts/texts/ ...35