ХОР ПЕВЧИХ В КОНТЕКСТЕ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК В ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ 9
1.1 Многообразие взглядов: антропологические исследования религии 9
1.2 Церковный хор в православной традиции: внутренняя структура и функции 17
1.3 Значение «ритуала» Виктора Тернера и понятие «социального порядка» 20
1.4 Иерархия и социальный порядок в христианской традиции 25
ГЛАВА II. РОЛЬ ПЕВЧИХ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА 30
2.1 Певчие церковного хора в контексте ритуала В. Тернера 30
2.3 Функции хора в богослужении и социальная роль 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК В ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ 9
1.1 Многообразие взглядов: антропологические исследования религии 9
1.2 Церковный хор в православной традиции: внутренняя структура и функции 17
1.3 Значение «ритуала» Виктора Тернера и понятие «социального порядка» 20
1.4 Иерархия и социальный порядок в христианской традиции 25
ГЛАВА II. РОЛЬ ПЕВЧИХ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА 30
2.1 Певчие церковного хора в контексте ритуала В. Тернера 30
2.3 Функции хора в богослужении и социальная роль 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
В данном исследовании особое значение приобретает исследование роли хора певчих в ритуале, что участвует в формировании и поддержании социального порядка в русской православной церкви. В данном контексте церковный хор, как важный элемент богослужебных ритуалов, выполняет не только функцию духовно-музыкального сопровождения, но и служит инструментом воспроизводства социального порядка. В работе под социальным порядком в православной церкви подразумевается совокупность устоявшихся структур, ролей и правил, которые регулируют взаимодействие между участниками церкви, а также поддерживают стабильность и иерархию внутри религиозного сообщества. При этом особое значение придается ритуалу, как основному средству для закрепления и воспроизведения данного порядка. Ритуалы выполняют функцию не только объединения людей на основе общих ценностей или верований, но и служат ключевым инструментом закрепления традиций, символизируют преемственность церковных структур, а их выполнение способствует усилению чувства сопричастности и общего порядка среди участников церковной жизни. Этот порядок включает в себя систему иерархий, распределение ролей и функций, которые обеспечивают организованность социального порядка.
Актуальность исследования обусловлена преемственностью традиционных норм и порядков в православной церкви в контексте динамики и трансформаций современного социума. Изучение механизмов поддержания внутренней стабильности и воспроизводства существующего порядка в институте церкви позволяет выявить стратегии адаптации к изменениям в обществе и внешним вызовам, без утраты фундаментальных ценностей и уникальности, что является существенным фактором для понимания значимости религиозных институтов в условиях современности. Также исследования в области антропологии религии и церковной культуры позволяют наиболее подробно изучить уникальные культурные механизмы взаимодействия между духовными практиками и социальной структурой, что актуально для развития теоретических концепций и практических подходов к сохранению традиций.
Изучение ритуала происходит в контексте православного богослужения с участием церковного хора через анализ концепции «ритуала» Виктора Тернера. Ритуал у Тернера - олицетворение психологических и социальных процессов, которые обладают онтологической ценностью, которая связана с изменениями состояния человека, как развивающегося вида . Понятие «социального порядка» определяется в работе, как устойчивая организация социальной жизни, которая основана на общих ценностях и убеждениях сообщества.
Основной целью исследования стало изучение роли ритуальной составляющей на примере хора певчих в функционировании социального порядка православной церкви. Изучение ритуального процесса через деятельность хора певчих - важный подход, так как данная группа является наиболее доступной для изучения. Хор является самой коммуникативной группой, поскольку осуществляет взаимодействие как со священством, так и с прихожанами, которые составляют социальное пространство во время православного богослужения. В качестве объекта исследования определена церковно-певческая деятельность православного хора, которая включает в себя организационные и социально-культурные аспекты. Предметом исследования выступает опыт певчих церковного хора в контексте религиозных ритуалов. Для этого требуется выполнение следующих задач:
1. Определить основные теории в области антропологии религии.
2. Описать историю развития антропологии религии и привести исследования певчих церковного хора.
3. Обосновать роль социального порядка в культуре православной церкви.
4. Проанализировать применимость концепции «ритуала» Виктора Тернера для анализа деятельности церковного хора в контексте социального порядка.
5. Выделить основные ритуальные практики певческого церковного хора на основе полевых материалов.
6. Рассмотреть, какую роль играет ритуал в построении социального порядка в православном храме.
Степень изученности.
Данная работа представляет свою актуальность наиболее явно в рамках исследования религиоведения, антропологии религии и социологии. В определении религиоведческого поля и его основной терминологии, которые послужили началом для теоретической главы, были полезны работы Прилуцкого А.М. , В.П. Леги и Луцевич Л. В рамках ранних антропологических подходов в отношении религии, особое внимание уделялось концепциям Э. Тайлора и Г. Шталь и К. Гирца , которые рассматривали эволюцию культурных и религиозных институтов, а также роль символов и ритуалов в формировании социокультурных структур. При анализе развития терминологии «социального порядка» были проанализированы работы Э. Дюркгейма , Кильдюшова О. , Батуренко С.А. и Кусраева Б.Н. Прежде, чем перейти к исследованию социального порядка с участием хора певчих, было необходимо изучить концепцию «ритуала», а также его ключевые элементы. Важное место в понимании ритуальной составляющей занимает основной труд Виктора Тэрнера непосредственно о ритуале и символах. В отечественной и зарубежной литературе также широко исследуются церковное пение и хоровая традиция в православной церкви, что позволяет наиболее подробно описать функционал хорового состава и определить место осуществляемой деятельности в контексте богослужения: Байкова Е. Н и Гарднер И.А. В описании внутренней структуры и деятельности регента и певчих в практическом понимании сопровождали работы Критского Б.Д. , Покровского А.Е. и Борисовой Е.Н. , а также Балуева Н.В. Богослужебные книги русской православной и римско-католической церквей , а также энциклопедии и словари , позволили грамотно подчеркнуть использование документов при проведении богослужебных «ритуалов» и провести сравнение для более подробного анализа исследовательского поля. В дополнение к значимости вышеупомянутых авторов, следует подчеркнуть, что теоретические описания получили эмпирическое подтверждение в ходе практической части исследования, которая была основана на полевых материалах автора.
Следует заметить, что таких исследований, которые могли быть относительно близки к изучению социального порядка в православной церкви или роли певчих в процессе богослужения, меньшинство. В таком случае, исследовательская значимость данной работы также заключается в введении дополнительных эмпирических данных по изучению православной культуры, в частности хора певчих русской православной церкви, т.к. большинство исследований в отношении роли певчих и церковной музыки в христианских ритуалах не относятся к православной ветви.
Методология исследования.
Основным методом исследования стала концепция о «ритуале» Виктора Тернера. Дополнительно было представлено описание термина «социального порядка» Эмилем Дюркгеймом в качестве обозначения исследуемого контекста в православном богослужении. Основными антропологическими методами для анализа деятельности церковного хора являются интервьюирование и сбор автоэтнографических данных.
Участниками исследования стали певчие в возрасте 20-35 лет архиерейского хора Богоявленского собора г. Томска. Всего четыре информанта - певчие церковного хора (двое - женского пола и двое - мужского пола) и автоэтнографические заметки автора (так же певчей хора). Благодаря методу интервью удалось разобрать иерархическую структуру православного богослужения и внутреннее устройство хора. Кроме того, было выявлено множество функций, которые важны для понимания роли сообщества певчих не только в значении эстетического или творческого подхода к организации богослужебного процесса, но и в следовании определенному порядку в соответствии с нормативными документами православной церкви. Более того, хор участвует в создании сакрального пространства, которое играет важную роль в формировании особого настроя, который готовит к трансцендентному опыту. Автоэтнографические заметки также позволили проанализировать то, что традиционное представление о церкви, как о статичном институте с жестко упорядоченной и преемственностью, неполно и не всегда верно. При изучении интервью информантов и заметок автора удалось описать три различных этапа, при которых хор демонстрирует собственные «изменения» в отношении ритуального процесса. Интерпретация полевого материала через призму ритуального представления Виктора Тернера раскрывает религиозное сообщество как динамичную систему, в рамках которой фундаментальные вещи остаются неизменными, но возможны изменения, которые адаптируются под богослужебный процесс.
Актуальность исследования обусловлена преемственностью традиционных норм и порядков в православной церкви в контексте динамики и трансформаций современного социума. Изучение механизмов поддержания внутренней стабильности и воспроизводства существующего порядка в институте церкви позволяет выявить стратегии адаптации к изменениям в обществе и внешним вызовам, без утраты фундаментальных ценностей и уникальности, что является существенным фактором для понимания значимости религиозных институтов в условиях современности. Также исследования в области антропологии религии и церковной культуры позволяют наиболее подробно изучить уникальные культурные механизмы взаимодействия между духовными практиками и социальной структурой, что актуально для развития теоретических концепций и практических подходов к сохранению традиций.
Изучение ритуала происходит в контексте православного богослужения с участием церковного хора через анализ концепции «ритуала» Виктора Тернера. Ритуал у Тернера - олицетворение психологических и социальных процессов, которые обладают онтологической ценностью, которая связана с изменениями состояния человека, как развивающегося вида . Понятие «социального порядка» определяется в работе, как устойчивая организация социальной жизни, которая основана на общих ценностях и убеждениях сообщества.
Основной целью исследования стало изучение роли ритуальной составляющей на примере хора певчих в функционировании социального порядка православной церкви. Изучение ритуального процесса через деятельность хора певчих - важный подход, так как данная группа является наиболее доступной для изучения. Хор является самой коммуникативной группой, поскольку осуществляет взаимодействие как со священством, так и с прихожанами, которые составляют социальное пространство во время православного богослужения. В качестве объекта исследования определена церковно-певческая деятельность православного хора, которая включает в себя организационные и социально-культурные аспекты. Предметом исследования выступает опыт певчих церковного хора в контексте религиозных ритуалов. Для этого требуется выполнение следующих задач:
1. Определить основные теории в области антропологии религии.
2. Описать историю развития антропологии религии и привести исследования певчих церковного хора.
3. Обосновать роль социального порядка в культуре православной церкви.
4. Проанализировать применимость концепции «ритуала» Виктора Тернера для анализа деятельности церковного хора в контексте социального порядка.
5. Выделить основные ритуальные практики певческого церковного хора на основе полевых материалов.
6. Рассмотреть, какую роль играет ритуал в построении социального порядка в православном храме.
Степень изученности.
Данная работа представляет свою актуальность наиболее явно в рамках исследования религиоведения, антропологии религии и социологии. В определении религиоведческого поля и его основной терминологии, которые послужили началом для теоретической главы, были полезны работы Прилуцкого А.М. , В.П. Леги и Луцевич Л. В рамках ранних антропологических подходов в отношении религии, особое внимание уделялось концепциям Э. Тайлора и Г. Шталь и К. Гирца , которые рассматривали эволюцию культурных и религиозных институтов, а также роль символов и ритуалов в формировании социокультурных структур. При анализе развития терминологии «социального порядка» были проанализированы работы Э. Дюркгейма , Кильдюшова О. , Батуренко С.А. и Кусраева Б.Н. Прежде, чем перейти к исследованию социального порядка с участием хора певчих, было необходимо изучить концепцию «ритуала», а также его ключевые элементы. Важное место в понимании ритуальной составляющей занимает основной труд Виктора Тэрнера непосредственно о ритуале и символах. В отечественной и зарубежной литературе также широко исследуются церковное пение и хоровая традиция в православной церкви, что позволяет наиболее подробно описать функционал хорового состава и определить место осуществляемой деятельности в контексте богослужения: Байкова Е. Н и Гарднер И.А. В описании внутренней структуры и деятельности регента и певчих в практическом понимании сопровождали работы Критского Б.Д. , Покровского А.Е. и Борисовой Е.Н. , а также Балуева Н.В. Богослужебные книги русской православной и римско-католической церквей , а также энциклопедии и словари , позволили грамотно подчеркнуть использование документов при проведении богослужебных «ритуалов» и провести сравнение для более подробного анализа исследовательского поля. В дополнение к значимости вышеупомянутых авторов, следует подчеркнуть, что теоретические описания получили эмпирическое подтверждение в ходе практической части исследования, которая была основана на полевых материалах автора.
Следует заметить, что таких исследований, которые могли быть относительно близки к изучению социального порядка в православной церкви или роли певчих в процессе богослужения, меньшинство. В таком случае, исследовательская значимость данной работы также заключается в введении дополнительных эмпирических данных по изучению православной культуры, в частности хора певчих русской православной церкви, т.к. большинство исследований в отношении роли певчих и церковной музыки в христианских ритуалах не относятся к православной ветви.
Методология исследования.
Основным методом исследования стала концепция о «ритуале» Виктора Тернера. Дополнительно было представлено описание термина «социального порядка» Эмилем Дюркгеймом в качестве обозначения исследуемого контекста в православном богослужении. Основными антропологическими методами для анализа деятельности церковного хора являются интервьюирование и сбор автоэтнографических данных.
Участниками исследования стали певчие в возрасте 20-35 лет архиерейского хора Богоявленского собора г. Томска. Всего четыре информанта - певчие церковного хора (двое - женского пола и двое - мужского пола) и автоэтнографические заметки автора (так же певчей хора). Благодаря методу интервью удалось разобрать иерархическую структуру православного богослужения и внутреннее устройство хора. Кроме того, было выявлено множество функций, которые важны для понимания роли сообщества певчих не только в значении эстетического или творческого подхода к организации богослужебного процесса, но и в следовании определенному порядку в соответствии с нормативными документами православной церкви. Более того, хор участвует в создании сакрального пространства, которое играет важную роль в формировании особого настроя, который готовит к трансцендентному опыту. Автоэтнографические заметки также позволили проанализировать то, что традиционное представление о церкви, как о статичном институте с жестко упорядоченной и преемственностью, неполно и не всегда верно. При изучении интервью информантов и заметок автора удалось описать три различных этапа, при которых хор демонстрирует собственные «изменения» в отношении ритуального процесса. Интерпретация полевого материала через призму ритуального представления Виктора Тернера раскрывает религиозное сообщество как динамичную систему, в рамках которой фундаментальные вещи остаются неизменными, но возможны изменения, которые адаптируются под богослужебный процесс.
В данной части будут представлены основные выводы, которые сформулированы на основе проведенной работы с теоретическими и эмпирическими данными. В ходе анализа литературы и других теоретических источников удалось провести краткий обзор того, как развивались исследования религии и какие из них стали ключевыми в становлении антропологии религии, как научной области. Благодаря подробному описанию социального пространства в православном богослужении, которое включает в себя несколько активных и пассивных групп во время богослужебной деятельности, удалось применить концепцию «ритуала» В. Тернера. Понятие «социального порядка» значительно расширило представления о социально-культурном пространстве в православной церкви, поскольку появилась возможность проанализировать взаимосвязи между участниками богослужения, что представляет собой структурированный механизм внутри процесса такого «ритуала». В ходе работы над эмпирическими данными было сделано несколько интересных наблюдений через деятельность певчих в контексте социального порядка и его взаимосвязи с ритуалом (литургией). Хор является активным элементом в проведении богослужебного процесса, хотя не принимает участие в совершении важных таинств напрямую. Сообщество певчих занимает роль «посредника» между двумя частями церковного пространства - открытой (прихожанами) и закрытой (алтарем). Хотя исследуемая группа не имеет полного доступа к сакральному пространству, её действия особенно важны в проведении «ритуальных» действий.
При изучении данных интервью через призму «ритуала» и других вытекающих концептов у В. Тернера было проанализировано три стадии: 1) Пре-лиминальная 2) Лиминальная (переходная) 3) Пост-лиминальная. Каждая из этих стадий на примере церковного хора продемонстрировала изменение поведения и отношения к «ритуалу», что так же отразило развитие «социального порядка» посредством преобразования во внутреннем иерархическом устройстве, подменой ролей и дальнейшим процессом «восстановления» привычной среды. Также выяснилось, что сакральное пространство, которое формируется деятельностью регента и певчих становится локусом актуализации религиозных чувств, во время которой «ритуал» достигает второй стадии развития и наблюдается состояние такого концепта, как «коммунитас», в ходе которого происходит процесс восстановления «порядка». При анализе начального этапа был сделан вывод о том, что его условия играют важную роль для последующих изменений. В ходе данного анализа стало ясно, что вторая - «лиминальная» стадия не проявляется особенно явно, как это выражено в исследованиях В. Тернера. Как уже было отмечено выше, важно учитывать условия для стадии. Так, например, «конфликт» чаще всего происходит на первой стадии, в то время, как у Тернера он проявляется во время второй. В случае с церковно -хоровым коллективом это может случиться и на второй стадии, когда конфликт возникает во время процесса богослужения, когда в нем задействованы и другие группы. Однако, это не ведет к подрыву порядка или приостановлению базовых действий или фундаментальных догматических основ. Это указывает на наличие механизмов адаптации в системе социального порядка в православном богослужении. Хотя границы данных стадий могут быть «размытыми», они так или иначе представляются таким образом, даже если представить их в другом порядке.
Кроме выявления места хора в богослужении, удалось детально рассмотреть функциональную роль хора, что так же позволило раскрыть его значение для ритуала и социального порядка. Основными их них стали символическая и интегрирующая. Первая особенно закреплена за хоровым коллективом, поскольку каждый процесс или действие другой группы - священства сопровождается деятельностью регента и певчих. Например, исполнение определенного музыкального произведения символизирует выход священника или начало подготовки к таинству. Вторая функция заключается в роли «посредника», когда действия хора связывают происходящее за пределами «доступного». Например, обязательное чтение молитв в зоне алтаря звучит приглушенно, что представляет собой необходимость в их трансляции хором для присутствующих в храме, что формирует ощущения «единства». Традиционное представление о церкви как об институте с упорядоченной организацией и гарантированной преемственностью не вполне соответствует действительности.
Исследование, проведенное через призму концепции ритуала Виктора Тернера, раскрывает динамичный характер религиозного сообщества, что обуславливает непрерывное переформирование «социального порядка». В ходе изучения данной темы стало ясно то, что деятельность определенной группы, хотя и не значительно, но может оказывать влияние на процесс «ритуала», который, в свою очередь является основой формирования социального порядка. Можно предположить, что концепция В. Тернера применима для исследования и других коллективов внутри религиозных и нерелигиозных сообществ. Это позволит наиболее подробно изучить систему иерархий и ролей, а также выявить механизмы адаптации внутри этих групп, что особенно важно в условиях динамики современного общества. Изучение ритуальных практик позволяет понять, как формируется коллективное восприятие или поддерживается стабильность внутри сообщества. Более того, анализ ритуала может выявить скрытые формы власти, а также понять, как индивиды устанавливают свое место в социальной иерархии.
При изучении данных интервью через призму «ритуала» и других вытекающих концептов у В. Тернера было проанализировано три стадии: 1) Пре-лиминальная 2) Лиминальная (переходная) 3) Пост-лиминальная. Каждая из этих стадий на примере церковного хора продемонстрировала изменение поведения и отношения к «ритуалу», что так же отразило развитие «социального порядка» посредством преобразования во внутреннем иерархическом устройстве, подменой ролей и дальнейшим процессом «восстановления» привычной среды. Также выяснилось, что сакральное пространство, которое формируется деятельностью регента и певчих становится локусом актуализации религиозных чувств, во время которой «ритуал» достигает второй стадии развития и наблюдается состояние такого концепта, как «коммунитас», в ходе которого происходит процесс восстановления «порядка». При анализе начального этапа был сделан вывод о том, что его условия играют важную роль для последующих изменений. В ходе данного анализа стало ясно, что вторая - «лиминальная» стадия не проявляется особенно явно, как это выражено в исследованиях В. Тернера. Как уже было отмечено выше, важно учитывать условия для стадии. Так, например, «конфликт» чаще всего происходит на первой стадии, в то время, как у Тернера он проявляется во время второй. В случае с церковно -хоровым коллективом это может случиться и на второй стадии, когда конфликт возникает во время процесса богослужения, когда в нем задействованы и другие группы. Однако, это не ведет к подрыву порядка или приостановлению базовых действий или фундаментальных догматических основ. Это указывает на наличие механизмов адаптации в системе социального порядка в православном богослужении. Хотя границы данных стадий могут быть «размытыми», они так или иначе представляются таким образом, даже если представить их в другом порядке.
Кроме выявления места хора в богослужении, удалось детально рассмотреть функциональную роль хора, что так же позволило раскрыть его значение для ритуала и социального порядка. Основными их них стали символическая и интегрирующая. Первая особенно закреплена за хоровым коллективом, поскольку каждый процесс или действие другой группы - священства сопровождается деятельностью регента и певчих. Например, исполнение определенного музыкального произведения символизирует выход священника или начало подготовки к таинству. Вторая функция заключается в роли «посредника», когда действия хора связывают происходящее за пределами «доступного». Например, обязательное чтение молитв в зоне алтаря звучит приглушенно, что представляет собой необходимость в их трансляции хором для присутствующих в храме, что формирует ощущения «единства». Традиционное представление о церкви как об институте с упорядоченной организацией и гарантированной преемственностью не вполне соответствует действительности.
Исследование, проведенное через призму концепции ритуала Виктора Тернера, раскрывает динамичный характер религиозного сообщества, что обуславливает непрерывное переформирование «социального порядка». В ходе изучения данной темы стало ясно то, что деятельность определенной группы, хотя и не значительно, но может оказывать влияние на процесс «ритуала», который, в свою очередь является основой формирования социального порядка. Можно предположить, что концепция В. Тернера применима для исследования и других коллективов внутри религиозных и нерелигиозных сообществ. Это позволит наиболее подробно изучить систему иерархий и ролей, а также выявить механизмы адаптации внутри этих групп, что особенно важно в условиях динамики современного общества. Изучение ритуальных практик позволяет понять, как формируется коллективное восприятие или поддерживается стабильность внутри сообщества. Более того, анализ ритуала может выявить скрытые формы власти, а также понять, как индивиды устанавливают свое место в социальной иерархии.





