Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №18122

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
601
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1 Формирование коммуникативных способностей у младших подростков
как социально-педагогическая проблема 7
1.1 Коммуникативные способности младших подростков в контексте
ведущей деятельности 7
1.2 Понятие и общая характеристика коммуникативных способностей
младших подростков 23
1.3 Совместная деятельность младших подростков как средство формирования коммуникативных способностей 27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 35
2 Эмпирическое исследование формирования коммуникативных способностей младших подростков в ходе совместной деятельности 37
2.1 Констатирующий эксперимент: описание работы по формированию коммуникативных способностей у младших подростков средствами совместной деятельности 37
2.2 Описание исследования и оценка эффективности исследования по
формированию коммуникативных способностей у младших подростков средствами совместной деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Приложение А (обязательное) 48 



С переходом ребенка в среднюю школу его связи с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются и усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем взаимоотношения.
В процессе коммуникации подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет подростку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.
Построение коммуникации со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. А поскольку для подростка именно это и является главным на данном этапе развития, то мы обязаны считать общение ведущим видом деятельности в этом возрасте.
Что же касается роли коммуникации в развитии коммуникативных способностей у подростков, то следует опереться на их способность к общению. По мнению А. А. Леонтьева, «коммуникативные способности - это основа для достижения высоких результатов в личностном развитии и учебной деятельности, а также в успешности дальнейшей профессиональной деятельности. Такие способности в наибольшей степени социально обусловлены. Они проявляются в уровне реализации индивида всех трех сторон общения: коммуникативной - в средствах передачи информации (речи письменной и устной, жестах, мимике и т. д.); интерактивной - в способах и приемах психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности; перцептивной - в межличностном восприятии, оценивании и взаимопонимании людей. Способность к коммуникации предполагает и развитую степень социально-психологической адаптации, то есть активные приспособления индивида к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе» [8, с. 120].
Итак, в младшем подростковом возрасте потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка.
Кон И. О. считает, что «психология общения в подростковом возрасте и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых».
Результатом коммуникации служат складывающиеся отношения со сверстниками. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие [6, с. 25; 7, с. 78; 32, с. 64; 22, с. 18].
Если же коммуникативные способности не сформированы, то происходит усвоение опыта негативных отношений, что порождает такие черты характера, как крикливость, нетерпимость к чужому мнению или оценке другого, агрессивность, склочность. И, как итог, - реализация потребности в общении через девиантные формы поведения.
Исходя из вышесказанного, актуальность и проблема развития коммуникативных способностей младших подростков обусловлена их переходом на новую возрастную ступень, характеризующуюся:
- новой ведущей деятельностью, определяющей потребность младших подростков в общении со сверстниками;
- трудностью построения коммуникаций за рамками уже сложившегося круга общения.
С учетом данного обстоятельства, передо мной стояла задача освоения младшими подростками коммуникативных способностей за рамками уже сложившегося круга общения, то есть в пространстве классной жизни.
Для решения данной проблемы я исходила из концепции А. Н. Леонтьева: потребность в общении порождает потребность в совместной деятельности.
Это позволило сформулировать следующую гипотезу: успешное формирование коммуникативных способностей младших подростков возможно при условии включения младших подростков в совместную деятельность, которая будет основываться на следующих принципах:
- совместная деятельность подчиняется общей цели;
- право выбора участниками совместной деятельности формы и содержания работы;
- возможность творческой самореализации участников совместной деятельности.
Цель работы: определить условия формирования коммуникативных способностей у младших подростков в ходе совместной деятельности.
Объект исследования: коммуникативные способности младших подростков.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативных способностей младших подростков в процессе совместной деятельности.
База исследования: МБОУ «Иланская СОШ №1» г. Иланского. К опытно-экспериментальной работе были привлечены учащиеся 5 класса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования формирования коммуникативных способностей у младших подростков средствами совместной деятельности, нами было установлено, что в младшем подростковом возрасте ведущей деятельностью подростков становится интимно-личностное общение со сверстниками. При этом отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе.
Что же касается развития коммуникативных способностей у подростков, то следует опереться на их способность к коммуникации. По мнению А. А. Леонтьева, «коммуникативные способности — это основа для достижения высоких результатов в личностном развитии и учебной деятельности, а также в успешности дальнейшей профессиональной деятельности. Такие способности в наибольшей степени социально обусловлены. Способность к коммуникации предполагает и развитую степень социально-психологической адаптации, то есть активные приспособления индивида к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе» [25, с. 86].
Результатом коммуникации служат складывающиеся отношения со сверстниками. Если же коммуникативные способности не сформированы, то происходит усвоение опыта негативных отношений, что порождает агрессию. И, как итог, - реализация потребности в общении через девиантные формы поведения.
Таким образом, процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития коммуникативных способностей.
Под коммуникативными способностями подростка мы понимаем «комплекс индивидуально-психологических качеств личности социальной направленности, уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности, желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность и умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать свое состояние в деловых и личностных контактах с окружающими».
Поскольку в младшем подростковом возрасте у школьников появляется потребность в общении, а коммуникативные способности могут оказаться несформированными, то одним из ключевых условий их формирования является включение младших подростков в совместную деятельность. К тому же, исходя из концепции А. Н. Леонтьева, потребность в общении порождает потребность в совместной деятельности.
По мнению Г. А. Цукерман, «совместная деятельность является оптимальной формой обучения подростков, отвечая их направленности на общение со сверстниками» [37, с. 71].
Говоря о подростковом возрасте, мы понимаем совместную деятельность как деятельность, при которой ее задачи воспринимаются как групповые и требующие кооперации при решении, и существует взаимная зависимость при выполнении работы, которая требует распределения обязанностей, взаимного контроля и ответственности. Она организуется при условии включения в нее младших подростков и строится на следующих принципах: совместная деятельность подростков подчиняется общей цели, участники совместной деятельности имеют право выбора формы и содержания работы, а также возможность творческой самореализации участников совместной деятельности [5, с. 46].
Для проверки выдвинутой гипотезы нами была организована совместная деятельность по созданию младшими подростками классного уголка.
Для определения уровня развития коммуникативных способностей младших подростков, был использован тест коммуникативных умений Михельсона, целью которого является определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных способностей [31, с. 94].
Проведенное исследование показало, что в ходе совместной деятельности по созданию классного уголка у младших подростков произошло овладение многими коммуникативными способностями и умениями. Это подтвердило правильность выдвинутых гипотетических предположений. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод, что формирование коммуникативных способностей возможно при создании определенных организационно-педагогических условий.



1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. — М.: Педагогика. Т.1, 1980. - 230 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. -М.:МГУ,1994.375с.
3. Арестова О. Н., Пахомов И. А. О соотношении физических и смысловых параметров коммуникативного пространства // Вопросы психологии.-2002.-№ 2.-С.112-122.
4. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности: Дис. в виде науч. докл. д. психол. н. — М.: 1996. 141 с.
5. Баранова О. Г. Формирование коммуникативных умений
младших подростков во внеучебной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 566-569.
6. Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. Таллинн: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 1998. - 108 с.
7. Батаршев А. В. Психодиагностика способностей к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. / А.В. Батаршев - М.: ВЛАДОС, 2009. - 456 с.
8. Бодалев A. A. Личность и общение. - М.: Междунар. пед. академия, 1995.-328с.
9. Василик, М. А. Основы теории коммуникации: учебник/ М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др./ под ред. проф. М. А. Василика. - М.: Гардарики, 2006. - 615 с.
10. Волков Б. С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов. (ОПД.Ф.01 -Психология)/Б.С. Волков, Н.В. Волкова;
под редакцией Б.С. Волкова. -М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. -343с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991.
12. Григорьева Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для преподавателей. - Новосибирск: Новосиб. ун-т; М.:Совершество,1997.-171с.
13. Денисова Е. С.; Журнал: «Возрастная психология детей»2008.
14. Дереча И. И. Технологии организации воспитательного процесса: учеб.-методическое пособие. -Ишим, 2012. -184 с.
15. Зимняя И. А. «Педагогическая психология» М., 2007.
16. Кидрон A. A. Коммуникативная способность и совершенствование: Дисс.. канд. псих, наук, 1981 .-160с.
17. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1996.-240с.
18. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976.-350с.
19. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. / И. Ю. Кулагина. - М.: ЭСМО, 2001. - 356 с.
20. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. - М.: Изд-ий центр «Академия», 2001.-288с.
21. Леонтьев A.A. Деятельность и общение // Вопросы философии.-1979.-№ 1 .-С. 121 -132.
22. Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 1997.
23. Леонтьев A.A. Психология общения.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Смысл, 1997.-365с.
24. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев.: Избр. псих. труды. - Л., Воронеж, 2001. - 447 с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.:Политиздат, 1975. 304 с.
26. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. - № 1. - С. 18-26.
27. Лиишин О. В. Педагогическая психология воспитания. / О. В. Лиишин. - М.: Просвещение, 2001. - 377 с.
28. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М., 2011.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М. : Академия, 2002.
30. Мясищев В.Н. Способности и потребности. Л.: ЛГУ, 1960.¬111с.
31. Основы коммуникации. Программа развития личности
ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - Изд-е 2-е, испр. и доп.-СПб. Юбразование, 1995.-195с.
32. Павлов Ю.В. Статистическая обработка результатов
педагогического эксперимента: Количественная оценка педагогических явлений.-М.:Знание, 1972.-30с.
33. Петровская Л.А Компетентность общения. М.: МГУ, 1989.269 с.
34. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Азарова Т. В., Барчик О.И. - СПб.: Питер, 2002. - 304 с.
35. Психологические тесты /Сост. Э.Р.Ахмеджанов.-М.: Светотон, 1995.- 320с.
36. Рогов Е.И. Психология общения.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001.-336с.;ил.
37. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии.
Учебное пособие для студентов: Сост. Под ред. Д. И. Фельдштейна. Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 2008.
38. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общ. ред. М. А. Галагузовой.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000.-416с.
39. Толстых Т. И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. М., 2004.
40. Чирков В. И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация, саморегуляция// Вопросы психологии.-1997.-№3.-С. 102-111.
41. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П.,
Нилова Т.А . Забота общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.-СПб.: «Детство-пресс»,2000.- 314с.
42. Erikson E.H., Erikson J.M. Generativity and identity. Harvard Educational Review . № 51. - 1981. - P. 249-269.
43. Jugenkamp К. Н. Padagogusche Diagnostik Weinheim und. - Basel, 1985. -240s.
44. Shaffer D. R. Social and personality development. Pascfic Grove, CA: Brooks/Cole, 1988.
45. Weinstein G.& Alschuler A. Educating and counseling for self¬knowledge development. Journal of Counseling and Development, 4, 1985.
P. 19-25.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ