ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Роль беспилотных авиационных систем в реализации STEM-подхода в образовании 7
1.1 Философия STEM-образования и формирование компетенций будущего 8
1.2 Образовательный беспилотник. Практический инструмент реализации STEM-подхода .9
1.3 Комплексное образовательное решение в сфере БАС 10
2 Интеграция безопасности труда в систему обеспечения качества на производственном участке
2.1 Идентификация и предупреждение производственных угроз 13
2.2 Меры обеспечения безопасности и стабильности качества 14
2.3 Роль компетентности персонала и документации 15
2.4 Законодательные требования по обеспечению безопасности производственного
оборудования 15
2.5 Законодательные требования для специалистов беспилотных авиационных систем 17
6 Разработка устава предприятия по производству ОБПЛА 21
6.1 Цели и задачи устава в контексте создаваемого предприятия 21
6.2 Выбор типа устава: Обоснование применения индивидуального устава 22
6.3 Ключевые разделы и положения проектируемого индивидуального устава 24
6.4 Процедура разработки, утверждения и регистрации устава 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Цель работы. Разработать концептуальные и практические основы для организации производства образовательных беспилотных летательных аппаратов (ОБПЛА) с акцентом на интеграцию системы управления качеством и обеспечения безопасности на всех этапах производственного цикла.
Объект исследования. Проектируемое предприятие, специализирующееся на выпуске образовательных беспилотных летательных аппаратов (ОБПЛА).
Предмет исследования. Организационно-технические процессы, требования к качеству и безопасности, методы оценки эффективности и управления рисками, нормативно-правовые и кадровые аспекты организации и функционирования предприятия по производству ОБПЛА.
Актуальность работы. Подготовка квалифицированных кадров для быстрорастущей отрасли БАС требует разработки доступных, качественных и безопасных образовательных беспилотных летательных аппаратов (ОБПЛА), эффективно решающих задачи STEM- образования.
Задачи работы:
1 Обосновать роль БАС в реализации STEM-подхода: Исследовать возможности БАС как инструмента STEM-образования и определить требования к образовательному беспилотнику (ОБПЛА).
2 Описать продукт ОБПЛА и необходимое оборудование для производства: Сформулировать технические требования к ОБПЛА и определить перечень необходимого оборудования для его производства.
3 Интегрировать безопасность труда в систему обеспечения качества: Разработать систему мер по обеспечению безопасности труда на производственном участке, интегрированную в систему управления качеством.
4 Оценить эффективность системы управления качеством: Разработать методику оценки эффективности системы управления качеством на основе анализа производственных потерь (OEE).
5 Рассчитать производственную себестоимость ОБПЛА: Определить затраты на сырье, материалы и оборудование для производства ОБПЛА и рассчитать его себестоимость.
6 Обеспечить качество и безопасность ОБПЛА: Разработать систему обеспечения качества и безопасности ОБПЛА, включая анализ рисков, меры по их снижению и нормативно-техническое обеспечение.
7 Разработать устав предприятия по производству ОБПЛА: Разработать проект устава предприятия, определяющий его цели, задачи и структуру.
Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов исследования. Теоретическую базу составил анализ научной литературы, отраслевых стандартов (ГОСТ, ISO), нормативно-правовой документации в области беспилотных систем, управления качеством, охраны труда и профессиональных стандартов. Для структуризации производственных процессов применялся метод моделирования бизнес-процессов в нотации IDEF0. Количественная оценка эффективности оборудования проводилась с использованием методики расчета OEE. Анализ и оценка рисков осуществлялись с применением экспертных оценок и построения матрицы рисков. Также использовались методы экономического расчета для определения себестоимости продукции и затрат на оборудование. Итоговые выводы и предложения сформулированы на основе синтеза полученных данных и результатов анализа.
Образовательные беспилотники трансформируют пассивное усвоение знаний в активный, практико-ориентированный процесс познания. Работа с такими устройствами позволяет учащимся наглядно осваивать фундаментальные принципы аэродинамики, электроники, программирования и конструирования, превращая теоретические концепции в осязаемый опыт. Это не только способствует глубокому пониманию предметных областей, но и развивает критически важные компетенции XXI века: системное мышление, навыки решения проблем, командной работы и проектного управления. В свете реализации национальных инициатив, таких как проект «Беспилотные авиационные системы», направленных на формирование суверенной отрасли гражданских беспилотников, подготовка квалифицированных кадров становится стратегической задачей. Однако существующие образовательные решения зачастую сталкиваются с барьерами высокой стоимости оборудования и недостаточной комплексностью программ, что затрудняет формирование у обучающихся целостного видения и практических навыков. В этой связи актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки подходов к созданию доступных, качественных и безопасных ОБПЛА, способных эффективно решать задачи STEM-образования и подготовки востребованных специалистов.
Проведенное исследование было направлено на формирование концептуальных и практических основ для организации предприятия по производству образовательных беспилотных летательных аппаратов (ОБПЛА). Актуальность данной работы обусловлена растущей потребностью в квалифицированных кадрах для отрасли беспилотных авиационных систем (БАС) и необходимостью интеграции этих технологий в образовательный процесс.
В ходе исследования было установлено, что ОБПЛА являются эффективным инструментом для реализации STEM-подхода в образовании, способствуя активному и практико¬ориентированному обучению. Работа с этими устройствами позволяет учащимся осваивать фундаментальные принципы аэродинамики, электроники, программирования и конструирования, а также развивать критически важные компетенции, такие как системное мышление, навыки решения проблем, командной работы и проектного управления.
Однако, существующие образовательные решения зачастую сталкиваются с проблемами высокой стоимости и недостаточной комплексности, что затрудняет формирование у обучающихся целостного видения и практических навыков. В связи с этим, данное исследование ставило целью разработку подходов к созданию доступных, качественных и безопасных ОБПЛА, способных эффективно решать задачи STEM-образования и подготовки востребованных специалистов.
В рамках работы были решены следующие задачи:
1. Обоснована роль БАС в реализации STEM-подхода и определены требования к образовательному беспилотнику (ОБПЛА).
2. Описан продукт ОБПЛА и определен перечень необходимого оборудования для производства.
3. Разработана система мер по обеспечению безопасности труда на производственном участке, интегрированная в систему управления качеством.
4. Разработана методика оценки эффективности системы управления качеством на основе анализа производственных потерь (OEE).
5. Произведен расчет производственной себестоимости ОБПЛА.
6. Разработана система обеспечения качества и безопасности ОБПЛА, включая анализ рисков, меры по их снижению и нормативно-техническое обеспечение.
7. Разработан проект устава предприятия, определяющий его цели, задачи и структуру.
Полученные результаты могут быть использованы для организации производства ОБПЛА, ориентированного на образовательный рынок. Разработанные подходы к обеспечению качества, безопасности и экономической эффективности производства позволят создать конкурентоспособный продукт, отвечающий требованиям современного STEM-образования.
Дальнейшие исследования в данной области могут быть направлены на разработку инновационных образовательных программ и методик, использующих ОБПЛА, а также на совершенствование технологий производства и снижение себестоимости продукции.
1. Что такое STEM-образование // ИнтернетУрок - [Москва], 2025 - URL:
https://interneturok.ru/blog/uchebnye_voprosy/stem_obrazovanie(дата обращения: 01.03.2025).
2. Квадрокоптеры для школы: что такое, зачем нужны, как выбрать // НОВАЦИЯ
Комплесное оснащение детских садов и школ - [Томск], 2025 - URL: https://n- 72.ru/company/news/kvadrokoptery_dlya_shkoly_chto_takoe_zachem_nuzhny_kak_vybrat/ (дата
обращения: 08.03.2025).
3. Инструкция по охране труда для производства и испытаний беспилотных
летательных аппаратов (БПЛА) // Охрана труда - [Б. м.], 2025 - URL:
https://www.trudohrana.ru/question/4294188186-21-m2-instruktsiya-po-ohrane-truda-dlya- proizvodstva-i-ispytaniy(дата обращения: 15.03.2025).
4. Обеспечение безопасности производственного оборудования // Электронный фонд
правовых и нормативно-технических документов - [Б. м.], 2025 - URL:
https://docs.cntd.ru/document/1200029445(дата обращения: 15.03.2025).
5. Профстандарт 17.071. Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных
систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее Справочник кодов общероссийских классификаторов - [Б. м.], 2025 - URL: https://classinform.ru/profstandarty/17.071-spetcialist-po-ekspluatatcii-bespilotnykh-
aviatcionnykh-sistem-vcliuchaiushchikh-v-sebia-odno-ili-neskolko-bespilotnykh-vozdushnykh-sudov- s-maksimalnoi-vzletnoi-massoi-30-kg-i-menee.html (дата обращения: 15.03.2025).
6. Эффективность использования оборудования // Консалтинговая группа «ИСУ» - [Б. м.], 2024 - URL: https://www.isu-it.ru/blog/upravlenie-kachestvom/effektivnost-ispolzovaniya- oborudovaniya/(дата обращения: 23.03.2025).
7. Нотация IDEF0 // Business Studio - [Б. м.], 2025 -
URL:https://www.businessstudio.ru/help/docs/current/doku.php/ru/csdesign/bpmodeling/idef0(дата обращения: 28.03.2025).
8. Себестоимость: по каким формулам ее рассчитывать и как снизить // Skillbox Media - [Б. м.], 2025 - URL: https://skillbox.ru/media/management/sebestoimost-po-kakim-formulam-eye- rasschityvat-i-kak-snizit/(дата обращения: 02.04.2025).
9. Зырянова А. В. Методические рекомендации по созданию и оснащению
специализированных классов (кружков) на базе общеобразовательных организаций и центров практической подготовки на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях реализации образовательных процессов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем / А. В. Зырянова // ЕдуГов. - 2024. - №АЗ-23/05вн. - С. 2-49. URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/5cdba39ddb2b4ee2219e114d9ae07e83/download/6397/ (дата
обращения: 05.04.2025).
10. Снижение рисков при применении беспилотных летательных аппаратов в
промышленности // CYBERLENIKA [Б. м. 2019 - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/snizhenie-riskov-pri-primenenii-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov-v- promyshlennosti(дата обращения: 07.2025).
11. Что такое реестр рисков: руководство для менеджера проектов (с примерами) //
Asana - [Б. м.], 2025 - URL: https://asana.com/ru/resources/risk-register(дата обращения:
10.04.2025).
12. Что такое устав компании: зачем он нужен, как составить и из каких элементов состоит // Platrum.Blog - [Б. м.], 2025 - URL:https://platrum.ru/blog/chto-takoe-ustav-kompanii- zachem-on-nuzhen-kak-sostavit-i-iz-kakih-jelementov-sostoit(дата обращения: 14.04.2025).
13. Что такое устав предприятия и как его правильно составить // Calltouch Blog - [Б. м.], 2023 - URL: https://www.calltouch.ru/blog/chto-takoe-ustav-predpriyatiya-i-kak-ego-pravilno- sostavit/(дата обращения: 16.04.2025).
14. Что такое устав компании: рассказываем ободном из основных документов для юридических лиц // Skillbox Media - [Б. м.], 2024 - URL:https://skillbox.ru/media/business/chto- takoe-ustav-kompanii-rasskazyvaem-ob-odnom-iz-osnovnykh-dokumentov-dlya-yuridicheskikh-lits/(17.04.2025).
15. Что такое устав предприятия и как его правильно составить // Calltouch Blog - [Б. м.], 2023 - URL: https://www.calltouch.ru/blog/chto-takoe-ustav-predpriyatiya-i-kak-ego-pravilno- sostavit/(дата обращения: 19.04.2025).
16. Все, что нужно для регистрации ООО // Росбанк - [Б. м.], 2025 - URL: https://reg.rosbank.ru/tipovoj-ustav-ooo.do(дата обращения: 21.04.2025).
17. ГОСТ 2.310. Единая система конструкторской документации - Нанесение на чертежах обозначений покрытий, термической и других видов обработки, в том числе с использованием аддитивного производства: национальный стандарт Российской Федерации: дата введения 2023.01.01 (дата обращения: 27.04.2025).
18. ГОСТ Р ИСО/АСТМ 52950. Аддитивные технологии - Представление и обработка данных технологического процесса. Общие положения: национальный стандарт Российской Федерации: дата введения 2022.08.02 (дата обращения: 27.04.2025).
19. ГОСТ Р ИСО 9001. Системы менеджмента качества - Требования: национальный стандарт Российской Федерации: дата введения 2015.09.28 (дата обращения: 27.04.2025).
20. Критерии приемки электронных сборок // IPC A-610E - [Б. м.], 2025 - URL: https://www.ipc.org/TOC/IPC-A-610E-Russian.pdf(дата обращения: 28.04.2025).
21. ГОСТ МЭК 60335-1. Бытовые аналогичные электрические приборы. Безопасность - Требования: национальный стандарт Российской Федерации: дата введения 2024.01.01 (дата обращения: 29.04.2025).
22. ГОСТ 12.1.019. Система стандартов безопасности труда - Электробезопасность: национальный стандарт Российской Федерации: дата введения 2019.01.01 (дата обращения: 29.04.2025).
23. ГОСТ Р МЭК 62133. Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной и другие некислотные электролиты: Требования безопасности для портативных герметичных аккумуляторов и батарей из них при портативном примененииб: национальный стандарт Российской Федерации: дата введения 2004.03.09 (дата обращения:29.04.2025).
24. Риск-менеджмент // SkillFactory Media. Честные истории о карьере в IT - [Б. м.], 2025 - URL: https://blog.skillfactory.ru/glossary/risk-menedzhment/(дата обращения: 29.04.2025).
25. Идентификация рисков промышленных предприятий в концепции риск- менеджмента // Первое экономическое издательство - [Б. м.], 2024 - URL: https://1economic.ru/lib/100952(дата обращения: 29.04.2025).