ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Буддизм и его значение в истории и культуры народа Бурятии, в социально-психологическом аспекте 6
1.1 Влияние буддизма в рамках историко-психологического подхода 6
1.2 История феномена Хамбо ламы Итыгелова, как фактор изменения
психологии этноса бурят 14
ГЛАВА 2. Теоретические основы исследования проблемы развития ценностей и представлений о буддизме, на основе анкетируемого материала 22
2.1 Изучение проблемы представлений о буддизме в разновозрастных
категориях этноса 22
2.2 Проблема упадка ценностей буддизма и культуры Бурятии у
молодёжи 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список использованных источников и литературы 37
Приложение А, Социальный Опрос 40
Буддизм - один из самых древнейших религий, который возник в 4в. до н.э, в Древней Индии. Буддизм считается первой по времени мировой религией, по сравнению с другими, которые появились значительно позднее. Мир буддизма пришёл к нам и стёр этнические и этнокофессиональные границы, и стал мировой религией разных национальностей с удивительно разными традициями и культурами.
Национальное своеобразие бурятского буддизма сложилось в 19в., и в настоящее время является предметом исследования для историков, религиоведов, этнографов и культурологов.
Буддизм признаётся самыми различными народами и этносами, и на сегодняшний день является одним из важнейших факторов, который позволяет объединить этнос бурят и многих других народов.
Актуальность данной работы, заключается в исследовании основ психологических аспектов буддизма, без которых сложно постигнуть всю сущность буддийского мировоззрения, как субъективно идеалистический взгляд на мир. Всестороннее их изучение приведёт нас к выявлению внутренних механизмов воздействия буддизма на социальное поведение и историческое мышление его последователей, на стиль их жизни, которое позволит более полно и соразмерно разобрать многие вопросы Востока, исповедующих буддизм, завоёвывающие всё большую актуальность в свете проблемы взаимодействия, в частности культуры Бурятии.
Изучение буддизма в аспекте психологического понимания является, на сегодняшний день, одной из существенной составной частью их исследования.
Работа посвящена культуре и влиянию буддизма на мировоззрение народа Бурятии, на основе источников опроса - интервьюируемого народа. В работе представлен интересный анкетируемый материал, который позволяет выявить особенности понимании религии в мировоззрении людей, которые помогут нам идентифицировать роль религии, как духовном мире, так и в повседневной жизни. В работе был использован, в первую очередь, историко-психологический метод, который помог нам разобраться, какое место на сегодняшний день занимает буддизм в Бурятии в психологическом аспекте.
Объектом работы является буддизм в психологии этноса бурят.
Предметом исследования является процесс развития и становления буддизма, также его влияние на культурную и общественную жизнь Бурятии.
Цель работы заключается в исследовании влияния буддизма на быт и культуру этноса бурят, путем идентификации социального опроса.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. выявить особенности понимании религии буддизма в мировоззрении людей, и его особенности в самоидентификации в разновозврастных категориях этноса бурят.
2. выяснить влияние буддизма на жизнь и мировоззрение народа и молодёжи Бурятии на становление особенности истории.
3. изучить проблемы упадка ценностей буддизма и культуры Бурятии.
Хронологические рамки датируются с XVIII века, с 1741г. с официальным принятием буддизма в России, после указа Елизаветы Петровны, по которому в стране признаётся ламаистская вера.
Проблема психологии буддизма стала интересовать историков уже со второй половины XIX века. Непосредственно в это время выходит в свет книга В.В. Мантатова «Психологические аспекты буддизма», вся работа которая посвящена данной теме. Автор считает, что проблема очень важна и требует дальнейшего исследования, в рамках историко-психологического аспекта.
Ценным трудом для исследования данной темы является труд Н.В. Абаева «Буддизм. Культурно-психологические традиции народов Востока» где были исследованы актуальные вопросы методологии и методики историко-психологического изучения буддизма
Важным этапом работы было, основательное изучение одних из самых известных работ в исследовании буддизма, основоположников отечественной буддологии О.О. Розенберга, К.М. Герасимовой, А.А. Насонова, Н.В. Ф.И. Щербатского, В.П. Ковалевского, М.В. Монгуш.
Бурятию не случайно называют центром буддизма в России. Эта традиционная характеристика, несомненно, связана с уровнем развития философии и духовной культуры еще в далеком прошлом в истории бурят. Одним из центральных оснований психологии буддизма этноса бурят, обусловлено тем, что буддизм является принятием религии, как зачаток традиции передаваемый от поколения в поколение.
Анализируя степень роли исследованности буддизма в формировании национальной культуры Бурятии, мы убедились, что к сегодняшнему моменту накоплен богатейший научно-теоретический материал, который посвящен теме культуры и истории буддизма, как в России в целом, так и в Бурятии в частности, но психологические аспекты буддизма, изучены далеко не достаточно. И всё же несмотря на некоторые достижения в изучении буддизма в Бурятии, проблема в целом осталась недостаточно разработанной.
Таким образом, тема «Буддизм в культурно-психологическом аспекте» еще только начинает разрабатываться. А, следовательно, перед нами открываются широкие возможности в изучении данного исследования.
Структура данной работы включает в себя содержание, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.
В рамках данного теоретического исследования, мы рассмотрели буддизм в культурно-психологическом аспекте на основе исследуемых источников, выявив, что данный вопрос тесно связан с проблемой этноса с самоидентификацией бурят в его историко-психологических аспектах. Осмысления проблемы буддизма и представлений этноса бурят, оказалось невозможной без осмысления историки-психологической особенностью формирования бурятской культуры.
Итак, основные поставленные автором задачи были выполнены.
В выявлении особенностей понимании религии буддизма в мировоззрении людей, и его особенности в самоидентификации в разновозврастных категориях этноса бурят. Также мы выяснили, влияние буддизма на жизнь и мировоззрение народа, и молодёжи Бурятии на становление особенности истории, и изучили проблему упадка ценностей буддизма и культуры Бурятии.
Именно поэтому в первой главе мы исследовали буддизм и его значение в его историческом и культурном аспекте. Фокусом нашего историко-психологического подхода стало влияние буддизма на этнос бурят, и на становлении культуры и общности нации. Также мы рассмотрели ключевую особенность психологического аспекта с исторической зрения. В этой же главе мы исследовали феномен Хамбо ламы Итыгелова, как фактор изменения психологии этноса бурят в общей этно-культурной роли буддизма нынешней Бурятии. Следовательно, мы пришли к выводу, что на современном историческом этапе культуры народа Бурятии, влияние буддизма сыграло ключевую роль в становлении культуры и истории в целом.
Во второй главе, мы рассмотрели проблему представления о буддизме в разновозрастных категориях этноса, и пришли к выводу , что важнейшая современная ценность является правильное представление религии и её 35
правильное исповедование. Также, мы обращаемся к анализу источников опроса таких как исторические традиции и обряды, роли влияния буддизма на этнокультуру. Изучение проблемы представлении о буддизме нашло место на современном религиозном этапе развитии. Религия, в свою очередь, представляет собой основную историческую стержневую конструкцию, с которой связано развитие культуры Бурятии.
Во второй подглаве, мы рассмотрели проблему упадка ценности буддизма и культуры Бурятии у молодежи, очертив основные аспекты упадка и разрешив ее проблемы.
В ходе рассмотрения роли буддизма в развитии современной культуры Бурятии, мы обратились к результату социологических исследований проведенных в разновозрастных категориях этноса. Результаты исследования позволили нам сделать вывод что буддизм является, с одной стороны, основой культуры бурят, но с другой стороны, опрос выявил снижение роли влияния буддизма у молодого поколения. Высокая степень значимости религии в жизни верующих в средневозрастной категории является важным этноинтегрирующим фактором, который является естественным результатом семейной социализации и культурным наследием предков.
Ввиду сложности и необъятности предмета нашего исследования, а также его малоизученнности, все источники строятся на основе опроса последователей буддизма.
Таким образом, мы пришли к выводу, что буддизм на территории Бурятии действительно играет культурообразующую роль, являясь основным компонентом историко-психологического подхода.
В заключение, мы подвели итоги теоретического исследования, сформулировали основные выводы и соотнесли заявленным опросом, озвученные во введении.