ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОПИСАНИЯ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ В РЕЧЕВОМ ЖАНРЕ АВТОБИОГРАФИИ 8
1.1. Понятие речевого жанра и описательная модель речевого жанра 8
1.2. Делопроизводственная автобиография как речевой жанр 17
1.3. Категория времени как текстовая категория 20
1.4. Исследование категории времени в автобиографических
текстах 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ В РЕЧЕВОМ ЖАНРЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННОЙ АВТОБИОГРАФИИ 28
2.1. Характеристика речевого жанра делопроизводственной
автобиографии 28
2.2. Композиция делопроизводственной автобиографии как средство
репрезентации категории времени 31
2.3. Языковые средства репрезентации категории времени
в речевом жанре делопроизводственной автобиографии и их функции 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА 45
Данная работа посвящена изучению функционирования категории времени в речевом жанре (далее: РЖ) делопроизводственной автобиографии.
Делопроизводственная автобиография - это автобиография, которую составляют при устройстве на работу, поступлении в университет и т.д. Она содержится в личных делах сотрудника/студента (в этой связи такие автобиографии называются «делопроизводственными») [Волошина С.В., Литвинов А.В., 2016].
В толковом словаре «время» определяется как «основная (наряду с пространством) форма существования бесконечно развивающейся материи. // Необратимая последовательность существования всех явлений и предметов от прошлого к настоящему и будущему. // Мера длительности всего происходящего, существующего, измеряемая секундами, минутами, часами, сутками и т.п.» .
Данное исследование выполнено в русле коммуникативной лингвистики, а также современного лингвистического направления - жанроведения, основоположником которого считается М.М. Бахтин.
Актуальность работы заключается в том, что она вписывается в контекст исследований, выполненных в рамках современной антропоцентрической и коммуникативной парадигмы в языкознании. Парадигма изучения языка и речи в середине XX века поменялась с системно-структурной на коммуникативную. Исследователи стали изучать, как функционирует язык, и обращать внимание на человека.
Актуальность работы обусловлена также тем, что объект нашей работы - речевой жанр автобиографии - тесно связан с индивидуальностью человека, а антропоцентрическая парадигма подразумевает изучение отражения человека в языке и языка в человеке. Кроме этого, исследователи отмечают необходимость составления энциклопедии речевых жанров русского национального языка, поэтому необходимо изучать отдельные речевые жанры, их структуру, содержание и организацию.
Объект исследования - речевой жанр делопроизводственной автобиографии.
Предмет исследования - категория времени, которая функционирует в этом жанре.
Цель работы заключается в описании функционирования категории времени в РЖ делопроизводственной автобиографии.
Для осуществления обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические работы о речевых жанрах, моделях их описания;
2) разработать теоретико-методологические основы описания категории времени, функционирующей в РЖ делопроизводственной автобиографии;
3) определить особенности РЖ делопроизводственной автобиографии ;
4) выявить средства, репрезентирующие категорию времени в исследуемом РЖ;
5) определить особенности и функции категории времени в РЖ делопроизводственной автобиографии.
Материалом выступают 30 текстов делопроизводственных автобиографий, написанных в период с 1925 по 2000 гг. и хранящихся в Государственном Архиве Томской области и Архиве ТГУ.
Основной метод изучения материала - метод лингвистического описания в совокупности следующих приёмов:
1) приём сплошной выборки материала;
2) приём контекстуального анализа;
3) приём статистических подсчётов;
4) приём сравнения;
5) приём дискурсивного анализа.
Новизна работы заключается в том, что впервые обращается внимание на делопроизводственную автобиографию как речевой жанр в лингвистическом аспекте. В отличие от художественной автобиографии, делопроизводственная автобиография - это официальный документ, включающий информацию о жизни человека, о событиях из его жизни, размещенных в хронологическом порядке. Впервые рассматривается время как текстовая категория применительно к нехудожественным текстам.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Проведенное исследование выполнено в русле коммуникативной лингвистики и жанроведения.
Делопроизводственная автобиография - это речевой жанр, главной коммуникативной целью которого является повествование о своей жизни от момента рождения до момента составления этого документа для поступления на работу или в высшее учебное заведение.
Категория времени - важнейшая текстовая категория, без которой невозможно существование речевого жанра автобиографии. Это один из главнейших признаков текстов автобиографий, при помощи которого выражается смысл времени различными языковыми и композиционными средствами.
Категория времени репрезентируется лексическими единицами разных частей речи, имеющих значение времени или в своем значении сему времени, морфологическими и синтаксическими средствами.
В целом, единицы, участвующие в реализации категории времени в речевом жанре делопроизводственной автобиографии выполняют следующие функции:
1. текстообразующую и жанрообразующую для речевого жанра делопроизводственной автобиография;
2. служат для передачи достоверности, реальности событий в тексте;
3. информативную функцию для передачи исторической, социально-политической, экономической и т.д. информации.
4. идентифицирующую функцию, состоящую в возможности идентифицировать время, эпоху, в которую жил автор автобиографии или писал этот документ.
Для продолжения исследования необходимо сделать более подробный обзор исследований о функционировании категории времени в РЖ автобиографии и об изучаемом жанре, разработать более подробную классификацию лексики со значением времени в РЖ делопроизводственной автобиографии.
1. Антюхов А.В. Русская мемуарно-автобиографическая литература XVIII века (Генезис. Жанрово-видовое многообразие. Поэтика): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2003. 36 с.
2. Антюхов А.В. Антюхова С.Ю. Время и пространство в мемуарно¬автобиографической прозе // Вестник Брянского государственного университета. 2010. № 2. С. 60-67.
3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин. Литературно-критические статьи. М.: Худ. лит., 1986. С. 428-473.
4. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе (очерники по исторической поэтике) // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С.234-407.
5. Богданова Е.В. Языковые особенности жанра дневника // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. № 1 -1. С. 28-33.
6. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Ч. II: Основные признаки текста. Текстовые категории. Типология текстов: учеб пособие для филологов. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2004. 170 с.
7. Волошина С.В. Речевой жанр автобиографического рассказа в диалектной коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2008. 26 с.
8. Волошина С.В. Речевой жанр автобиографического рассказа (на материале диалектной речи) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 2. С. 5-10.
9. Волошина С.В. Хронотоп жизненного пути в диалектной коммуникации (на материале автобиографических рассказов) //Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2011. № 1(13). С. 14-21.
10. Волошина С.В. Литвинов А.В. Анатомия делопроизводственной автобиографии в Новейшей истории России: композиция и содержание текстов // Текст. Книга. Книгоиздание. 2016. № 1(10). C. 40-54.
11. Гребенюк О.С. Автобиография: философско-культурологический анализ: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ростов н /Д, 2005. - 21 с.
12. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010. 600 с.
13. Демешкина Т.А., Волошина С.В., Карпова Н.А., Рюмин Р.В., Долганина А.А. Портреты речевых жанров: разные дискурсивные практики. Томск, 2016. 278 с.
14. Демешкина Т.А. Речевой жанр оценки в диалектной коммуникации // Демешкина Т.А., Волошина С.В., Карпова Н.А. и др. Портреты речевых жанров: разные дискурсивные практики. Томск, 2016. С.18¬36 .
15. Дмитриева А.А. Общая характеристика жанрообразующих языковых средств в «воспоминаниях» А.Г. Достоевской // Вестник Костромского университета. 2015. Т. 21. № 2. С. 124-127.
..44