Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И МАРКЕРЫ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ (ТОМСКИЙ КЕЙС)

Работа №181203

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 4
Глава 1. Культурная (этническая) идентичность: теоретическая модель 10
1.1 Культурная (этническая) идентичность: определение понятия, подходы к изучению 10
1.2 Культурная (этническая) идентичность: структура, функции, формирование,
стратегии поддержания, типы 14
Глава 2. Исторические аспекты формирования и воспроизводства культурной идентичности («немецкости») российских немцев г. Томска 19
2.1 Основные вехи истории немецкого населения г. Томска 19
2.2. Роль общественных организаций российских немцев в воспроизводстве
этнокультурных особенностей немецкого населения г. Томска 28
Глава 3. Маркеры и механизмы формирования культурной идентичности немцев г. Томска 38
3.1 Маркеры культурной идентичности немцев г. Томска 38
3.2 Механизмы формирования культурной идентичности немцев г. Томска 47
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 56
Приложение А 61


Актуальность исследования. Россия - одна из самых многонациональных стран мира. Только на территории Томской области проживают около 140 этнических групп. До недавнего времени многие этносы были поражены в правах, и некоторым их представителям приходилось замалчивать о своей особой культурной идентичности. В государстве превалировала идея создания единой советской нации. Однако демократизация общества в перестроечный период активизировала национальные процессы. Они сопровождались ростом национального самосознания и обострением межэтнических отношений.
Помимо этого культурная идентичность стала актуальной в условиях глобализации и размывания этнических границ. Уже сейчас ставятся вопросы о дальнейшем будущем этносов. Дискриминационная политика по отношению к немецкому населению на протяжении всего ХХ в., смена компактного характера расселения дисперсным, массовый выезд в Германию, увеличение доли городского населения - все это стало факторами к ассимиляции и размыванию культурной идентичности. Российские немцы утрачивают свои обычаи, традиции и язык. На культуру оказывают большое влияние активные контакты с Германией. Исследователи заявляют не только о трансформации этнокультурной идентичности, но и о ее кризисе. Однако, несмотря на это, этническая группа российских немцев продолжает сохранять свою самобытность. В связи с этим становится актуальным изучение механизмов сохранения и воспроизводства культурной идентичности.
Степень изученности темы. Специальных работ, посвященных исследованию культурной идентичности российских немцев г. Томска, на данный момент нет. Всю историографию можно разделить на два блока. В первый блок входят работы, касающиеся исторического и институционального аспекта формирования культурной идентичности российских немцев в Томске.
История немцев г. Томска и Томской губернии в конце XIX - начале XX вв. освещена в работах Г.Н. Алишиной и И.В. Нам . Авторами рассматривается история появления немцев в регионе, их сферы деятельности, отношения с местным населением. Также уделяется особое внимание оформлению и работе такого социального института, как лютеранская община. Дальнейшая деятельность религиозных институтов и их история исследована в работах И.В. Нам и Д. Бурлакова, А. Ган и Л. Пудан .
Ключевыми моментами истории, оказавшими наибольшее воздействие на формирование культурной идентичности немцев Томска, являются депортация немецкого населения в годы Великой Отечественной войны из европейской части СССР в Сибирь, повторная депортация в Томскую область и жизнь на спецпоселении. События этого периода описаны в статьях таких исследователей как И.В. Нам и Т. Шульга и Л.П. Белковец . Правовое положение немецких спецпоселенцев и процесс снятия их с учета исследовал А.А. Шадт . Им также проанализирована деятельность центральных и региональных, партийных и государственных органов по приему, хозяйственному устройству немцев-спецпоселенцев. В целом положение немецкого населения Кемеровской, Новосибирской и Томской областей с момента депортации до 1990-х гг. рассмотрено в работах Е.В. Конева .
В изучении истории российских немцев 1990-х гг. центральное место занимают исследования о движении за восстановление автономии и реабилитацию российских немцев, а также о развитии самоорганизации в рамках национально-культурной автономии и национально-культурных организаций. Эта тема отражена в статьях Т.С.
Иларионовой и И.В. Нам .
Для изучения современного положения немцев в Томске важное значение имеет энциклопедия «Томская область: народы, культуры, конфессии» под редакцией О.М. Рындиной. Статьи в этом сборнике посвящены национально-культурным организациям, действующим на территории Томской области: их образованию, становлению и развитию. В основу многих работ положены эксклюзивные материалы, опубликованные авторами - руководителями или активными деятелями национально-культурных и религиозных институтов. Истории общественных организаций посвящены статьи Э. Вольф , И.Я. Шейрман , И.В. Крайсман , А.Ф. Файт и Н.И. Рукс . Деятельность в сфере образования отражена в работах А.А. Фрицлер и И.Е. Сахаровой .
Во второй блок историографии входят работы, в центре которых находится культурная идентичность российских немцев. Особого внимания заслуживают статьи Т.Б. Смирновой и В.С. Курске . В них анализируется сложившаяся языковая ситуация, роль немецкого языка как маркера идентичности и механизмы воспроизводства и преемственности немецкой идентичности на всероссийском уровне. Существует множество исследований посвященных проблемам самоидентификации российских немцев в отдельных регионах .
Таким образом, на данный момент есть достаточно большое количество литературы, в которой отражены исторический и институциональный аспект формирования этнической идентичности российских немцев. Также имеется достаточное количество работ по изучению идентичности различных групп немецкого населения, проживающих за пределами Томской области, что дает возможность применить сравнительно-исторические методы.
Объектом исследования выступают российские немцы г. Томска. Они являются четвертой по численности национальностью (после русских, татар и украинцев) в Томске. Их численность по данным Всероссийской переписи 2010 г. составляет 3816 чел. - 0,74% от общего числа жителей.
Предметом исследования является культурная идентичность российских немцев, маркеры и механизмы ее формирования.
Цель исследования - определить исторические факторы, механизмы формирования и маркеры культурной идентичности российских немцев.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Выявить основные исторические факторы формирования культурной идентичности российских немцев;
- Рассмотреть институциональный аспект формирования культурной идентичности российских немцев;
- Выявить основные маркеры и механизмы формирования культурной идентичности российских немцев.
Хронологические рамки исследования - современность, понимаемая автором как конец XX - начало XXI в. Однако при рассмотрении исторических факторов формирования культурной идентичности российских немцев хронологические рамки были расширены до конца XIX в.
Территориальные рамки ограничены пределами г. Томска.
Теоретико-методологической базой исследования выступает
конструктивистский подход к проблеме культурной (этнической) идентичности.
С точки зрения конструктивизма этническая общность - это группа людей, члены которой имеют общее название и элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности . При этом этническая группа является результатом социального конструирования.
При рассмотрении этнической общности ключевую роль играет понятие «культурная граница». Ф. Барт понимает под культурной границей социальную границу, которая при взаимодействии одной этнической группы с другой поддерживается путем критериев определения принадлежности. Такими критериями служат культурные различия (маркеры). В свою очередь, маркеры являются результатом исторических, политических, экономических условий и конкретных ситуаций .
Важными аспектами культурной идентичности выступают «когнитивный», «аффективный» (эмоционально-оценочный) и «поведенческий» компоненты .
Для маркирования границ группы необходимо иметь представления и объективные знания о своей этнической общности - знать историю, язык, традиции и др. В этом проявляется когнитивный компонент. Аффективный компонент можно увидеть в чертах характера, приписываемых определенному этносу (стереотипы). Поведенческий компонент представляет собой вовлеченность человека в социальную жизнь и культурную практику этнической группы (участие в национально-культурных, социальных и политических организациях, поддержание традиций, использование языка) .
Также при исследовании культурной идентичности важно учитывать ее обусловленность историческими и социальными факторами. Так уровень культурной идентичности может быть высоким, средним, низким или вообще отсутствовать. Его изменение может зависеть от социально-политической ситуации, напряжений, конфликтности, возможности социальной мобильности, участия во власти.
Методы исследования подразделяются на две группы: методы сбора информации и методы анализа полученных данных.
Основными методами сбора данных являлись полуструктурированное интервью и включенное наблюдение.
В качестве методов анализа были использованы такие: качественный анализ данных интервью, интерпретативный анализ данных, опубликованных в исследовательской литературе.
Источниковая база исследовательской работы. В исследовании были использованы данные, полученные в результате интервью (7 человек). В число респондентов вошли представители молодежи российских немцев (5 человек), из них участвуют в жизни общественных организаций 3 человека. Старшее поколение (от 50 лет) представлено двумя респондентами.
Еще одной группой источников исследовательской работы являются материалы сайта «Немцы Томской области» . Благодаря сайту можно узнать об осуществляющейся деятельности национально-культурных общественных организаций.
В работе используются данные переписей , результаты всероссийского опроса и мониторинга общественных организаций российских немцев , проводимого в 2009 г. В опросе приняло участие 1500 российских немцев, среди них 808 человек из Сибирского ФО. Его данные охватывают основные характеристики этнокультурного общества - этнодемографическую и социальную структуру, родной язык, национальную культуру, идентичность, межнациональные установки и миграционную ситуацию. Это позволяет выявить основные маркеры культурной идентичности и определить уровень их значимости. В данных мониторинга содержится информация о направлениях деятельности, целевых программах и группах населения, на которые рассчитана деятельность центров.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Культурная идентичность российских немцев идентичности является результатом исторических, политических, экономических условий и конкретных ситуаций. В ходе работы были выявлены основные исторические факторы оказавшие влияние на ее формирование.
Немецкое население в Томске появилось еще в середине XIX века. Оно было представлено в государственном управлении, преподавательской деятельности, предпринимательстве и сфере обслуживания населения. Однако подавляющее большинство немецкого населения Томска и Томской области - это результат депортаций периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет. Следовательно, главными факторами, повлиявшими на культурную идентичность, являются депортация, жизнь на спецпоселении, а также активное движение за восстановление автономии и реабилитацию российских немцев, которое дало толчок к развитию самоорганизации в рамках национально-культурной автономии и национально-культурных организаций. Изменения, произошедшие в политической и экономической жизни страны в 90-е гг. стали фактором, повлекшим за собой значительное сокращение численности немецкого населения в связи с выездом в ФРГ. В то же время изменение политической ситуации и возможность эмигрировать в Германию привели к актуализации культурной идентичности среди российских немцев.
Важную роль при формировании культурной идентичности российских немцев играет институциональный аспект. Для немецкого населения в середине XIX века главным социальным институтом конструирования культурной идентичности была Лютеранская церковь Святой Марии. При ней также осуществляли свою деятельность Томское евангелическо-лютеранское дамское благотворительное общество и двухклассная школа. Церковь временно прекратила свою деятельность в середине 1930-х гг. В 1950-х гг. Лютеранская община продолжила деятельность, однако охватывала малое количество людей. Большая же часть немецкого населения не имела никаких социальных институтов направленных на сохранение культурной идентичности. Это, в свою очередь, стало одним из факторов, прервавших механизм передачи этнокультурных ценностей, что привело к частичной ассимиляции немецкого населения, выразившемся в росте национально-смешанных браков и утрате родного языка.
Восстановление социальных институтов произошло с началом демократизации. В Томске появились национально-культурные автономии, отделение общества «Возрождение», Российско-немецкий дом, различные фонды и общества, школы с углубленным изучением немецкого языка. Основными направлениями этих организаций на данный момент являются сохранение и развитие национально-культурной самобытности российских немцев, популяризации их исторического и культурного наследия, решение социальных вопросов. Широкий круг деятельности - образование, религия, этнокультурные и социальные проекты, национальные праздники - все это позволяет охватить разные категории людей. Тем самым, создаются предпосылки для воссоздания механизма этнокультурной преемственности поколений, который в настоящее время в рамках института семьи оказался во многом разрушен.
Задача по выявлению маркеров культурной идентичности российских немцев была решена следующим образом. Основным маркером в настоящее время является происхождение, понимаемое как наличие немецких корней (даже в смешанных семьях этот показатель достигает 53,6%). При этом не существует зависимости между близостью родства с немцами и уровнем культурной идентичности. Люди, у которых родители - немцы по крови, могут не относить себя к немецкому народу. В то же время, те, кто имеет более дальних родственников, могут считать себя немцами. Все зависит от внешних факторов формирования идентичности и важности этнической идентичности для самого человека. Несмотря на то, что идентичность не связана напрямую с родством, все же, тем, кто имеет немецкую фамилию, несколько проще «быть немцами», чем тем, у кого русская или любая другая фамилия, так как в фамилии уже заложен маркер принадлежности к немецкому народу.
Тесно связан с происхождением и историей семьи такой маркер границ этнической идентификации как общая историческая судьба. Ключевым моментом в историческом прошлом российских немцев является депортация.
Одним из маркеров культурной идентичности российских немцев выступает культура. Однако традиций, поддерживаемых в повседневной жизни, сохранилось немного. В основном, это большие праздники, такие как Рождество и Пасха. При их проведении наблюдается смешение с русскими традициями. Сохраняет свое значение национальная кухня. Старшее поколение готовит традиционные блюда в силу привычки. Для молодежи традиционная кухня имеет больше символический характер, и редко используется в обыденной жизни.
Язык, несмотря на утрату и сокращение сфер его применения, продолжает играть важную роль при определении этнокультурных границ группы. Среди немецкого населения распространены как диалекты, так и литературный немецкий язык (Hochdeutsch). Носителем диалектов и говоров является старшее поколение. Молодежь же предпочитает изучение литературного немецкого языка. Поэтому со временем ожидается переход немецкого населения на Hochdeutsch. В свою очередь, высокий уровень владения языком встречается достаточно редко. Это связано с тем, что для поддержания внутриэтнического общения язык уже не играет значимой роли, и единственной необходимостью для его изучения являются связи с Германией. Но даже ограниченное применение языка в виде минимального набора слов, таких как пожелания, приветствия, песни, молитвы, подчеркивает немецкий характер тех или иных действий, тем самым маркируя этническую границу.
Религия на данный момент уже не является ключевым маркером, как это было в прошлом, когда роль основного идентификатора выполняла не этническая, а религиозная принадлежность. Размытость конфессионального состава и ограниченное влияние церкви на повседневную жизнь российских немцев делает невозможным для религии стать консолидирующим фактором в этнической идентичности. И, несмотря на то, что культура российских немцев тесно связана с ней, на данный момент наблюдается отделение культуры от религии. Это выражается в том, что праздники утрачивают свой религиозный характер и поддерживаются формально.
В рамках работы была решена задача по выявлению механизмов формирования культурной идентичности российских немцев. Одним из таких механизмов является семья. Несмотря на то, что механизм этнокультурной преемственности поколений в рамках института семьи в силу определенных факторов оказался во многом разрушен, она продолжает оказывать влияние на формирование культурной идентичности посредством передачи традиций. Помимо этого семья выполняет еще одну важную функцию. Она способствует воспроизводству такого маркера как общая судьба. Так как именно история своей семьи зачастую становится причиной интереса к истории российских немцев. Семья сохраняет свое значение в поддержании языка, однако преимущественно среди старшего поколения. Так как для молодежи характерно изучение языка в образовательной сфере.
Следующим механизмом формирования являются общественные организации. Именно они предоставляют возможность познакомиться более подробно с традиционной культурой российских немцев и выучить немецкий язык. Организации также способствуют воспроизводству такого маркера как общая историческая судьба, через знакомство участников организаций с историей российских немцев.
На формирование культурной идентичности большое влияние оказывают связи с Германией. Современная культура российских немцев - это синтез их традиционной культуры и культуры Германии. Через различные формы взаимодействий (проекты, поддерживаемые Германией, поездки в Германию) транслируются представления о немцах России как о части немецкого этноса. В свою очередь, при взаимодействии с немцами из ФРГ, происходит обратный процесс - осознание того, что российские немцы это отдельный народ.
Таким образом, на данный момент наблюдается трансформация культурной идентичности российских немцев, которая проявляется в утрате обычаев, традиций и родного языка, замене одних маркеров другими, появлении новых механизмов воспроизводства. Однако, несмотря на это, этническая группа российских немцев продолжает сохранять свою самобытность.



1. Всероссийская перепись населения 2002 года. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.perepis2002.ru (дата обращения: 25.04.2018)
2. Всероссийская перепись населения 2010 г. Итоги. [Электронный ресурс] //
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области. - URL:
http://tmsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/tmsk/ru/census and researching/census/national census 2010/score 2010/score 2010 default (дата обращения: 25.04.2018)
3. Немцы Томской области: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tomdeutsche.ru/ (дата обращения: 18.05.2018)
4. Смирнова Т.Б. Результаты этносоциологического опроса и мониторинга
общественных организаций российских немцев // Немцы новой России: проблемы и перспективы развития: Материалы 2-й международной научно-практической
конференции. Москва, 7-9 декабря 2009 г. - М.: «МСНК-пресс», 2010. - С. 6-59
Литература:
5. Авдашкин А.А. «Кто мы и где наша Heimat?»: этническая идентичность российских немцев на рубеже XX-XXI вв. (на материалах Челябинской области) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2015. - № 1 (28). - С. 116-124
6. Алишина Г.Н. Немцы Томска в конце XIX - начале ХХ в.: "немецкий след" в пространстве города // Вестник Томского государственного университета. История. - 2015. - № 5. - С. 86-90
7. Алишина Г.Н. Немцы Томской губернии в конце XIX - начале ХХ в.: стратегия и практики диаспорализации: дис. ... канд. ист. наук. - Томск. - 2013. - 324 с.
8. Арутюнян Ю.В. Этносоциология : учеб. пособие для вузов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 271 с.
9. Барбашина Э.Р. Об этническом будущем российских немцев: сохранение, трансформация, ассимиляция? // Ключевые проблемы истории российских немцев. - М., 2004. - С. 162-176
10. Беккер Ф. Этничность и миграция: критическое прочтение понятия этничности в миграционных исследованиях // Ab Imperio. - 2001. - №3. - С. 67-95
11. Белковец Л.П. Нарымская эпопея немцев Поволжья в 1941-1945 гг. // Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект. - М.: Готика, 1998. - С. 284-313
12. Бурлаков Д. Евангелическо-лютеранские общины г. Томска / Д. Бурлаков, А. Ган, Э. Кем, Л. Пудан // Томская область: народы, культуры, конфессии: Энциклопедия / отв. ред. О.М. Рындина. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2007. - С. 330-333
13. Вольф Э. Томская региональная общественная организация немцев «Wiedergeburt» («Возрождение») // Томская область: народы, культуры, конфессии: Энциклопедия / отв. ред. О.М. Рындина. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2007. - С. 287¬289
14. Восток России: миграции и диаспоры в переселенческом обществе. Рубежи XIX-XX и XX-XXI веков. - Иркутск, 2011. - С. 323-435.
15. Иларионова Т.С. Между надеждой и отчаянием: десять лет новейшей истории национального движения российских немцев (1991-2000 гг.) // Немецкое население в постсталинском СССР, в странах СНГ и Балтии (1956-2000 гг.) - М., 2003. - С. 154-167
...47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ