Социальный портрет педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения социального портрета 7
1.1 Социальный портрет педагогического коллектива: современное
состояние проблемы 7
1.2 Анализ результатов исследований социального портрета: обоснование
выдвинутой гипотезы 14
Г лава 2 Исследование социального портрета педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров 22
2.1 Методическое обоснование исследования социального портрета педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров . 22
2.2 Анализ результатов исследования социального портрета педагогического
коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров 26
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения социального портрета 7
1.1 Социальный портрет педагогического коллектива: современное
состояние проблемы 7
1.2 Анализ результатов исследований социального портрета: обоснование
выдвинутой гипотезы 14
Г лава 2 Исследование социального портрета педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров 22
2.1 Методическое обоснование исследования социального портрета педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров . 22
2.2 Анализ результатов исследования социального портрета педагогического
коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров 26
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение
В настоящее время в обществе большой популярностью пользуются различные учреждения дополнительно образования, которые играют важную роль в формировании личности. Они позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, организовать их досуг и способствуют самоопределению ребёнка.
Значимость дополнительного образования отражается и на государственном уровне. Меры, которые принимаются государством для развития дополнительного образования, отразились в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". Согласно данному указу, к 2020 году планируется увеличение числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 %, предусмотрев, что 50 % из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Министерством образования и науки Российской федерации разрабатываются различные проекты в сфере дополнительного образования. В 2015 году был утвержден план реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015-2020 годы. Кроме планируемого ранее достижения охвата дополнительными общеобразовательными программами не менее 75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет, цель данного проекта заключается и в развитии дополнительного образования детей и обновлении его содержания. Пример учреждения дополнительного
образования - Красноярский краевой Дворец пионеров. Он является крупнейшим региональным многопрофильным образовательным учреждением дополнительного образования детей в Красноярском крае.
Главным ресурсом любого образовательного процесса всегда был и остаётся педагог, от профессионализма и интеллекта которого зависит качество дополнительного образования, получаемого ребенком. Именно педагогу предоставляется возможность стать наставником и примером для будущего
поколения, определить направление развития личности ребенка. Однако важную роль в деятельности самого педагога играет его отношение к выбранной профессии, система ценностей, досуг, семейное и материальное положение.
Вследствие вышеизложенного для администрации Красноярского краевого Дворца пионеров является важным и актуальным понимание социального портрета педагогического коллектива. В связи с этим от данного учреждения дополнительного образования на кафедру социологии Сибирского федерального университета поступил запрос о проведении социологического исследования, результаты которого будут использованы администрацией для внутренних управленческих нужд.
Выявление демографических характеристик педагогов, их уровня жизни, отношения к профессии и приоритетных ценностей поможет нам составить социальный портрет педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров и детально рассмотреть особенности этой социальной группы.
Проблема: отсутствие актуальной информации о социальном портрете педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров.
Объект: педагогический коллектив Красноярского краевого Дворца пионеров.
Предмет: социальный портрет педагогического коллектива
Красноярского краевого Дворца пионеров.
Целью является составление социального портрета педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить подходы к определению социального портрета педагогического коллектива.
2. Проанализировать результаты существующих исследований
социального портрета.
3. Разработать методику исследования социального портрета педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров.
4. Проанализировать результаты исследования социального портрета педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров.
Гипотеза: в социальном портрете педагогического коллектива Красноярского краевого дворца пионеров преобладают женщины.
Интерпретация основных понятий:
Социальный портрет - интегрированное описание основных социально-демографических, экономических и культурных признаков, присущих всей совокупности педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров, и включающее в себя выявление приоритетных ценностей, определение качества жизни и отношения к работе.
Учреждения дополнительного образования - образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства [3, с.157].
Красноярский краевой дворец пионеров - крупнейшее региональное многопрофильное образовательное учреждение
дополнительного образования детей в Красноярском крае.
Педагог дополнительного образования - это педагогический работник, основной целью которого является организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимся нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
Значимость дополнительного образования отражается и на государственном уровне. Меры, которые принимаются государством для развития дополнительного образования, отразились в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". Согласно данному указу, к 2020 году планируется увеличение числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 %, предусмотрев, что 50 % из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Министерством образования и науки Российской федерации разрабатываются различные проекты в сфере дополнительного образования. В 2015 году был утвержден план реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015-2020 годы. Кроме планируемого ранее достижения охвата дополнительными общеобразовательными программами не менее 75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет, цель данного проекта заключается и в развитии дополнительного образования детей и обновлении его содержания. Пример учреждения дополнительного
образования - Красноярский краевой Дворец пионеров. Он является крупнейшим региональным многопрофильным образовательным учреждением дополнительного образования детей в Красноярском крае.
Главным ресурсом любого образовательного процесса всегда был и остаётся педагог, от профессионализма и интеллекта которого зависит качество дополнительного образования, получаемого ребенком. Именно педагогу предоставляется возможность стать наставником и примером для будущего
поколения, определить направление развития личности ребенка. Однако важную роль в деятельности самого педагога играет его отношение к выбранной профессии, система ценностей, досуг, семейное и материальное положение.
Вследствие вышеизложенного для администрации Красноярского краевого Дворца пионеров является важным и актуальным понимание социального портрета педагогического коллектива. В связи с этим от данного учреждения дополнительного образования на кафедру социологии Сибирского федерального университета поступил запрос о проведении социологического исследования, результаты которого будут использованы администрацией для внутренних управленческих нужд.
Выявление демографических характеристик педагогов, их уровня жизни, отношения к профессии и приоритетных ценностей поможет нам составить социальный портрет педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров и детально рассмотреть особенности этой социальной группы.
Проблема: отсутствие актуальной информации о социальном портрете педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров.
Объект: педагогический коллектив Красноярского краевого Дворца пионеров.
Предмет: социальный портрет педагогического коллектива
Красноярского краевого Дворца пионеров.
Целью является составление социального портрета педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить подходы к определению социального портрета педагогического коллектива.
2. Проанализировать результаты существующих исследований
социального портрета.
3. Разработать методику исследования социального портрета педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров.
4. Проанализировать результаты исследования социального портрета педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров.
Гипотеза: в социальном портрете педагогического коллектива Красноярского краевого дворца пионеров преобладают женщины.
Интерпретация основных понятий:
Социальный портрет - интегрированное описание основных социально-демографических, экономических и культурных признаков, присущих всей совокупности педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров, и включающее в себя выявление приоритетных ценностей, определение качества жизни и отношения к работе.
Учреждения дополнительного образования - образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства [3, с.157].
Красноярский краевой дворец пионеров - крупнейшее региональное многопрофильное образовательное учреждение
дополнительного образования детей в Красноярском крае.
Педагог дополнительного образования - это педагогический работник, основной целью которого является организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимся нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
Проблема нашего исследования состояла в отсутствии актуальной информации о социальном портрете педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров. В связи с этим нами был проведен социологический опрос среди педагогов дополнительного образования Красноярского краевого Дворца пионеров. Стоит отметить, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования «в социальном портрете педагогического коллектива Красноярского краевого дворца пионеров преобладают женщины», подтвердилась. В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. Преобладающим большинством педагогического коллектива являются женщины (76,2 %). Количество респондентов в возрастных категориях 25-34 и 35-44 соотносится практически поровну и в общей сложности составляет 57 %. Высшее образование имеют 85,7 % педагогов, из них 6,1 % получили послевузовское образование. Большинство респондентов находятся в браке и имеют детей.
2. Половина респондентов считают себя малообеспеченными по уровню доходов, при этом ни один человек не отнес себя к высокообеспеченной группе. Характеризуя своё материальное положение, более 70 % респондентов выбрали следующие варианты ответа: «На повседневные нужды уходит вся зарплата», «На повседневные нужды хватает, но покупка одежды затруднительна», «В основном хватает, но для покупки бытовой техники нужно брать в долг». Собственное состояние здоровья в целом оценивается педагогами как хорошее. Большинство опрошенных проживают в собственных квартирах и удовлетворены условиями проживания. Оценивая различные стороны своей жизни, более половины опрошенных дали отметку «хорошо» таким аспектам как «вы питаетесь», «семейная ситуация» и «жизнь в целом складывается». Такие стороны жизни как «ваш заработок», «материальное положение семьи» и «вы одеваетесь» большинство респондентов оценили «удовлетворительно».
3. Для большинства педагогов работа во Дворце пионеров является основной, однако и другая оплачиваемая работа есть у половины педагогического коллектива. Лишь третьей части опрошенных работа во Дворце пионеров дает уверенность в завтрашнем дне, но несмотря на это, большинство педагогического коллектива не намерены менять место работы и считают свою профессию значимой. Педагоги в целом удовлетворены взаимоотношениями с руководством и внутри коллектива, а также между педагогами и обучающимися, профессиональным уровнем педагогического коллектива, режимом работы и техническим обеспечением рабочего места. Меньше удовлетворенных возможностью самореализации, перспективами карьерного роста и размером заработной платы.
4. Большинство педагогов считают, что престиж их профессии не оценивается обществом как высокий.
5. Больше половины опрошенных респондентов организуют свой досуг полезно и интересно, и в целом удовлетворены тем, как проводят свободное время. Педагогический коллектив является разносторонним, но чаще остальных видов деятельности при ответе на вопрос о провождении свободного времени ставилось «общение с друзьями», на второе и третье - «чтение газет, журналов, книг». Последнее место в списке предложенных видов деятельности занял «дополнительный заработок» и «самодеятельное творчество».
6. Что касается желаемого провождения свободного времени, на первое место чаще остальных ставились «туризм и путешествия» и «общение с друзьями». Меньше всего респондентам хотелось бы заниматься в свободное время «дополнительным заработком» и «самодеятельным творчеством» (равное количество респондентов поставили эти виды деятельности на десятое место).
7. Большинство педагогов, распределяя ценности по степени значимости, на первое место поставили «семью», а на второе - «здоровье». Такие ценности как «любовь» и «дети» заняли 3 и 4 место. На пятое место наибольший процент ответивших поставили «друзей». Последними ценностями для большего количества ответивших является «религия» и «общественное признание».
8. Несмотря на то, что у большого количества педагогов в системе ценностей «религия» занимает последние места, в целом педагоги относятся к ней положительно и около половины опрошенных являются верующими.
Резюмируя, можно сделать вывод, что социальный портрет
педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров выглядит следующим образом: это женщины с высшим образованием, находящиеся в возрасте от 25 до 44 лет, находящиеся в браке и имеющие детей. В целом они удовлетворены своей работой и не желают ее менять, однако главным недостатком работы педагогом дополнительного образования считают размер заработной платы. Первое место в системе их ценностей занимает семья, второе - здоровье, а третье - любовь и дети. Работу и материальную обеспеченность они чаще ставят на 6 и 7 место, а общественное признание педагоги считают наименее важной ценностью.
1. Преобладающим большинством педагогического коллектива являются женщины (76,2 %). Количество респондентов в возрастных категориях 25-34 и 35-44 соотносится практически поровну и в общей сложности составляет 57 %. Высшее образование имеют 85,7 % педагогов, из них 6,1 % получили послевузовское образование. Большинство респондентов находятся в браке и имеют детей.
2. Половина респондентов считают себя малообеспеченными по уровню доходов, при этом ни один человек не отнес себя к высокообеспеченной группе. Характеризуя своё материальное положение, более 70 % респондентов выбрали следующие варианты ответа: «На повседневные нужды уходит вся зарплата», «На повседневные нужды хватает, но покупка одежды затруднительна», «В основном хватает, но для покупки бытовой техники нужно брать в долг». Собственное состояние здоровья в целом оценивается педагогами как хорошее. Большинство опрошенных проживают в собственных квартирах и удовлетворены условиями проживания. Оценивая различные стороны своей жизни, более половины опрошенных дали отметку «хорошо» таким аспектам как «вы питаетесь», «семейная ситуация» и «жизнь в целом складывается». Такие стороны жизни как «ваш заработок», «материальное положение семьи» и «вы одеваетесь» большинство респондентов оценили «удовлетворительно».
3. Для большинства педагогов работа во Дворце пионеров является основной, однако и другая оплачиваемая работа есть у половины педагогического коллектива. Лишь третьей части опрошенных работа во Дворце пионеров дает уверенность в завтрашнем дне, но несмотря на это, большинство педагогического коллектива не намерены менять место работы и считают свою профессию значимой. Педагоги в целом удовлетворены взаимоотношениями с руководством и внутри коллектива, а также между педагогами и обучающимися, профессиональным уровнем педагогического коллектива, режимом работы и техническим обеспечением рабочего места. Меньше удовлетворенных возможностью самореализации, перспективами карьерного роста и размером заработной платы.
4. Большинство педагогов считают, что престиж их профессии не оценивается обществом как высокий.
5. Больше половины опрошенных респондентов организуют свой досуг полезно и интересно, и в целом удовлетворены тем, как проводят свободное время. Педагогический коллектив является разносторонним, но чаще остальных видов деятельности при ответе на вопрос о провождении свободного времени ставилось «общение с друзьями», на второе и третье - «чтение газет, журналов, книг». Последнее место в списке предложенных видов деятельности занял «дополнительный заработок» и «самодеятельное творчество».
6. Что касается желаемого провождения свободного времени, на первое место чаще остальных ставились «туризм и путешествия» и «общение с друзьями». Меньше всего респондентам хотелось бы заниматься в свободное время «дополнительным заработком» и «самодеятельным творчеством» (равное количество респондентов поставили эти виды деятельности на десятое место).
7. Большинство педагогов, распределяя ценности по степени значимости, на первое место поставили «семью», а на второе - «здоровье». Такие ценности как «любовь» и «дети» заняли 3 и 4 место. На пятое место наибольший процент ответивших поставили «друзей». Последними ценностями для большего количества ответивших является «религия» и «общественное признание».
8. Несмотря на то, что у большого количества педагогов в системе ценностей «религия» занимает последние места, в целом педагоги относятся к ней положительно и около половины опрошенных являются верующими.
Резюмируя, можно сделать вывод, что социальный портрет
педагогического коллектива Красноярского краевого Дворца пионеров выглядит следующим образом: это женщины с высшим образованием, находящиеся в возрасте от 25 до 44 лет, находящиеся в браке и имеющие детей. В целом они удовлетворены своей работой и не желают ее менять, однако главным недостатком работы педагогом дополнительного образования считают размер заработной платы. Первое место в системе их ценностей занимает семья, второе - здоровье, а третье - любовь и дети. Работу и материальную обеспеченность они чаще ставят на 6 и 7 место, а общественное признание педагоги считают наименее важной ценностью.



