ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Методологические основы цифровой антропологии 7
1.1. Неразрывная связь психологии и антропологии 7
1.2. Правовая и моральная антропология. Культура
личности 15
1.3. Цифровая антропология в структуре психологического
знания 20
1.4. Социально-психологические характеристики Digital
vigilantism 22
1.5. Современная молодежь как сегмент инновационного
общества 29
1.5.1. Психологические особенности студенческого
возраста 29
1.5.2. Современный взгляд на личность, склонную к
поддержанию инновационных идей 33
Вывод по первой главе 37
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования особенностей отношения студенческой молодежи к Digital vigilantism 38
2.1. Характеристика исследования 38
2.2. Описание методик исследования 38
ГЛАВА 3. Результаты исследования отношения студенческой молодежи к
Digital vigilantism 46
Вывод по третьей главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение 1 65
Приложение 2 67
Приложение 3 71
XXI век - век стремительного развития технологий, нарастающей в геометрической прогрессии информации и, как следствие, интенсивной и динамической коммуникации. Современный человек оказался в мире разновекторного движения информационно-коммуникативных потоков, обусловленных постоянным совершенствованием цифровых технологий: компьютерной техники и Интернета, сотового телефона и мобильной связи. Технологические новинки, становясь необходимым атрибутом повседневной жизни человека, начинают определять его деятельность, отношения, досуг и развлечения, личностное развитие и многие другие аспекты жизни.
На сегодняшний день Россия занимает шестое место в мире по количеству пользователей Интернета. Каждый третий житель страны является пользователем Интернета, а каждый шестой - посещает Интернет ежедневно. Число пользователей Всемирной паутины увеличивается. По результатам опросов фонда «Общественное мнение» преобладающей группой пользователей Интернета России являются молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет. Данная группа занимает 57% от общего числа пользователей Интернета (в 2015 году число пользователей Интернета в данной возрастной группе составляло 48%). Следовательно, молодежная среда как одна из составляющих структуры современного общества постоянно растет и находится под воздействием многочисленных каналов средств массовой информации, формирующих ее ценностные установки и образцы поведения. Более того, именно современная молодежь является одним из основных потребителей информационных продуктов, поэтому наиболее подвержена процессу интернетизации.
Цифровые технологии предоставляют современному человеку возможность безграничного доступа к большому количеству информации в Интернете. Пользователь Всемирной паутины в считанные минуты может найти любые новости или необходимые данные. Такой избыток информации перестает быть ценностью и превращается в мощнейшее оружие манипуляции, воздействуя на сознание людей. Возникает острая потребность в отборе, контроле информационного потока. Информация, пропагандирующая или описывающая запрещенные в обществе вещи или понятия (сектантство, терроризм, жестокое отношение к людям и животным, наркотики, алкоголь и курение), увеличившееся количество интернет-мошенничества, преступления - все это не дает современному человеку гарантий безопасности, порождает тревогу, вынуждает нести дополнительную ответственность за свою жизнь и беспокоиться о жизни других.
Данные особенности развития современного общества обусловливают интерес к теме Digital vigilantism (цифрового виджилантизма). Digital vigilantism - феномен виджилантизма, современное общественное движение в Интернете, характеризующее ситуации, при которых люди берут на себя исполнение каких-либо функций от лица/вместо традиционных институтов власти и выполняют эти функции при помощи цифровых технологий (например, выслеживают того, кого они считают преступниками).
На данный момент движение «vigilantes» получило наибольшую популярность в Интернете, в связи с чем и получило название Digital vigilantism. Наиболее известными общероссийскими активистскими группами являются Стоп-хам, Окупай Педофиляй, Молодежный Антинаркотический Спецназ - МАС, «Лев против» и «Хрюши против», основная цель которых — защищать закон и/или осуществлять правосудие, действуя во имя широкого круга людей (местного сообщества, горожан, гражданского общества или народа).
Использование цифровых технологий и социальных сетей размывает традиционные характеристики понимания «vigilantes» по отношению к современным группам, но при этом даёт новые способы взаимодействия индивида с обществом, делая его активным участником охраны правопорядка не только в повседневной жизни, но и в Интернете. Например, граждане, опираясь на фотографии и другие данные в Интернете, пытаются самостоятельно расследовать преступления, выслеживать преступника. Такие движения сопровождаются большими рисками, ведь, во-первых, движения формируются спонтанно людьми, не являющимися профессионалами в охране правопорядка; во-вторых, сами участники общественных движений, испытывая сильные эмоции, могут применять насилие по отношению к преступнику, тем самым нарушая закон. В этой связи исследование особенностей отношения к Digital vigilantism позволяет глубже осмыслить проблему восприятия инновационных идей современным обществом.
Объект: отношение личности к инновационным идеям и современным феноменам.
Предмет: гендерные, характерологические и профессиональные особенности отношения студентов к феномену Digital vigilantism.
Цель исследования: выявить особенности отношения студенческой молодежи к Digital vigilantism, дифференцированного по гендерному, характерологическому и профессиональному признаку.
Гипотезы исследования:
1. Отношение к феномену Digital vigilantism дифференцировано по гендерному и профессиональному признаку;
2. Характерологические особенности являются фактором определяющим отношение к Digital vigilantism.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современных тенденций в области цифровой антропологии.
2. Рассмотреть социально-психологические характеристики Digital vigilantism как феномена современной жизни из области цифровой антропологии.
3. Рассмотреть проблему восприятия инновационности студенческим социумом.
4. Выявить взаимосвязи между отношением студентов к Digital vigilantism и их гендерными, характерологическими и
профессиональными особенностями.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по теме исследования
2. Методики психодиагностики: опросник ХО
(Характерологический опросник) Э.И. Мещеряковой (2001), методика УСК (Уровень субъективного контроля) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда (1984), авторский опросник отношения к Digital vigilantism А.В. Павловой (2016)
3. Статистические методы (использование корреляционных критериев, расчеты в программе SPSS).
Выборка исследования: студенты 1-4 курсов, давшие добровольное согласие на участие в исследовании, в количестве 80 человек.
База исследования: вузы г. Томска - ТГУ, ТУСУР, факультеты - гуманитарные и технические.
В настоящее время цифровые технологии стали неотъемлемою частью жизни общества. Молодое поколение, оказавшееся в центре информационнокоммуникативных потоков, невольно расширяет собственные масштабы личностных изменений, трансформирует окружающую действительность благодаря инновационным идеям и стремлению к саморазвитию. В качестве общественного умонастроения современные общественные организации оказывают воздействие на субъекта, обусловливая его специфические социально-психологические состояния от бдительности, наблюдательности, желания сохранять конфиденциальность до выражения несогласия в различных формах социального действия. Существование такого феномена как Digital vigilantism усиливает социальную активность молодых людей в виде действий, направленных на изменение условий жизнедеятельности общества или создание новой стабильной общественной системы, которая позволяет субъекту общественных отношений реализовать свою социальную позицию и притязания.
Целью выпускной квалификационной работы было выявить особенности отношения студенческой молодежи к Digital vigilantism, дифференцированного по гендерному, характерологическому и профессиональному признаку.
Согласно полученным результатам, можно сделать вывод о том, что современное студенческое поколение выступает за поддержание активных общественных организаций, берущих на себя исполнение каких-либо функций от лица/вместо традиционных институтов власти. Следовательно, пребывание в быстро изменяющихся условиях жизни требует постоянного пересмотра морально-правовых оснований. Инновационные изменения в системе общественных связей и производстве отдельных структур общества, а также вызываемый резонанс в культуре и, следовательно, в жизни каждого индивида, требуют переосмысления привычного уклада взаимодействия человека со средой и обществом.
Благодаря однофакторному дисперсионному анализу, проведенному по полу, было выявлено, что девушки и парни в равной мере положительно относятся к данному феномену по общему показателю опросника. Анализ по профессиональной направленности показал, что между гуманитарными и техническими направлениями также различий нет. Таким образом, первая гипотеза исследования не подтвердилась. Различий в формировании отношения к феномену Digital vigilantism, на основе гендерных и профессиональных особенностей, нет.
Этап выявления взаимосвязей между характерологическими особенностями и отношением студенческой молодежи к Digital vigilantism не показал различий по общему показателю на основе авторского опросника. Но есть существенные взаимосвязи по шкалам, благодаря которым можно сделать вывод, что характерологические особенности играют важную роль в формировании отношения к Digital vigilantism. Более того, анализ крайних групп с максимальными и минимальными показателями показал, что существуют характерологические особенности между людьми, выступающими за активные общественные движения и теми, кто против. Таким образом, вторая гипотеза исследования считается частично подтвержденной.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 672 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Мысль, 1991.- 336 с.
3. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки // Вестник Ленинградского университета. Сер. № 23. Выл. 4., 1962. - С. 36-43.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Ленингр. ун-т, 1968. - С. 14.
5. Антони М.А. Особенности моделей мира личностей с инновационным потенциалом и традиционным потенциалом. - Томск, 2009. - С. 12-19.
6. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб.: Прайм — еврознак, 2002. - 560 с.
7. Барулин В. С. Философская антропология: Общие начала социальнофилософской антропологии. - М., 1994. - С. 35.
8. Белик А. А. Культурная (социальная) антропология - М.: РГГУ, 2009. - С. 38 - 107.
9. Белорусова А. В. Изучение влияния акцентуаций характера на социальную адаптацию в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. - С. 16-20.
10. Ватолина А.И. Доверие и его значение в инновационном развитии общества//Сборник материалов Международной научной конференции молодых ученых «Добро и зло в современном обществе: духовнонравственные аспекты общественного развития». - Самара: ООО «Офорт», 2011. - С. 221-224.
11. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Том 1: Методология и история - М.: Инфра-М, 2001. - 231 с.
12. Интернет в общественной жизни. - М: Идея - пресс, 2006.
13. Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теории, методы, исследования. - М: Смысл, 2005. - 248 с.
14. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. - СПб: Питер, 2004.
15. Келле В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 148 с...42