АННОТАЦИЯ 2
Введение 3
Глава 1. Категории труда и праздности в народном мировоззрении 10
1.1. Категории труда и праздности в традиционной крестьянской культуре 10
1.2. Категории труда и праздности в период модернизации 15
Глава 2. Категории труда и праздности в фольклорных текстах 19
2.1. Категории труда и праздности в бытовых (новеллистических) сказках 19
2.2. Категории труда и праздности в песенном лирическом песенном фольклоре ... 27
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 42
Актуальность темы. К базовым сторонам жизнедеятельности относится категория труда и категория праздности, эти аспекты человеческой жизни являются одними из важнейших критериев, определяющих ее культурное и экономическое развитие. В разные исторические эпохи существовало свое собственное представление о труде и свободном времяпровождении. Любое общество вырабатывает свое особое отношение к труду, его жизнь складывается из череды серых будней, наполненных трудовыми заботами о собственном жизнеобеспечении, и свободного времени, выходных, праздников. От того, какое значение придается труду, и какое место в жизни отводится на праздное времяпровождение, как распределяется время на работу и отдых, каким является само отношение к работе и безделью и, самое главное, какие ценности доминируют в данном обществе можно определить моральные ориентиры, приоритеты и ценности общества, его мировоззренческие установки.
Для определения роли и места категорий праздности и труда в культуре российского общества представляет интерес изучение народного творчества, то есть фольклора, как источника воссоздающего взгляды и ориентиры по отношению к категориям труда и праздности большинства населения Российской империи на протяжениидлительного периода времени. Специфика фольклора такова, что с одной стороны он имеет достаточно устойчивые формы и сюжеты, а с другой, благодаря отсутствию одного автора и многократному пересказу одного и того же, открыт для изменений и нововведений. Изменяющиеся действительность, мировоззрения и образы неизбежно находили отражения в фольклоре, в его сюжетных поворотах, тематике, действующих лицах. Совокупность этих черт позволяет использовать фольклорные тексты как исторический источник для изучения духовной культуры тех слоев населения, в которых они бытовали. В данном случае в крестьянской среде, как носителе традиционного миропонимания.
Становление целенаправленной этнографической работы по сбору фольклорного материала началось еще в первой половины XIX в., в это же времяформировались различные научные направления и школы, происходила выработка основных принципов собирания фольклора и публикации фольклорных сборников. Такая активная заинтересованность широкой научной общественности в изучении фольклора совпала по времени смасштабными изменениями в среде бытования фольклора - крестьянстве. Продолжающаяся модернизация, начатая еще XVIII в., получившая новый толчок с отменой крепостного права, привела к нарушению устоявшейся культурной обособленности этого сословия и трансформации традиционного земледельческого уклада хозяйствования.
Во всем многообразии фольклорных жанров наибольший интерес для изучения места и значения в народном мировоззрении категорий труда и праздностипредставляют бытовые сказки. Благодаря приближенности к реальности, так как главными героями в них предстают реальные люди - мужики, бабы, солдаты, батраки и пр., а действия разворачиваются в знакомой обстановке, бытовые сказки заметнее других перенимают новые элементы и веяния в крестьянской среде. Таким образом, они «могут служить средством изучения крестьянского мировоззрения и крестьянской житейской философии». Другим важным источником является песенный жанр. Традиции песенного творчества пронизывали все области крестьянской жизни - песни сопровождали все наиболее значимые события для человека, такие каксвадьба, похороны, уход в армию, начало и окончание сезонно -полевых работ. С расширением крестьянской действительности естественным образом происходило увеличение тем и мотивов для песен, сопровождающих человека в новых для него условиях. Сборники песен рабочих, крестьян, солдат, бродяг и каторжан могут дать богатую на детали картину, на которой запечатлена российская действительность в момент коренных преобразований, изменявших жизненный уклад миллионов людей.
Богатый материал сказок и песен, собранный в XIX -начала XX вв., позволяет пролить свет на умонастроения большинства крестьян, чей привычный, комфортный мир общины начал рушиться. Усиление влияния города на деревню и новые экономические условия изменяли повседневный быт и нравы крестьянства, будничные и праздничные формы его поведения . В результате чего происходила переоценка категории труда, его ценности и результатов, и категории праздности как гармоничного дополнения труду.
Историография работы. Первопроходцем в изучении происхождения сказки и отражения в ней исторической действительности является В. Я. Пропп. Данной теме он посвятил несколько работ, одной из которых является работа «Исторические корни волшебной сказки», в которой рассматривается структура волшебной сказки, ее историческое происхождение, а также раскрываются методологические особенности в изучении сказочных текстов.
В своей книге «Категории средневековой культуры» А.Я. Гуревич пытается приблизиться к пониманию модели мира и культуры людей западноевропейского средневековья путем анализа отдельных ее категорий как космического, так и социального порядка, таких как: право и обычай, собственность, справедливость, свобода, право, восприятия времени и пространства, представление о богатстве и труде. Совокупность этих категорий образуют собой систему, где изменение одних форм связано с изменением и других. Отношение к труду в средневековом обществе у различных групп населения было различным. Для господствующего класса, далекого от производственной деятельности, было свойственно пренебрежительное отношение к сфера материального труда. С их точки зрения благородным занятием считалась война, героические подвиги, и забавы, праздность, то, что называется “героической ленью”. Для духовенства труд в средневековом обществе осмыслялся через призму религии и ее трактовок теологами, получал неоднозначную оценку, так как с одной стороны забота о материальном и физическом благополучии отвлекает от спасения души, заботе о жизни вечной, а с другой стороны труд считался средством самообуздания и избавления от соблазнов вытекающих из праздности. Отношение к труду крестьян и ремесленников так же было неоднозначным и менялось на протяжении времени, от тяжелой и суровой необходимость, до занятия, обладающего христианским достоинством.
В работе Т. А. Бернштама «Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в. » предметом исследования является границы половозрастной стратификации, ее функции в обрядовой культуре и быту русских крестьян. Так же в работе широко обозреваются трудовые практики, их обрядовое значение, деление пространно-временных границ на будние и праздники. Дается представление об оценки и роли празднично-выходного времени в традиционном крестьянском обществе.
Б. Н Миронов в своем труде «Социальная история России периода империи периода (XVIII - начало XX в.)» рассматривает менталитет русского крестьянства как один из аспектов социальной истории России. Используя в качества источника корпус русских пословиц, собранных В. И. Далем во второй трети XIX в., он анализирует отношение крестьян и городских низов до и после эмансипации к таким категориям жизни как богатство, счастье, восприятие времени. Из полученных данных автор делает вывод о том, что происходило медленное ослабление традиционного и формирование нового менталитета, путем взаимного влияние городской и деревенской среды. Однако после эмансипации резко усилился потом мигрантов из деревни, что повлекло за собой окрестьянивание городского населения как по социальному составу, так и по образу мысли и образу жизни.
В статье М. И. Мельниковой «Крестьянская ментальность: культурно-исторический анализ» анализируется феномен «крестьянской ментальности», выражающий интегративную характеристику архетипических форм крестьянского сознания. Предпринимается попытка определить специфические особенности крестьянской ментальности, которые оказывают влияние на формирование основ российского менталитета. Автор работы выдвигает следующие характеристики: природоцентрированность, антиномичность, экзистенциальный характер мировосприятия, ценностно-смысловое отношение к труду. Последнее означает, что специфический характер сельскохозяйственного труда приводил к формированию особого типа ритмичности в организации всей жизнедеятельности крестьян, сложные символические и смысловые образования отражали систему отношений человека к выполняемой им деятельности.
В статье В. В. Шевцова «Категории «праздность» и «труд» в контексте модернизации русской культуры XVIII- начала XX века» рассматриваются изменения в соотношении труда и праздности в культуре российского дворянства, начало которым положила европеизация, а потом и в традиционной крестьянской культуре. Автор указывает на то, что вместе с модернизацией военной и административной сферы, начиная с XVIII века, происходит воспроизводство дворянством аристократического идеала средневековья, в котором идеалы праздника были превыше идеалов производственного труда. В то время как в Европе, под влиянием Реформации и просветительства, уже царили идеалы накопительства, утилитаризма и рациональной организации времени, культура российского дворянства складывалась как культура праздничных, игровых форм поведения, которые не были ограничены обрядовыми смыслами и временем, вследствие чего переизбыток праздника в дворянской среде порождал падение нравов. Относительно категорий труда и праздности в крестьянской субкультуре, автор отмечает взаимосвязь работы и отдыха в их мировоззренческих установках - земледельческий затратный по времени и силам труд уравновешивался временем праздника, со свойственными ему атрибутами. С развитием фабричной промышленности значение труда и оценка его результатов претерпели изменения, работа на фабриках и заводах воспринималась как повинность и потеря жизненного времени, результаты такого труда были сугубо материальными, а обрядовые смыслы теряли свое значение и вовсе. В результате чего ослабление семейных и общинных регуляторов времени приводило к изменению чередования работы и отдыха, элементы праздничного поведения занимали все больше повседневного времени. Таким образом происходил процесс аналогичный европеизации дворянства - крестьянство стремилось перенимать привлекательные, на их взгляд, стороны дворянской жизни.
Т. А. Пятницына в статье «Труд и праздность в истории европейской культуры» рассматривается изменение отношения к труду и праздности на протяжении культурно - исторического развития европейского общества от античности до наших дней. В рамках античного мировоззрения простой физический хозяйственный труд представлялся занятием, недостойным свободных людей. Повседневный труд был занятием низким, уделом рабов и вольноотпущенников, лишь для земледелия делалось исключение. Большую ценность в глазах членов свободного античного общества имел не труд, а созерцание, благородная праздность. В иудаизме изначально заложена дифференциация оценок различных видов труда: так, труд пастуха оказывается более угодным богу, чем землепашество. В труде приветствуются такие качества, как изобретательность, рачительность и даже хитрость. Отношение к труду и праздности в различных христианских конфессиях было неоднозначным, в католицизме особое внимание уделяет земным проблемам, сосредотачиваясь на человеческом как в человеке, так и в обществе, признается активность, деятельность, использование всего человеческого потенциала. В католическом учении человек своим трудом и совершением добрых поступков, заслуживает спасение. В православии труд носит по своей сути священный характер, это состояние усилия, деятельности, которое лежит в основе бытия, что создано, спасено и преображено благодаря труду. Труд в такой перспективе приобретает ценностное, священное значение, наделяется самостоятельным бытийным и спасительным смыслом.
Целью работы является выявить перемены в традиционной культуре в отношении к категориям труда и праздности на примере фольклорных текстов в контексте модернизации второй половины XIX -начала XX вв.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать взаимоотношения и трансформацию категории труда и праздности в традиционной крестьянской культуре
2. Выявить в текстах сказок отношение к категориям труда и праздности
3. Выявить в текстах песен отношение к категориям труда и праздности
Объект исследования - категории труда и праздности в русской народной культуре.
Предмет исследования - отношение к категориям труда и праздности в русских фольклорных текстах.
Хронологические рамки исследования обусловлены письменным фиксированием и временем бытования источникового материала - вторая половина XIX - начало XX в.
Источниковая база исследования. Основные источники по данной работе являются опубликованные сборники сказок и песен. Значительный вклад в изучение русского фольклора внес А. Н. Афанасьев. В своей работе «Народные русские сказки» он собрал огромное количество текстов (более 600). К сожалению, большее внимание уделено волшебным сюжетам (они соответствовали его научным интересам) и гораздо меньше бытовым сказкам.
В сборнике «Северных сказок» Н.Е. Онучкова представлено большое разнообразие по количеству и по сюжетам число сказок, так же подробно указано место записи сказок и имя сказочника, отдельно указана кратная характеристика его личности и биография.
Сборник великорусских сказок Архива Русского географического общества под редакцией А. М. Смирнова собран обширный фольклорный материал с кратким указанием места записи сказки по губерниям. Несколько осложняет работу тот факт, что книга написана дореволюционным шрифтом.
Еще один источник - сборник Д. К. Зеленина «Великорусские сказки Пермской губернии». Здесь сказки уже распределены по отличительным чертам, (сказки об одураченном черте, бытовые сказки, волшебные сказки и т.д.) что значительно упрощает работу с источником.
Сборник Песни русских рабочих (XVIII - начало XX века) представляет собой переработанную выборку песен рабочих фабрик и заводов, разделенную по годам сбора материала, что облегчает работу с источником. В приложении к песням указаны место ее записи а так же место и год первой публикации.
Переизданный сборник В. Н. Гартевельда «Песни каторги» был записан вавтором в результате поездки в Сибирь в 1907 г. В сборнике песни делятся на песни каторжан и песнибеглых и бродяг. Помимо этого в сборнике так же представлены очерки ряда этнографов и путешественников, описывающие свои наблюдения касательно тюремных песен и местах их бытования.
Песни в сборнике собирателей и составителей Ф. М. Истомина и Г. О. Дютша «Песни русского народа», материалы для которого были собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой, разделены на духовные стихи, былины, песни свадебные, хоровые и плясовые, песни протяжные, которые в свою очередь делятся налюбовные, семейные, рекрутские и солдатские и тюремные. В сборнике как же опубликованы ноты для каждой песни, что позволяет воспроизвести их в полной мере.
Структура работы и основное содержание работы. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Первая глава посвящена общей характеристике категорий труда и праздности в мировосприятии российского традиционного крестьянского общества. В первом разделе анализируются причины появление и закрепление определенного отношения к трудовым практикам, их сакральное значение для человека традиционной культуры. Рассматривается смысл праздного времяпрепровождения в контексте празднично-выходного времени, указывается на взаимосвязь и соотношение рабочего времени и времени отдыха, которое оказывает влияние на отношение к самой трудовой деятельности и ее результатам. Во втором разделе, основываясь на работах исследователей социальной истории России, говорится о влиянии продолжающейся модернизации и урбанизации на быт и нравы крестьянской общины, и как следствиена категории труда и праздности.
Во второй главе анализируется отношение к категориям труда и праздности втрадиционной культуре на примере фольклорных источников. Первый раздел посвящен бытовым сказкам, тому, как в них воспроизводилось отношение к категориям труда и праздности в крестьянской общине, какие принимало формы и проявления, рассматривается трансформация традиционного отношения к заявленным категориям. Во втором разделе в песнях некогда бывших крестьян, а теперь приобретающих новый статус групп населения, таких как рабочие, солдаты, ссыльные находят отражения категории труда и праздности.
Труд и праздность являются основополагающими категориями жизни любого общества. Труд обеспечивает жизнедеятельность как таковую, преобразует окружающую действительность, праздность же прерывает трудовую деятельность, дает необходимый отдых и, так или иначе, уравновешивает человеческую деятельность.
В традиционной культуре русского крестьянства отношение к труду и праздности было сакрализованно, эти две категории были вплетены в общую систему мироощущения людей. Под влиянием естественных потребностей выживания земледельческой общины, языческих и, в дальнейшем, христианских представлений, сформировалось двойственное отношение к категориям труда и праздности.
С одной стороны, эта сфера была пронизана сакральным смыслом и «одухотворенностью» всех действий и практик: время труда и праздности было четко разграничено и смешение этих двух категорий воспрещалось под страхом прогневать духов и богов. Праздник был временем совершения обрядов и ритуалов, которые по смысловому содержанию дополняли трудовое время. Но также праздник представлял собой особое время, когда нарушались обычные правила и порядки, время, когда человек мог и должен был одеваться и вести себя иначе, много внимания уделялось убранству домов. Проводились пышные застолья, с употреблением хмельных напитков, опьянение также было частью выхода людей за рамки обыденности, изменения восприятия. Праздность, в рамках традиционного понимания праздника, не несла каких-либо негативных смыслов, напротив дурным считался отказ от праздности, и была направлена на преодоление напряжения и усталости, которые неминуемо копились в ходе трудовой повседневности.
С другой стороны, отношение крестьян к труду, праздности и земле, на которой они работали, было практичным и утилитарным. Земля рассматривалась как предмет применения нелегкого труда, право собственности на нее давалось тем, кто на ней работает. Труд крестьян также по своей сути был очень прагматичным, исследования показывают, что крестьяне никогда не ставили во главу угла интенсивность труда и производительность хозяйства. Трудились крестьяне ровно столько, сколько было нужно для покрытия жизненных потребностей. В этой системе отношения к труду, праздники также выполняли свою утилитарную функцию, разграничивали трудовое время в соответствие с сезонными циклами, снимали напряжение среди членов общины. Строгое разграничение праздного и трудового времени помогало избежать перегибов и сохранить жизнь общины в гармонии, что было залогом выживания.
Изменения в традиционном укладе жизни и традиционной культуре крестьян начались по мере модернизации России, которая начала оказывать на крестьянскую жизнь заметное влияние с XVIII века. Однако кардинальные перемены произошли только во второй половине XIX века, с углублением модернизации во всех сферах российского общества и государства. Обобщая, можно сказать, что перемены были вызваны изменившимися хозяйственно - экономическими отношениями, помещичьи хозяйства были ориентированы на экспорт, что уже нарушало принципы отношения крестьян к труду, так как требовало интенсификации производства. В дальнейшем, с развитием промышленности, и в особенности после крестьянской реформы, крестьяне оказались втянуты в фабричное производство, что уже окончательно ломало старый жизненный уклад людей.
Изменения в культуре крестьян происходили через контакты с представителями других сословий, в которых культурная трансформация произошла несколько раньше. Через контакты с купцами и помещиками, через службу в армии и через отходничество в крестьянскую среду проникала новая культура, которую условно можно назвать городской. Новые культурные веяния имели западноевропейское происхождение, но были переработаны сначала в дворянской, а потом в городской среде. Характерными чертами новой культуры были тяга к расточительству, кутежу и безделью, стремление к легким деньгам, а также подражание внешним чертам богатой и по-европейски «цивилизованной» жизни.
В русле этих перемен изменилось и отношение к таким основополагающим категориям как труд и праздность. Неземледельческий труд в своей основе имел совершенно иные порядки и принципы: крестьянин, перешедший на фабричную работу, отчуждался от результатов труда, сам его труд терял созидательное и эстетическое начало, сводясь к набору ограниченных и повторяющихся механических действий. Труд в городской культуре воспринимался как нежеланный, тяжелый и неблагодарный, отлынивать от него зазорным не считалось. Аналогичные изменения коснулись и праздности, вместо гармоничного дополнения к трудовой деятельности она стала вредоносным антиподом труду. Праздничные практики вырвались за пределы праздничного пространства, такие занятия как пьянство и карточные игры стали постоянными атрибутами повседневности. Общее праздное времяпрепровождение среди крестьян также постепенно росло, вследствие перенаселенности, что также подтачивало традиционный уклад жизни.
Разумеется в новой системе мироощущения не находилось места прежней сакральной осмысленности трудовых и праздничных циклов и практик. Их место в сознании людей заняли пагубные наклонности, которые современники характеризовали как «повреждение нравов». Помимо перечисленных выше стремлений подражать богатой жизни, пьянствовать и кутить, в народе обнаружилось явное пренебрежение к старой традиции.
Указанные перемены в традиционной культуре крестьянства происходили не в одночасье, это был длительный и моментами трагичный процесс. Конец XIX и начало XX века это период наиболее активных перемен в жизни крестьянства, когда стремительными темпами развивалась российская промышленность, и рушился традиционный уклад на селе. В этот период этнографами был собран обширный материал бытовых сказок и песен, которые представляют интерес, как источники, отражающие мировоззрение простых людей. Данные источники дают возможность взглянуть на «застывшую» картину духовного мира простого народа в период бурных изменений. Отдельные элементы повествования, главные герои и тематика, все отражает влияние перемен на мироощущение людей.
Анализ выбранных бытовых сказок показал, что традиционно праздничные практики, такие как пьянство, кутеж, азартные игры и безделье, все чаще становились элементом повествования и представали там как часть повседневности. Пьянство в сказках предстает обыденностью, питие или встреча в кабаке часто служат завязкой к сюжету. Более того, пьянство зачастую является утешением для героев, которые запивают жизненные тяготы и невзгоды, негативное отношение к пьянству отсутствует. Карты занимают значительное место в сказочных сюжетах, азартная игра это не только доступное развлечение, но и путь к решению сложных проблем и источник быстрого обогащения. Эти примеры свидетельствуют об уходе традиционных представлений о празднике и праздности, в сказке праздничные практики предстают как часть повседневности.
Другим важным маркером перемен является социальный статус сказочных протагонистов: все чаще ими становятся солдат, отходник, купеческий сын. Первые два образа представляют собой переходный тип человека, который уже оторван от традиционного крестьянского уклада жизни, но еще не нашел твердого нового статуса. Появление подобных персонажей отражает реальную картину того времени, когда жители деревни активно маргинализировались. Такой персонаж, как купеческий сын, примечателен тем, что достигает успеха и получает богатство путем торговых сделок. Его появление в бытовых сказках связано с изменившимися устремлениями и идеалами крестьянства, получение легких денег через неземледельческий труд видится крестьянам все более привлекательным. В целом отношение к труду в сказках предстает уже не традиционным, герои сказок стремятся разбогатеть, вкладывая как можно меньше усилий в дело. Традиционные идеалы умеренного труда на земле, ограниченного потребностью пропитания, не находят отражения в бытовых сказках конца XIX века, что говорит об углубившихся изменениях в крестьянской культуре этого периода.
Лирические необрядовые песни являются другим важным источником, повествующем о житейском быте людей. Собранные этнографами во второй половине XIX - начале XX веков, песни запечатлели перемены, происходившие в жизни людей. Для анализа были отобраны песни крестьян-отходников и рабочих, солдат и бродяг и каторжан. Каждая из этих групп являет собой в той или иной степени маргинализированный, переходный тип, который еще сохраняет связи с прежней крестьянской жизнью.
В песнях крестьян-отходников и рабочих важной темой является отношение к труду, работники фабрик, заводов и шахт характеризуют свой труд как крайне тяжелый, а условия невыносимые. На столь тягостную работу они идут, так как не имеют иного выхода, других возможностей заработать на пропитание у них нет. Вместе с тем, в некоторых песнях лирический герой, несмотря на тяготы, готов отправиться в город «деньги наживать». В песнях проводится прямое сравнение труда в городе и в селе, не в пользу первого, как более тяжелого. Однако тот факт, что крестьяне все же шли в город на заработки, говорит о том, что на селе заработать деньги было сложнее, пусть труд и представлялся не таким тяжелым.
Праздное время рабочими фабрик и заводов ожидалось с нетерпением, изнывая от тягостного труда, люди мечтали поскорее отдохнуть, причем сам отдых заключался зачастую в попойке. Пьянство и времяпрепровождение в кабаках были не только способом отдохнуть и снять напряжение, но возможностью для коммуникации, обмена информацией.
Схожее содержание имеют и солдатские песни, повествуется в них о тяготах солдатского быта, о желании вернуться к крестьянскому быту и о частых попойках.
Особняком стоят песни бродяг и каторжан, бытовавшие в среде наиболее маргинализированной прослойки населения, это были зачастую выходцы из деревни, которые не нашли себе места в новых условиях. Часто причиной попадания на каторгу являются неумеренные пагубные пристрастия, пьянство, стремление к легким деньгам, которое оборачивается преступной деятельностью. В песнях каторжан говорится о непомерных тяготах работы, за которую к тому же нет никакой платы. Выходом для ссыльных становился побег, который означал жизнь в скитаниях, бродяжничестве. Песни бродяг, также как и каторжан пронизаны тоской о родных местах и нормальной жизни, повествуют о тяжелой доле человека, не нашедшего своего места в новом мире.
Таким образом, песенный материал отражает те же перемены, что видны в сказках, но с несколько иного ракурса. Среди людей, оторвавшихся от традиционного крестьянского уклада, распространено негативное отношение к труду, как к тяжелому и неблагодарному занятию, зачастую лирический герой прямым текстом говорит о желании вернуться в деревню. Праздность предстает явным антиподом труду, временем желанным, когда трудящийся придается отдыху и пьянству. В текстах песен нет и намека на сакральность, гармоничность и мировоззренческую осмысленность категорий труда и праздности, словом носители культуры, в которой бытовали песни, уже окончательно утратили традиционное отношение к категориям труда и праздности. Маргинальный характер групп населения, в которых бытовали песни, явственно показывает, что изменение в отношении к труду и праздности, было связано с отрывом от традиционного крестьянского уклада и культуры.
Подытоживая, можно сказать, что в таких фольклорных текстах, как бытовые сказки и лирические необрядовые песни, бытовавших во второй половине XIX - начале XX веков, были выявлены и раскрыты перемены в отношении к категориям труда и праздности. Выявленные перемены в отношении к труду и праздности отражают глобальные сдвиги в культуре простого народа, которые происходили вследствие модернизации, когда традиционные представления заменялись новыми, пришедшими из города в деревню, культурными веяниями.
1. Зеленин Д.К. Великорусские сказки Пермской губернии. - М. : Правда, 1991.- 544 с.
2. Истомин Ф. М. Песни русского народа: Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году. - СПб. : Изд. Император. Рус. Геогр. Об-ва, 1894. -XXVI, 244 с. [Электронный ресурс] // Электрон. версия печат. публ. - URL: http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=6352&cType=1 (дата обращения: 26.04.2019).
3. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева : в 3 т. - М. : Наука, 1984-1985. Т. 3. - 520 с.
4. Онучков Н.Е. Сборник северные сказки : в 2 кн. - СПб. : Тропа троянова, 1998. - Кн. 1- 2.
5. Песни русских рабочих (XVIII - начало XX века). - М.-Л. : Советский писатель, 1962. - 320 с.
6. Сборник В.Н. Гартевельда. Песни каторги. Песни сибирских каторжан, беглых и бродяг. - М. :SalamandraP.V.V., 2012 - 197 с.
7. Смирнов А.М. Сборник великорусских сказок Архива Русского географического общества // Записки Русского географического общества. - Пг. : Тип. Е. Евдокимова, 1917. - Т. 44. - Вып. 1-2. - 990 с.
8. Худяков И.А. Великорусские сказки. - М.-Л. : Наука, 1964. - 302 с.
Литература
1. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - нач. XX
в.Половозрастной аспект традиционной культуры. - Л. : Наука, 1988. - 278 с.
2. Безгин В.Б. Крестьянская повседневность (Традиции конца XIX - начала XX века) -
Тамбов, 2004. -304 с.
3. Гончаров Ю.М., Скобликов С.В. Повседневная жизнь солдат в городах Западной
Сибири во второй половине XIX в. // Известия Алтайского государственного университета. - 2015.- № 3. - С. 50-52.
4. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М., 1991. - 269с.
5. Думнова Э.М.«Менталитет» и «ментальность» как категории социальной философии
// Известия Саратовского ун-та. Нов.серия. - 2013. - Т. 13. - Вып. 1.- С. 25-28.
6. Джебреил Нажафи. Труд как социальная обязанность и радость в религиозных текстах
(на примере текстов Библии и Корана) // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIX Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIX Кирилло-Мефодиевские чтения» в рамках Международного Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур, 23-25 мая 2018 года : сборник статей. - М. : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2018. - С. 135-137.
7. Есикова М.М. Труд крестьянина и аграрная культура // Вопросы теории и практики. -
2011. - № 1 (7). - C. 102-104.
8. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор : Учебник для высших учебных заведений.
- М. : Флинта : Наука, 2002. - 400 с.
9. Иванова А.Н. Современная историография социокультуры крестьянской общины
пореформенного времени. // Вестник МГУПИ. - 2012.- № 39. - С. 43-49.
10. Лурье М.Л. Городская песня в деревне (из старой дискуссии о новых песнях) // Вестник РГГУ. -2011. -№ 4. - С. 124-140.
11. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.) : в 2 т. - СПб.,2000. - Т. 1. - 547с. ; Т. 2. - 566 с.
12. Михайлова Р.В. Город как фактор формирования личности крестьянина // Вестник
Чувашской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - № 1 -
С. 106-111.
13. Михневич В.О. Исторические этюды русской жизни. - СПб., 1882. - Т. 2. - 431 с.
14. Пропп В.Я. Фольклор и действительность.- М., 1976. - 324 с.
15. Приходько Л.С. Мировоззренческие ориентации русского крестьянства: XX век. - Екатеринбург, 2009. - 176 с.
..23