АННОТАЦИЯ 3
Ввведение 7
1 Теоретические подходы к определению социальной активности в условиях кампусного пространства как механизма межкультурной интеграции иностранных студентов 10
1.1 Межкультурная интеграция иностранных студентов в кампусном пространстве 10
1.2 Участие в социальной активности в условиях кампуса как механизм межкультурной
интеграции иностранных студентов 16
2 Специфические особенности вовлечения иностранных студентов в социальную активность в условиях кампусного пространства 27
2.1 Особенности подхода к межкультурной интеграции иностранных студентов в НИ
ТГУ 27
2.2 Анализ мнений специалистов по межкультурному взаимодействию и иностранных
студентов о социальной активности в кампусе 33
2.3 Рекомендации по улучшению механизмов вовлечения иностранных студентов в
социальную активность 50
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 56
Приложение А 60
Приложение Б 63
Приложение В 65
Приложение Г 67
Приложение Д 69
Приложение Е 72
Приложение Ж 73
В современной России реализация программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде, является одной из приоритетных задач Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. В государственных законодательных актах закреплена необходимость системной поддержки программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально - государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма.
Согласно Федеральному закону №489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» одной из основных целей молодежной политики в РФ является «обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального, социального и физического развития и самореализации молодежи», «повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде» [13]. Данные пункты позволяют нам понять, что
государство нацелено на содействие осуществлению деятельности, направленной на прогрессивное преобразование окружающей среды и самой личности вне зависимости от этноса.
Помимо законотворческой деятельности осуществляется активный поиск идей и ресурсов по развитию межнациональной политики. Например, Фонд президентских грантов активно поддерживает такое конкурсное направление, как «Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия» [19]. Федеральное агентство по делам молодежи также оказывает грантовую поддержку по направлению «Профилактика негативных проявлений в молодежной среде и межнациональное взаимодействие» [2].
Одной из областей, интернационализированных в большей степени в развитых странах, является сфера науки и образования, это связано с феноменом образовательной миграции. В мировом миграционном потоке около 15-20% занимает образовательная миграция. Данные статистические показатели означают, что каждый пятый-шестой человек совершает миграцию с целью получения образования.
Высшие учебные заведения России ежегодно принимают студентов из-за рубежа. В нашей стране образовательные центры распределены неравномерно, при этом большинство из них сосредоточено в Центральном и Приволжском округах. Особую значимость имеют Москва и Санкт-Петербург, которые привлекают как российских, так и 7
иностранных студентов. Это объясняется их историческими достижениями, мировым признанием, развитой социальной инфраструктурой и системой поддержки. Тем не менее, Сибирский федеральный округ занимает второе место по привлечению иностранных студентов после Центрального округа. В Сибирском округе имеется достаточное количество образовательных центров, включая университеты и научно-исследовательские институты, которые обладают необходимыми ресурсами для подготовки высококвалифицированных специалистов, среди них - Томская область [9].
Приток иностранных студентов в последнее время привнес разнообразие в университеты. Однако, иностранным студентам, приезжающим в другую страну для обучения, может быть сложно адаптироваться к новой среде, справиться с языковыми и культурными барьерами, и войти в социальную жизнь кампуса. В этом контексте вовлечение иностранных студентов в социальную активность кампусного пространства может стать эффективным механизмом межкультурной интеграции, способствующим их успешной адаптации и включению в учебную и социальную среду университета.
Однако, вовлечение иностранных студентов в социальную активность кампуса представляет свои собственные вызовы и требует особого внимания со стороны университетского сообщества. Для обеспечения эффективного механизма межкультурной интеграции через вовлечение иностранных студентов в социальную активность кампуса необходимо рассмотреть факторы, способствующие этому процессу, и разработать практические рекомендации для создания благоприятной среды в кампусе.
Актуальность поднимаемой нами проблемы основывается на том, что она, при всей ее важности, остается практически неизученной в том, что касается конкретных механизмов привлечения иностранных студентов к участию в социальной активности кампусного пространства.
Таким образом, мы выделяем объектом исследования межкультурную интеграцию иностранных студентов.
Предметом исследования выступает социальная активность как механизм межкультурной интеграции.
Цель исследования: определить формы вовлечения иностранных студентов в социальную активность в условиях кампусного пространства для эффективной межкультурной интеграции.
На основе поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
1. Выявить специфику межкультурной интеграции иностранных студентов;
Определить особенности участия иностранных студентов в социальной
активности в условиях кампусного пространства;
3. Установить запросы иностранных студентов к организации социальной активности в кампусном пространстве;
4. Разработать предложения по повышению вовлеченности иностранных студентов в социальную активность в условиях кампусного пространства.
Гипотеза исследования: уровень межкультурной интеграции иностранных студентов возрастет, если создать условия для их вовлечения в социальную активность в кампусном пространстве.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы, законодательных актов.
2. Эмпирические: анкетирование иностранных студентов, формализованное интервью с иностранными студентами, экспертное интервью.
Иностранные студенты играют жизненно важную роль в глобальном образовательном пространстве, привнося в принимающие страны разнообразные взгляды, культурное богатство и стремление к межкультурному взаимопониманию. Они покидают свои родные страны, чтобы получить образование за рубежом, которое влечет за собой не только академический рост, но и личностное развитие. Иностранные студенты сталкиваются с проблемой адаптации к новым культурам, языкам и системам образования, что требует стойкости, открытости и готовности принять новый опыт.
В данной научной работе было исследовано значение включения иностранных студентов в социальную активность в пространстве кампуса как механизма межкультурной интеграции. Изучение теоретических подходов и особенностей участия иностранных студентов позволило получить сведения о взаимодействии межкультурной интеграции и социальной активности в кампусе.
Исследование подчеркнуло важность межкультурной интеграции для иностранных студентов в кампусной среде. Укрепление чувства принадлежности и включенности среди иностранных студентов имеет решающее значение для их общего благополучия и успешной интеграции в академическую и социальную среду принимающей страны. Участие в социальной активности в университетском пространстве выступает как мощный механизм содействия межкультурной интеграции. Активно участвуя в общественной деятельности, иностранные студенты имеют возможность взаимодействовать с местными студентами, обмениваться культурными взглядами и устанавливать значимые социальные связи. Такое взаимодействие способствует взаимопониманию, уважению и признанию различных культур, формируя гармоничную и интегрированную среду кампуса.
Анализ мнений профессионалов в области межкультурного взаимодействия и иностранных студентов позволил получить информацию о текущем состоянии социальной активности в кампусе. Аутентичный опыт, проанализированный в данном исследовании, расширил понимание истинных проблем и трудностей иностранных студентов, участвующих в социальной активности в условиях кампуса.
В рамках данной работы были разработаны предложения по повышению вовлеченности иностранных студентов в социальную активность в условиях кампусного пространства. Представленные рекомендации направлены на создание новых и улучшение существующих механизмов с целью дальнейшего повышения вовлеченности иностранных студентов в социальную активность. Эти рекомендации включают в себя продвижение 54
межкультурной осведомленности через ориентационные программы, организацию межкультурных мероприятий и семинаров, предоставление языковой поддержки, а также создание платформ для культурного обмена и диалога. Выполняя эти рекомендации, учебные заведения могут создать среду, способствующую межкультурной интеграции и поддержанию общего благополучия иностранных студентов. Преимущества таких инициатив выходят за пределы кампуса, поскольку они способствуют построению интегрированного сообщества, которое ценит разнообразие и способствует межкультурному взаимопониманию.
В заключение следует отметить, что вовлечение иностранных студентов в социальную активность в пространстве кампуса как механизм межкультурной интеграции обладает огромным потенциалом для формирования инклюзивной, разнообразной и динамичной образовательной среды. Признавая ценность межкультурного обмена и активно поощряя социальную активность, учебные заведения могут создать трансформирующий опыт для иностранных студентов, позволяющий им преуспеть в академическом, социальном и культурном плане.
Гипотеза выпускной квалификационной работы подтверждена: уровень
межкультурной интеграции иностранных студентов возрастет, если создать условия для их вовлечения в социальную активность в кампусном пространстве.
1. Балабанова, Е. С. Социально-психологический подход к исследованию социальной активности молодежи / Е. С. Балабанова // Знание. Понимание. Умение. - 2018. - № 3. - С. 210-223.
2. Всероссийский конкурс молодежных проектов // Национальный
антитеррористический комитет. - 2021. - URL: http://nac.gov.ru/terrorizmu-
net/rosmolodezh/vserossiyskiy-konkurs-molodezhnyh-proektov.html (дата обращения:
07.04.2023).
3. Гончарова Н. В., Поповкина О. П. Социальная активность личности: теоретический аспект в научной литературе // Евразийский Союз Ученых. - 2019. - № 4-5 (61). - С. 17-19.
4. Дубов И. Г. Социально-психологические аспекты активности. - М.; СПб.: Нестор-История, 2012. - 536 с.
5. Ерина И. А., Крафт Е. В. Феномен «социальная активность» с точки зрения и позиции отечественных учёных // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-1. - С. 453-456.
6. Интервью с Полин Салин о бескорыстном волонтерстве и жизни в Оксфорде // Центр социально-профессионального волонтёрства НИ ТГУ «UNIVOL». - 2020. - URL: http://univol.tsu.ru/news/16716/ (дата обращения: 11.05.2023).
7. Интервью Эстер Эшток о людях в России, позитивном мышлении и булочках // Центр социально-профессионального волонтёрства НИ ТГУ «UNIVOL». - 2020. - URL: http://univol.tsu.ru/news/17149/ (дата обращения: 11.05.2023).
8. Интерью Питера Рыбара о сибирской зиме, настоящем смысле путешествий и истории // Центр социально-профессионального волонтёрства НИ ТГУ «UNIVOL». - 2020. - URL: http://univol.tsu.ru/news/17150/ (дата обращения: 11.05.2023).
9. Кошелева Е. Ю. Глава 1. Образовательная миграция в вузы Томска в контексте политики РФ // Образовательная миграция. Школы, вузы, музеи России как агенты адаптации и интеграции. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет. - 2019. - С. 110-126.
10. Мартынкова А. В., Сырямкина Е. Г. Межкультурная коммуникация как ключ к интеграции мигрантов // Антропологические чтения: материалы X Антропологических чтений студентов, магистрантов, аспирантов философского, психологического факультетов и Института искусств и культуры НИ ТГУ. - Томск: Нац. исслед. Томский гос. ун-т., 2022.
- С. 105-110.
11. Михайличенко В. Е. Психология развития личности. - Харьков: НТУ «ХПИ», 2015. - 388 с.
12. Науменко Т. В., Морозова Д. А. Теория межкультурных измерений Г. Хофстеде как методологическая основа исследования современных социальных процессов // Международный журнал исследований культуры. - 2018. - № 1 (30). - С. 144-154.
13. О молодежной политике в Российской Федерации: федер. закон Рос.
Федерации от 30 дек. 2020 г. № 489-ФЗ // Российская газета. - 2021. - URL:
https://rg.ru/documents/2021/01/11/molodez-dok.html (дата обращения: 07.04.2023).
14. Полин Салин: Волонтерство - всегда позитивный опыт для обеих сторон //
Основной сайт Томского государственного университета. - 2020. - URL:
http://univol.tsu.ru/news/17150/ (дата обращения: 11.05.2023).
15. Положение комиссии «InterCom» / Первичная профсоюзная организация
студентов Томского государственного университета. - Томск, 2022. - URL:
http://studprofcom.tsu.ru/storage/app/uploads/public/630/e07/e49/630e07e4991ef221425509.pdf (дата обращения: 16.05.2023).
...36