ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ
1 Формирование коммуникативных способностей у младших подростков
как социально-педагогическая проблема 7
1.1 Коммуникативные способности младших подростков в контексте
ведущей деятельности 7
1.2 Понятие и общая характеристика коммуникативных способностей
младших подростков 23
1.3 Совместная деятельность младших подростков как средство формирования коммуникативных способностей 27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 35
2 Эмпирическое исследование формирования коммуникативных способностей младших подростков в ходе совместной деятельности 37
2.1 Констатирующий эксперимент: описание работы по формированию коммуникативных способностей у младших подростков средствами совместной деятельности 37
2.2 Описание исследования и оценка эффективности исследования по
формированию коммуникативных способностей у младших подростков средствами совместной деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Приложение А (обязательное) 48
1 Формирование коммуникативных способностей у младших подростков
как социально-педагогическая проблема 7
1.1 Коммуникативные способности младших подростков в контексте
ведущей деятельности 7
1.2 Понятие и общая характеристика коммуникативных способностей
младших подростков 23
1.3 Совместная деятельность младших подростков как средство формирования коммуникативных способностей 27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 35
2 Эмпирическое исследование формирования коммуникативных способностей младших подростков в ходе совместной деятельности 37
2.1 Констатирующий эксперимент: описание работы по формированию коммуникативных способностей у младших подростков средствами совместной деятельности 37
2.2 Описание исследования и оценка эффективности исследования по
формированию коммуникативных способностей у младших подростков средствами совместной деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Приложение А (обязательное) 48
С переходом ребенка в среднюю школу его связи с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются и усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем взаимоотношения.
В процессе коммуникации подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет подростку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.
Построение коммуникации со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. А поскольку для подростка именно это и является главным на данном этапе развития, то мы обязаны считать общение ведущим видом деятельности в этом возрасте.
Что же касается роли коммуникации в развитии коммуникативных способностей у подростков, то следует опереться на их способность к общению. По мнению А. А. Леонтьева, «коммуникативные способности - это основа для достижения высоких результатов в личностном развитии и учебной деятельности, а также в успешности дальнейшей профессиональной деятельности. Такие способности в наибольшей степени социально обусловлены. Они проявляются в уровне реализации индивида всех трех сторон общения: коммуникативной - в средствах передачи информации (речи письменной и устной, жестах, мимике и т. д.); интерактивной - в способах и приемах психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности; перцептивной - в межличностном восприятии, оценивании и взаимопонимании людей. Способность к коммуникации предполагает и развитую степень социально-психологической адаптации, то есть активные приспособления индивида к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе» [8, с. 120].
Итак, в младшем подростковом возрасте потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка.
Кон И. О. считает, что «психология общения в подростковом возрасте и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых».
Результатом коммуникации служат складывающиеся отношения со сверстниками. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие [6, с. 25; 7, с. 78; 32, с. 64; 22, с. 18].
Если же коммуникативные способности не сформированы, то происходит усвоение опыта негативных отношений, что порождает такие черты характера, как крикливость, нетерпимость к чужому мнению или оценке другого, агрессивность, склочность. И, как итог, - реализация потребности в общении через девиантные формы поведения.
Исходя из вышесказанного, актуальность и проблема развития коммуникативных способностей младших подростков обусловлена их переходом на новую возрастную ступень, характеризующуюся:
- новой ведущей деятельностью, определяющей потребность младших подростков в общении со сверстниками;
- трудностью построения коммуникаций за рамками уже сложившегося круга общения.
С учетом данного обстоятельства, передо мной стояла задача освоения младшими подростками коммуникативных способностей за рамками уже сложившегося круга общения, то есть в пространстве классной жизни.
Для решения данной проблемы я исходила из концепции А. Н. Леонтьева: потребность в общении порождает потребность в совместной деятельности.
Это позволило сформулировать следующую гипотезу: успешное формирование коммуникативных способностей младших подростков возможно при условии включения младших подростков в совместную деятельность, которая будет основываться на следующих принципах:
- совместная деятельность подчиняется общей цели;
- право выбора участниками совместной деятельности формы и содержания работы;
- возможность творческой самореализации участников совместной деятельности.
Цель работы: определить условия формирования коммуникативных способностей у младших подростков в ходе совместной деятельности.
Объект исследования: коммуникативные способности младших подростков.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативных способностей младших подростков в процессе совместной деятельности.
База исследования: МБОУ «Иланская СОШ №1» г. Иланского. К опытно-экспериментальной работе были привлечены учащиеся 5 класса.
В процессе коммуникации подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет подростку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.
Построение коммуникации со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. А поскольку для подростка именно это и является главным на данном этапе развития, то мы обязаны считать общение ведущим видом деятельности в этом возрасте.
Что же касается роли коммуникации в развитии коммуникативных способностей у подростков, то следует опереться на их способность к общению. По мнению А. А. Леонтьева, «коммуникативные способности - это основа для достижения высоких результатов в личностном развитии и учебной деятельности, а также в успешности дальнейшей профессиональной деятельности. Такие способности в наибольшей степени социально обусловлены. Они проявляются в уровне реализации индивида всех трех сторон общения: коммуникативной - в средствах передачи информации (речи письменной и устной, жестах, мимике и т. д.); интерактивной - в способах и приемах психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности; перцептивной - в межличностном восприятии, оценивании и взаимопонимании людей. Способность к коммуникации предполагает и развитую степень социально-психологической адаптации, то есть активные приспособления индивида к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе» [8, с. 120].
Итак, в младшем подростковом возрасте потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка.
Кон И. О. считает, что «психология общения в подростковом возрасте и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых».
Результатом коммуникации служат складывающиеся отношения со сверстниками. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие [6, с. 25; 7, с. 78; 32, с. 64; 22, с. 18].
Если же коммуникативные способности не сформированы, то происходит усвоение опыта негативных отношений, что порождает такие черты характера, как крикливость, нетерпимость к чужому мнению или оценке другого, агрессивность, склочность. И, как итог, - реализация потребности в общении через девиантные формы поведения.
Исходя из вышесказанного, актуальность и проблема развития коммуникативных способностей младших подростков обусловлена их переходом на новую возрастную ступень, характеризующуюся:
- новой ведущей деятельностью, определяющей потребность младших подростков в общении со сверстниками;
- трудностью построения коммуникаций за рамками уже сложившегося круга общения.
С учетом данного обстоятельства, передо мной стояла задача освоения младшими подростками коммуникативных способностей за рамками уже сложившегося круга общения, то есть в пространстве классной жизни.
Для решения данной проблемы я исходила из концепции А. Н. Леонтьева: потребность в общении порождает потребность в совместной деятельности.
Это позволило сформулировать следующую гипотезу: успешное формирование коммуникативных способностей младших подростков возможно при условии включения младших подростков в совместную деятельность, которая будет основываться на следующих принципах:
- совместная деятельность подчиняется общей цели;
- право выбора участниками совместной деятельности формы и содержания работы;
- возможность творческой самореализации участников совместной деятельности.
Цель работы: определить условия формирования коммуникативных способностей у младших подростков в ходе совместной деятельности.
Объект исследования: коммуникативные способности младших подростков.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативных способностей младших подростков в процессе совместной деятельности.
База исследования: МБОУ «Иланская СОШ №1» г. Иланского. К опытно-экспериментальной работе были привлечены учащиеся 5 класса.
В ходе проведенного исследования формирования коммуникативных способностей у младших подростков средствами совместной деятельности, нами было установлено, что в младшем подростковом возрасте ведущей деятельностью подростков становится интимно-личностное общение со сверстниками. При этом отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе.
Что же касается развития коммуникативных способностей у подростков, то следует опереться на их способность к коммуникации. По мнению А. А. Леонтьева, «коммуникативные способности — это основа для достижения высоких результатов в личностном развитии и учебной деятельности, а также в успешности дальнейшей профессиональной деятельности. Такие способности в наибольшей степени социально обусловлены. Способность к коммуникации предполагает и развитую степень социально-психологической адаптации, то есть активные приспособления индивида к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе» [25, с. 86].
Результатом коммуникации служат складывающиеся отношения со сверстниками. Если же коммуникативные способности не сформированы, то происходит усвоение опыта негативных отношений, что порождает агрессию. И, как итог, - реализация потребности в общении через девиантные формы поведения.
Таким образом, процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития коммуникативных способностей.
Под коммуникативными способностями подростка мы понимаем «комплекс индивидуально-психологических качеств личности социальной направленности, уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности, желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность и умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать свое состояние в деловых и личностных контактах с окружающими».
Поскольку в младшем подростковом возрасте у школьников появляется потребность в общении, а коммуникативные способности могут оказаться несформированными, то одним из ключевых условий их формирования является включение младших подростков в совместную деятельность. К тому же, исходя из концепции А. Н. Леонтьева, потребность в общении порождает потребность в совместной деятельности.
По мнению Г. А. Цукерман, «совместная деятельность является оптимальной формой обучения подростков, отвечая их направленности на общение со сверстниками» [37, с. 71].
Говоря о подростковом возрасте, мы понимаем совместную деятельность как деятельность, при которой ее задачи воспринимаются как групповые и требующие кооперации при решении, и существует взаимная зависимость при выполнении работы, которая требует распределения обязанностей, взаимного контроля и ответственности. Она организуется при условии включения в нее младших подростков и строится на следующих принципах: совместная деятельность подростков подчиняется общей цели, участники совместной деятельности имеют право выбора формы и содержания работы, а также возможность творческой самореализации участников совместной деятельности [5, с. 46].
Для проверки выдвинутой гипотезы нами была организована совместная деятельность по созданию младшими подростками классного уголка.
Для определения уровня развития коммуникативных способностей младших подростков, был использован тест коммуникативных умений Михельсона, целью которого является определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных способностей [31, с. 94].
Проведенное исследование показало, что в ходе совместной деятельности по созданию классного уголка у младших подростков произошло овладение многими коммуникативными способностями и умениями. Это подтвердило правильность выдвинутых гипотетических предположений. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод, что формирование коммуникативных способностей возможно при создании определенных организационно-педагогических условий.
Что же касается развития коммуникативных способностей у подростков, то следует опереться на их способность к коммуникации. По мнению А. А. Леонтьева, «коммуникативные способности — это основа для достижения высоких результатов в личностном развитии и учебной деятельности, а также в успешности дальнейшей профессиональной деятельности. Такие способности в наибольшей степени социально обусловлены. Способность к коммуникации предполагает и развитую степень социально-психологической адаптации, то есть активные приспособления индивида к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе» [25, с. 86].
Результатом коммуникации служат складывающиеся отношения со сверстниками. Если же коммуникативные способности не сформированы, то происходит усвоение опыта негативных отношений, что порождает агрессию. И, как итог, - реализация потребности в общении через девиантные формы поведения.
Таким образом, процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития коммуникативных способностей.
Под коммуникативными способностями подростка мы понимаем «комплекс индивидуально-психологических качеств личности социальной направленности, уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности, желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность и умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать свое состояние в деловых и личностных контактах с окружающими».
Поскольку в младшем подростковом возрасте у школьников появляется потребность в общении, а коммуникативные способности могут оказаться несформированными, то одним из ключевых условий их формирования является включение младших подростков в совместную деятельность. К тому же, исходя из концепции А. Н. Леонтьева, потребность в общении порождает потребность в совместной деятельности.
По мнению Г. А. Цукерман, «совместная деятельность является оптимальной формой обучения подростков, отвечая их направленности на общение со сверстниками» [37, с. 71].
Говоря о подростковом возрасте, мы понимаем совместную деятельность как деятельность, при которой ее задачи воспринимаются как групповые и требующие кооперации при решении, и существует взаимная зависимость при выполнении работы, которая требует распределения обязанностей, взаимного контроля и ответственности. Она организуется при условии включения в нее младших подростков и строится на следующих принципах: совместная деятельность подростков подчиняется общей цели, участники совместной деятельности имеют право выбора формы и содержания работы, а также возможность творческой самореализации участников совместной деятельности [5, с. 46].
Для проверки выдвинутой гипотезы нами была организована совместная деятельность по созданию младшими подростками классного уголка.
Для определения уровня развития коммуникативных способностей младших подростков, был использован тест коммуникативных умений Михельсона, целью которого является определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных способностей [31, с. 94].
Проведенное исследование показало, что в ходе совместной деятельности по созданию классного уголка у младших подростков произошло овладение многими коммуникативными способностями и умениями. Это подтвердило правильность выдвинутых гипотетических предположений. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод, что формирование коммуникативных способностей возможно при создании определенных организационно-педагогических условий.



