Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЙОМСВИКИНГИ: ОБРАЗ СКАНДИНАВСКИХ ВОИНОВ В ИСТОРИОГРАФИИ ИИСЛАНДСКИХ САГАХ

Работа №181187

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы92
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1 Йомсвикинги как предмет полидисциплинарного научного анализа в исследованиях XX
века 15
1.1 Йомсборг и его обитатели в исторических исследованиях XX века 17
1.2 Йомсборг и его обитатели в археологических исследованиях XX века 24
1.3 Йомсборг и его обитатели в филологических исследованиях XX века 29 2 Йомсвикинги как предмет полидисциплинарного научного анализа в исследованиях XXI
века 35
2.1 Йомсборг и его обитатели в исторических исследованиях XXI века 35
2.2 Йомсборг и его обитатели в археологических исследованиях XXI века 41
2.3 Йомсборг и его обитатели в филологических исследованиях XXI века 44

3.1 Исландские саги о йомсвикингах 52
3.2 Опыт интерпретации феномена йомсвикингов как социальной группы 66
3.3 Опыт интерпретации феномена йомсвикингов как индивидов 71
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 78


Вторая половина X - начало XI вв. в истории Скандинавии - период, близкий к завершающему этапу эпохи викингов, для которого характерны процессы централизации королевств Норвегии и Дании, а также активная военная экспансия данных стран в Западную Европу. Параллельно в самих северных королевствах проходил и процесс христианизации. Количество разрозненных набегов викингов, возглавляемых отдельными предводителями, к этому времени начинает сокращаться и экспансия приобретает более организованный характер. На фоне территориального укрупнения и укрепления централизованной власти в королевствах Швеции, Дании и Норвегии между этими державами возникают политические противоречия, в первую очередь, территориального и религиозного характера. Данный контекст оказывал влияние не только на содержание походов норманнов, но и на их восприятие своего ремесла и образа жизни. Рассматривая этот вопрос, следует обратить внимание на феномен полулегендарного братства воинов из крепости Йомсборг, функционировавшего в данный период и сочетавшего в себе как черты независимой дружины викингов, профессиональной наемнической армии, так и военного структурного подразделения войск датской державы.
Йомсборг - обособленная крепость, располагавшаяся в конце X - начале XI вв. на южном побережье Балтийского моря, в устье реки Одер на территории современного острова Волин, где в настоящее время располагается одноименный польский город. Обитатели крепости именуются в исландских сагах йомсвикингами и предстают скандинавскими воинами, осуществлявшими грабительские рейды в страны Балтийского региона и на территории королевств Скандинавского полуострова, а также принимавших участие в военных столкновениях между правителями Скандинавских стран. Топоним jomsvikingr обозначал викингов из земли Йом в Померании, где находилась легендарная крепость Йомсборг.
Актуальность. Феномен йомсвикингов стал изучаться историками наиболее активно с первой половины XX в. с развитием археологии как науки и остается предметом научного анализа по сей день. Большая часть работ представлена археологическими очерками, нацеленными преимущественно на проверку исторической достоверности легенды на основе результатов раскопок на побережье Балтийского моря и южной части Скандинавского полуострова. На данный момент сюжет, связанный со скандинавскими воинами стал активно рассматриваться с точки зрения филологии, поскольку факт вымышленности воинов с 1990-х гг. стал конвенциональным среди историков и археологов. Данные исследования посвящены вопросам происхождения рукописного текста и его сравнением с другими версиями легенды, а также жанровыми и стилистическими характеристиками текста «Саги о Йомсвикингах» в контексте изучения исландской литературной традиции. Меньшая часть исследований включает работы историков, которые на основе синтеза археологических и источниковедческих данных рассматривали вопросы исторической достоверности описываемых в саге событий и личностей.
Так, братство йомсвикингов на данный момент изучается усилиями трех научных дисциплин - истории, археологии и филологии, каждая из которых представляет разный взгляд на источники и предлагает новые их интерпретации. Историография феномена йомсвикингов являются малоизученными ракурсом, который ранее лишь частично затрагивался в монографии польского ученого Б. Станиславского «Йомсвикинги из Волина-Йомсборга - археологическое изучение проникновения скандинавской культуры на польские земли» (2013)2. Анализ истории изучения Йомсборга и конструирования образа его обитателей в ракурсе полидисциплинарного изучения является новым, ранее не применяемым подходом к рассмотрению темы, что обуславливает научную актуальность исследования.
Изучение легендарного сюжета также имеет общественную актуальность. Накопленный массив исследований феномена йомсвикингов привел к созданию в 2008 году ассоциации «Центр славян и викингов Волин-Йомсборг-Винета» , в состав которого входят как люди, специализирующиеся на изучении истории и археологии предполагаемого Йомсборга, так и просто увлеченные этой историей лица. Деятельность ассоциации направлена на воссоздание жизни жителей Волина и продвижение культурного наследия раннесредневекового города. Благодаря деятельности центра в Волине ежегодно проводится фестиваль славян и викингов, являющийся одним из наиболее крупных европейских культурных мероприятий исторического характера и собирающий около 30 тысяч участников из разных стран мира. С братством йомсвикингов связано множество музыкальных произведений, вдохновленных культурой легендарных скандинавов. Также в Западной Европе существуют реконструкторские клубы, названных в честь рассматриваемых воинов.
Приведенные примеры общественной рецепции образа йомсвикингов подтверждают востребованность подобных сюжетов в современном обществе. Однако такое восприятие воинов способствуют закреплению в историческом сознании романтического взгляда на них, а также возведению их в стан национальных мифологических героев. В частности, ряд современных занимающихся исследованиями Волина археологов В. Филиповяк, М. Богацки и К. Кокора отмечали, что большой успех фестиваля славян и викингов стал существенной проблемой, поскольку мероприятие все дальше и дальше отходит от своей главной цели - исторически достоверной реконструкции раннесредневекового Волина. Это проявляется в том, что в рамках фестиваля редуцируется образ славянского населения, не учитываются при восстановлении ввиду современной гендерной повестки патриархальные аспекты быта, положение женщины, смешиваются польская национальная традиция и произвольные исторические факты. Авторы настаивают на необходимости усиления сотрудничества между администрацией ассоциации и академическими учреждениями с целью недопущения искажения образа Волина- Йомсборга в историческом сознании не только лиц польской национальности, но и всех интересующихся данной темой.
Исследование нюансов образа йомсвикингов, содержащегося в исторических источниках, может способствовать демифилогизации истории йомсвикингов и Йомсборга в историческом сознании, а также - поддержанию и углублению дальнейшего интереса не только к данному сюжету, но и к скандинавской культуре и истории в целом.
Научная новизна. Вопрос об исторической достоверности существования йомсвикингов практически не обсуждается современными исследователями. Подавляющее большинство их уверено в вымышленности персонажей, а также в том, что «Сага о Йомсвикингах» была создана в развлекательных целях. Также было установлено, что автор данного произведения сознательно имитировал стиль своих более древних предшественников. Достоверность Йомсборга доказана слабо, но сам факт существования в устье Одера укрепленного цитаделью торгового пункта, отмеченного скандинавским присутствием, установленный археологами во второй половине прошлого столетия, учеными кардинально пересмотрен не был.
Исходя из данных историографии ясно, что образ йомсвикингов в сагах, вероятно, был задан их авторами и поэтому определение какие либо сущностных характеристик воинов представляется достаточно сложным. Тем не менее, перед нами - средневековый автор, который сознательно подражает своим более древним предшественникам и, следовательно, знаком как с аутентичной техникой изложения информации, так и с её содержанием (скандинавские саги известны тем, что до их письменного оформления, их фактическая канва в первозданном виде передавалась устно от поколения к поколению). Следовательно, автор саги владел определенными знаниями о скандинавских воинах и сознательно гиперболизировал их имеющимися в его распоряжении художественными средствами. Даже учитывая вымышленную природу йомсвикингов, необходимо понимать, что созданный автором образ так или иначе является художественной идеализацией существующих в раннесредневековой Скандинавии военных порядков.
Таким образом, изучение феномена братства воинов из Йомсборга может пролить свет на нюансы военной организации скандинавских боевых дружин второй половины X - первой половины XI вв. Для выявления этих особенностей воинской повседневности может быть применен историко-антропологический подход, который ещё не использовался в историографии рассматриваемой темы.
Рассмотрение феномена йомсвикингов через призму новых ракурсов составляет научную новизну исследования.
Объект исследования - феномен йомсвикингов и крепости Йомсборг и подходы к его изучению в исторической науке XX-XXI вв.
Предмет исследования - репрезентации образа йомсвикингов в исландских сагах XIII века и полидисциплинарные аспекты его интерпретации в историографии XX-XXI вв.
Степень изученности темы. Количество исследований, фокус которых обращен непосредственно к историографии скандинавских воинов невелико и составляет к настоящему моменту всего две работы. Одной из таких является монография польского археолога Б. Станиславского «Йомсвикинги из Волина-Йомсборга - археологическое изучение проникновения скандинавской культуры на польские земли» (2013), в которой автор посвятил целую главу «Спор о Йомсборге» историографическому очерку историкоархеологического изучения проблемы Йомсборга и йомсвикингов с 17 в. по 2010 г. Второе исследование представлено в статье другого польского историка Я. Моравца «Междисциплинарность исследования легенды о Йомсборге» (2018), где он, на примере анализа ряда ключевых исследований по истории, литературоведению и археологии обосновал комплексность легенды о Йомсборге и необходимость работы над ней в ключе междисциплинарного подхода. Так, если первое исследование имеет сугубо аналитический или даже обзорный характер, то второе является проблемной работой, манифестом дальнейшего направления изучения проблемы. Поскольку в работе Станиславского историография Йомсборга изучена лишь до 2010 года и в основном с упором на археологические исследования, а статья Моравца освещает лишь ключевые работы, то можно свидетельствовать о том, что история междисциплинарного изучения Йомсборга и его обитателей изучена достаточно слабо.
Историографию изучения самих йомсвикингов и крепости Йомсборг можно разделить на четыре тематических блока, выделенных на основании методологического различия.
Превалирование описательных подходов (1778-1855 гг.) Для большинства исследований характерно изучение истории Йомсборга и йомсвикингов исключительно на основе анализа средневековых хроник и акцент на пересказывании сведений из них. Основным аспектом, интересующим ученых являлось местоположение крепости. Впервые проблемой заинтересовался датский архивист Я. Лангебек, который, интерпретируя данные посланий Адама Бременского, в 1778 г. высказал предположение о том, что Йомсборг находился на северо - западе современного острова Узедом. Немецкий историк Л. Гизебрехт на основе анализа сочинений Саксона Грамматика в 1827 году предположил, что Йомсборг находился близ устья реки Свины, разделяющей острова Волин и Узедом. Он назвал сагу о йомсвикингах романтической и лишенным исторических сведений источником. С такой трактовкой сведений саги и локализацией Йомсборга в 1839 году согласился историк Ф. Бартольд, который также высказался о политической функции крепости, назвав её вассальным владением польской династии Пястов. В 1840 году датский историк Т. Дальманн впервые признал значимость данных саги для исследований Йомсборга, а также соглсился с его локализацией на острове Узедом. В то же время он отказался от отождествления Волина и Йомсборга, оспорив тезисы предыдущих авторов....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из анализа историографии и источников по теме, можно сделать ряд выводов по поставленным нами задачам. Больше всего по проблематике феномена йомсвикингов и крепости Йомсборг за XX - XXI в. было рассмотрено научных работ по археологии - 43. По истории и филологии было изучено, соответственно, 23 и 13 публикаций.
Были выделены следующие этапы истории изучения йомсвикингов в XX - XXI в. на основе методологического различия: 1) Доминирование эмпирических и описательных подходов (1900-1961 гг.) - изучение йомсвикингов с опорой на содержание письменных источников, высокий уровень доверия к информации из саг; 2) Преобладание сравнительных подходов (1961-2000 гг.) - акцент на синтезе данных археологических и письменных источников и сравнении воинов с другими средневековыми воинскими сообществами; 3) Нарратологический поворот (2000 - н.в.) - особое внимание к
стилистическим и композиционным особенностям текстов саг о йомсвикингах, оформление тезиса о мифологической природе йомсвикингов и рассмотрение образа скандинавских воинов исключительно как фигур пространства текста, имеющих исторические прототипы.
Также на более высоком уровне обобщения были выделены два этапа истории конструирования образа йомсвикингов: Были выявлены два основных этапа истории конструирования образа йомсвикингов: 1) Конструирование образа (1900-2010 гг.) - сборка образа йомсвикингов как исторических персонажей на основе данных источниковедения и археологии; 2) Деконструкция образа (2010 - н.в.) - разборка
исторического образа с позиций литературоведения на составляющие его мифологические и исторически достоверные части, жанровые особенности отдельных сюжетов легенды и стилистические особенности образа.
Были определены характерные черты и специфика ведущих и второстепенных национальных историографий в изучении темы йомсвикингов. К ведущим школам по археологическим исследованиям относятся Польша, Германия, Дания. По историческим - Дания, Польша, Финляндия, Великобритания. По филологическим - Великобритания, США, Швеция, Финляндия. Для исследователей из данных стран характерно наибольшее количество публикаций по данной проблематике, наиболее глубокий анализ её археологических, источниковедческих и литературоведческих аспектов. К менее развитым можно отнести Норвегию и Российскую Федерацию. Учеными из этих стран было опубликовано не более трех публикаций. Для них характерно обращение к тематике со стороны сравнения йомсвикингов с другими воинскими формированиями эпохи, а также изучение феномена Йомсборга в контексте эпохи викингов в истории Скандинавии преимущественно на материале письменных источников.
Говоря о социальном контексте, оказывавшем влияние на интенсивность научной работы можно отметить ряд знаковых событий. До Второй мировой войны исследованиями Йомсборга в основном занимались немецкие археологи, организовывавшие раскопки в месте, где предположительно могла располагаться крепость - на острове Волин в Западной Померании на немецкой территории. По итогам прошедшей в 1945 г. Постдамской мирной конференции территория острова перешла в состав Польши, в результате чего исследования Йомсборга и средневекового Волина стало одной из центральных тем в польской медиевистике и археологии. Раннесредневековый город стал центром восстановления региональной идентичности Померании и на все связанные с его территорией исследования появился политический спрос, что поспособствовало интенсификации национальных исследований. Эти события привели к тому, что польская историография и археология стала лидером по количеству и качеству исследований йомсвикингов и Йомсборга со второй половины XX в. и по настоящее время.
Коммуникация между учеными в основном осуществлялась в традиционной форме - через цитирование работ коллег в публикациях научных журналов. Особенно активной она была среди польских и немецких археологов и историков в довоенный период. В послевоенный период польская историография, являющаяся ведущей, больше замкнулась в собственных границах. Тем не менее, частые случаи публикации работ польских археологов на немецком языке свидетельствует о наличии дискуссий и во второй половине столетия. Интересно, что, несмотря на призывы к усилению взаимодействия, случающиеся в публикациях польских исследователей, контактировали они сами, судя по цитированиям, только с немецкими коллегами, оставляя без внимания достижения англо - американской историографии. На протяжении первой четверти XXI в. улучшению коммуникации между учеными разных стран поспособствовало создание социальной сети «Academia.edu», где стабильно с 2010-х гг. выкладывались публикации, тезисы выступлений, главы монографий и черновые варианты научных работ основных исследователей Йомсборга - Б. Станиславского, С. Аалто, Я. Моравца и др.
Репрезентации йомсвикингов в историографии конструировались в каждой дисциплине на основе данных разных источников и языка описания.
В археологических исследованиях йомсвикинги представлены наиболее скромно, поскольку сборка образ происходила исключительно на основе данных материальной культуры с раскопок на острове Волин. Йомсборг (Волин) по этим данным был крупным по меркам раннего средневековья центром ремесла и торговли и занимал существенное положение в регионе, выступая связующим звеном между торговыми пунктами Дании (Хедебю), Швеции (озеро Меларен) и населением побережья Балтийского моря. Со стороны побережья город был защищен деревянной стеной, а вдоль линии воды располагалась широкая гавань. Обитателями Йомсборга (Волина) по археологическим данным были люди славянской и скандинавской этнической принадлежности. Скандинавская часть населения относилась к элите и отождествлялась с воинами - викингами ввиду находок предметов, стилизованных в стилях Борре и Маммен. Так, говоря о йомсвикингах археологи имеют ввиду скромный набор выше обозначенных характеристик материальной культуры Волина.
В исторических исследованиях Йомсборг функционально также рассматривается как центр торговли либо как поселение скандинавов - посредников в экономических отношениях между датским конунгом Харальдом Синезубым и польскими князьями. Часто крепость сравнивается с вассальным владением польских (князь Мешко I) или датских правителей (конунги Харальд Синезубый и Свен Вилобородый). Сами йомсвикинги признаются историками вымышленными персонажами, характеры, биография и деятельность которых была задана авторами легенды на основе исторических прототипов. В более широком политическом контексте скандинавские воины сравниваются с вассалами конунгов и князей, упомянутых выше, а в самых смелых интерпретациях - с королевской дружиной, прото-наемниками или крестоносцами, ввиду поддержки бастарда Свена Вилобородого и конунга Олафа Трюггвассона, обратившего Норвегию в христианство.
В филологических исследованиях йомсвикинги существуют в полном соответствии с данными исландских саг, как легендарные персонажи, члены братства Йомсборга, живущие по собственным законам и сражающиеся в интересах братства. Их характеры бесстрашных идеальных воинов и интригующие биографии являются результатом группировки реальных фактов из жизни неизвестных нам исторических личностей, вымышленных идей и ситуаций в соответствии с четким каноном исландской литературы с целью, прежде всего, развлечь средневекового читателя.
Так, сравнение репрезентаций скандинавских воинов в поле различных дисциплин показывает, что дискурс о йомсвикингах имеет как минимум три уровня осмысления данного феномена, каждый из которых ограничен собственным языком описания фактов и 76
группой достоверных источников. Можно предположить, что лишь литературоведы, произнося топоним jomsvikingr говорят непосредственно о скандинавских воинах с их уникальными особенностями, а не о группе типологических характеристик, совпадающих с данными саги или наборе предметов материальной культуры, изображающем облик скандинавов из Волина XI века.
Ввиду того, что в исторических исследованиях преобладает рассмотрение феномена йомсвикингов в качестве объекта политических отношений или обезличенной легендарной воинской братии нами был предложен вариант историко-антропологического изучения братства на базе «Саги о Йомсвикингах», «Саги об Олафе сыне Трюггви» и «Саги о Кнютлингах».
Так, йомсвикинги как социальная группа предстают независимой общиной профессиональных морских и пеших воинов, связанных между собой братскими узами ритуального родства, общим уставом и территорией проживания (крепость Йомсборг на южном побережье Балтийского моря, в устье реки Одер). Членами братства были мужчины, выходцы из двух датских родов. Пополнение дружины происходило путем принятия воинов исключительно со стороны и посредством проверки их боевых качеств в испытаниях. В контексте социальной структуры раннесредневекового скандинавского общества братство представляло собой сообщество маргиналов, которые в силу особенностей характеров не прижились в своих родных землях и уплывали в походы викингов с целью занятий грабежом.
Говоря об индивидуальных чертах, свойственных образу йомсвикингов в сагах, в первую очередь необходимо отметить их доблесть, мужество и смелость в бою, постоянную нацеленность на соискание славы, стремление к самовыражению на поле брани, склонность к восприятию смерти как одного из этапов жизни, а также обладание чувством юмора. В религиозном отношении йомсвикинги были язычниками. По роду занятий они были вполне обыкновенными для раннесредневековой Скандинавии морскими воинами, реализующими свои боевые качества в профессии наемных дружинников.



1. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. - М.: Художественная литература. - 1975. - 861 с.
2. Джаксон Т. Н. Сага о Кнютлингах: Перевод и комментарий. Исследования. Научное издание. СПб.: «Издательство Олега Абышко». - 2021. - 512 с.
3. Снорри Стурлусон. Сага о Магнусе Добром / Круг Земной. - М. Наука. - 1980. - С. 378 - 401.
4. Снорри Стурлусон. Сага об Олафе сыне Трюггви // Круг Земной. - М. Наука. - 1980. - С. 97 - 167.
5. Фетисов А. А., Щавелев А. С. Сага о Йомсвикингах // Викинги. Между Скандинавией и Русью. М.: Вече. - 2009. - С. 85 - 136.
Литература
6. Блок М. Апология истории или ремесло историка / Пер. Е. М. Лысенко; Примеч. А. Я. Гуревича. - Москва: Наука. - 1973. - 230 с.
7. Бурнатов А. И. Йомсвикинги: образ скандинавских воинов в исландских сагах // Историческое вече: проблемы всемирной истории: сборник статей Второй Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов и молодых ученых. Великий Новгород, 8-10 февраля 2023 года / отв. ред. А. В. Ушаков; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2023. - C. 41- 49.
8. Всемирная история: В 6 т. / гл. ред. А.О. Чубарьян; Институт всеобщей истории РАН. М.:
Наука. 2011. - Т.2: Средневековые цивилизации Запада и Востока / отв. ред. П.Ю.
Уваров. 2012. - 894 с.
9. Глебова Д. С. XVIII международная саговая конференция "Саги и циркумбалтийская арена" (Хельсинки, Таллинн, 7-14 августа 2022) // Альманах североевропейских и балтийских исследований. - 2022. - № 7. - С. 390 - 399.
10. Гуревич А. Я. «Генезис феодализма» и генезис медиевиста. Злые мемуары в роли предисловия // Избранные труды. Древние германцы. Викинги. - 3 - е изд. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. (Серия «Письмена времени»). - С. 5-22
11. Гуревич А. Я. Датские бурги и походы викингов // Вопросы истории - 1966. - № 1. - C. 215 - 218
12. Гуревич А. Я. История историка. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 288 с.
13. Г уревич А. Я. Некоторые вопросы социально - экономического развития Норвегии в свете археологии и топонимики // Сов. археология. - 1960. - № 4. - С. 218-233.
14. Гуревич А. Я. Норвежские бонды в XI-XII вв. Ч. II // Средние века. М., 1964. - Вып. 26. - С. 3-26
15. Гуревич А. Я. Походы викингов // Избранные труды. Древние германцы. Викинги. СПб.: Изд - во С. - Петерб. ун - та, 2007. - C. 81-186...100



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ