Аннотация 3
Введение 3
Глава 1. Становление фаворитизма в Российской империи во второй четверти
XVIII века 9
1.1. Возникновение фаворитизма в царствование Екатерины I и Петра II: А.Д.
Меншиков и И.А. Долгоруков 9
1.2. Развитие фаворитизма в царствование Анны Иоанновны и Елизаветы
Петровны: Э.И. Бирон и А.Г. Разумовский 20
Глава 2. Расцвет фаворитизма в Российской империи при Екатерине II 33
2.1. Возвышение Г.Г. Орлова и Г.А. Потемкина 33
2.2. Государственная деятельность Г.Г. Орлова и Г.А. Потемкина в царствование
Екатерины II 42
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 55
Понятие фаворитизма в науке имеет множество трактовок. Одной из важнейших работ в теоретическом плане является монография немецкого социолога и историка Н. Элиаса «Придворное общество». Элиас рассматривает придворное общество эпохи абсолютизма на примере Франции. Российская империя эпохи дворцовых переворотов - это также эпоха абсолютной монархии, поэтому устройство императорского двора было схоже с французским. Королевский двор как общественный институт по Н. Элиасу состоит из короля, его приближенных и членов семьи, а также слуг. Во всей этой системе центральной фигурой выступает король, задачей которого является обеспечение равновесия сил при дворе. Неотъемлемой частью придворной иерархии по Элиасу были фавориты, а точнее фаворитки. Немецкий историк считал, что фавориты играют важную роль в жизни придворного общества и государства, но не большую, чем другие обитатели двора. Элиас не давал четкое определение фаворитизму, но ключевой фигурой в иерархии у него был король, а не приближенные .
Определить понятие фаворитизма и фаворитов пытались и другие исследователи. А. О. Паньшин приводит следующее определение фаворитизма: это «явление в какой- либо области общественной жизни, когда все или многое обусловливается влиянием фаворитов» . Сам же фаворит представляет собой любимца или любовника (любовницу) высокопоставленного лица. Более подробная трактовка явления фаворитизма дается в монографии С. П. Парамонова. Исследователь считает, что фаворитизм - это «тип неформальных отношений скрытый от посторонних глаз в коллективах, сообществах, корпорациях» , а сам фаворит - это проводник между высокопоставленной особой и её окружением. На мой взгляд, стоит объединить две эти трактовки: фаворитизм - это тип неформальных отношений, при котором часть государственных полномочий высокопоставленного лица распространяется на фаворита.
Актуальность темы. Фаворитизм - это явление Нового времени, характерное не только для России, но и для других европейских стран при монархической форме правления (абсолютная монархия). Тем не менее, в современной политической жизни также есть свои проявления фаворитизма, а именно непотизм (предоставление властных полномочий родственникам) и кронизм (предоставление властных полномочий друзьям). В современном обществе сформировалось негативное отношение к фаворитизму во всех его проявлениях. Изучение российского политического опыта XVIII века может помочь в решении некоторых проблем современности. Отражение фаворитизма в воспоминаниях современников помогает нам также понять какое отношение существовало к фаворитизму в прошлом и трансформировалось ли оно в настоящем. Использование источников личного происхождения помогает нам проникнуть в феномен фаворитизма изнутри, лучше понять его сущность.
Историография вопроса. Историография эпохи дворцовых переворотов насчитывает сотни работ, значительная часть из которых посвящена деятельности фаворитов российских императриц и императоров.
Отражение феномена фаворитизма в мемуарах современников изучает в своей статье Е.Е. Приказчикова, рассматривая высказывания о таких фаворитах как Г. Орлов, Г. Потёмкин и П. Зубов. Е.Е. Приказчикова приходит к выводу о преимущественно отрицательном отношении к фаворитам со стороны современников . В других работах изучается сам феномен фаворитизма на конкретных примерах. Немецкий историк Г. фон Гельбиг рассматривает феномен фаворитизма в эпоху дворцовых переворотов с отрицательной стороны, но при этом отмечая положительные и отрицательные черты фаворитов . Работа Гельбига - это одна из первых работ о феномене российского фаворитизма, так как была написана в начале XIX века. Ещё более обличительной оказалось сочинение русского историка М. М. Щербатова, в котором фавориты выступают причиной повреждения нравов в Российской империи .
Фаворитизм в Российской империи рассматривается в ряде научно-популярных изданий. Например, И.В. Воскресенская исследует жизнь и деятельность таких фавориток как Е.Р. Вороноцова, Е.М. Долгорукова и многие другие . Ю.А. Матюхина также рассматривает биографии известных фаворитов - Г.Г. Орлова, Н.Н. Новосильцева, И. Патрикеева и многих других . В данных работах освещаются лишь центральные события из жизни фаворитов, а выводы о самом феномене фаворитизма не делаются.
Куда лучше изучена история отдельных фаворитов. Биографические издания посвящены Г.А. Потёмкину (книги О.И. Елисеевой , С. Себага-Монтефиоре и Л.С. Лопатина ), Э.И. Бирону (книга И. Курукина ), А.Д. Менишкову (книги Н.И. Павленко и Ю.Н. Беспятных ). Авторы подобных биографических изданий подробно останавливаются на происхождении и детстве фаворитов, их возвышении, государственной деятельности и падении. Историки выявляют причинно-следственные связи возвышения и падения приближенных к императрицам. Авторы биографий говорят об особенностях отдельных фаворитов, но не об особенностях самого феномена фаворитизма.
Особенности фаворитизма в эпоху дворцовых переворотов историки выявляли и посредством изучения правления отдельных императоров и императриц. Отечественные историки подробно исследовали правление Петра II (книга Н.И. Павленко ), Анны Иоанновны (книга И.В. Курукина ) Елизаветы Петровны (книга Е.В. Анисимова ), Екатерине II (книги П.К. Борзаковского и В.Н. Балязина ); а также послепетровскую эпоху в целом (книги Е.В. Анисимова и А.Б. Каменского ). Не меньшую ценность представляют работы зарубежных историков о царствовании Екатерины II (книга И. де Мадариага ), Елизаветы Петровны (книга Ф.Д. Лиштенан ). Авторы вышеперечисленных исследований рассматривают особенности взаимоотношений между коронованными особами и фаворитами, причины возвышения фаворитов и их роль в государстве. В некоторых работах (И. де Мадариага , Е.В. Анисимов ) рассматриваются взаимоотношения между самими фаворитами или же делаются выводы о фаворитизме в целом (например, официальный фаворитизм эпохи Екатерины II). Однако, в вышеперечисленных исследованиях фаворитизм также не рассматривается как самостоятельный феномен.
Источниковую базу исследования составляют источники личного происхождения, а именно воспоминания (в формате записок, мемуаров и автобиографий) русских и иностранцев - современников эпохи дворцовых переворотов, а также некоторые другие источники личного происхождения - письма и дневники.
Источниковую базу работы можно разделить на три большие группы: воспоминания русских, приближенных ко двору; воспоминания иностранцев и воспоминания царственных особ или самих фаворитов.
К воспоминаниям русских мы относим записки Э. Миниха (от правления Петра I до правления Петра II), записки Н.Б. Долгорукой (правление Петра II и Анны Иоанновны) , записки Я.П. Шаховского (от правления Анны Иоанновны до начала правления Екатерины II) , автобиографию С.Р. Воронцова (про правление Елизаветы Петровны) , записки Г.Р. Державина (от правления Елизаветы Петровны до правления Екатерины II) , записки Б.Х. Миниха (эпоха Екатерины II) , записки Е.Р. Дашковой (про эпоху Екатерины II) , сочинение М.М. Щербатова (часть о екатерининских фаворитах) , записки А. М. Тургенева (правление Екатерины II) . По воспоминаниям близких ко двору русских мы можем увидеть характеристики фаворитов, понять отношение к ним общества. Многие из современников описывают подробности отношений внутри императорского двора, другие же пишут о фаворитах с некоторой дистанции и обращают большее внимание на результаты их деятельности.
Ко второй группе принадлежат дневник Ф.В. Берхгольца (о последних годах правления Петра I и о правлении Екатерины I) , записки герцога де Лирия (о Петре II), записки генерала фон Манштейна (об эпохе Анны Иоанновны и «бироновщине») , письма леди Рондо (про царствование Анны Иоанновны) , записки И. Позье (о правлении Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны), записки герцога де ла Мессельера (эпоха Елизаветы Петровны) , отчет К.В.Ф. фон Финкенштейна (о царствовании Елизаветы Петровны) , автобиография А.Ф. Бюшинга (правление Елизаветы Петровны) , записки графа Л.Ф. Сегюра (о правлении Екатерины II) , записку А.Ф. Ассебурга (о воцарении Екатерины II), записки Д.Г. Бёкингхэмшира (двор во времена Екатерины II) , мемуары К. Массона (последние годы царствования Екатерины II) , письма Дж. Гарриса (правление Екатерины II) , записки Б. Тьебо (эпоха Екатерины II) . Записки и письма иностранцев показывают взгляд на фаворитизм со стороны, содержат в себе оценочные суждения.
К последней группе источников относится автобиографическая записка Э.И. Бирона , записки Екатерины II . Подобные источники демонстрируют феномен фаворитизма изнутри, глазами его участников и участниц, позволяют выявить мотивы сторон.
Цель исследования - выявление особенностей формирования и развития фаворитизма в Российской империи, начиная с правления Екатерины I и заканчивая правлением Екатерины II в представлении современников.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать восприятия современниками фаворитизма в процессе его зарождения в царствование Екатерины I и Петра II на основе сравнения двух фаворитов - А.Д. Меншикова и И.А. Долгорукова.
2. Проследить изменения представлений современников о фаворитизме в царствование Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны на основе сравнения двух фаворитов - Э.И. Бирона и А.Г. Разумовского.
3. Выявить особенности возвышения и деятельности Г.Г. Орлова и Г.А. Потемкина при Екатерине II в восприятии современников.
4. Сравнить выявленные представления современников о фаворитизме в России в XVIII веке.
Объект исследования - эпоха дворцовых переворотов в Российской империи.
Предмет исследования - трансформация фаворитизма в эпоху дворцовых переворотов в Российской империи в отражении воспоминаний современников.
В ходе исследования были использованы следующие общенаучные методы - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Помимо этого, мы обращались к специальным историческим методам: историко-генетический метод, историко-сравнительный метод, историко-системный метод. Историко-генетический метод позволил нам проследить возникновение явления фаворитизма в Российской империи. Историко-сравнительный метод необходим для сравнения особенностей возвышения и государственной деятельности отдельных фаворитов, что позволяет прийти к общим выводам по поводу феномена фаворитизма. Историко-системный метод подразумевает рассмотрение фаворитизма как
Цель и задачи работы обусловили структуру исследования, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Таким образом, на основе сравнения жизни и деятельности фаворитов четырёх российских императриц и одного императора (Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II) можно увидеть множество сходств и различий, которые позволяют охарактеризовать феномен фаворитизма в эпоху дворцовых переворотов. Для большинства фаворитов был характерен один и тот же путь возвышения, а затем и падения. Различия чаще всего наблюдаются в происхождении фаворитов и в их участии в государственной деятельности.
По свидетельствам современников, причинами возвышения фаворитов было близкое знакомство с будущим императором (императрицей) задолго до его (её) коронации; часто привлекательная внешность (если фавориты были любовниками), а также личные качества. Среди особенностей фаворитизма начала эпохи дворцовых переворотов стоит отметить общность цели - все фавориты хотели власти, причем максимальной. Подобное стремление фаворитов современниками всегда порицалось. Высшие круга Российской империи понимали всю слабость и восприимчивость таких фигур на престоле как Екатерина I и Петр II, поэтому позволяли себе намного больше, чем при Петре Великом.
Поведение фаворитов после их возвышения могло быть совершенно различным, что отражено в свидетельствах современников. Если А.Д. Меншиков при Екатерине I и Петре II предстает влиятельным человеком, принимавшим участие в государственных делах; то И.А. Долгоруков характеризуется как любитель постоянных развлечений, не занимающийся государственным управлением.
Дальнейшее свое развитие фаворитизм получил в правление Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Пропадает одна из характерных черт фаворитизма - соперничество фаворитов, зато появляется новая - фаворитизм начинает строится на любовных, а не на дружеских отношениях, что отмечали современники. Среди причин возвышения вновь называются их личные качества и близкие отношения с императрицами.
Ещё одной особенностью фаворитизма этого периода стало то, что фавориты никогда не занимали важных должностей в государственном аппарате. Согласно воспоминаниям современников, участие фаворита в государственных делах в эту эпоху было скрытым - при помощи продвижения своих креатур или сторонников и при помощи воздействия (иногда давления) на императрицу. И Бирон, и Разумовский были влиятельными персонами, но роль Разумовского современниками всегда оценивается
намного ниже. Э.И. Бирон получил наиболее негативную характеристику среди всех фаворитов дворцовых переворотов. Современники называли его большим взяточником и казнокрадом; человеком, который ненавидит русских и продвигает кандидатуры немцев; человеком, не знающим русских традиций. Однако, некая гениальность Бирона признавалась. А.Г. Разумовский в воспоминаниях выглядит как фигура куда менее значительная - человек тщеславный и скупой, глупый, но в то же время честный и добрый. Как и в случае с Долгоруковым и Меншиковым век фаворитов был недолог.
Наконец, вершины своего развития фаворитизм достигает в правление Екатерины II, когда становится официальным институтом. В правление Екатерины Алексеевны фавориты сменялись ещё быстрее, чем в правление Елизаветы Петровны, но главными персонами стали Г.Г. Орлов и Г.А. Потёмкин. Орлов и Потёмкин были схожего происхождения - дворяне, но мелкопоместные, но не богатые. По свидетельствам современников, возвышение Орлова и Потёмкина стало возможно благодаря их участию в перевороте 1762 года, приведшем Екатерину к власти.
На примере государственной деятельности Орлова и Потёмкина мы вновь видим два типа фаворита - достаточно пассивного наблюдателя и активного двигателя событий. Оказываемое фаворитами влияние на внутреннюю политику все меньше было косвенным - посредством оказания давления на императрицу, теперь фавориты становились государственными чиновниками и осуществляли часть своих полномочий по закону.
Современники оценивают влияние Потёмкина на государственную политику, куда выше, чем влияние Орлова. Потёмкину, благодаря своим уму и хитрости, легко удавалось убеждать императрицу в принятии необходимых ему решений. Г.А. Потёмкин играл столь же важную роль в государстве как ранее Э.И. Бирон и А.Д. Меншиков. Среди главных заслуг Г.А. Потёмкина стоит назвать присоединение Крыма и его дальнейшее освоение, строительство ряда городов на юге России, создание Черноморского флота и многое другое. Современники признавали вышеперечисленные заслуги Потёмкина, но все равно часто характеризовали его как человека не слишком талантливого. Орлов в описании современников и вовсе выглядит как неудачник - человек глупый и ленивый. Г.А. Потёмкин стал уникальным примером фаворита, который продолжил выполнять свои прежние функции даже после разрыва любовных отношений с императрицей.
В заключение хотелось отметить выделенные мной особенности фаворитизма эпохи дворцовых переворотов. На примере А.Д. Меншикова, И.А. Долгорукова, Э.И. Бирона, А.Г. Разумовского, Г. Г. Орлова и Г.А. Потёмкина можно выделить два разных типа фаворитов. Первые (Меншиков, Бирон, Потёмкин) удерживались близ трона благодаря своему опыту, талантам и связям, выполняя при этом важные государственные 53
функции. Вторые (Долгоруков, Разумовский и Орлов) были фаворитами лишь вследствие симпатии к ним коронованной особы и практически не участвовали в политической жизни. Современники и тех и других фаворитов чаще всего характеризовали отрицательно, хотя в первом случае признавали таланты данных персон.
Также, опираясь на воспоминания современников, можно проследить трансформацию отношений фаворита с высокопоставленной особой. Начинавшийся в форме дружбы между И.А Долгоруковым и Петром II и в форме наставничества А.Д Меньшикова над Петром II фаворитизм перерастает в любовные отношения между Анной Иоанновной и Э.И Бироном и Елизаветой Петровной и А.Г Разумовским. Во время правления Екатерины II фаворитизм развивается до статуса официального института.
Кроме этого, необходимо отметить, что после ознакомления с воспоминаниями современников событий, мною была выделена ещё одна особенность фаворитизма эпохи дворцовых переворотов, а именно положение фаворита. Если на ранних этапах фаворит имел крайне неустойчивое положение и после свержения отправлялся в ссылку, то во второй половине XVIII века фавориты после разрыва отношений с правящей персоной сохраняли своё имущество и место в государственном аппарате.
Цель работы достигнута, так как выявлены общие черты фаворитизма времен эпохи дворцовых переворотов и прослежено его развитие от правления Екатерины I до правления Екатерины II на основе воспоминаний современников.
1. Ассебург А. Ф. фон дер. Записка о воцарении Екатерины Второй / А. Ф. Ассебург // Русский архив, 1879. - Кн. 1. - Вып. 3. - С. 362-369.
2. Бёкингхэмшир Д. Г. [Записки. Отрывки и излож.] / Д. Г. Бёкингхэмшир // Русская старина. - 1902. - Т. 109. - № 2. - С. 427-444; № 3. - С. 649-664.
3. Берхгольц Ф. В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1724-1725 / Ф. В. Берхгольц. - М.: Типография Лазаревского института восточных языков, 1862. - 250 с.
4. Бирон Э. И. Автобиографическая записка Бирона / Э. И. Бирон // Архив князя Воронцова. - Кн. 24. - М.: Университетская тип., 1880. - С. 12-36.
5. Бюшинг А.-Ф. [Автобиография] / А.-Ф. Бюшинг // Исторический вестник. - 1886. - Т. 25. - № 7. - С. 5-26.
6. Воронцов С. Р. Автобиография графа Семена Романовича Воронцова / С. Р. Воронцов // Русский архив, 1876. - Кн. 1. - Вып. 1. - С. 33-59.
7. Гаррис Д., лорд Мальмсбери. Россия в царствование Екатерины II (переписка английского посланника при дворе Екатерины II, 1778-1783) / Д. Гаррис // Русский архив. - 1874. - кн. 2. - № 7. - стб. 143-186.
8. Дашкова Е. Р. Записки 1743-1810 / Е. Р. Дашкова. - Л.: Наука, Ленинградское объединение, 1985. - 286 с.
9. Державин Г. Р. Водопад / Г. Р. Державин // Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота. - СПб.: Изд. Имп. Академии наук, 1864. - Т. 1. Стихотворения. Часть I. - С. 487-488.
10. Державин Г. Р. Записки (1743-1812) / Г. Р. Державин. - М.: Типография Александра Семева, 1860. - 502 с.
11. Долгорукая Н. Б. Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой, дочери г.-фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева / Н. Б. Долгорукая // Безвременье и временщики. Воспоминания об "Эпохе дворцовых переворотов" (1720-е - 1760-е годы). - Л.: Художественная Литература, 1991. - С. 255-280.
12. Екатерина II в воспоминаниях современников, оценках историков / Сост. М. Рахматуллин. - М.: Терра, 1998. - 407 с.
13. Екатерина II Великая. Записки Императрицы Екатерины Второй / Екатерина II Великая. - СПб.: Издание А.С. Суворова, 1907. - 772 с.
14. Лирия де. Записки герцога де-Лирия-Бервика, бывшего Испанским послом при Российском дворе, с 1727 по 1831 год / де Лирия. - Сообщ. И.П. Сахаров // Сын отечества. 1839. - Т. 12. - Отд. 3. - С. 71-125.
15. Маркиз де-ла-Шетарди в России 1740-1742 годов /де-ла-Шетарди. - СПб.: Тип. Иосафата Огризко, 1862. - 638 с.
..78