Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КИНОКРИТИКА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ

Работа №181298

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2-8
1. Литературно-художественная критика в пространстве
познания искусства 9-26
1.1. Специфика критического дискурса
и методология анализа 9-15
1.2. Жанровое своеобразие критики 15-22
1.3. Особенности критического анализа: эпистемологический,
художественный и коммуникативный аспекты 23-26
2. Особенности кинокритики в современном информационном
пространстве 27-55
2.1. Анализ критического контента журнала
«Искусство кино» 27-40
2.2. Анализ критического контента интернет-издания «Газета. ru» 41-47
2.3. Анализ критического контента интернет-портала «КиноПоиск» 47-55
Заключение 56-62
Список использованных источников и литературы 63

Искусство отражает окружающую действительность. Оно выражает посредством художественно-образного языка реакцию общества на происходящие в социокультурной и политической жизни события. Общественные умонастроения и задачи времени, трансформируясь в художественные образы, символы и мотивы, определяют тенденции развития искусства.
На настоящий момент общественно-политическая обстановка в России и мире напряжена. Российское общество переживает кризисный период: обострены споры о дальнейшем пути развития страны (как в экономическом, так и в духовном плане), ведутся поиски национальной идеи, возрождается российский патриотизм.
В сложный исторический период - военное и кризисное время, когда рушится привычный уклад жизни и традиционные ценности, общество нуждается в духовной опоре. Кинематограф, как и другие формы искусства, служит средством выражения духовных поисков людей, попыткой сформировать, удержать и обрести моральные ценности, утраченные в условиях деморализации, прогрессирующей в современном обществе. Кино выражает размышления о национальной идентичности.
Напряжённая общественно-политическая обстановка в мировом сообществе актуализирует развитие в искусстве, прежде всего в кинематографе как популярном синтетическом виде искусства, социальной и исторической драмы, вербатима, воспроизводящих в художественно¬иносказательном ключе события и проблемы современной исторической реальности.
Об общественной реакции на реальность и тенденциях развития киноискусства говорит то, как в течение последних десяти лет происходила перестановка акцентов в отечественной киноиндустрии. Так доминирующий в начале нулевых жанр боевик, чья популярность была связана с преемственностью традиций фильмов о бандитских 90-х, к 2005 году уступил место военным кинополотнам. В середине нулевых выходит «9 рота» Фёдора Бондарчука, «Адмиралъ» Андрея Кравчука - это картины, которые вызвали общественный интерес и собрали большие кассовые сборы, во много раз превышающие бюджет фильмов.
Со временем популярность приобретают комедийный и биографический жанры. Примеры высоко оценённых зрителями и финансово успешных биографий, основанных на событиях из жизни реальных людей: «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова (2011), «Легенда №17» Николая Лебедева (2012), «Поддубный» Глеба Орлова (2012).
Наряду с бюджетными картинами постепенно развивается и малобюджетное, независимое кино. За последние годы отечественный кинематограф пополнился новыми работами независимых режиссёров: Андрея Звягинцева, Юрия Быкова, Анны Меликян, Ивана Вырыпаева, Алексея Федорченко, Романа Каримова. Финансовая самостоятельность расширяет границы творчества, позволяет свободнее выражать авторское видение и интерпретацию актуальных проблем российского общества, что делает произведения независимого кинематографа более остросоциальными, обличительными, злободневными.
Художественно-публицистическая критика в цепочке «реальность - искусство - критика» служит переводчиком с языка художественных образов на язык социальной действительности, она помогает обществу прочитать идейно-смысловой посыл произведения, что опосредованно отражает направление общественного развития.
Вышеназванные функции кинематографа и кинокритики составляют актуальность данного научного исследования, целью которого является следующее: выявить актуальные особенности и тенденции развития кинокритики в современном информационном пространстве.
Данное исследование предлагает обобщить имеющийся опыт теоретического изучения кинокритики и дополнить его новыми данными на основе анализа современной реализации критики киноискусства.
Задачи исследовательской работы:
- изучить теоретическую литературу по теме художественно-публицистической критики;
- сформулировать принципы и методы критического анализа;
- отобрать материал для анализа;
- провести анализ отобранных текстов кинокритики;
- сформулировать результаты исследования;
- сформулировать выявленные в ходе анализа особенности и тенденции современной кинокритики.
Предполагается проведение анализа кинокритики в трёх сферах её реализации: в специализированном издании о кинематографе, общественно-политическом интернет-издании и интернет-портале с любительским контентом.
В результате объект исследования - специализированный журнал «Искусство кино», общественно-политическое интернет-издание «Газета.ги», интернет-портал о кинематографе «КиноПоиск».
Журнал «Искусство кино» - ежемесячное искусствоведческое аналитическое издание о кинематографе, на сегодняшний момент единственный печатный киножурнал в России. Он издается с января 1931 года, с 1997 года существует интернет-версия издания. На страницах журнала «Искусство кино» публикуются материалы о теории и истории российского и мирового кинематографа и телевидения, обзоры кинофестивалей, анализ кинопроизведений, сценарии российских и зарубежных фильмов, архивные тексты на тему кино и мемуары деятелей культуры.
«Газета.ги» - это общественно-политическое интернет-издание, которое круглосуточно освещает мировые и российские события. СМИ было основано в 1999 году, на данный момент его владельцем является компания «Rambler&Co». Это одно из крупнейших интернет-изданий в России: по данным «LiveInternet» на 2015 год, среднемесячная аудитория «Газеты.ги» составила 17,5 миллиона уникальных посетителей. СМИ предоставляет информацию о разных сферах общественной жизни: о политике, экономике, армии, спорте, науке, культуре, стиле жизни.
«КиноПоиск» - интернет-портал о мировом кинематографе. Он начал свою работу в 2003 году, на данный момент его владельцем является компания «Яндекс». Портал аккумулирует информацию о российских и зарубежных фильмах, сериалах, работниках киноиндустрии. Журналисты «КиноПоиска» ведут новостную ленту об актуальных событиях в мире кино, создают текстовые и видео-интервью, репортажи со съёмочных площадок и киномероприятий, обзоры, тематические подборки. Наряду с функцией информирования портал выполняет функцию социальной сети, зарегистрированные пользователи которой имеют возможность общаться между собой и оставлять на сайте свои авторские рецензии на кинопроизведения. По данным «TNS Russia» на 2015 год, ежемесячная аудитория «КиноПоиска» составила 15,2 миллионов посетителей.
Предмет исследования - критические материалы трёх указанных источников о российских фильмах 2013-2015 годов («Географ глобус пропил», «Дурак», «Левиафан», «Страна Оз»). Проведён анализ 14 публикаций.
Выбранные кинопроизведения - это фильмы с социально¬политическим содержанием, они заостряют внимание на актуальных проблемах российского общества.
«Географ глобус пропил» (2013) - это экранизация одноимённого романа писателя Алексея Иванова. Режиссёр киноленты - Александр Велединский. Главный герой произведения - биолог Виктор Служкин, он женат, воспитывает маленькую дочь. Его жизнь складывается неудачно: нехватка денег, постоянные ссоры с женой, которая изменяет с финансово успешным соседом-одноклассником. Виктор устраивается работать учителем географии в провинциальную школу. Первое время у него не складываются отношения с классом, чтобы их наладить, учитель отправляется с подростками в поход, но всё идёт не по плану, школьники попадают в опасность. Плюс ко всему - разногласия с завучем, влюблённая школьница. Виктора увольняют. Жена остаётся с ним, и всё идёт по-старому. А герой в любой ситуации плотно прикладывается к бутылке.
Лента получила главный приз на кинофестивале «Кинотавр» и стала лучшим фильмом по итогам вручения премии «Ника». Актёр Константин Хабенский, сыгравший главного героя, стал победителем в номинации «Лучшая мужская роль» фестиваля «Кинотавр» и кинопремии «Ника», «Золотой орёл». Елена Лядова, сыгравшая жену географа, также была отмечена за лучшую женскую роль премиями «Ника» и «Золотой орёл». Эти же кинопремии как лучший режиссёр получил Александр Велединский.
«Дурак» (2014) режиссёра Юрия Быкова - это драма, основу которой составляет конфликт между властью и маленьким человеком, между безразличием первой и тщетностью попыток что-либо исправить второго. Синопсис картины: молодой сантехник обнаруживает, что общежитие с восьмьюстами жителями вот-вот может рухнуть. Он пытается добиться от городской администрации оперативного решения проблемы и спасти людей. Мэр закрывает глаза на судьбы восьмисот людей, уничтожает бухгалтерские документы, служащие свидетельством воровства бюджетных средств, и с целью избежать наказания подставляет и убирает двух чиновников. Главного героя забивают до смерти те, кого он хотел спасти.
Таким образом, поведение власти и жителей общежития демонстрирует абсолютную атрофированность человечности в обществе. Кроме того, фильм актуализирует традиционную для отечественной истории и искусства проблему бюрократизма, коррупции и взяточничества во властных структурах.
Картина Юрия Быкова получила две награды на фестивале «Кинотавр» (приз за лучший сценарий и «Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков») и выиграла кинопремию «Ника» в номинации «Лучший сценарий» и «Лучшая роль второго плана» (победитель - Дарья Мороз, сыгравшая жену главного героя).
«Левиафан» (2014) режиссёра Андрея Звягинцева - ещё одна российская остросоциальная драма о столкновении власти и маленького человека. Действия картины разворачиваются в городке Прибрежный на берегу Баренцева моря. Главный герой картины - Николай Сергеев, владелец дома и автомастерской на северной окраине города. Мэр Прибрежного в угоду личным интересам решает любой ценой присвоить землю Сергеева. Николай обращается за помощью к армейскому другу и московскому адвокату, который привозит на мэра компромат. Адвокат шантажирует - его отвозят на пустырь, угрожают убийством, тот бросает друга и бежит. Николай проигрывает дело в суде, друзья предают его, жена Лиля изменяет ему и кончает жизнь самоубийством, сын от него отдаляется - семья рушится, дом рушится. Самого героя сажают в тюрьму по сфальсифицированному обвинению в убийстве жены. Мэр получает землю, архиерей строит на ней церковь.
Картина вызвала большой общественный резонанс, режиссёра обвиняли в художественном произволе и сгущении красок при изображении бытовых привычек, менталитета и характера русского народа и исторической реальности российского общества, в очернении и оскорблении России.
Между тем мировое киносообщество высоко оценило «Левиафана»: он стал победителем Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший сценарий» и американской кинопремии «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Был номинирован на Оскар, а также на премию Европейской и Британской киноакадемий. Сыгравшие в картине Елена Лядова (жена Николая) и Роман Мадянов (мэр) получили «Золотого орла» и «Нику» соответственно в номинациях «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль второго плана».
«Страна Оз» (2015) - это комедия с социальными мотивами театрального и кинорежиссёра Василия Сигарёва. Действие картины разворачивается 31 декабря в Екатеринбурге: пока все жители города готовятся к празднованию Нового года, главная героиня фильма Елена Шабадинова пытается найти киоск, куда она устроилась работать продавцом. Там её ждут хозяин киоска и его приятель, недавно вышедший из тюрьмы. На пути героини возникает множество приключений и знакомств. Она встречает спившегося певца, наркомана, зависимого от компьютерных игр, мэра, проституток и других представителей разных социальных слоёв. Таким образом, лента «Страна Оз» в комедийном ключе воссоздаёт разные социальные типы и обнажает актуальные проблемы российского общества.
Картина Сигарёва получила две награды на фестивале «Кинотавр» - 2015: приз за лучший сценарий и «Приз Гильдии киноведов и кинокритиков».
В ходе исследования предполагалось проверить следующую гипотезу: кинокритика общественно-политического интернет-издания «Газета.ги» заостряет внимание на социально-политическом содержании фильма.
При написании бакалаврской работы была использована литература по теории и истории литературно-художественной критики, экранному и киноискусству, теории журналистики и лингвистике. Книга «Литературно-художественная критика» под авторством В.И. Баранова, А.Г. Бочарова и Ю.И. Суровцева подробно излагает теорию и практику критической деятельности. Она показывает критику с точки зрения её социальной, научной и художественной природы, содержит информацию о соотношении в критических текстах объективного и субъективного, о жанрах и проблемах критики, а также практические приёмы критического мастерства. Данная работа помогла в выделении принципов качественного критического анализа художественных произведений. В формулировании принципов анализа также помогли учебно-методический комплекс А.Е. Базановой «Теория публицистики и литературно-художественной критики» и книга И.В. Фроловой «Мастерство литературного критика». Теоретическое изложение методов и приёмов кинокритики с примерами их практического применения дают Н.А. Агафонова в работе «Общая теория кино и основы анализа фильма» и В. Куренной в сборнике «Философия фильма: упражнения в анализе». Монография Н.А. Агафоновой «Экранное искусство: художественная и коммуникативная специфика» и научная статья Э.Ю. Гаранина «Оценочность в жанре кинорецензии» представляют информацию о классификации и структуре кинокритики и о разных методах и подходах к прочтению кинопроизведений. Свою систему методов критического анализа предлагает Ю.А. Говорухина в статье «Метод современной литературной критики». Информацию о классификации кинорецензий содержит работа А.А. Тертычного «Жанры периодической печати». Типологию и характеристику жанра рецензии предлагает статья В.Н. Крылова «Проблемы прагматики и поэтики жанра литературно¬критической рецензии», а статья А.С. Курилова «Теория критики в России XVIII - начала ХХ вв.» сообщает информацию об истории становления жанра рецензии. Представление об истории и закономерностях развития киноискусства даёт книга Н.А. Агафоновой «Искусство кино: этапы, стили, мастера».
Бакалаврская работа состоит из введения, основной части в виде двух глав и заключения. Введение содержит обоснование актуальности исследовательской работы; цель, задачи и гипотезу исследования; характеристику объектов исследования (журнала «Искусство кино», интернет-издания «Газета.ги», интернет-портала «КиноПоиск»); описание фильмов, которые являются предметом анализа отобранных критических публикаций, и включает в себя обзор литературы по теме исследования.
Первая глава исследовательской работы «Литературно-художественная критика в пространстве познания искусства» обобщает опыт изучения теории кинокритики и включает в себя следующие параграфы: «Специфика критического дискурса и методология анализа» (здесь выдвигается тезис о синтетической природе критики и её сравнение со смежными сферами познания - искусствоведением, публицистикой и искусством; излагаются разные подходы к классификации методов критического анализа), «Жанровое своеобразие критики» (даётся характеристика основных жанров критики, актуальных на данный момент), «Особенности критического анализа: эпистемологический, художественный и коммуникативный аспекты» (выделяются принципы художественно-публицистической критики).
Вторая глава бакалаврской работы «Особенности кинокритики в современном информационном пространстве» излагает ход и результаты анализа критических публикаций современных средств информирования и включает в себя три параграфа, которым соответствует анализ критического контента трёх источников: журнала «Искусство кино», интернет-издания «Газета.ги» и интернет-портала «КиноПоиск».
В заключительной части работы на основе проведённого анализа критических материалов формулируются особенности современной кинокритики в трёх сферах её реализации (в аналитическом ежемесячном журнале «Искусство кино», в общественно-политическом сверхоперативном интернет-издании «Газета.ги» и в любительской составляющей содержания интернет-портала «КиноПоиск»), с опорой на результаты анализа выделяются актуальные тенденции кинокритики в современном информационном пространстве.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данной исследовательской работы был проведён анализ кинокритики в трёх сферах её реализации: в специализированном ежемесячном журнале о кинематографе «Искусство кино», общественно¬политическом интернет-издании «Газета. ru» и любительской составляющей контента интернет-портала «КиноПоиск». Полученные результаты анализа позволяют сформулировать особенности критического контента каждого из вышеназванных источников. Это создаст общее представление о данном срезе кинокритики на современном этапе развития критической мысли.
Издание «Искусство кино» позиционирует себя на рынке СМИ как искусствоведческий аналитический журнал, и проведённое исследование подтверждает эту типологическую принадлежность издания.
Критические материалы журнала при яркой авторской индивидуальности критиков, тем не менее, формируют единый дискурс с общими методами, приёмами кинокритики и подходом к разбору фильма. Критика в «Искусстве кино» строится на основе интерпретативного подхода к прочтению кинопроизведения и Я-центричного метода анализа, что предполагает субъективное, персонализированное истолкование картины в соответствии с тем, что и как увидел критик. Кинокритика данного издания нацелена на объективный анализ художественной ценности, особенностей кинопроизведения, что делает её аналитико-ориентированной.
Критики журнала опираются на контекстный метод анализа: отдельный фильм включается в пространство отвлечённых связей и рассматривается в контексте исторического опыта России и актуальных проблем современной социально-политической обстановки в стране, в контексте мировой культуры (мифологии, литературы, философии, музыки, кинематографа) и в контексте творческой биографии режиссёра.
При этом в кинокритике «Искусства кино» контекстный метод анализа дополняется имманентным, так как каждая картина рассматривается многомерно, в единстве внешних (сюжетно-структурной, аудиовизуальной) и внутренних (идейно-смысловых) сторон. Особенность данного издания в применении имманентного метода анализа состоит в нарушении последовательности классической в искусствоведении схемы: сюжетосложение - композиция - пластический и аудиальный строй - символико-метафорический надтекст. Это обусловлено тем, что в некоторых материалах журнала описание содержательно-формальной составляющей фильма играет лишь вспомогательную роль в раскрытии иносказательного подтекста произведения, на котором концентрируется аналитик. Таким образом, для кинокритики журнала «Искусство кино» характерно взаимодействие и взаимодополнение контекстного и имманентного методов анализа. Это обеспечивает многомерное и масштабное прочтение произведения, что задаёт критике в данном издании искусствоведческое направление.
Анализ кинокритики журнала «Искусство кино» показал, что его тексты реализуют сформулированные в теории литературно-художественной критики принципы: конкретный историзм, контекстуальность, масштабность и многомерность анализа, логичность рассуждения, использование в речи терминологии искусства. Соблюдение принципа доступного изложения спорно, так как масштабность рассуждений и объём приводимого в них бэкграунда требуют от читателя образованности, начитанности и вторичного опыта, что ограничивает аудиторию.
Характер анализа фильма и объём приводимых аллюзий, сравнений, ретроспектив и архетипов искусства, которые демонстрируют материалы исследуемого издания, свидетельствуют об эрудиции и начитанности, широком художественном кругозоре, богатстве эстетических и исторических ассоциаций авторов журнала. Критики эмоциональны и оценивают фильм с позиции личных впечатлений. Аналитика в «Искусстве кино» строится на основе сильной авторской позиции критика, его субъективной интерпретации идейного посыла произведения. При этом авторская субъективность объективируется и подкрепляется приводимыми фактами и примерами из реального социально-политического, культурного опыта. Вышеперечисленные личные качества критиков издания отвечают предъявляемым данной профессии требованиям.
В итоге проведённый анализ текстов показывает, что кинокритика в журнале «Искусство кино» строится на теоретически закреплённых и проверенных практикой приёмах и принципах художественной критики, что обеспечивает качественность данного издания.
Кинокритика реализуется в журнале «Искусство кино» посредством таких жанровых форм, как рецензия и критическая статья. Общее свойство текстов - выведение рассуждения на уровень абстракции, когда анализ конкретного фильма становится отправной точкой для актуализации проблем культурной, социально-политической сфер.
«Газета.ги» - это общественно-политическое интернет-издание федерального уровня с широкой целевой аудиторией и круглосуточным режимом выхода материалов. Такая оперативность и масштабность охватываемого круга читателей детерминируют особенности кинокритики данного СМИ.
Освещение кинематографа в «Газете.ru» производится посредством новостной ленты с ёмкими и оперативными заметками о выходе фильма в прокат и результатах его участия в конкурсных кинофестивалях, интервью с режиссёрами и кинорецензий как критической формы отклика на ленту.
Издание в виду своей специфики предъявляет к кинокритике требования оперативности, лаконичности, ясности и доступности изложения. В достижении данных характеристик помогает наличие общей стандартной формы осуществления критики произведения. Если критические материалы журнала «Искусство кино» художественно неповторимы, отличаются друг от друга, что обусловлено сильным авторским началом в текстах и наличием более продолжительного времени на проведение анализа, то кинорецензии «Газеты.ru» унифицированы, они делаются по общей схеме с незначительными изменениями в каждом конкретном случае.
Авторы интернет-издания практикуют схожую логику построения критического материала о кино; вот её общий универсальный вид с опущением конкретных особенностей: сообщение о выходе в прокат нового фильма, ёмкое описание его сюжета, бэкграунд (информация об особенностях создания картины, результатах её участия в кинофестивалях), сравнение с другими произведениями и вывод.
Контент кинокритики «Газеты.ru» опирается на единую систему методов анализа фильма. Разбор кинопроизведения строится на основе интерпретативного подхода к его прочтению, что предполагает индивидуальное восприятие и осмысление ленты критиком безотносительно к мотивам режиссёра. Данный подход сочетается с Я-центричным методом интерпретации, которая обусловлена художественно-эстетическими, социальными установками, собственными убеждениями и знаниями рецензента. В связи с этим при анализе фильма авторы данного издания актуализируют в произведении значимые лично для них смыслы.
По характеру целеполагания критические тексты «Газеты. ru» являются аналитико-прагматическими. Им свойственен синтез аналитико-ориентированного и прагматико-ориентированного методов разбора кинопроизведения: с одной стороны, публикации создают представление о внешне-дескриптивном уровне фильма и объясняют его основные точки смысла; с другой стороны, очевидная задача кинокритики здесь - оповестить аудиторию как потенциальных зрителей о выходе в прокат новой ленты и простимулировать интерес к ней. Речи критиков свойственна эмоциональность и оценочность, встречаются случаи обращения к ментальным установкам аудитории, использование риторических фигур, что является признаками прагматически-ориентированной кинокритики, однако эти свойства реализуются в данном издании в минимальном объёме.
Характерная особенность критического контента СМИ: «Газета.ги» не даёт дискуссионных очерняющих фильм материалов и освещает только те кинопроизведения, что представляют художественный интерес.
Ещё один метод анализа, находящий применение в кинокритике интернет-издания - контекстный, он реализуется в данном случае ограниченно. В связи с ориентацией «Газеты.ги» на широкий круг читателей, которые не имеют глубоких познаний в сфере кинематографа и в целом искусства, в её критических текстах исключена та интертекстуальность и контекстуальность, что свойственны материалам специализированного журнала «Искусство кино». Контекстный анализ фильма ограничивается преимущественно сравнением с двумя-тремя произведениями, зачастую только кинематографа, и только в некоторых текстах происходит включение произведения в общеисторический контекст реальности.
Таким образом, для кинокритики «Газеты.ги» не характерно акцентирование внимания на социально-политическом содержании фильма и соотнесение его с актуальными фактами действительности. В результате гипотеза, выдвинутая в начале работы: кинокритика общественно-политического интернет-издания «Газета.ги» заостряет внимание на социально-политическом содержании фильма - в ходе исследования не подтвердилась. Данное наблюдение носит локальный характер и может быть применимо только по отношению к сверхоперативному интернет-изданию, как «Газета.ги». В то время как критические материалы традиционных общественно-политических газетных изданий (например, «Коммерсанта», «Российской газеты», Ведомостей») содержат в анализе фильма включение его в контекст реальности.
Критические материалы анализируемого издания реализуют в минимальном объёме следующие принципы художественно-публицистической критики: многомерность, масштабность, контекстуальность и конкретный историзм анализа произведения. Широкая целевая аудитория СМИ обуславливает принцип доступности изложения критических мыслей, авторы используют распространённые понятия и термины кинематографа и искусства.
Кинокритика «Газеты. ru» реализуется в жанровой форме информационной мини-рецензии для широкого круга читателей. Критическая публикация служит оперативным и лаконичным отзывом на фильм, её задача - проинформировать аудиторию о выходе новой ленты и подготовить потенциальных кинозрителей к её просмотру. Информационная рецензия данного СМИ отражает первое впечатление критика от просмотренного фильма, не претендует на исчерпывающий анализ и имеет преимущественно описательный характер.
Контент интернет-портала «КиноПоиск» составляют, с одной стороны, профессиональные материалы о кинематографе (заметки, интервью, репортажи, тематические подборки), с другой - критические публикации любителей-зарегистрированных пользователей сайта.
Любительская кинокритика также опирается на интерпретативный, основанный на авторском видении подход к осмыслению произведения. Особенность критических отзывов пользователей «КиноПоиска» состоит в том, что разбор фильма строится на основе синтеза адресато-центричной и Я- центричной интерпретации. С одной стороны, в связи с тем, что статус автора и читателя любительской рецензии равен: они оба обычные непрофессиональные кинозрители - критик-любитель лучше профессионала понимает свою читательскую аудиторию и в тексте ориентируется на её ожидания, убеждения, подтверждая или опровергая их. С другой стороны, интерпретация ограничена собственными убеждениями, кругозором критика- любителя, который заостряет внимание на тех моментах кинопроизведения, что значимы лично для него. В результате любительская критика на «КиноПоиске» опирается на синтетический метод анализа, объединяющий Я- центричное и адресато-центричное направление интерпретации.
Портал задаёт заведомо прагматический характер всей кинокритике его пользователей. Задача критического отзыва в данном случае - оценить фильм по десятибалльной шкале и дать рекомендацию посетителям «КиноПоиска» смотреть или не смотреть ленту. На основе суммирования оценок и рецензий выводится показатели рейтинга фильма, что показывает мнение кинозрителей о картине и также служит рекомендацией для пользователей сайта. В связи с опорой критики на прагматико-ориентированный метод анализа для любительских текстов характерны следующие приёмы: моделирование образа читателя, обращение к его ментальным установкам, активное использование риторических фигур.
Другой метод критики, находящий применение в критических материалах любителей - контекстный. Проводя анализ кинокартины, пользователи сайта вписывают произведение в контекст творческой биографии режиссёра, проводят сравнение с другими художественными произведениями (кинематографа, литературы) и соотносят содержание фильма с фактами окружающей действительности.
Любительская кинокритика портала «КиноПоиск» реализует такие принципы художественно-публицистической критики, как контекстуальность, конкретный историзм, масштабность анализа (однако в меньших объёмах в сравнении с материалами журнала «Искусство кино»). Яркая особенность критических текстов авторов-любителей - это подчёркнутая оценочность, которая в отдельных случаях обращается в произвол субъективизма, когда излагаются неаргументированные, основанные на пристрастном отношении оценки. Интернет-портал подчёркивает оценочность критики на структурно-визуальном уровне, строго разделяя рецензии на положительные (тексты размещены на зелёном фоне), нейтральные (на сером фоне) и отрицательные (на красном фоне). В результате в отличие от изданий «Искусство кино» и «Газета.ги» «КиноПоиск» допускает публикацию дискуссионных, разгромных отзывов на фильм.
Оценочность кинокритики пользователей сайта дополняется ярко выраженной эмоциональностью отзыва. Если в вышеназванных СМИ приоритетным является анализ художественных особенностей фильма, определение его эстетической значимости, то любительская критика на портале «КиноПоиск» в первую очередь выражает эмоционально¬чувственное восприятие картины, отодвигая анализ произведения на второй план.
Отличительная особенность любительских рецензий на «КиноПоиске» - независимость отзыва от даты выхода фильма в прокат, зритель пишет рецензию на любую просмотренную им ленту, даже если ей уже несколько десятков лет. В то время как профессиональные СМИ, будь то специализированные или общественно-политические издания, предъявляют к кинокритике требования актуальности и оперативности отзыва на новое произведение.
Любительский критический контент сайта составляют тексты в жанре информационной мини-рецензии для широкой аудитории. Публикация носит преимущественно описательный характер и выражает первое впечатление от кинопросмотра.
На основе проведённого анализа и выявленных особенностей критических публикаций можно сформулировать следующие актуальные тенденции кинокритики в современном информационном пространстве:
- увеличение масштаба кинокритики в потоке массовой информации в связи с появлением новых площадок для публикаций в интернет- пространстве;
- демократизация кинокритики в связи с развитием интернет- коммуникаций (любой интернет-пользователь, независимо от своего профессионального статуса, может опубликовать свой критический отзыв);
- разнородность дискурса кинокритики и усиление градации качества анализа в связи с расширением сферы реализации критических публикаций (разные целевые установки, хронологические, стилистические и другие особенности каналов информирования обуславливают разный характер их критического контента);
- приоритет жанровой формы рецензии.
Таким образом, проведённый в ходе данной исследовательской работы анализ обозначает актуальные особенности и тенденции кинокритики на современном этапе развития. Исследование охватывает только отдельный срез кинокритики и открывает поле для дальнейшего изучения данной сферы информирования.



1. Агафонова Н. А. Искусство кино: этапы, стили, мастера: пособие для студентов вузов / Н. А. Агафонова. - Минск : Тесей, 2005. -192 с.
2. Агафонова Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма / Н. А. Агафонова. - Минск : Тесей, 2008. - 392 с.
3. Агафонова Н. А. Экранное искусство: художественная и коммуникативная специфика: монография. - Минск : БГУ культуры и искусств, 2009. - 273 с.
4. Базанова А.Е. Теория публицистики и литературно-художественной критики: учебно-методический комплекс/ М.: РУДН. 2011.
5. Баранов В. И., Бочаров А. Г., Суровцев Ю. И. Литературно-художественная критика: учеб. пособие для фак-тов и отд-ний журналистики. - М. : Высш.школа, 1982. - 207 с.
6. Борев Ю. Эстетика: Учебник
7. Гаранина Э. Ю. Оценочность в жанре кинорецензии. // Вестник КемГУ - 2013. - № 2 (54) Т. 2 - С. 28-31.
8. Говорухина Ю. А. Метод современной литературной критики // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - N 333. - C. 10-16
9. Гроссман Л.П. Цех пера. Эссеистика, М. 2000. 560 с.
10. Кожина М. Н. Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка: учеб. - М. : Флинта, 2008. - 464 с.
11. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учеб. для вузов. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 287 с.
12. Крылов В.Н.. Проблемы прагматики и поэтики жанра литературно-критической рецензии, Медиаскоп - 4 выпуск, 2014, М.
(http://www.mediascope.ru/node/1595)
13. Куренной В. Философия фильма: упражнения в анализе. - М. : Новое литературное обозрение, 2009. - 232 с.
14. Курилов А.С. Теория критики в России XVIII - начала ХХ в. // Проблемы теории литературной критики. М., 1980.
15. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с.
16. Фролова И.В. Мастерство литературного критика: учеб. пособие/ Улан- Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010. — 86 с
Интернет-ресурсы:
1. Газета.ги [Электронный ресурс] : интернет изд. - М. - URL: http: //www. gazeta. ru/
2. Искусство кино [Электронный ресурс] : аналитич. журнал. - электрон. версия печат. изд. - М. - URL:http://kinoart.ru/archive
3. КиноПоиск [Электронный ресурс] : сервис - М. - URL: http: //www. kinopoisk. ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ