Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РУССКИЙ БАЛЕТ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СМЕНЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

Работа №181258

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Характерные черты культуры и их отражение в балете 8
1.1. Понятие «национальная черта в культуре» 9
1.2. Русский балет конца XIX - начала ХХ веков 18
1.2.1. Балет конца XIX века, национальные особенности 19
1.2.2. Балет в начале ХХ века, Дягилев и Павлова 25
2. Трансформация балетного искусства в СССР 38
2.1. Балет и новая идеология 40
2.2. Отдельные элементы балета в условиях новой идеологической парадигмы 45
2.2.1. Танец 45
2.2.2. Исполнительское искусство 49
2.2.3. Репертуар 51
Заключение 54
Список литературы 57


Актуальность. Балет является уникальным явлением в мире искусства и культуры, поскольку за счет своей синтетичности включает в себя множество видов искусств, таких как музыка, танец, изобразительное искусство, костюм и литература. Будучи сравнительно молодым, балет быстро заработал статус элитарного искусства и распространился по всему миру и теперь пользуется большой популярностью. Абсолютно самобытное, впитывающее и воплощающее в себе национальные особенности каждой культуры, балет вместе с тем не требует перевода на другие языки и является понятным для всех людей. Основываясь на выразительных, одухотворенных движениях человека, обобщая их в специфическом танцевальном преломлении, балет способен подниматься до воплощения больших идей и образов, отражать события, не требующее перевода и объяснений.
Будучи тесно связанным со всеми процессами, которые происходят в стране, будь то изменения социокультурные или политические, балетное искусство реагирует на них, и, благодаря своей синтетичности, отражает их наиболее полно. Особый интерес представляет собой русский балет на рубеже XIX - XX веков, поскольку ему удалось застать время кардинальной смены парадигмы и всего уклада жизни. Это ставит вопрос о том, как, после таких изменений, существуя в условиях, где практически все сферы жизни, в том числе и культурная, должны соответствовать новой заданной идеологии, балет сохранил национальные черты, которые появились еще в императорской России? Каким образом русский балет, который окончательно оформился к концу XIX века, смог остаться тем самым русским балетом, сохранил ли он специфические, свойственные только ему черты или же балету пришлось трансформироваться и подстроиться под новые социокультурные условия?
Можно заметить, что в последнее время государство проводит политику внутри страны, которая направлена на актуализацию ценностей и традиций прошлого, на подъем чувства патриотизма. Все это стимулирует интерес к национальной культуре и искусству и, в частности, к русскому балету. Появляются предложения вводить историю балета в школьную программу в рамках урока истории, а также создавать спецкурсы по данной теме. Синтетичность данного вида искусства позволяет наиболее полно и точно отследить изменения культуры и дать подробную характеристику тех или иных культурных процессов в разное время.
Зародившись и развиваясь в дореволюционной России, национальная школа балета сформировалась на основе специфических и устойчивых элементов культуры, и даже после смены парадигмы и значительных изменений, которые принес с собой новый строй, балету удалось сохранить свои характерные особенностями и черты.
Соответственно, проблема данного исследования: искусство как воплощение специфики национальной культуры в условиях смены идеологической парадигмы.
Степень изученности темы. В первой главе исследования доминирует тема русской культуры и ее национальных особенностей. Здесь особое место занимают следующие работы: труд Н.А. Бердяева «Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России», В.М. Соловьев «Русская культура с древнейших времен до наших дней», «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского, «Русская культура» Д.С. Лихачева, а также учебные пособия, посвященные истории культуры России, таких авторов, как: И.В. Кондаков, Л.М. Гаврилина, А.П. Моисеева, Т.С. Георгиева и другие. Несколько работ посвящены русской идее, среди авторов: С.В. Перевезенцев, Г.С. Криницкая. Данные работы позволяют разобраться в ментальности русского человека, что помогает понять причину тех или иных социокультурных событий и изменений, в том числе и в искусстве. Отдельное место в исследование занимают источники о культуре и искусстве Советского Союза. Можно отметить наиболее важные источники, такие как: «Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР» М.П. Ким, «Что такое социалистический реализм» В.В. Ванслова и другие. Данные исследования оказалась важны для выявления принципиальных различий в культуре дореволюционной России и СССР. Все эти работы являются базой для выявление тех самых самобытных черт русской культуры, которые впоследствии стали неким «каркасом» для формирования национальных школ в искусстве. Все эти исследования позволяют наиболее полно и разносторонне взглянуть на культуру и ее особенности.
Также использовалось учебное пособие, которое отображает культуру России через различные виды искусства, а именно это работа С.А. Вишнякова «Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство».
Существует множество различных работ, посвященных балету. В большинстве своем данные работы описывают историю зарождения и становления балетного искусства в России и других странах, так же встречается множество справочников и энциклопедий, содержание которых посвящено балетной терминологии. И лишь немногие описывают не столько историю балета, сколько его культурное значение и становление в связи с социокультурными феноменами. К данным работам можно отнести «В мире Балета» В.В. Ванслова, «Старый и новый балет» А.Я. Левинсона, учебное пособие Ю.А. Бахрушина «История русского балета». «Современный балет» В.Я. Светлова. Среди данных авторов существенно выделяется В.М. Красовская, чьей руке принадлежит порядка 10 работ, посвященных русскому балету в разные эпохи его существования, а также несколько биографий известных деятелей балетного искусства.
По причине синтетичности балетного искусства существует необходимость обращаться к более монументальным работам на тему истории различных видов искусств, к примеру музыки, изобразительного искусства, литературы. Это такие труды, как энциклопедический словарь Е.М Кукиной., справочник об искусстве СССР под редакцией М. Лебедева и другие.
Среди биографий и автобиографий наиболее актуальными в контексте темы исследования оказались: биография Анны Павловой, автором которой является упомянутая выше В. М. Красовская, несколько биографий П.И. Чайковского, авторства М.И. Чайковского, Г.А. Прибегиной. Также полезными оказались работы, посвященные биографии Мариуса Петипа, авторства К.Ф Вальца, Автобиография М.И. Плисецкой и т.д. Все эти сведения являются довольно общими и тема становления балета как именно национального танца и появления в нем самобытных черт, свойственных только для России, в данных произведениях освещена, но этому отведено не очень много внимания. При этом отдельных работ, где бы на основе балета проходил анализ общекультурных национальных черт, формирующих национальные школы, не встречалось.
Все эти работы в целом дают обширное представление об искусстве балета, позволяют выделить национальные черты в данном виде искусства. Используя вместе с литературой монументальные работы о русской культуре и русской идее, о которых написано выше, упомянутые литературные источники помогли создать хорошую и прочную базу, позволяющую полно и глубоко исследовать заявленную тему.
Новизна исследования заключается в попытке изучения балета не только как вида искусства, но как органичной части русской национальной культуры, воплощающей и демонстрирующей ее специфические устойчивые черты.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что любой вид искусства, даже в условии коренных сломов, способен сохранить и транслировать национальные черты культуры.
Цель исследования: на примере балетного искусства России конца XIX - XX вв. показать преемственность в развитии отечественной культуры на основе выделения ее специфических национальных черт.
Обозначенной цели соответствуют следующие задачи:
1. Обозначить понятие «национальная черта в культуре»;
2. Выявить характерные черты русской культуры и проследить их проявление в балете;
3. Установить, как утверждение новой идеологической парадигмы отразилось на национальном балете.
Предмет исследования - русская культура конца XIX - XX вв.
Объектом - русский балет конца XIX - XX вв.
В процессе исследование использовались следующие методы: культурно-исторический подход, который позволяет подробно и полно проследить связь культурно-исторических событий с изменениями в искусстве; сравнительный анализ, направленный на сопоставление идеологических установок и выявление их влияния на культуру и искусство в России конца XIX - XX вв.; историко-типологический метод, который заключается в выявление специфических, типологических черт балета, присущих ему в разные исторические периоды (XIX - начало XX века и СССР); дескриптивный метод, наиболее полно раскрыть тему становления балета и его дальнейшего развития в условиях новой идеологической парадигмы и зафиксировать характерные черты культуры, проявляющиеся в балетном искусстве;
Положения, выносимые на защиту
1. Понятие «национальная черта» свойственно каждой культуре и появляется тогда, когда она достигает своего расцвета. Русская культура приходит к этому в XIX веке, и в этом же столетие происходит окончательное формирование классического русского балета.
2. Характерные черты культуры являются основой для каждого вида искусства, в том числе и балета. Такие черты русской культуры, как поиск своего особенного места и роли в мире, стремление к мессианству и обращение к проблемам глобальным в ущерб локальным, двойственность и противоречивость можно проследить не только анализируя культуру в целом, но и на примере балетного искусства.
3. Смена идеологической парадигмы серьезным образом отражается на всех элементах культуры, включая и искусство. Резкая смена социокультурных условий способна трансформировать то или иное искусство, но не изменить его национальные черты, поскольку они опираются на фундаментальные черты культуры в целом, которые продолжают свое развитие при любых условиях.
Теоретическая значимость исследования заключается в детальном сравнительном анализе одного отдельного вида искусства и его трансформации в условиях разных идеологий, что позволяет осветить мало проработанные темы и сделать, возможно, новые выводы о прямой зависимости искусства и социокультурных условий, в которых оно развивается.
Практическая значимость исследования. Данная работа, в конечном ее результате, может быть полезна в образовательном процессе и использоваться в качестве источника по изучению истории и особенностей балета как студентами высших учебных заведений с культурологической, исторической и искусствоведческой направленностью, так и учениками школ искусств и простых образовательных учреждений в рамках дисциплины «история искусств» или в качестве отдельного спецкурса. Данная работа может оказаться полезной для школьников в свете повышенного интереса к национальному искусству и культуре.
Апробация. Участие в конференции «Этюды культуры», публикация статей «Мемуары Майи Плисецкой «Я, Майя Плисецкая» как источник изучения балета» и «Источники личного характера как основа изучения развития национальной школы в русском балете конца XIX - XX веков». Также выступление на семинарах в рамках курса по истории русской культуры XIX века.
Структура рабаты. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введение описываются цели и задачи исследования, ее актуальность и новизна, определяются объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза. В первой главе определяются характерные черты русской культуры и рассматриваются в контексте их проявления в искусстве балета. Во второй главе происходит анализ балетного искусства в условиях смены идеологической парадигмы и сравнительный анализ балета разных эпох с целью выявления преемственности и сохранности классической школы, несмотря на социокультурные изменения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги исследования, можно сделать выводы, что главными фундаментальными основаниями русской культуры можно выделить: бинарные оппозиции, которые пронизывают всю русскую культуру и заключаются в противостоянии консерваторов и либералов, славянофилов и западников, империи и свободы. Все эти оппозиции являются следствием попытки ответить на главный вопрос, волнующий мыслителей XIX века о том, какой путь должна избрать Россия для своего дальнейшего развития. Данные бинарные оппозиция постоянно прослеживаются и в искусстве, где главными темами являются противопоставления добра и зла, стремление к свободе, бегство от реальности в идеальный мир, мир праздника и одновременно обнажение всех актуальных и социальных проблем и пороков общества. Бинарные оппозиции стали одним из главных факторов, повлиявшим на формирование характерных черт русской культуры. Вторым главным фактором в формировании данных черт стал феномен интеллигенции.
Анализ бинарных оппозиций и феномена интеллигенции помог выявить, что есть «национальная черта». В русской культуре удалось выявить следующие характерные черты: стремление к мессианству, обращение к проблемам глобальным в ущерб проблемам собственным, локальным, поиск своего особого, исключительного места в мире, противоречивость и двойственность, акцент на внутреннем мире человека, выражение которых можно найти в любом виде искусства, в том числе и в балете.
Становление классической школы балетного искусства в России происходит в XIX веке, во время «созревания» русской культуры. Особые социокультурные условия повлияли на формирование балетного искусства в России, сделав его особенным и самобытным, наделив особыми национальными чертами. Так, обращение к глобальным и общечеловеческим проблемам легко прослеживается в исполнительском искусстве. Главной балериной, положившей начало данной исполнительской манере, стала Анна Павлова, танец и игра на сцене которой заставляла зрителя концентрироваться не на переживаниях героини, будь то Жизель или Одетта, а обращаться к проблемам, волнующим умы многих мыслителей и философов многие столетия: что есть жизнь, смерть, любовь, противостояние добра и зла. В последствие данная традиция стала исключительной для классической русской школы балета, и ее будут развивать и в Советском Союзе такие балерины, как Галина Уланова и Майя Плисецкая.
Противоречивость и двойственность, а также обращение к экзистенциальным проблемам человека можно встретить в либретто, поскольку постановки часто отличаются глубокой психологичностью. Противостояния добра и зла, ненависти и любви, а также проблема выбора и жертвы являются доминирующими, что легко прослеживается при анализе репертуара театров.
Проведенное исследование позволяет говорить о том, что при смене идеологической парадигмы, несмотря на резкие коренные изменения, которые затронули все сферы культуры, балет продолжал развиваться на основе своей классической школы. Все это говорит о преемственности в искусстве и культуре. Так, можно наблюдать преемственность в развитие танца, который благодаря таким мастерам, как А. Ваганова и Ю. Григорович смог получить развитие в новых условиях, базируясь на уже установленных традициях. Отказываясь от всевдоноваторства, которое так активно навязывали в 20-х годах, хореографы и балетмейстеры не только сохранили свойственные для русской школы танец, но и усовершенствовали его, таким образом показав, как новые эксперименты способны трансформировать балет под новые социокультурные условия, сохранив при этом традиции и опыт предыдущей эпохи. Свойственные для русской школы пластичность и виртуозность были усовершенствованы благодаря Вагановой, которая особое внимание уделяла отточенности движения и их уместности. Кроме этого, Григорович ввел в технику танца новые, так называемые «жизненные» движения, за счет чего танец приобрёл новые элементы и трактовку.
Не потерялся и сугубо индивидуальный подход к героиням, и стремление к отображению глубоких мировых и человеческих проблем, родоначальницей которого считается Анна Павлова. Воплощая в своем танце великие чувства и глубокие переживания эпохи и целого мира, она оставила глубокий след в балете, по которому, в последствие, пошли такие известные балерины Советского Союза, как Галина Уланова, Майя Плисецкая и другие. Балерины в своем танце стремились к воплощению не просто эмоций и переживаний своих героинь, но чувств и метаний человеческой души в целом. Это дает основание утверждать, что в целом, исполнительское искусство также продолжало развиваться на основание классического балета, от чего его нельзя назвать новым.
Если, начиная с 30-х годов, от балета и требовали обновления репертуара, то сюжетные линии, как прежне, строились на бинарных оппозициях, только теперь перед зрителями представали все те же противостояния добра и зла в новой трактовке, которая соответствовала социалистическому устройству государства и общества. Темы героизма и патриотизма отсылают нас опять же к тяге русской культуры к мессианству и поиску своего особенного, исключительного места в мире, которое отлично прослеживается в сюжетах постановок. Главный герой балетного спектакля — это неизменно патриот, воплощающий в себе идеал социалистического общества, является олицетворением нового мира и новой идеи, которая обязательно победит зло и откроет всему человечеству дорогу в чистое будущее. Прекрасным примером является постановка «Красный мак», отвечающая всем требованиям новой идеологии.
Еще одной причиной, по которой можно судить о преемственности в балетном искусстве XX века, является музыка. Благодаря союзу Чайковского и Петипа музыка навсегда заняла равное танцу место в русском балетном искусстве. От музыки начали отталкиваться при составлении либретто, сочинение танца и т.д. Танец и музыка стали взаимодополняющими элементами балета. В Советском Союзе музыка возвращается на свое законное место в середине столетия. Этому способствовало творчество таких композиторов, как С.С. Прокофьева («Золушка», «Ромео и Джульетта»), Р.К. Щедрина («Кармен-сюита», «Конек- горбунок»), Д.Д. Шостаковича («Золотой век», «Светлый ручей»).
Таким образом, анализ элементов балета и их трансформации в условиях новый идеологической парадигмы позволяет сделать вывод, что, несмотря на коренной перелом, искусство балета продолжилось свое развитие, основываясь на преемственности, сохраняя и транслируя опыт и традиции предыдущей эпохи. Балет в Советском Союзе сохранил свои национальные черты, несмотря на новую идеологию.



1. Апрышко П.П. Русская философия: Словарь / П. П. Апрышко; Под общ. ред. М. А. Маслина, - М. : Республика , 1995,- 656 с.
2. Бахрушин Ю. А. История русского балета / Ю. А. Бахрушин. - Спб. : Лань, 2009.- 333 с.
3. Бахрушин Ю. А. История русского балета [учебное пособие для институтов культуры, театральных, хореографических и культурно-просветительских училищ] / Ю. А. Бахрушин. - М. : Просвещение, 1997.- 285 с.
4. Бердяев Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев. - Харьков: Фолио, 2002,- 616 с.
5. Библиотека по истории танцев [электронный ресурс]. - М., 2001. - URL:
http://dancelib.ru/baletenc/item/f00/s02/e0002607/index.shtml (дата обращения 18.04.17)
6. Ваганова А. Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. - Л. : Искусство. Ленинградское отделение, 1980,- 191 с.
7. Вальц К.Ф. Шестьдесят пять лет в театре / К.Ф. Вальц. - Спб. : Лань, 2011,- 316 с.
8. Ванслов В. В. В мире балета / В. В. Ванслов. - М. :Анита Пресс, 2010.- 296 с.
9. Ванслов В.В. Что такое искусство / В.В. Ванслов. - М. : Изобразительное искусство, 1988,- 326 с.
10. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции / М.О. Гершензон [и др.]. - М. : Новости, 1990,- 214 с.
11. Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство / С.А. Вишняков. - М. : Флинта, 2012,- 60 с.
12. Волков А.Д. «Энциклопедия: Русская культура / А.Д. Волков. - М. : Энциклопедия,
2007. - 319 с.
13. Габович М. М. Душой исполненный полет: (Об искусстве балета) / М. Габович. - М. : Молодая гвардия, 1966,- 173 с.
14. Гаврилина Л.М. Русская культура: Проблемы, феномены, историческая типология [учеб. -метод. пособие] / Л.М. Гаврилина, - Калининград, 1999,- 105 с.
15. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство / И.Н. Голомшток, - М. : Галарт, 1994,- 296 с....57



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ