Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Научная революция XVI-XVII вв. Галилео Галилей как основоположник современного научного метода 13
1.1. Концепция научной революции и философия Аристотеля 13
1.2. Становление Галилео Галилея как сторонника коперниканской теории 18
1.3. Научная картина мира Галилео Галилея 27
Глава 2. Творчество Ломоносова в эпоху Просвещения 32
2.1 Российское естествознание в начале XVIII в 32
2.2. Становление Михаила Ломоносова как ученого 35
2.3. Научная картина мира М. Ломоносова 41
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 52
Наука в наши дни является важнейшей формой человеческого познания. Она оказывает все более существенное влияние на жизнь общества. Сегодня наука выступает как главная сила экономического и социального развития мира. Благодаря научным достижениям было решено множество проблем, которые сопровождали человечество на протяжении всей истории.
Важным компонентом науки и научного мировоззрения (как и любого мировоззрения) является картина мира - то как люди воспринимают окружающий мир. Однако, стоит отметить, что научное мировоззрение не сводится целиком к картине мира. Помимо нее в мировоззрении присутствуют ценности, убеждения, идеалы и т.д.
Научная картина мира является особой формой систематизации знаний, качественным обобщением и мировоззренческим синтезом различных научных теорий 1. Она является целостной структурой, включает в себя общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук, в каждой из которых существуют соответствующие многочисленные концепции - определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира.
В общем смысле под понятием «картина мира» понимают совокупность знаний и мнений относительно реальной или мыслимой действительности.
1 Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с. С. 17
Согласно словарю философских терминов С.А. Лебедева все картины мира различаются по двум главным основаниям: 1) степени общности и
2) средствам моделирования реальности. По первому основанию классификация картин мира выглядит следующим образом: 1) всеобщая, 2) частная, 3) единичная. Например, всеобщая картина мира науки определенного периода, частно-научная картина мира той или иной науки (физическая, химическая, биологическая и т. д. картина мира, представленная в физике Аристотеля, или в физике Ньютона, или в теории относительности и квантовой механике). По второму основанию различают следующие картины мира: философскую, религиозную, мифологическую, научную, эстетическую. Все указанные выше картины мира «одинаково законны», исторически относительны и изменчивы, взаимодополняют друг друга, демонстрируя возможности различных средств и уровней моделирования реальности.
По поводу самого понятия науки среди ученого сообщества существуют довольно сильные расхождения.
Согласно одной точке зрения, наука в собственном смысле этого слова родилась в Европе XVI-XVII века. Этот период называют «научной революцией» и его связывают с именами таких ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт и Ньютон. В этот период и рождается собственно научный метод, когда осознается роль эксперимента и математизации естественных наук. Процесс математизации продолжается и в наши дни и уже распространился на области знания не только естественных, но и гуманитарных наук .
Соответственно, следуя логике этой точки зрения, более ранние мыслители не знали эксперимента и не владели собственно научным методом.
Их умозаключения были в значительной степени беспочвенным и основаны на разрозненных данных и не могли быть подвергнуты проверке.
Существует противоположная точка зрения. Ее апологеты считают, что наукой можно считать любое знание, которое относится к реальному миру. Наука зарождается, как только у человека появляется некоторая совокупность знаний об окружающем его мире. Математика появилась, когда человек начал проводить первые операции с числами, астрономия возникла с началом наблюдения за звездами, биология — с накопления первых сведений о животных и растениях, и т. д . В таком случае стартовая точка процесса генезиса науки уходит корнями в глубокую древность, во времена, гораздо более отдаленные, чем античная и древневосточные цивилизации.
Очевидно, что эти две точки зрения являются крайностями, между которыми и лежит истина. Поэтому нужно для начала определиться, какими признаками должна обладать современная наука, чтобы считаться таковой.
Рожанский в своей работе «Античная наука» выделяет следующие основные признаки науки :
1) Наука это деятельность по получению новых знаний. Должны существовать люди, которые будут добывать знания и средства, которые включают в себя как материальные средства в виде инструментов и приборов, так и теоретические и эмпирические методы.
2) Самоценность научного познания. Цель науки — это познание ради самого познания. Научная деятельность не может быть направлена лишь на получение практических результатов. В наше время выделяют фундаметальные и прикладные науки.
3) Рациональный характер науки.
4) Систематичность. Знания должны вписываться в единую систему. В науке должны существовать понятия, способные объяснить явления на абстрактном уровне.
Античная наука была первой, обладавшей всеми перечисленными признаками подлинной науки. Но, безусловно, между наукой древних греков и наукой нового времени существуют значительные различия. В этот промежуток времени происходит дифференциация наук, накопление новых знаний. Ближе всего к науке Нового времени античная наука подошла в III-II вв. до н.э.
Но в античной науке отсутствовал один важнейший ингредиент, без которого немыслима современная наука, — экспериментальный метод. Он был создан учеными Нового времени — Галилеем, Ньютоном, Гюйгенсом .
Отсюда следует небольшой вывод: наука в современном понимании этого слова возникла в античный период и в дальнейшем претерпевала значительные изменения.
В истории науки существует концепция, которая рассматривает процесс развития науки как смену стадий. Для каждой из стадий развития существует набор определенных утверждений, которые признаются научным сообществом. По мере накопления новых знаний научная картина мира перестает отвечать действительности. Появляется все больше аномалий и, в конце концов, возникает новая картина мира. Этап перехода с одной стадии на следующую называется «научная революция». О концепции научных революций более подробно сказано в первой главе.
Началом научной революции XVI-XVII в. принято считать 1543 год. В этом году были изданы два научных труда, которые вступили в противостояние с античными представлениями о мире. Это книги «О строении человеческого тела в семи книгах» врача и анатома Андреаса Везалия, основоположника научной анатомии и «Об обращениях небесных сфер» астронома Николая Коперника.
Николай Коперник впервые в христианской Европе предложил гелиоцентрическую модель мира, в которой Солнце является центром Вселенной, а планеты, включая Землю, вращаются вокруг него. До нее общепризнанной являлась геоцентрическая модель Птолемея, где центром Вселенной была Земля.
Католическая церковь объявила учение Коперника еретическим, поскольку она противоречила Священному Писанию, и официально запретила придерживаться и защищать его. Но, несмотря на запрет, учение о гелиоцентризме обрело много апологетов, некоторые из которых ценой жизни боролись за признание этой теории. Возможно, самыми известными следствиями запрета являются сожжение Джордано Бруно и суд над Г али- лео Галилеем в 1633 г.
Галилей был апологетом гелиоцентрической модели Коперника и одним из основоположников современного научного метода. Его труды и открытия положили начало экспериментальной науке, в которой значительную роль играет математика.
Само понятие революция подразумевает коренной переворот. Деятельность ученых эпохи научной революции вызвала противодействие со стороны существующей парадигмы. Это было время, когда столкнулись новаторские и устоявшиеся точки зрения на мир и мироздание.
Вторым персонажем данной работы является Михаил Ломоносов. Ломоносова считают первым российским физиком. Его творчество пришлось на XVIII в., на эпоху Просвещения, когда происходило заимствование западноевропейской культуры как новой культуры для российского дворянства. Естествознание является одним из элементов заимствованной культуры. Ломоносов оставил свой след во многих отраслях науки - от химии до геологии.
Эти ученые были выбраны как пример для написания работы по следующим причинам: они оба являются очень значимыми и влиятельными деятелями своего времени, которые оказали влияние на генезис науки. И Г алилей, и Ломоносов - это одни из первых ученых в своих странах (Г али- лей в Италии, Ломоносов в России). Как было сказано, Галилей стоял у самых истоков зарождения новой научной парадигмы, Ломоносов же является первым русским физиком.
Цель данной работы сформулирована следующим образом: сравнить естественнонаучные картины мира Г. Галилея и М. Ломоносова и факторы, способствовавшие их формированию.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- обозначить критерии сравнения и сравнить состояние науки в Западной Европе XVII в. и Российской империи XVIII в.;
- выявить факторы, повлиявшие на становление Галилея и Ломоносова как ученых нового типа;
- рассмотреть естественнонаучные картины мира Галилея и Ломоносова
- провести сравнение полученных результатов и сделать выводы
Объектом исследования выступает научная деятельность Г. Галилея и М. Ломоносова в контексте исторической эпохи
Предметом исследования выступают естественнонаучные картины мира Г. Галилея и М. Ломоносова.
Хронологические рамки исследования: 1564-1765 гг. 1564 г. - год рождения Галилея. 1765 год — год смерти Ломоносова.
Историография. При написании первой главы были использованы труды, посвященные концепции научной революции. Прежде всего, это работа Томаса Куна «Структура научных революций» 1962 г., а также «Научная революция как событие» Питера Деара и Стивена Шейпина. Если «Структура научных революций» уже стала классикой для исследователей науки, то «Научная революция как событие» является новым взглядом на историю науки. Она посвящена изучению исторических обстоятельств, способствовавших появлению тех или иных научных концептов. С точки зрения авторов история знания всегда локальна, а убежденность в справедливости и универсальности научного утверждения является результатом унификации стандартов.
Жизни и творчеству Галилея посвящено множество исследований. Большое количество статей было издано в 2014 г. в честь 450-летия со дня рождения ученого. В этой работе в основном были использованы работы советского историка науки и философа Б.Г. Кузнецова по биографии Галилея, а также генезису естественнонаучной картины мира, которые получили широкую известность. Также, были использованы статьи, посвященные отдельным периодам его жизни и научного творчества. Использованную литературу можно разделить на две группы: посвященную биографии Галилея и его научной деятельности.
Ломоносов так же является очень популярной личностью для исследователей.
О биографии и различным направлениями его деятельности написано большое количество трудов. В качестве основы для написания биографической части второй главы была использована работа А.А. Морозова «Ломоносов».
В 2011 г. праздновалось 300-летие со дня рождения Ломоносова. В честь этого события было издано большое количество различных статей, посвященных жизни и творчеству ученого. Научная картина мира Ломоносова подробно исследуется в статье В.К. Батурина, рассмотревшего деятельность ученого в физике, химии, астрономии, а также его роль в развитии экспериментальной науки.
Источниками при написании работы послужили научные труды Галилео Г алилея и Михаила Ломоносова.
Для написания первой главы были использованы трактаты «Звездный вестник» и «Пробирных дел мастер» Галилея. «Звездный вестник» 1610 г. издания является результатом астрономических наблюдений Галилея и содержит в себе описание открытий, сделанный им зимой 1610 г. Важность трактата заключается в том, что Галилей своими глазами первым увидел то, что он описал в этом труде. Трактат был издан в 1610 г. и вызвал большой резонанс в обществе. Многие ученые не поверили тому, что описанные явления существуют на самом деле. Трактат был разослан многим авторитетным ученым-астрономам, чтобы те подтвердили или опровергли информацию.
«Пробирных дел мастер» («Пробирщик) 1923 г. является «манифестом новой науки». Именно в нем впервые были сформулированы основные идеи научного подхода: приоритет доказательств над догмами. В ходе полемики с трактатом 1618 года о кометах, написанного Орацио Грасси, Галилей излагает и аргументирует свой научный метод, в котором главную роль играют математика и эксперимент.
Для написания второй главы было использовано собрание сочинений Михаила Ломоносова по физике, астрономии и приборостроению. Это собрание сочинений за 1744-1765 гг., оно содержит труды Ломоносова об астрономии, морской навигации и приборостроении. В работе мы упомянем «ночезрительную трубу», описание которой Ломоносов приводит в сочинении. Также, можно проследить, как Ломоносов совершенствовал свои зрительные трубы, что позволило ему совершать все более и более точные астрономические открытия, которые способствовали формированию научной картины мира Ломоносова.
Перед подведением итогов, напомним, что целью работы является сравнить состояние естествознания в Западной Европе и в Российской империи в момент зарождения на примере научных картин мира Г алилео Г а- лилея и Михаила Ломоносова.
Мы рассмотрели научный жизненный путь ученых и можем сделать некоторые выводы. В XVI в. в науке Западной Европы происходит переворот. Существовавшая научная парадигма, основанная на античных представлениях о мире, все больше перестает соответствовать реальности. На этой почве возникают новые научные теории, которые основываются на результатах знаний накопленных в течение Средневековья и Раннего Нового времени. Одной из важнейших теорий стала гелиоцентрическая модель Коперника, которая кардинально изменила представление западноевропейского человека об устройстве Вселенной и места человека в нем.
Ученые, которые стали сторонниками теории Коперника, на своем пути сталкивались с серьезным сопротивлением со стороны деятелей, придерживавшихся старых взглядов.
В этой работе мы на примере Галилея рассмотрели взаимоотношения ученого новой науки с церковью, властью и научным сообществом. Католическая церковь, которая использовала философию Аристотеля для объяснения некоторых теологических вопросов, оказала серьезное сопротивление новой науке. В Западной Европе церковь принимала непосредственное участие в научной жизни, многие ученые были клириками. Галилей сам рассматривал возможность стать священником, но был вынужден отказаться от этой идеи под влиянием отца. Поэтому влияние католической церкви на научную революцию оказалось весомым. Некоторые ученые, которые отказались отречься от «еретических» взглядов, были серьезно наказаны. Пожалуй, самым известным случаем является сожжение Джордано Бруно в 1600 г. (которое, нужно сказать, обросло большим количеством мифов и легенд).
В случае с Галилеем, власть выступала в качестве патрона. Для монархов того времени было престижным иметь при дворе выдающихся ученых. Феномен патроната в средневековое время широко изучен в исторической науке . Посвящая труды клану Медичи, Галилей обретал определенную защиту от нападений церкви, которую не могли обеспечить университеты, а так же финансирование и возможность заниматься наукой, не испытывая проблем с деньгами.
Католическая церковь сыграла значительную роль в судьбе Г алилея. Процесс Галилея является одним из самых известных фактов в истории Западной Европы, который оброс большим количеством мифов и легенд. Под давлением церкви Галилей под страхом смерти был вынужден отказаться от дальнейшей публичной пропаганды учения Коперника. Поэтому в своих трудах Галилей прибегал к различным уловкам, чтобы продолжить продвигать гелиоцентризм как новую картину мира. Однако, это не спасло его от наказания и до самой смерти он прожил под домашним арестом.
В представлении Галилея мир предстает как однородное пространство, заполненное дискретными телами и лишенное привилегированных точек. Это представление кардинально отличается от принятой ранее картины мира, в которой Земле была отведена особая роль.
К появлению Ломоносова на ниве науки естествознание ушло далеко вперед со времени творчества Галилея. За этот период в Западной Европе появилось большое количество ученых, работавших в русле новой науки.
Имена Ньютона, Декарта, Гюйгенса прочно занимают свои места в истории науки.
Ломоносову предстояло создать российскую науку. Важным отличием от Г алилея здесь является то, что обучение Ломоносова осуществлялось на базе западноевропейской науки. Ему не приходилось бороться с церковью за право высказывать свои научные взгляды на мир. Несмотря на то, что гелиоцентризм все еще был запрещен церковью как еретическое учение, он уже впитался в умы ученых как истинное представление о мире. В отличие от Галилея, который занимал почетное место придворного математика и философа, Ломоносова больше считали придворным поэтом, нежели ученым.
Ломоносов во многом опередил науку собственного времени и предопределил некоторые физические и химические теории. Мир в представлении Ломоносова, как и у Галилея, является однородным пространством, в котором нет привилегированных точек. Но важнейшим дополнением Ломоносова является корпускулярная теория, согласно которой все тела состоят из множества частиц.
Галилей и Ломоносов внесли гигантский вклад в развитие современной науки и формирование научной картины мира, благодаря которым человечество успешно продолжает познавать окружающий мир.
1. Галилей Г. Избранные труды Т.1: В 2 т./ Галилео Галилей; Сост. У. И. Франкфурт; Редкол.: А.Ю. Ишлинский (гл.ред.) и др. - М.: Наука, 1964 г. - 639 с.
2. Галилей Г. Пробирных дел мастер / Пер. Ю.А. Данилова. - М.: Наука, 1987. - 272 с. - (Серия «Популярные произведения классиков есте-ствознания»).
3. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 4. Труды по фи-зике, астрономии и приборостроению, 1744-1765 / ред. Т.П. Кравец, В.Л. Ченкал. - М. [и др.]: Издательство Академии наук СССР, 1955. - 830 с.
Литература:
1. Ашимбаева Н.Т. Томас Хэрриот - предшественник Галилея / Н.Т. Ашимбаева // Небосвод, 2009. - №2. С. 32-33.
2. Батурин В.К. Ломоносов как естествоиспытатель: заметки о твор-честве великого ученого из XXI века. // Пространство и время, 2011. - № 4(6). - С. 37-41.
3. Белявский М.Т. М.В. Ломоносов и основание Московского уни-верситета. - М.: Издательство Московского университета, 1955. - 308 с.
4. Бойко Э.В. [и др.]. Вклад М.В. Ломоносова в развитие физиологии зрения (К 300-летию со дня рождения) // Офтальмологические ведомости, 2011. - Том 4, № 4. - С. 101-103.
5. Вернадский В.И. История науки. Сочинения / В.И. Вернадский. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 268 с. - (серия: Антология мысли).
6. Вернадский В.И. Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии, 1912-1914. - Электронная версия печатной публикации. - URL: ’№№№.уегпайзку.ги/й1ез/Ь1Ь1юдга11уа/Очерки%20по%20истории%20естество знания%20в%20России%20в%20ХУ111%20столетии.pdf (дата обращения: 25.05.2018).
7. Гиндикин С.Г. Рассказы о физиках и математиках. 3-е изд., расши-ренное. - М.: МЦНМО, 2001. - 448 с.
8. Горбацкий В.Г. Лекции по истории астрономии: Учеб. Пособие. - Спб.: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2002. - 197 с.
9. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения: Учебное посо¬бие. Изд. стереотип. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. - 368 с. (Из наследия мировой философской мысли: великие философы).
10. Гуриков В.А. История создания телескопа. Историко-астрономические исследования, XV/ Отв. Ред. Л.Е. Майстров. - М.: Наука, 1980.
11. Деар П., Шейпин С. Научная революция как событие / Питер Де¬ар, Стивен Шейпин; пер. с англ. А. Маркова. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 576 с.: ил. (Серия «История науки»).
12. Дмитриев И.С. Творчество и чудотворство: природознание в при¬
дворной культуре Западной Европы в эпоху интеллектуальной революции XVI-XVII веков / И.С. Дмитриев // НЛО, 2007. - №87. - Электронная вер¬сия печатной публикации. - URL:
http://magazines.russ.ru/nlo/2007/87/dm8.html (дата обращения: 20.05.2018).
..39