Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (ЕАЭС)

Работа №181360

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы78
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1 Теоретические и правовые основы банковских систем государств ЕАЭС 6
1.1 Понятие и структура банковской системы страны 6
1.2 Общая характеристика ЕАЭС 14
1.3 Банковские системы стран ЕАЭС: особенности и регулирование 24
2 Методики сравнения и анализа банковских систем государств ЕАЭС 33
2.1 Виды методик анализа банковских систем 33
2.2 Методика сравнительного анализа банковских систем государств ЕАЭС 41
3 Сравнительный анализ банковских систем государств ЕАЭС 47
3.1 Сравнительный анализ уровня развития банковских систем государств ЕАЭС 47
3.2 Проблемы и перспективы развития банковских систем стран ЕАЭС 58
Заключение 64
Список литературы 68


Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что банковская система является составной и очень важной частью экономики страны, она органично включена не только в финансовый, но и в производственный циклы. Банковская система и отрасли экономики оказывают взаимное влияние друг на друга, что проявляется как в формировании ресурсов банковской системы (в основной своей части это средства клиентов банка), так и в качестве банковских активов, которое зависит от финансового состояния его клиентов.
В свою очередь, состояние банковской системы влияет на развитие реального сектора экономики; кредитование банками расширенного воспроизводства возможно только при наличии крепкой капитальной базы, достаточного уровня капитализации банков для кредитования крупных клиентов, поддержания необходимого уровня ликвидности.
Современный этап развития мирохозяйственных связей между странами ЕАЭС характеризуется формированием интеграционных сообществ, особенностью которых должна стать инвестиционно-инновационная направленность развития, позволяющая обеспечить конкурентные позиции на мировом рынке. У России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана есть все объективные предпосылки к снижению барьеров на пути международного обмена товарами, услугами, а также к управлению инвестиционным капиталом и формированию единого центра управления инвестиционно-инновационными процессами. Совокупный объем экономики стран - членов ЕАЭС составляет более 2 трлн дол., общий выпуск промышленной продукции - 1,5 трлн дол. Однако для решения указанных задач в рамках ЕАЭС требуется выработка новых моделей межрегионального сотрудничества с целью усиления инвестиционно-инновационной составляющей развития национальных экономик членов союза.
Мировой кризис показал уязвимость финансово-банковской системы, её чувствительность к негативным внешним воздействиям, что потребовало переосмысливания её роли и места в экономике в условиях глобализации, в том числе институциональной модернизации.
В настоящее время интеграцию финансовых рынков государств альянса ЕАЭС сдерживают сложная кризисная ситуация в финансово-кредитной сфере, структурные диспропорции в экономиках стран, дефицит собственного капитала как предприятий, так и банковских структур, дисбаланс между сроками привлечения кредитных ресурсов и их размещением, различия в системах учета и контроля банковской деятельности. В существующих условиях международных экономических отношений особую роль играет координация действий именно финансовых и банковских институтов, как основных посредников, обеспечивающих потребности современной мировой экономики.
Институциональная структура современных банковских систем государств ЕАЭС не отвечает потребностям модернизации экономики и расширенному воспроизводству при наличии высокой потребности инвестиций в реальный сектор, обновления основных фондов и обеспечения граждан жильём, что указывает на необходимость их модернизации. В этой связи существует потребность в исследовании теоретических разработок и изучении практики формирования институциональных структур банковских систем в целях адаптации лучших из них для условий государств ЕАЭС.
Теоретической основой выполнения дипломной работы послужили научные труды таких авторов как: Гусева И.А., Беломытцева О.С., Борисов С.М., Голухов Д., Гринберг Р.С., Гринберг Р.С., Гринкевич Л.С., Счастная Т.В., Сагайдачная Н.К., Казаков В.В., Дадабаева З.А., Ефимова Е.Г., Звонова Е.А., Земцов А.А., Зиядуллаев Н., Ильина Т.Г., Катасонов В.Ю., Кнобель А.Ю., Комаревцева Л.В., Котляров Н.Н., Алексеев П.В., Кузьмина Е.М., Суворов Г.И., Тюленева Н.А., Глазьев С.Ю. и другие ученые.
Несмотря на высокую степень значимости результатов, полученных учёными и практиками, проблемы развития банковских систем государств ЕАЭС остаются недостаточно изученными, отсутствует комплексность исследования, освещающего факторы, которые определяют структуру банковской системы и критерии её эффективности. Кроме того, требуется совершенствование понятийного аппарата и систематизация существующих подходов к определению банковской системы.
Актуальность перечисленных выше проблем, их значение как для экономики государств ЕАЭС в целом, так и для непосредственной деятельности банковского сектора, надзорной практики, недостаточная теоретико-методическая проработанность и комплексность решения проблем развития банковских систем государств ЕАЭС, обусловили выбор темы настоящего исследования.
Целью дипломной работы является проведение сравнительного анализа банковских систем государств ЕАЭС, выявление проблем и перспективы их развития.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и структуру банковской системы страны;
- дать общую характеристику ЕАЭС;
- изучить особенности банковских систем стран ЕАЭС;
- провести обзор методик анализа банковских систем;
- изучить методики анализа банковских систем государств ЕАЭС;
- провести сравнительный анализ банковских систем государств ЕАЭС.
Предметом анализа является теоретические и методологические основы сравнительного анализа банковских систем государств ЕАЭС. Объектом исследования стали банковские системы государств - членов ЕАЭС.
В рамках исследования применялись также методы анализа, синтеза, моделирования, метод научной абстракции, аналогии, сравнения, классификации, статистического и графического анализа. В работе использованы научные труды зарубежных и отечественных экономистов, посвящённые проблемам развития банковской системы, аналитические обзоры российских и зарубежных экспертов в области оценки эффективности банковской системы.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом и методологическом обосновании предлагаемых методик анализа банковских систем.
Теоретическая значимость дипломной работы состоит в развитии научных представлений о банковской системе, разновидностях её институциональных структур и предложенных критериях эффективности банковской системы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В числе крупнейших современных международных объединений — Евразийский экономический союз. Формально он был учрежден в 2014 году, но к моменту подписания договора о его создании государства-участники ЕАЭС уже имели значительный опыт взаимодействия в режиме активной экономической интеграции.
Государства-участники ЕАЭС — Республика Беларусь, Казахстан, Россия, Армения, Киргизия — начали взаимодействовать задолго до того, как соответствующее объединение было учреждено в современном виде. По мнению ряда аналитиков, Евразийский экономический союз — пример международной организации с поступательным, планомерным развитием интеграционных процессов, что может предопределять значительную устойчивость соответствующей структуры.
Определено несколько этапов развития Евразийского экономического союза. Первый — это учреждение зоны свободной торговли, выработка норм, по которым товарооборот между странами-участниками ЕАЭС может осуществляться без пошлин. При этом каждое государство сохраняет самостоятельность в аспекте ведения торговли с третьими странами.
Следующий этап развития ЕАЭС — формирование Таможенного Союза, предполагающий формирование экономического пространства, в рамках которого движение товаров будет осуществляться беспрепятственно. При этом должны быть также определены общие для всех стран-участниц объединения правила внешней торговли.
Важнейший этап развития союза — формирование единого рынка. Ожидается, что будет создано экономическое пространство, в рамках которого будет возможен свободный обмен не только товарами, но также и сервисами, капиталом и кадрами — между государствами-участниками объединения.
Следующий этап — формирование экономического союза, на базе которого, в дальнейшем, будет создан валютный союз и единая платежная система, участники которого смогут координировать приоритеты реализации экономической политики между собой.
После того как перечисленные задачи будут решены, останется достичь полной экономической интеграции государств, входящих в объединение. Это предполагает создание наднациональной структуры, которая будет определять приоритеты в выстраивании экономической и социальной политики во всех странах, входящих в союз.
Из проделанной нами работы можно сделать вывод: для формирования общего финансового рынка ЕАЭС большое значение имеет предсказуемость колебаний валютных курсов и процентных ставок для эффективного контроля участниками финансового рынка инвестиционных и трансмиссионных рисков. Как известно, валютные курсы и процентные ставки являются ключевыми целевыми ориентирами денежно-кредитной политики. В связи с этим денежно-кредитная политика всех государств-членов ЕАЭС должна быть открытой и прозрачной, а деятельность банковской системы согласованной.
В то же время экономическое развитие подвержено воздействию различных шоков, что отражается и на достижении прогнозных показателей денежно-кредитной политики.
Так, в 2015 году в Российской Федерации, а затем в Республике Беларусь и в Республике Армения существенно увеличилась волатильность номинальных курсов национальных валют. Это происходило на фоне ослабления валют и усиления инфляции. Также произошла одномоментная девальвация казахстанского тенге.
В этой связи на первый план выходит совместная деятельность по координации национальных банковских систем как составного элемента системы обеспечения финансовой стабильности государств ЕАЭС и единства экономического пространства.
Таким образом, работа по формированию денежно-кредитных и валютных механизмов обеспечения финансовой стабильности, и экономического роста с учетом перспектив развития интеграции ЕАЭС является одним из приоритетных направлений деятельности Департамента финансовой политики ЕЭК.
Процесс анализа развития банковской системы включает несколько шагов.
Шаг 1. Формирование информационной базы анализа производится посредством отбора необходимых данных из разных источников.
Шаг 2. Для определения уровня развития банковских систем государств ЕАЭС предлагается использовать институциональные показатели, общепринятые экономические показатели и показатели взаимодействия с экономикой государства.
Шаг 3. При стандартизации происходит переход от индивидуальных показателей развития банковской системы к относительным коэффициентам. Целью данного перехода является возможность получения сопоставимых данных, необходимых для последующего агрегирования.
Шаг 4. Расчет индексов развития по каждому из трех блоков каждой банковской системы производится путем суммирования соответствующих относительных коэффициентов.
Шаг 5. Расчет общего индекса развития (ОИР) для каждой банковской системы.
Шаг 6. Ранжирование банковских систем по уровню развития производится по убыванию. Первое место занимает банковская система государства с наиболее высоким общем индексом развития (ОИР), последнее - с наиболее низким.
Обычно экономисты выделяют следующие основные показатели развития банковских систем государств: отношение активов (пассивов) банковской системы к ВВП; отношение совокупной прибыли банковской системы к ВВП; отношение капитала банковской системы к ВВП; доля кредитов, предоставленных реальному сектору экономики, в ВВП и совокупных банковских активах; ^отношение размера ценных бумаг, приобретенных банками, к ВВП; рентабельность банковской системы, в том числе в сравнении с показателями рентабельности других секторов экономики; отношение денежных средств населения в составе ресурсов банковской системы к ВВП и денежным доходам населения; ^отношение денежных средств предприятий и организаций в составе ресурсов банковской системы к ВВП; уровень концентрации в банковской системе.
На основе этой методики нами проанализированы уровни развития банковских систем стран ЕАЭС.
Имея примерно одинаковые стартовые позиции в части формирования финансовых систем, государства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) выбрали разные пути развития своих банковских секторов.
Россия пошла по пути сохранения доминанты государственных банков в экономике, в то же время, дав им значительную самостоятельность, что постепенно встраивало их в рыночные механизмы. Казахстан также как и Россия, имея мощные источники притока денежных ресурсов благодаря сырьевому сектору, сделали ставку на создание крупных национальных частных банковских холдингов. Казахстану есть чем похвастаться - многие банки этой страны входят в число лидеров на просторах ЕАЭС, и даже очень сильный кризис не отменяет данного факта. В Беларуси, как и в России, основную роль в банковском секторе играет государственный капитал. Однако при этом уровень рыночной независимости банков крайне невысок, таким образом, роль государства значительно выше. Фактически банки выполняют функции финансовых агентов государства. Армения ввиду ограниченности ресурсов в национальных экономиках сделали упор в развитии банковского сектора на иностранных инвесторов и привлечение в банки средств, получаемых денежных переводов мигрантов. Учитывая небольшой объем доступного фондирования для банков этих стран можно отметить неплохой уровень использования существующих возможностей. Банковская система Кыргызстана находится на начальном уровне развития и демонстрирует слабую способность аккумулировать денежные трансферты мигрантов, являющиеся основным генератором валютных ресурсов.
В банковских системах ряда стран ЕАЭС накоплен значительный объем системных рисков, поэтому, по мнению экспертов РИА Рейтинг, в среднесрочной перспективе банковские кризисы в странах ЕАЭС весьма вероятны. При этом, вероятнее всего, они будут носить локальный характер.
Анализ результатов сравнения банковских систем государств ЕАЭС показал, что наибольший индекс институционального развития России в 2015 году составляет 4,39, данный показатель является самым высоким из государств ЕАЭС, в Казахстане данный показатель составляет 3,94, в Белоруссии, Армении и Киргизии - 3,29; 0,61 и 0,32 соответственно. Индекс экономического развития в среднем по странам ЕАЭС составляет 1,74. Самый высокий индекс экономического развития по странам ЕАЭС в России - 2,28, самый низкий показатель - 1,31 у Киргизии.
Индекс насыщенности экономики государства финансовыми услугами в России составляет 7,07, что 4 раза больше, чем в данный показатель в Киргизии. Индекс насыщенности экономики государства финансовыми услугами в остальных государствах ЕАЭС составляет 5,84; 4,17 и 3,14 в Казахстане, Белоруссии и Армении соответственно.
Анализ полученных результатов позволяет выявить следующие проблемы, которые мешают интеграции банковских систем государств ЕАЭС.
Во-первых, неоднородность банковских систем. Среди банковских систем государств ЕАЭС можно выделить три группы: высокоразвитые банковские системы (со значением ОИР 11,55 и более), к числу которых относятся банковские системы России и Казахстана; к группе со средним уровнем развития (значение ОИР, лежащее в пределах 5,0.. .10,00) относятся банковские системы Белоруссии и Армении; группа слаборазвитых банковских систем (значение ОИР 5,00 и менее) включает Киргизию. Чтобы решить данную проблему необходимо гармонизировать банковские системы и минимизировать неоднородность банковских систем, постепенно двигаясь к единой банковской системе.
Во-вторых, можно отметить разницу в значении общего индекса развития (ОИР) между самой развитой банковской системой России (13,74) и самой слаборазвитой банковской системой Киргизии (3,42). Что значительно мешает интеграции банковских систем стран ЕАЭС и ведет к отсутствию возможности создания в данный момент единой платежной системы и валютного контроля.
Все вышеперечисленное свидетельствует о значительной асимметрии развития банковских систем государств ЕАЭС в пользу России и Казахстана по всем показателям. Белоруссия, Армения и Кыргызстан, в дальнейшем, могут добиться подъема своих национальных банковских систем. В значительной степени это будет зависеть от стабильной внутриполитической обстановки внутри этих стран и доверия населения к финансовым структурам.
Неоднородность уровня развития банковских систем стран ЕАЭС, может негативно сказаться на интеграции национальных экономик этих государств. Без появления единого финансового наднационального регулятора невозможно финансовое равенство стран ЕАЭС - на этом сходятся мнения большинства экспертов, работающих в банковской сфере РФ. Но само появление такого наднационального органа не будет решением всех задач, стоящих перед членами ЕАЭС к дальнейшей интеграции.
Изученная в работе методика расчета общего индекса развития банковских систем государств, позволяет дать комплексную оценку развития банковской системы (институционального, экономического развития, насыщенности финансовыми услугами) и произвести их ранжирование.
Важными направлениями в области совершенствования институционального развития банковских систем государств ЕЭАС будут:
- изменение структуры первых уровней банковских систем посредством создания единых мегарегуляторов финансовых рынков. Такая практика реструктуризации банковских систем началась в последнее десятилетие, поэтому данные, подтверждающие или опровергающие большую эффективность мегарегуляторов по сравнению с раздельным регулированием, в настоящее время отсутствуют. Внедрение мегарегуляторов отдельными странами свидетельствует как о позитивных, так и негативных данных;
- выделение кластера системно значимых банков и разработка правил их особого регулирования;
- унификация правил, законодательства и т.д.



1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята
всенародным голосованием 12.12.1993г.: (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.12.2015): (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Гусева И.А. Фондовые рынки стран СНГ: состояние и перспективы интеграции: монография / И.А. Гусева, М.М. Кудинова, П.Ю. Малышев, Б.Б. Рубцов, А.П. Чигринская, Е.И. Юлдашева; под ред. д-ра экон. наук, проф. Б.Б. Рубцова. — М.: Издательство «Русайнс», 2015. — 192 с.
5. Абрамова М.А. Деньги, кредит, банки и денежно-кредитная система: учебное пособие / коллектив авторов; под общ. ред. М.А.Абрамовой, Л.С. Александровой. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 312 с.
6. Белоглазова Г.Н. Банковское дело: розничный бизнес: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Г.Н. Белоглазовой и Л.П. Кроливецкой. — М.: КНОРУС, 2016. — 414 c
7. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник для бакалавров / ред.: Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. - Москва: Юрайт, 2014. - 652с.
8. Беломытцева О.С. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие./ О.С. Беломытцева - Томск: ТГУ, 2011. - 53 с.
9. Борисов С.М. Валютно-финансовые проблемы евразийской интеграции. 2-е изд., дополненное и уточненное./ С.М. Борисов - М.: ИМЭМО РАН, 2015. - 92 с.
10. Ведев А.Л. Российская банковская система / Кризис и перспективы развития // Ведев А.Л; Лаврентьева И.; Шарипова Е. — М.: Ось-89, 2007. — 320 с.
11. Голухов Д. О координации макрополитики в ЕЭП и ЕврАзЭС // Евразийская экономическая интеграция.- 2014. - № 1 (22). - С. 43- 48.
12. Грачева Е.Ю. Банковское право Российской Федерации: учеб. пособие / отв. ред. Е. Ю. Грачева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2013. - 399 с.
13. Гринберг Р.С. Формирование Евразийского союза: шансы и риски // Белорусский экономический журнал. - 2014. - № 1. - С. 4-9.
14. Гринберг Р. С. Экономика современной России: состояние, проблемы, перспективы // Вестник института экономики РАН. - 2015. - № 1. - С. 10-29.
15. Гринберг Р.С. Евразийский союз: хрупкие надежды // Международная экономика. - 2013. - № 1. - С. 87-89....62



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ