Аннотация 2
Введение 3
Глава 1.Профессиональные траектории, будущее, воображаемое 9
1.1. Подходы к пониманию воображаемого 9
1.2. Всё вокруг есть образ. Современные исследования воображаемого 22
1.3. Исследование факторов и особенностей, влияющих на формирование
образовательных и профессиональных траекторий студентов 27
Глава. 2. Профессиональные траектории студентов-гуманитариев НИ ТГУ 33
2.1. Образовательные траектории студентов 3-4 курсов ТГУ 33
2.2 Профессиональные траектории студентов 3-4 курсов ТГУ 40
Заключение 53
Список литературы 54
Дерево. Трава. Дом. Всего 3 слова, вызвавшие у каждого из нас свой визуальный ряд перед глазами. Первый вообразит толстый тополь, который во время грозы стучит ветками по окну, другой частный сектор и собаку на цепи, третий яркую или серую хрущевку, а может быть и домик в деревне. Способность воображать - умение видеть и созидать одновременно. На пример воображения вы смотрите сейчас, читая эту работу. Перед тем, как сесть за текст, нам нужно было понять и осмыслить многие взгляды на воображаемое, вообразить структуру текста, обсудить этот воображаемый конструкт и уже после переносить его в текстовый файл. И неправильно бы было замкнуться на одной гране данного примера, ведь цель текста не просто быть написанным, а быть представленным учебной комиссии, которая примет решение о выдаче автору работы диплома бакалавра, благодаря которому он сможет устроиться на работу. И для воображения здесь открывается большой простор, а главное, всё это связано с представлениями о будущей профессии автора.
Зачастую выпускники учебных заведений не могут найти работу по специальности, или место, где можно заработать, но каждый день, проходя по улице, автор работы видит объявления с надписью «требуется сотрудник». В чём же дело? Если зайти на известный сайт-работодатель HH.ru и набрать «Сибирский федеральный округ. Томская область» за май можно заметить, что предлагаемая средняя зарплата 61 664 т. р. а средняя ожидаемая 47 533 т. р . Подобная тенденция наблюдается во всех ближайших регионах, кроме Новосибирской области. При этом конкуренция по вакансиям в Томской области составляет 4 резюме на 1 вакансию, что на 1 выше, чем у соседей: Новосибирская, Кемеровская, Омская области, Красноярский край. Наравне Томский регион идёт с Иркутской областью. Также стоит отметить, что во всех вышеперечисленных регионах в период за январь-апрель 2023 года упало количество резюме на 4-5%, а количество вакансий увеличилось на 5-12%. Можно отметить, что с января по сравнению с тем же периодом прошлого года динамика вакансий и резюме выросла на 14% и 10%. По сравнению с мартом 2023 года в апреле работодатели обращали внимание на следующие профессиональные сферы: рабочий персонал (25%), продажи, обслуживание клиентов, производство, сервисное обслуживание (20%), строительство, недвижимость (18%). Были размещены вакансии по следующим профессиональным сферам: рабочий персонал (19%), продажи обслуживание клиентов (18%), домашний, обслуживающий персонал (17%). Также востребованными сферами среди аудитории сайта в соотношении кол-во человек/вакансия считаются: искусство, развлечение и массмедиа (19/1), стратегия, инвестиция, консалтинг(11,9/1), маркетинг, реклама, PR (10,9). При этом медицина (1,3/1), сельское хозяйство (2,2/1), производство, сервисное обслуживание (2.3/1). Проанализировав статистику, мы можем сделать вывод, что сегодня на рынке труда требуются «рабочие руки», люди, которые умеют обращаться с техникой, имеют навыки торговли и строительства, при этом те кто ищет работу, заинтересованы в вакансиях связанных с финансами, рекламой и искусством. Поскольку за последние 2-3 года российские ВУЗы выпускают в среднем 4 млн. специалистов, которым необходимо найти работу, то мы смело можем говорить о том, что вышеприведённую статистику в какой-то степени формируют молодые специалисты с высшим образованием .
Согласно данным исследования Н. Н. Измоденовой, изучавшей образ России будущего и профессиональные траектории студентов филиала МАГУ (Мурманский арктический государственный университет) , обучающиеся имеют негативные установки в сторону образовательной системы и своих профессиональных траекторий . Они считают, что сегодня в упадке находится культура России, её политика, экономика и социальная сфера. Из негативных тенденций молодые люди отмечают: полное копирование технологий у Америки и Европы, отсутствие подготовленных специалистов, большое влияние церкви на общество, что мешает развиваться науке, а также жёсткую экзаменационную систему ЕГЭ в школах, где будущего студента воспринимают как врага. Из рассуждений об этих проблемах, студенты переходят к разговору о работе. Здесь они отмечают следующие негативные моменты: низкие зарплаты, отсутствие работы по специальности, как правило, из-за отсутствия опыта, студенты, которым нужна работа с неплохим заработком идут трудиться в магазины. Между тем, говоря о перспективах развития России, молодые люди считают важным повышения качества медицины, фармацевтики, IT-индустрии, нанотехнологий и производства. При этом сами студенты принимать участие в развитии этих отраслей не готовы. Они надеются на государство, которое создаст им комфортные условия труда. Также часть моложёжи отмечает, что в Европе или Америке они бы смогли реализоваться быстрее. Что наталкивает на мысль, что в головах обучающихся в МАГУ существует некий воображаемый образ «светлого» Запада и «тёмной» России. Подводя итоги исследования, автор определяет современный и будущий образ России у студентов, в который вписываются и профессиональные траектории, как стратификационную модель. Главными в ней является глава государства, его правительство и депутаты, творящие закон. В самых низах этой иерархии находится голодный и нищий народ, который постоянно ждёт повышения зарплат и пенсий, создания рабочих мест. Студенты же определяют свои профессиональные траектории в России работой в торговле, а если повезёт, по специальности. Как одну из стратегий совмещения образовательной и профессиональной траекторий молодёжь рассматривает миграцию и развитие профессиональных компетенций в странах Европы и Америке.
Обобщая всё вышесказанное, мы встречаем противоречивую ситуацию, с одной стороны, часть молодёжи имеет образ светлого будущего в России, хочет, чтобы страна восстановилась, чтобы жить в ней стало лучше, чем сейчас. С другой стороны, большая часть молодых людей держит в голове упаднический образ своей страны, эта часть не готова менять что-то сама, ожидая «приказа» сверху, но при этом с удовольствием соглашаются уехать в другую страну. Что приводит нас к столкновению воображаемых образов и факторов, что их формируют.
В своём исследовании Н.Н. Измоденова не упоминает гуманитарные специальности, ни в тексте, ни в цитатах информантов. Хотя, опрос проходил среди студентов-социологов. На наш взгляд, отсутствие понимания конкретной специальности у представителей гуманитарных профессий (филологи, антропологи, историки) стоит острее нежели у инженеров или медиков. Ещё на этапе выбора образовательной траектории, которая неразрывно связана с профессиональной, абитуриент медицинского университета примерно понимает, что будет входить в его обязанности и кем он будет по специальности (кардиологом, терапевтом) . Неоднозначно дела обстоят, например, у выпускников философских и исторических факультетов. Специалисты с разными компетенциями могут работать в одном месте: в школах, в музеях, университетах, быть аналитиками, предоставлять услуги консалтинга. То есть трудиться в разных сферах, требующих разных знаний и умений. Также мы надеемся, но не ставим себе в задачу, что наши разговоры с информантами помогут им в какой-то степени определить свою профессиональную траекторию.
У разных специальностей и разных профилей есть своя специфика, чтобы изучаемая группа была гомогенна, мы приняли решение ограничиться изучением студентов гуманитарных направлений. Несмотря на большое количество исследований профессиональных траекторий в социологии, психологии и экономике, изучение воображаемых профессиональных траекторий студентов с антропологической точки зрения остаётся малоизученной областью.
Теперь мы бы хотели перейти к обзору концепций социального воображаемого и обозначить важные для работы термины. Первыми, чьё внимание привлекла категория социального воображаемого стали психологи (К. Касториадис . Ч. Тейлор и Й. Арнасон ) и философы (Ж. -П. Сартр и Ж.Лакан ). Перекладывая взгляды учёных на сферы политики (воображаемые сообщества) и технологий (социотехническое воображаемое), Б. Андерсон и Ш. Джасанофф тоже использовали социальное воображаемое для объяснения современной структуры социального пространства и нашего взаимодействия с окружающей техникой.
Подробный обзор подходов авторов, представленных выше, будет сделан в первой главе. Определения, вводимые Ч. Тейлором и К. Касториадисом, мы будем использовать для рассмотрения профессиональных траекторий.
Итак, социальное воображаемое, по мнению Тейлора, - это то, что делает возможным общие социальные практики и разделяемые всем обществом представления о легитимности. Эта функция возможна, так как воображаемые категории разделяет конкретное общество. Отношения между социальным воображаемым и актуальными общественными практиками, по мнению Тейлора, носят двусторонний характер: воображаемое, как уже указывалось, делает общие практики возможными, а практики, в свою очередь, поддерживают существование воображаемых представлений .
Далее рассмотрим подходы к определению термина «Воображаемые профессиональные траектории», В учебниках по физики понятие «траектория» обозначается как воображаемая линия, по которой движется материальный объект. Определение профессиональной траектории имеет под собой большое количество исследований и богатую историю трансформации термина. Довольно долго это понятие связывалось лишь со словом «карьера». Э. Хьюз определял его как последовательность статусов и чёткую систему постов, которые сводились к исполнению важных поручений, получению высших позиций, а также успехов на службе . С. Спайлерман говорил, что карьера - это история работы или череда профессиональных позиций, которые различаются по уровню зарплаты, отношения к власти, по уровню рабочих условий и уважения профессии в обществе .
Ф. Бехлмен выделяет следующие особенности профессиональных карьер . Первой особенностью становится поэтапность - работник не может перейти с низшей позиции на высшую, не побывав на средних позициях, не ощутив не себе все её атрибуты (зарплату, обязанности, условия работы и т.д). И подобный путь не прихоть корпорации или агентства, в нём исследователь видит серию институционально организованных этапов, которые обозначают понятную для людей дорогу социальной мобильности. Также учёный указывает на прообраз восходящей социальной мобильности. Человек, желающий строить карьеру, находится в состоянии подъёма по социальной лестнице, либо ожидании такового подъёма. И пусть рост будет незначительным, но, так или иначе, приблизит к нему желаемый социальный статус. При этом прямой противоположностью понятия «карьера» считалось стремление занимать низкооплачиваемые, не престижные должности. Описанная выше модель профессиональной траектории была характерна для западных стран в 50-60 г. XX века. Интересной особенностью того времени стало то, что рассматривались профессиональные траектории и само слово «карьера» только как «мужские» понятия. Женщины же в то время больше ассоциировались с семейной траекторией жизни. Другими особенность карьеры являлась некая предсказуемость, характеризующаяся одним местом работы на всю жизнь. Отсюда вытекают такие особенности предприятий и фирм 50-60 г. как возможность работодателей создавать стабильные пути для продвижения в системе и о лояльности людей к своему начальству. Так появляется возможность предвидеть профессиональные траектории ещё до того момента, как человек попадал в рабочий коллектив. Начиная с 1970-х г. появляются тенденции противоположные «славному» времени. Происходит «эрозия» карьер характеризующаяся возникновением большего количества переходов, а также этапов на социальной лестнице, к тому же они становятся беспорядочными. Меньшей становится и лояльность работников к работодателю, а также люди начинают искать всё больше путей, чтобы не вписываться в выработанную за долгое время социальную лестницу восходящей перспективы . Вполне возможно, что на это повлияли нефтяные кризисы США 1973 и 1979 года, политика Маргарет Тэтчер в Великобритании, «свинцовые семидесятые» в Италии, так как вызвали дисбаланс в экономических, социальных и политических системах европейских стран. В этот же период в социологии появляется понятие профессиональных траекторий как постоянно прерывающихся, нелинейных и извилистых путей в профессиях.
В России термин «профессиональная траектория» использовался для исследования лонгитюдного пребывания современной молодёжи в образовательных и профессиональных системах во время их перехода от школьной жизни к состоянию занятости как профессионалов, а также первых нескольких лет трудовой деятельности.
Так в работе Н. Л. Смакотиной мы видим следующее определение: «профессиональная траектория - это социальное поле применения образовательных ресурсов, в котором происходит их конверсия в соответствующие позиции на рынке труда» . Таким образом, мы можем сформулировать определение воображаемой профессиональной траектории как представления индивида об обозначенной институционально будущей профессиональной деятельности, её престижности, а также о будущих умениях и навыках, которые могут не совпадать с реальностью.
Исходя из всего вышесказанного, сформулируем цель исследования: определить воображаемые профессиональные траектории студентов гуманитарных факультетов 3-4 курсов НИ ТГУ, факторы и особенности которые влияют на их формирование.
Объектом исследования стали: студенты 3-4 курсов 3 факультетов (исторического, философского, факультета журналистики) НИ ТГУ.
Предметом исследования стали: воображаемые профессиональные
траектории студентов старших курсов гуманитарных факультетов НИ ТГУ.
Задачами исследования являются:
1. Изучить и проанализировать теоретические подходы к социальному воображаемому.
2. Охарактеризовать специфику воображаемых профессиональных траекторий у студентов ТГУ
3. Выявить факторы и особенности, влияющие на формирование воображаемых профессиональных траекторий у студентов.
Методами исследования являются:
1. Полуформализованное интервью.
2. Метод автоэтнографии.
Под факторами мы понимаем широкий спектр событий, явлений, тенденций, которые не контролируются человеком, но влияют на его решения в образовательной и профессиональной среде, а также на представления о них. Под особенностями мы понимаем набор различных черт, свойственных студенту или окружающему его социальному пространству.
Выбор метода автоэтнографии объясняется тем, что автор работы сам является студентом 4 курса гуманитарного направления, имеет свою профессиональную траекторию относительно получаемого образования и испытывает те же сложности в поисках будущего профессионального направления, что и его респонденты. Респондентами данного исследования являются студенты третьего (1 интервью) и четвёртого курса (7 интервью), обучающиеся на специальностях «документоведение» - 1 интервью, «антропология и этнология» - 1 интервью , «журналистика» - 2 интервью, «социология» - 3 интервью, «политология» - 1 интервью.
Итак, далее мы подробно рассмотрим историю становления взглядов на социальное воображаемое, проведём анализ интервью респондентов, результатов автоэтнографии и сделаем выводы о профессиональных траекториях студентов 3-4 курсов НИ ТГУ.
Область воображаемого представляет собой запутанный клубок, где сплетают все сферы нашей жизни. В связи с этим, изучение воображаемых явлений представляется сложной задачей, ведь одно явление связано с ещё сотней других явлений. С другой стороны в этом и есть основной интерес подобных исследований.
Что же касается воображаемых профессиональных траекторий в целом. Исследований в области представлений о своей будущей карьере мало, но они есть и исследуются, как правило, социологами. Стоит отметить, что наши фантазии всегда соседствуют с нашей реальностью, выливаясь в такие практики, например, как отказ заниматься тяжёлым трудом, поиск работы по необходимым конкретному человеку параметрам. Эти практики, как видит их автор работы, порождают и особенности деятельности того или иного человека, создают индивидуальный подход к каждому. Также автор считает, что в исследованиях воображаемого, изучая группу, важно уметь рассматривать ешё и личностные траектории каждого участника исследования. Тогда материал, который исследователь получил от него, станет гораздо многосторонней и послужит основой для многогранных исследований одной и той же группы.
Завершая исследование, постараемся обобщить его основное содержание. Область воображаемого - явление, которое влияет практически на каждое наше действие. Люди живут в мире образов и эти образы правят миром людей .
Воображаемые профессиональные траектории студентов 3-4 курсов ТГУ складываются из представлений об образовательной (школа, университет) и самой профессиональной траектории. Эти образы влияют на выбор специальности студентов, на их желание обучаться и далее работать по профессии. Для изученной группы особую проблему представляет собой жёсткая конфронтация образа и реальности. Когда реклама говорит о профессиональных преподавателях, а на деле студент встречает, например, некомпетентного бывшего студента, который не может дать ему знаний. Первокурсник в разной степени меняет своё отношение к ВУЗу в целом и к своей деятельности в нём. Неправильная работа реальности, которая характеризуется нарушением закона в том числе, приводит и к деформации практик, нацеленных на то, чтобы студент, обучающийся на историка, работал по специальности.
Главным фактором, регулирующим профессиональные практики студентов, является образ идеальной работы. Он создаёт ряд требований и ожиданий ото всех участников рынка труда.
Главными особенностями студентов-гуманитариев ТГУ можно отметить, во- первых, стремление к творчеству, которое идет в разрез с таким последствием цифровизации как клиповое мышление. Во-вторых, стремление к комфортному труду, заключающимся в гуманном отношении к студенту как к личности и работнику.
Для подтверждения выводов исследования, считаем необходимым исследовать другие группы студентов-гуманитариев разных ВУЗов и направлений. Также необходимо проводить исследования студентов технических специальностей для сравнения этих образовательных коллективов.
1. Арнасон Й. Коммунизм и модерн : пер. с англ. М.В. Масловский // Социологический журнал - 2011. - Т. 0, № 1 - С. 10-35.
2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма : пер. с англ. В.Г. Николаев // М. : Кучково поле, 2001. - 416 с.
3. Абакшонок А. В. Педагогические заметки об эффективности занятий в классе дирижирования // ТРУДЫ СПБГИК. - 2011. - С. 14-22.
4. Беркли Дж. Сочинения. : пер. на англ. Нарский И. С. // М. : Мысль, 1978. - 556 с.
5. Биллиг М. Лакан и теория «стадии зеркала» / пер. с англ. С.Н. Коняева и М.А. Султанова // Психология и Психотехника. - 2013. - № 11. - C. 1090-1111.
6. Баньковская С. Бенедикт Андерсон. Национальное, слишком национальное // Социологическое обозрение. - 2016. - №1. - С. 171-176.
7. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин - Вопросы литературы и эстетики. - 1975. - 506.
8. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии : пер. с фр. М. Рыклина. - М. : Ad marginem, 1997. - 224 с.
9. Военная доктрина Российской Федерации : утв. Президентом РФ 25 дек. 2014 г. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. Гос. ун-та.
10. Ермолаева С. Г. Влияние цифровизации на рынок труда: мнение студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2020. - №2. - С. 56-64.
11. Захарова В. А. Студенты поколения Z: реальность и будущее // Научные
труды Московского гуманитарного университета. - 2019. - № 4. - С. 47-55. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/1013 (дата обращения:
31.05.23).
12. ПП.Индекс - Томск - 2022 - 2023 URL:
https://stats.hh.ru/siberian federal district#hhindex%5Bactive%5D=true&vacanc ies%5Bactive%5D=true&resumes%5Bactive%5D=true (дата обращения 06.05.2023).
13. Измоденова Н.Н. Образ будущего России: социальное воображаемое // Труды Кольского научного центра РАН. - 2018. - №7-14. - С.96-101.
14. Исаев С. А. Рецензия на монографию: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма // Петербургский исторический журнал - 2017 - №1. - С. 249.
15. Касториадис К. Воображаемое установление общества / К. Касториадис - М.: Гнозис, 2003 - 480 с.
...60