Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ НА ЗАПАДЕ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Работа №181248

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы62
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Развитие частных военных компаний и их правовой статус 12
1.1. Частные военные компаний как независимый участник международных
отношений 12
1.2. Определение статуса ЧВК в международном праве 17
Глава 2. Анализ правонарушений частных военных компаний 27
2.1. Структура юридической ответственности для частных военных
компаний и их сотрудников 27
2.2. Примеры противоправных действий частных военных компаний и их
рассмотрение в суде 30
Глава 3. Совершенствование правовой системы как путь к услению контроля над деятельностью ЧВК 39
3.1. Гуманитарный аспект деятельности ЧВК 39
3.2. Подходы западных стран к реформированию правовой системы 43
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 54


Частные военные компании (далее - ЧВК) прочно закрепились на рынке услуг в области безопасности, все чаще работая на правительства, международные организации или частных заказчиков. Этот феномен имеет свои корни далеко в истории, но его современная форма начала формироваться в конце XX века. Становление современных ЧВК началось в конце XX века и было частично обусловлено изменениями в политическом и экономическом ландшафте после окончания Холодной войны. Снижение государственных расходов на оборону и размещение ответственности за безопасность на частные структуры создало благоприятные условия для развития частных военных компаний, они быстро начали оказывать охранные услуги в горячих точках. В XXI веке спектр услуг, предоставляемых частными военными компаниями, расширился: специальные задачи включают в себя защиту дипломатических объектов, участие в гуманитарных и миротворческих операциях, исполнение государственных заказов. Однако, с ростом числа ЧВК возникают и определенные этические и правовые вопросы, связанные с их деятельностью, такие как проблемы прозрачности, отчетности и нарушения прав человека. Эти вопросы вызывают обсуждения как внутри отрасли, так и среди правозащитных и международных организаций.
Исследование частных военных компаний началось в конце XX века, особенно после распада Советского Союза и конца Холодной войны, когда мир столкнулся с новыми вызовами в области безопасности. Одним из самых ранних исследований в этой области была статья Деборы Эллис "Новое варварство: частная война в XXI веке", которая рассматривала влияние частных военных компаний на международную безопасность и военные конфликты, в ней также была затронута этическая проблематика, вытекающая из использования ЧВК.
В последнее время наблюдается заметный рост интереса научного сообщества к исследованию частных военных компаний. Количество авторских и коллективных монографий, статей в научных журналах по этой проблеме резко увеличилось, и такой тренд может сохраниться в ближайшие несколько лет. Это объясняется не только увеличивающейся ролью ЧВК в современных конфликтах, но и их влиянием на политический, экономический и правовой порядок в различных регионах мира, а также уровнем популярности частных военных компаний в медиа пространстве . Исследователи активно занимаются анализом различных аспектов деятельности ЧВК, выявляя их роль и влияние, а также этические и правовые проблемы, связанные с присутствием ЧВК в разных регионах и странах. Круг вопросов по этой теме достаточно обширен, в исследованиях поднимаются вопросы роли частных военных компаний в международных конфликтах, их влияния на ход современных вооруженных конфликтов, участие в операциях под мандатом ООН или национальных правительств. Также в научных работах исследуется влияние ЧВК на безопасность и стабильность регионов, в которых они действуют, включая вопросы, связанные с правами человека, миротворческими операциями и конфликтными зонами, проводится оценка экономической выгоды или ущерба от их использования в сравнении с традиционными военными силами. В круг вопросов также входят анализ взаимодействия частных военных компаний с государствами, международными организациями и крупными корпорациями, прогнозирование будущего развития ЧВК и их роли в мировой политике и безопасности.
Данная работа затрагивает прежде всего правовой аспект деятельности частных военных компаний. В ней рассматриваются вопросы правового статуса ЧВК, ставится вопрос о необходимости совершенствования этой сферы. Актуальность данной темы обусловлена растущей ролью ЧВК в современных международных отношениях и необходимостью определения их ответственности в деле обеспечения мировой стабильности, соблюдения прав человека и международного права.
ЧВК, участвующие в военных конфликтах, должны действовать в соответствии с принципами международного права, однако многие исследователи сходятся во мнении, что сейчас эта сфера имеет несколько “серых зон” - областей деятельности частных военных компаний, где правовой контроль затруднен или почти невозможен. Изучение и определение правового статуса ЧВК может быть полезно для выработки механизма, принуждающего частные военные компании к соблюдению правовых норм. Серые зоны в деятельности частных военных компаний способны порождать новые угрозы для международной безопасности и стабильности. Регулирование их деятельности с точки зрения международного права помогает предотвратить ситуации, связанные с нарушением прав мирного населения и прав человека в целом.
Целью работы является оценка эффективности существующей нормативно-правовой базы в области деятельности частных военных компаний.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить место и роль ЧВК в современных международных отношениях;
- сформулировать критерии оценки эффективности нормативно - правовой системы в области регулирования деятельности ЧВК;
- проанализировать существующие нормы и правовые акты в этой сфере и выделить в них проблемные области и белые пятна в соответствии с критериями;
- проанализировать правонарушения в деятельности ЧВК ;
-оценить возможность улучшения существующей системы и предложить практические способы для ее реформирования.
Объектом исследования является деятельность частных военных компаний.
Предметом исследования является нормативное урегулирование деятельности частных военных компаний.
Хронологические рамки работы охватывают период 1977-2010 гг., выбор периода обусловлен принятием международных документов в области контроля деятельности частных военных компаний. В 1977 году был принят Дополнительный протокол I, где впервые было дано определение наемникам, в работе он обозначен как первая ступень на пути к созданию нормативноправовой базы в области деятельности ЧВК на международном уровне. Верхняя граница периода обусловлена принятием последних правовых документов в этой сфере - документа Монтре в 2008 году, на анализе которого построена значительная часть исследования , и Кодекса поведения частных военных компаний в 2010 году.
Использованные источники можно разделить на несколько групп. Первую составляют правовые документы и нормы действующего государственного и международного законодательства. К ним относятся Документ Монтре 2008 года, Кодекс поведения частных военных компаний 2010 года, Дополнительные протоколы к Женевской конвенции 1977 года, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и др. Эта группа источников важна для анализа действующих правовых норм в области деятельности ЧВК с целью последующей оценки их эффективности. Наибольшую значимость в данной группе представляет документ Монтре, так как он был взят за основу для анализа международного законодательства в этой сфере.
Вторую группу составляют материалы заседаний и конференций международных организаций и органов государственной власти: материалы конференций Красного Креста, постановления Государственной Думы РФ, материалы конференции «Монтрё+5» и др. Они отражают эффективность правовых норм в сфере деятельности ЧВК и отношения к ним участников международных отношений. Источники этой группы показывают отношение определенных стран относительно функционирования норм в сфере деятельности ЧВК. Важное место занимают заявления и отчеты Генеральных секретарей ООН - Пан Ги Муна и Антониу Гутерриша. Они содержат опасения об увеличении числа ЧВК и их преступлений в разных регионах мира. Эти заявления важны для определения регионов исследования, а также тех областей, в которых чаще всего совершаются правонарушения со стороны частных военных компаний.
Третья группа источников, использованных в работе, охватывает материалы СМИ, как отечественных, к примеру РБК, так и зарубежных - The Guardian и Times. С их помощью можно проследить общественную реакцию в рамках исследуемой проблемы.
Основным методом исследования является метод контент-анализа источников - правовых документов, конвенций, резолюций и официальных заявлений, который был направлен на систематизацию областей деятельности частных военных компаний, находящихся в поле международного права. В ходе исследования также был применен метод кодификации, в соответствие с которым, например, статьи Документа Монтре были поделены на отдельные группы по областям: использование оружия, отчетность, имидж ЧВК и др. В работе также использовались методы анализа и синтеза, метод теоретического моделирования, который позволил проанализировать возможные пути усовершенствования международного права в области деятельности частных военных компаний.
Решение поставленных в работе задач также стало возможным благодаря опоре на разработанные учеными теории происхождения частных военных компаний, описание их работы и взаимодействия с другими участниками международных отношений. В работе использовались исследования П. Сингера, Д. Розенау, К. П. Курылева, Е. В. Мартыненко, Н. П. Пархитько, Д. В. Станиса и др. Данные труды важны для выявления общих принципов действий ЧВК и понимания истории их формирования. Наиболее важными в этом отношении являются работы П. Сингера, например, «Корпоративные воины: подъем приватизированной военной промышленности» , а также коллективная работа К. П. Курылева, Е. В. Мартыненко, Н. П. Пархитько, Д. В. Станиса «Феномен частных военных компаний в военно-силовой политике государств». Они считаются классикой в исследованиях проблемы существования ЧВК и стали основой для многих последующих исследований. Изучением ЧВК занимались такие авторы как А. Г. Волеводз, А. В. Манойло. Их исследовательские интересы в основном сконцентрированы на теме правового статуса частных военных компаний. Они полезны для определения направления и видов нормативного регулирования деятельности ЧВК. Зарубежные исследователи гораздо чаще склоняются к идее ослабления контроля за деятельностью ЧВК, в то время как в отечественной литературе уделяется внимание анализу белых пятен в существующем законодательстве. Например, в работах М. Дунигана и Л. Фицсаймонса частные военные компании рассматриваются в большой степени как партнеры правительств и международных компаний, нежели как угроза международной стабильности. Если рассматривать исследования с точки зрения отношения их авторов к проблеме, то отечественные исследователи, в отличие от зарубежных, как правило выражают более консервативные идеи в вопросе контроля ЧВК. В целом все работы имеют теоретическую направленность, внимание уделяется именно рассмотрению серых зон, анализу существующего законодательства с точки зрения его эффективности. Возможным методам усовершенствования правовой системы в этой области уделяется меньше внимания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Международное сообщество в 21 веке сталкивается с многими серьезными вызовами, вопрос о правовом статусе частных военных компаний является одним из них. На данный момент эта проблема является следствием бесконтрольного создания и распространения ЧВК в конце 20 века, что представляет угрозу международному порядку и праву. В ходе анализа текущего состояния сферы деятельности частных военных компаний и их статуса, был сделан вывод о том, что на данный момент они являются полноценным актором на международной арене, что приводит к ряду проблем. За последние несколько лет ощущаться это стало сильнее. Международное законодательство в настоящее время испытывает серьезные трудности в контроле за деятельностью частных военных компаний, белые пятна и серые зоны в правовом поле, которые исследовались в работе, в частности на примере статей Документа Монтре, не позволяют контролировать эту сферу в необходимом для международной безопасности объеме, так как белые пятна присутствуют в каждой из выделенных сфер: использовании оружия, его покупки, отчетности и др. Также был на примерах было проанализировано негативное влияние подобной ситуации на контроль за правонарушениями со стороны частных военных компаний. На эту ситуацию влияет совокупность многих факторов.
Отсутствие общепризнанных норм и стандартов, регулирующих деятельность ЧВК, способствует созданию юридической пустоты, она же серая зона, в которой эти компании могут действовать. Серая зона или же белые пятна в работе рассматриваются как критерий оценки эффективности существующей правовой системы в этой области, в соответствии с ним большинство правовых норм в ходе анализа были охактеризованы как не эффективные. Во многом это происходит из-за того, что существующее международное право не учитывает специфику и возможности частных военных компаний. Хоть ЧВК и не являются новым феноменом в мировой политике, спектр их услуг и сфер их применения значительно расширился в 21 веке. Не учитывать особенности и интересы такого нового игрока на международной арене сейчас уже невозможно, однако в международном праве линия контроля все еще проходи в плоскости ЧВК - государство. Сама природа ЧВК, как частных коммерческих организаций, создает сложности в контроле и регулировании их деятельности. Частные военные компании часто работают на аутсорсинге, арендуя свои услуги для выполнения военных задач в различных странах, не только государствам, но и другим различным компаниям. Это делает их деятельность менее прозрачной и подконтрольной. И общего международного стандарта для подобных контрактов не существует.
Также немаловажным фактором является отсутствие единого международного механизма наблюдения и контроля за ЧВК. Некоторые страны допускают их деятельность на своей территории без должного регулирования из-за различных политических, экономических и военных интересов. Даже соблюдение существующих международных правовых норм необходимо контролировать.
Некоторые страны и организации выступают за полную легализацию деятельности частных военных компаний, ведь это потенциальный эффективный ресурс с гораздо меньшими издержками в сравнении с регулярной армией. Однако эта идея вызывает споры во многом из-за отсутствия эффективной системы контроля. Существует опасение, что ЧВК могут стать инструментом для нарушения суверенитета государств и для продвижения частных интересов за границей, что противоречит принципам международного права. При этом частные военные компании уже являются достаточно популярным инструментом в международных отношениях, и все больше участников этих процессов приходят к мысли о необходимости создания эффективной системы контроля в этой сфере.
Однако в ходе исследования мы приходим к выводу о том, что не всем участникам международных отношений полный контроль и прозрачная деятельность частных военных компаний могут быть выгодны. Далеко не все готовы к полной легализации или полному контролю за деятельностью ЧВК. Некоторые страны могут видеть в них инструмент для достижения своих политических или военных целей, а также источник прибыли и влияния. Сложившаяся ситуация устраивает некоторые страны и правительства из -за того, что ЧВК могут предоставлять услуги, которые необходимы для поддержания или укрепления их влияния за границей без необходимости привлечения собственных вооруженных сил. Более того, некоторые страны могут использовать ЧВК для поддержания режимов, которые могли бы быть критически оценены международным сообществом.
Отсутствие согласия между странами и международными организациями в вопросе ЧВК связано с различными интересами, взглядами на суверенитет и безопасность. Это делает принятие общего подхода к регулированию деятельности частных военных компаний чрезвычайно сложным. К тому же всегда находятся более серьезные вызовы для международного сообщество, что приводит к откладыванию решения этого вопроса.
Однако за последние несколько лет процесс начал идти немного быстрее, все больше участников международных отношений поднимают вопрос о правовом статусе частных военных компаний. Соответствующие инициативы есть в комиссиях ООН и в Красном Кресте, немаловажным также является личное желание некоторых ЧВК участвовать в этом процессе. В исследовании было рассмотрено несколько методов по улучшению существующего законодательства: создание вышестоящего органа,
пересмотр и заполнение пробелов в существующем законодательстве, создание нового правового документа, который бы стал обязательным для всех участников международных отношений.
В будущем судьба частных военных компаний может развиваться в нескольких направлениях, в зависимости от изменений в международной политике, законодательстве и общественном мнении. Возможно, международное сообщество придет к общему согласию о необходимости более строгого контроля и регулирования деятельности частных военных компаний. Это может привести к принятию новых норм и стандартов, которые предусматривают более прозрачные и строгие правила для ЧВК. Также возможен исход дебатов с частичным запретом деятельности частных военных компаний, это могло бы стать ответом на их возросшее влияние на международную безопасность. Возможно, с течением времени ЧВК могут быть полностью интегрированы в систему международной безопасности под строгим контролем и соблюдением международных норм. Это помогло бы увеличить их участие в миротворческих операциях или в других гуманитарных операциях. Также мы не может исключить вариант, что ситуация останется без каких-либо серьезных изменений, ведь потребности безопасности, поддерживании влияния и обеспечения собственных интересов могут препятствовать всем изменениям и развитию в решении этой проблемы.
В целом, будущая судьба правового статуса частных военных компаний будет зависеть от комплекса факторов, включая изменения в международной политике, общественном мнении, а также реакцию международного сообщества на их деятельность и последствия.



1. Большая пресс-конференция России Владимира Путина // Президент России. - M., 2018. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59455 (дата обращения: 05.08.2021).
2. Бывшие Генеральные секретари : Бутрос Бутрос -Гали // Организация
объединённых наций. - [Б. м. и г.]. - URL: https://www.un.org/sg/ru/
formersg/boutros.shtml (дата обращения: 12.01.2023).
3. В Госдуме обсудят необходимость создания частных военно - охранных компаний // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. - M., 2021. - URL: http://duma.gov.ru/news/9959/ (дата обращения: 15.11.2021).
4. Деятельность наемников осложняет конфликты - Совбез обсудил проблему иностранных бойцов в Африке // Организация Объединенных Наций. - Женева, 2019. - URL: https://news.un.org/ru/story/2019/02/1348481 (дата обращения: 14.04.2022).
5. Доклад специального комитета по разработке международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. - Нью-Йорк : Организация объединённых наций, 1985. - 51 с. - URL: https://digitallibrary.un.org/record/89768/files/A_40_43- RU.pdf (дата обращения: 06.10.2021).
6. Документ Монтрё о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта // Международный Комитет Красного Креста. - Женева, 2008. - 54 с. - URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/ documents/misc/ihl-montreau.htm (дата обращения: 23.12.2021).
7. История миротворческих операций // Операции ООН по поддержанию мира. - [Б. м. и г.]. - URL: https://peacekeeping.un.org/ru/our- history (дата обращения: 24.11.2022).
8. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наёмников: утверждена резолюцией 44/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1989 г. // Организация Объединённых Наций. - [Б. м. и г.]. - URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/mercen.shtml (дата обращения: 10.11.2021).
9. Международный кодекс поведения частных охранных компаний. -
Женева, 2010. - 18 с. - URL: https://newsb.ru/wp-
content/docs/The%20International%20Code%20of%20Conduct%20for%20Private %20Security%20Companies.pdf (дата обращения: 25.12.2021).
10. Наши миротворцы // Операции ООН по поддержанию мира. - [Б. м. и г.]. - URL: https://peacekeeping.un.org/ru/our-peacekeepers (дата обращения: 30.12.2022).
11. О поставках продукции для федеральных государственных нужд : федер. закон с учетом поправки от 24 июля 2007 № 222-ФЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. О состоянии Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 года, касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов // Организация объединённых наций. - [Б. м. и г.]. - URL: https://undocs.Org/ru/A/67/468 (дата обращения: 15.12.2021).
13. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации : закон Рос. Федерации 11 марта 1992 г. № 2487-1 (с изм. на 11 июня 2021 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
14. Операции по поддержанию мира на карте // Операции ООН по поддержанию мира. - [Б. м. и г.]. - URL: https://peacekeeping.un.org/ru/where- we-operate (дата обращения: 24.11.2022).
15. Содействие обеспечению стабильности на Ближнем Востоке //
Операции ООН по поддержанию мира. - [Б. м. и г.]. - URL:
https://peacekeeping.un.org/ru/mission/untso (дата обращения 28.10. 2022)....47



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ