ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ
КНР 7
1.1 ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ КНР 7
1.1.1 ГИПОТЕЗА О ПРОИСХОЖДЕНИИ УЙГУРОВ 7
1.1.2 ГИПОТЕЗА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ХУЭЙ 10
1.2 РАССЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ КНР 14
1.2.1 РАССЕЛЕНИЕ УЙГУРОВ 14
1.2.2 РАССЕЛЕНИЕ ХУЭЙ 15
1.3 КУЛЬТУРА МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ КНР 17
1.3.1 КУЛЬТУРА УЙГУРОВ 17
1.3.2 КУЛЬТУРА ХУЭЙ 20
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА КНР ПО ОТНОШЕНИЮ К МУСУЛЬМАНСКИМ МЕНЬШИНСТВАМ 24
2.1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОНОМИЙ МУСУЛЬМАНСКИХ
МЕНЬШИНСТВ КНР 24
2.2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВАХ 28
2.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
КНР 38
2.3.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРАВИТЕЛЬСТВА КНР 38
2.3.2 СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРАВИТЕЛЬСТВА КНР 50
2.3.3 КУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРАВИТЕЛЬСТВА КНР 53
2.4 МУСУЛЬМАНСКИЕ МЕНЬШИНСТВА И ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
Актуальность исследования обусловлена повышенным вниманием общественности на действия правительства КНР по отношению к мусульманским меньшинствам, а именно проживающим в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Так же может представлять интерес для людей, исповедующих ислам, но не проживающих на территории КНР, так как в работе рассмотрено, чем положение мусульманских меньшинств отличается от меньшинств, исповедующих другие религии, и разное, неодинаковое положение между мусульманскими меньшинствами.
Существует много не только полиэтничных стран, но и поликонфессиональных, например, Сирия, Казахстан, Индия в Азии. И эти страны, как и Китай, сталкиваются с проблемой межрелигиозных отношений. Особо остро стоит эта проблема между двумя основными мусульманскими этническими группами, уйгурами и хуэй, имеющими одного и того же бога, но радикально различные позиции в китайском обществе. Уйгуры не имеют прочной связи с хуэй. Они являются тюркским народом и отличаются от хуэй на 100%. Единственное, что их связывает - это только то, что они исповедуют ислам. Некоторые уйгурские исламисты утверждают, что хуэй слишком глупы и послушны, они говорят, что хуэй похожи на китайцев, что сложно оспорить, потому что хуэй являются потомками арабских и персидских купцов, заключивших брак с коренными хань, сами хань, принявшие ислам, а уйгуры борются за независимость. Тем не менее, другие уйгурские националисты утверждают, что хуэй - просто маленькие китайские марионетки, и хуэй должны уехать из СУАР, если Восточный Туркестан снова станет независимым.
Также китайское общество достаточно спокойно относится к мусульманам, но это сильно зависит от национальности. Так, например, китайцы относятся к хуэй, как к тем же китайцам, только не едящим свинину, когда как к уйгурам настороженно и даже иногда достаточно отрицательно.
Согласно конституции КНР от 1982 года “ Все национальности в Китайской Народной Республике равноправны. Государство гарантирует законные права и интересы всех национальных меньшинств, охраняет и развивает отношения равенства, сплоченности, взаимопомощи и гармонии между всеми национальностями.” (Глава1. Основные принципы Статья 4). Что полностью соответствует содержанию Всеобщей декларации прав человека (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года).
Китайская Народная Республика является единым многоэтническим государством, основанным всеми этническими группами, населяющих его территории. На сегодняшний день центральным правительством определено и подтверждено 56 этнических групп, а именно хань,
3
монголы, хуэй, тибетцы, уйгуры, мяо, йи, чжуаны, буйей, кореецы, маньчжуры, донг, яо, бай, туцзя, хани. Казак, Дай, Ли, Лису, Ва, Ше, Гаошань, Лаху, Шуй, Дунсян, Накси, Цзинпо, Киргиз, Ту, Даур, Мулам, Цян, Бланг, Салар, Маонан, Гело, Сибэ, Ачан, Пуми, таджик Ну, Озбек, Русский, Эвенки, Деанг, Бонан, Югур, Цзин, Татар, Друнг, Орокен, Хэчжэнь, Мойнба, Лхоба и Джино. Поскольку большая часть населения принадлежит к этнической группе хань, остальные 55 этнических групп Китая обычно называются национальными меньшинствами.
Согласно четвертой национальной переписи населения, проведенной в 1990 году, из общей численности населения страны 91,96 % принадлежит к этнической группе хань, а 8,04 % принадлежит к этническим меньшинствам. Выборочное обследование, проведенное среди 1 % от общей численности населения в 1995 году, показало, что 108,46 миллиона человек принадлежат к этническим меньшинствам, что составляет 8,98 % от общей численности населения страны, составляющей более 1,2 миллиарда человек, что на 0,94 % больше, чем в 1990 году.
Этнические группы Китая живут вместе на обширных территориях, в то время как некоторые живут в отдельных концентрированных сообществах в небольших районах. В некоторых случаях национальные меньшинства можно найти живущими в концентрированных общинах в районах, населённых главным образом хань, в то время как в других случаях может быть наоборот. Эта модель распределения формировалась на протяжении долгой истории развития Китая, когда этнические группы мигрировали и смешивались. Национальные меньшинства, хотя и малочисленны, но разбросаны по обширным территориям. Народы меньшинств живут в каждой провинции, автономном районе и муниципалитете непосредственно под управлением центрального правительства, и в большинстве округов две или более этнических групп живут вместе. В настоящее время меньшинства сосредоточены в основном в провинциях и автономных регионах, таких как Внутренняя Монголия, Синьцзян, Нинся, Гуанси, Тибет, Юньнань, Гуйчжоу, Цинхай, Сычуань, Ганьсу, Ляонин, Цзилинь, Хунань, Хубэй, Хайнань и Тайвань. Мусульманские этнические группы живут в основном вдоль границ современного Китая в провинции Юньнань, Тибете, Синьцзян-Уйгурском автономном районе, провинциях Ганьсу и Хэнань.
Степень изученности темы. Важное значение для написания работы составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских ученых: Алексеенко А. П.1, который рассматривает конституционно-правовое положение мусульман в Китайской Народной Республике, анализирует право на свободу вероисповедания в КНР, в том числе и на
учреждение религиозных организаций в настоящее время, Сладковский М. И. , который делает обзор населения, хозяйства, истории стран Восточной и Центральной Азии, в том числе Китая, А. В Эрдынеева , которая рассматривает какие вероисповедания существуют на территории Китая и как законы, гарантирующие свободу вероисповедания граждан, были приняты, С.А. Бучаков4, который рассматривает разное отношение китайского правительства к разны религиозным объединениям в зависимости от степени их лояльности к действующей компартии.
Гипотеза исследования: предполагается, что мусульманское меньшинства
подвергаются угнетению со стороны правительства КНР и не наделено теми же правами, что и остальное население КНР.
Объектом исследования является мусульманское население КНР
Предметом - конфессиональная политика КНР
Цель исследования - выявление основных направлений конфессиональной политики КНР по отношению к мусульманским меньшинствам в КНР в XX- начале XXI веков
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть гипотезы о происхождении мусульманских народов в КНР
2. Охарактеризовать культуру мусульманских народов КНР
3. Изучить законодательство и другие нормативные документы, позволяющие оценить изменения в конфессиональной политике правительства КНР
4. Выявить основные направления конфессиональной политики правительства КНР
5. Дать анализ планов правительства КНР по развитию автономных районов, где проживают мусульманские меньшинства
Территориальные рамки: места компактного проживания национальных меньшинств, а именно для хуэй: Синьцзян-Уйгурский автономный район (Чанцзи-Хуэйский автономный округ, Яньци-Хуэйский автономный уезд), провинция Ганьсу (Линься-Хуэйский автономный округ), провинция Цинхай (Мэньюань-Хуэйский автономный уезд), провинция Гуйчжоу (Вэйнин-лоло-хуэй-мяо автономный уезд), провинция Внутренняя Монголия (городской округ Хулун-Буир, городской уезд Аргунь-Юци, Саньхэ-Хуэйская национальная волость); для уйгуров: Синьцзян-Уйгурский автономный район, приграничные районы Казахстана и Киргизии, провинции Хунань.
Хронологические рамки: 1.10.1949 - настоящее время, так как рассматривается
конфессиональная политика КНР за всё время существования государства, которое было основано 1.10.1949.
Методы исследования: общенаучные: анализ и синтез; специальные:
картографирование; сравнительно-исторический; историко-хронологический
Источниковая база. Были использованы такие источники, как международные журналы: Asia-Pacific Journal on Human Rights and the Law , The International Journal of Human Rights , BBC News . И непосредственно конституция КНР , где перечислены права и свободы национальных меньшинств, законы «об образовании» , «о национальной районной автономии» , «об обязательном 9-летнем обучении» , «о выборах в Собрания народных представителей» , «об организации комитетов сельских жителей» и "Общие положения гражданского кодекса» .
Научная и практическая значимость работы: заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы политологами, теологами, людьми, исповедующими любую религию, которая не является официальной или не приветствуется в государстве их проживания.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, трах глав, Заключения, списка источников и литературы
Китай является многонациональной страной. На 9,5 км2 живёт более 1 миллиарда китайцев, более часть которых относит себя к хань, но также около 10 % всего населения относят себя к этническим меньшинствам. После создания КНР правительство проводило работу над признанием других этнических меньшинств, что привело к расширению списка меньшинств от 39 групп до 55. Так же правительство дало свободу народам выбрать самоназвание, которое будет их устраивать, так как раньше среди названий этнических групп присутствовали оскорбительные для самого народа, носящего это имя.
Но на этом политика по отношению к этническим меньшинтсвам не закончилась. Китай учитывая культурные различия между большинством хань и группами этнических меньшинств, признает культурные различия между хань и этническими меньшинствами и не навязывает соответствие последних первому. Правительство обеспечило меньшинства такими правами и свободами, как выбор местожительства, языка, вероисповедания, самоуправления в автономных регионах, волостях, защиты личной свободы, управлении делами государства на равных условиях, самоидентификации, противодействии этнической дискриминации или притеснению в любой форме, отстаивания и содействия единству всех этнических групп, уважение и защита свободы вероисповедания этнических меньшинств, использование и развитие разговорных и письменных языков этнических меньшинств.
Так же КНР определило путь на поддержку «единого многоэтнического государства» и достижение «единства этнических групп» в качестве двух наиболее приоритетных задач в своей этнической политике. А для этого китайское правительство разработало систему региональной автономии, для которых осуществляется поддержка в форме государственных проектов индустриализации, государственных субсидий на сельскохозяйственную и животноводческую деятельность, преференциальной финансовой и торговой политики.
До основания Китайской Народной Республики сельское хозяйство и животноводство, основные экономики китайских меньшинств, развивались очень медленно. Но после государство не жалело усилий для содействия общему развитию и прогрессу всех этнических групп.
В связи с постоянным углублением реформ в Китае и открытостью для внешнего мира в последние годы, государство увеличило свои инвестиции в районы меньшинств, чтобы ускорить темпы их открытости, тем самым заставляя районы меньшинств демонстрировать новую жизнеспособность для экономического развития.
Государство проводит льготную политику в отношении этнической торговли, выдаёт субсидии.
Государство уделяет большое внимание поощрению всеобщего обязательного образования в бедных районах, особенно в бедных этнических меньшинствах.
Поддерживает собственные языки народов и издается около 100 газет на 17 языках национальных меньшинств и 73 периодических издания на 11 языках национальных меньшинств.
В последнее десятилетие культурные и художественные коллективы этнических меньшинств расширили свои контакты с внешним миром, и более 100 из них, на национальном и местном уровнях, выступили в других странах и регионах.
Хотя жизнь национальных меньшинства значительно улучшилась со времени основания Китайской Народной Республики, ограниченной географическими условиями, низким уровнем социального развития, плохими условиями производства и недостатком научных, технологических и культурных знаний, западный Китай, где проживают меньшинства живут в концентрированных сообществах, относительно отсталые по сравнению с прибрежными районами в восточном Китае. В некоторых районах проживания меньшинств условия производства и жизни довольно сложны, и основные потребности людей не обеспечены.
На основе вышесказанного нельзя сказать, что китайское правительство не старается улучшить условия меньшинств, оно активно содействуют их развитию и связям с другими странами, направляет большое количество бюджета, чтобы места сконцентрированного проживания меньшинств не отставали от других провинций, где преимущественно живут хань.
Но и нельзя утверждать, что политика эффективна, так как меньшинства живут сравнительно хуже хань, также наблюдаются волнения среди уйгуров, над которыми проводится более жесткая политика.
Именно в Синьцзян находятся «школы перевоспитания», в которых заключены уйгуры по подозрению в ведение деятельности, ставящей под угрозы безопасность государства. Синьцзян становится регионом «умных» систем безопасности для контроля над уйгурами, что приводит к уменьшению исламской веры, политического сопротивления в уйгурской общественной жизни, повсеместному изучению «общий язык» страны, отказу от исламских святых дней и принятию культурных ценностей хань, которые насаждаются сверху. В итоге, уйгуры в отличие от других мусульманских меньшинств фактические не наделены теми же правами, свободами использования родного языка, письменности, исповедания религии.
Политика этнических меньшинств КНР для каждого меньшинства проходит по- разному, в зависимости от лояльности, готовности сотрудничать этнического меньшинства с правительством. Хуэй и уйгуры имеют разное отношение к правительству КНР, потому что уйгуры были независимы от Китая в течение значительных частей своей истории. В последние 67
годы они создали свое собственное национальное государство. Уйгуры поддерживают сепаратистскую и независимую позицию по отношению к китайскому государству, их возмущают массовые миграции хань, перемещение уйгурских рабочих и несправедливое и неравное обращение. Расширение взаимодействия за пределами китайского государства с внешними влияниями после 1974 года только добавило к дальнейшим требованиям равенства и независимости. Китайское государство продолжает удерживать власть над регионом из-за их инвестированного интереса к природным ресурсам регионов, поощряя ассимиляцию с массовой миграцией жителей хань и маркировку протестов в Синьцзяне как террористических акций. Тогда как хуэй со времен династии Тан пытались интегрироваться в китайское общество.
Практика этнической региональной автономии может восприниматься как средство, которое призвано свести к минимуму конфликт между хань и этническими меньшинствами, что, следовательно, будет способствовать национальному единству. В то же время правительство КНР предприняло попытку переопределить идентичность этнических групп, объединив все этнические группы в рамка общей цели развития. Однако отсутствие демократической практики вместе значительно подрывает эффективность этнической региональной автономной практики. Конституционные права, гарантированные этническим меньшинствам, игнорируются или нарушаются при вступлении в силу.
1. Агаджанов С. Г. Огузская проблема и задачи ее изучения // Тюркологический сборник 1973. М: Наука, 1975. С. 6-23.
2. Алексеенко А. П. Конституционно-правовое положение мусульман в КНР / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса - Владивосток, Россия. 2012.
3. Бартольд В.В. Тюрки : двенадцать лекций по истории тюркских народов Средней Азии /Василий Бартольд - М.: Ломоносовъ. 2016, - 232 с.
4. Баскаков Н.А. Основные вехи развития советского уйгуроведения // Актуальные проблемы советского уйгуроведения. Алма-Ата, 1983. Стр. 9-17.
5. Бучаков, С. А. Религиозная ситуация в Китае [Текст] /С. А. Бучаков. //Противодействие этническому и религиозному экстремизму. -Омск : Омский государственный университет, 2008. -С. 121 - 125.
6. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев - М.: Высш.шк. 1983, - 368 с.
7. Исторические записки Т. 9 : (Ши цзи) : [В 9 т. ] /Сыма Цянь ; пер. с кит., коммент. под ред. А. Р. Вяткина ; вступ. ст. А. Р. Вяткина ; [Рос. акад. наук, Отд-ние ист. -филол. наук, Ин-т востоковедения].
8. Исхаков Г. М. Краткая история уйгуров / Г. М. Исхаков, Б. А. Литвинский, Т. А. Шеркова и др. ; отв. ред. Г. С. Садвакасов, Г. М. Исхаков ; АН КазССР, Ин-т уйгуроведения. - Алма-Ата : Гылым, 1991. - 254 с.
9. Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии // СПб: Филологический факультет СПбГУ. 2005. 346 с.
10. Максимова О. Н. Этнополитическая культура современного российского региона. М: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. 2015.
11. Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М; Л: Изд-во АН СССР, 1959. 111с.
12. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности / С.Е. Малов. - М.; Л.: Изд- во АН СССР, 1951. - 451 с.
13. Савинов Д. Г. Государства и культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. Кемерово, 1994. 215с.
14. Потапов Л. П. Этноним теле и алтайцы // Тюркологический сборник. К 60-летию А.Н. Кононова. - М.: Наука, 1966. - С. 233-240.
15. Сладковский М. И. Страны и народы:. науч.-популярное геогр.-этногр. изд - М.: Мысль, 1982. — 290 с.
...38