ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНТЕРНЕТ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 10
1.1 ИСТОРИЯ ИНТЕРНЕТА И ФЕНОМЕН ВИРТУАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА 10
1.2 СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА И ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО 23
2. ВИРТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ПРАКТИКИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 32
2.1 ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ КАК ПРОСТРАНСТВО 32
2.2 ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ
ФИПН ТГУ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
Интернет является уникальным явлением в мировой истории, возникнув в конце 1960-ых как продукт сотрудничества Министерства Обороны США с группой ученых из Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе, и пройдя недолгий, но насыщенный путь становления до лавинообразного распространения Всемирной паутины в 1990, к настоящему времени Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни значительного числа людей. Интернет как главная информационная и коммуникационная технология на сегодня стал ключевыми элементами современного общества, движущей силой его развития.
Он оказывает глубокое воздействие на общество и человека, затрагивая все сферы социальной жизни — экономику, науку, культуру, религию, образование, медицину и межличностные отношения. В современной массовой культуре интернет стал объектом особого интереса, фильмы об интернете снимаются классиками документального и игрового кинематографа, о значимых и повлиявших на развитие интернета людях, таких как, например, Марк Цукерберг, создатель крупнейшей в мире виртуальной социальной сети «Facebook» снимаются кассовые, имеющие коммерческий успех и популярность среди зрителей фильмы видными голливудскими режиссерами.
На уровне общественной и политической жизни интернет также становится объектом повышенного интереса и дискуссий, можно вспомнить недавно приятный в России законопроект «О суверенном интернете», вызвавший большую критику в обществе и массовые митинги против изоляции Рунета, или такое понятие как «Твиттер- революция», возникшее в 2009 году после протестов в Молдове и Иране, когда оппозиционно-настроенные силы успешно координировались для протестов и даже смогли привлечь внимание широкой мировой общественности через такие интернет-сервисы как «Twitter», «Youtube» и др.
По определению Манэуля Кастельса, одного из первых исследователей глобальной сети, «Интернет- это коммуникационный медиум, который впервые сделал возможным общение многих людей со многими другими в любой момент времени и в глобальном масштабе» . Но интернет - это не только средство межличностной и массовой коммуникации, это главным образом генератор социальных отношений. Человеческий фактор в рамках организации виртуального пространства стал настолько явственен и важен, что требует пристального антропологического внимания.
Социальные сети - это одно из тех явлений, о которых нельзя не упомянуть в контексте антропологического изучения интернета. Сейчас виртуальные социальные сети оказались одними из самых распространенных ресурсов в интернет -сети, практически не осталось ни одного человека сегодня, который не имел бы аккаунт в какой-либо социальной сети, будь до Вконтакте, Одноклассники или Фэйсбук. На вовлеченность в жизнь современного общества социальных сетей, актуальность их исследования указывает тот факт, в российских школах предлагают ввести новую должность - специалиста по анализу профилей учеников в социальных сетях, который по профилям в социальной сети должен будет отслеживать эмоциональное состояние учащихся.
Актуальность исследования социальных сетей также обуславливается количественными показателями, на сегодня аудитория Вконтакте составляет 97 миллионов пользователей в месяц , это самый широко-охватный социальный сервис в России, миссия которого, по выражению создателей, состоит в том, чтобы «соединять людей, сервисы и компании, создавая простые и удобные инструменты коммуникации». Одни из самых активных пользователей этой социальной сети являются молодые люди от 18 до 28 лет, та возрастная категория, в которую входит студенчество.
Распространение интернета и уже - социальных сетей, привело к появлению новых видов социальных практик, которые меняют привычные формы образования, развлечения, общения и организации быта. Изучение этих новых социальных практик, которыми овладело студенчество благодаря тесному вплетению в свою повседневную жизнь социальных сетей имеет большую актуальность и представляется важной антропологической задачей, поскольку сегодняшнее молодое поколение является основой будущего российского общества, такое изучение позволяет оценить степень и скорость освоения новых технологий, которые сейчас и определяют степень развития современного общества.
Объект исследования - виртуальная социальная сеть «Вконтакте», как пространство реализации социальных практик. Под пространством понимается особая социокультурная реальность, которая предоставляет человеку новые уникальные возможности для взаимодействия в пространстве этой реальности.
Предмет исследования - практики использования этой социальной сети среди студентов (на примере студентов ФИНН ТГУ).
Вопрос исследования - способен ли заменить «Вконтакте», представляющий собой пространство для осуществления практически всех возможных социальных практик внутри интернет-пространства, другие интернет-сервисы, является ли он преимущественно магистральной платформой осуществления этих практик среди студентов.
Цель данной работы состоит в выявлении и описании социальных практик использования виртуальной социальной сети «Вконтакте».
Для достижения исследовательской цели были поставлены такие исследовательские задачи:
1. Реконструировать историко-культурную картину появления интернета для лучшего и глубокого понимания природы этого феномена и тех изменений, которые произошли в современном обществе благодаря его появлению;
2. Раскрыть и провести описание понятия «социальные практики», для того чтобы иметь возможность адекватно оперировать им в дальнейшем;
3. Рассмотреть виртуальную социальную сеть «Вконтакте», ее функционал и предоставляемые пользователям возможности, как пространство для осуществления социальных практик;
4. Выявить и описать такие практики, которые имеют распространение среди студентов ФИНН ТГУ.
Степень изученности: интернет-исследования являются достаточно молодой, но быстроразвивающейся сферой исследований, которая находится в процессе постоянного преобразования и изменения, так как сам интернет постоянно преобразуется и изменяется вследствие появления новых технологий и взаимодействия человека с этими технологиями, приводящими к появлению новых социальных явлений и процессов, что отражает всю сложность и многогранность подобного рода исследований.
Среди исследователей, которые занимались интернетом и процессами преобразования общества вследствие его распространения можно выделить такие фигуры, как М. Кастельса, описавший становление интернета и его влияние на экономику, культуру и другие сферы общественной жизни в своей монументальной монографии «Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе», Г. Рейнгольда и его труд «The Virtual Community», в котором впервые было указано на рождение новой формы социальной реальности - виртуального сообщества, Д.В.Иванова, который в своей работе «Виртуализация общества» , описал «киберпротезирование» институциональных форм общества и др. Также необходимо упомянуть статью Л. М Луценко «Концепции информационного общества и социальная роль информации», в которой исследователь провел обобщение существующих концепций, в которых современное общество рассматривается как информационное, важной составляющей которого является интернет, как коммуникационный медиум, вмещающий в себя и позволяющий обмениваться огромными потоками информации.
Среди работ, посвященных социальным практикам, и с помощью которых они были определены в моей работе как закрепленные культурой рутинные формы взаимоотношений с предметным миром, как мышление и действие в силу закрепленной привычки, с присущими им признаками, характеристика которых дается в соответствующем месте моего исследования, можно выделить такие, как «Практический смысл» П. Бурдье, в которой французский социолог положил начало социологическому изучению практик и «Устроение общества» Э. Гидденса, определивший практики как привычные, повседневные социальные действия, среди российских исследователей можно выделить В.Волкова, О. Хархордина и их работу «Теория практик», определивших теорию практик как стиль исследования, а не как общий набор теоретических положений..
О виртуальных социальных сетях как об особом социокультурном пространстве писали такие исследователи, как Д. Бойд, А. Маркхэм, Д. Миллер, Ефимов Е. Г и др.
О социальных практиках, реализуемых с помощью интернет-пространства, писал А. Л. Радкевич, давший определение таких практикам, как «социальным интернет- практикам», также следует упомянуть о статье «Коммуникативные практики в сетевых интернет-сообществах» В. А. Сергодеева, раскрывающей понятие таких практик, как коммуникативных и выявляющий самые распространенные среди них. Хочется отметить, что отдельных работ, посвященных именно реализации социальных практик в рамках какой-то одной виртуальной сети, мною не было обнаружено, но так как под виртуальной социальной сетью в нашем исследовании понимается особое интернет-пространство, предоставляющее пользователям возможность реализовать практически все социальные практики, которые только можно реализовать в интернет-пространстве, то никак проблем возникнуть не должно.
Отдельно хочется отметить сайт «Клуба любителей интернета и общества» , давший много информации касательно нашего исследования, от, собственно, истории интернета до описания методов, с помощью которых интернет можно исследовать.
Методы исследования подразделяются на две группы: методы сбора информации и методы анализа полученных данных.
Основными методами сбора данных являлись метод автоэтнографии и полуструктурированное интервью.
В качестве методов анализа были использованы такие: качественный анализ данных интервью, интерпретативный анализ данных, опубликованных в исследовательской литературе.
Источниковая база исследовательской работы.
В исследовании были использованы данные, полученные в результате интервью (20 человек). В число респондентов вошли студенты, обучающиеся на ФИНН ТГУ, от 1 до 4 курса бакалавриата, обучающихся на всех представленных на факультете направлениях подготовки.
В работе также используются материалы исследовательской компании «Mediascope», посвященные социальным сетям и способам их использования среди интернет-пользователей и аудитории российского интернета в общем.
Методология
«Теория практик» как эффективный инструмент анализа поведения человека в рамках киберпространств, в работе будет использовано определение, разработанное А. Л. Радкевичем - «социальные интернет-практики», это «конкретная деятельность, состоящая из привычных, повторяющихся действий, содержание которых составляет обмен информацией, реализуемых посредством инструмента — компьютера, подключенного к глобальной компьютерной сети и открывающего доступ к разнообразным базам данных и массивам информации (интернет-контенту)»
Интернет как пространство, качественно равное «оффлайн» пространству.
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений. В первой главе в первом разделе рассматривается сам интернет как феномен современного общества, история его появления, а также те изменения, которые произошли в обществе благодаря его появлению, во втором разделе первой главы раскрывается с опорой на труды зарубежных и российских авторов понятие «социальных практик», формулируется его развернутое определение, и в связи с этим определяется понятие «социальных интернет-практик». В первом разделе второй главы описываются виртуальные социальные сети, преимущественно «Вконтакте», как место осуществления социальных интернет-практик, во втором разделе второй главы на основании собранной в ходе исследований информации выявляются и описываются те социальные интернет-практике, которые распространены среди студентов ФИПНТ ТГУ.
На сегодняшний день интернет и социальные сети являются определяющей силой развития российского общества, обуславливающая трансформацию всех сфер общественной жизни, от экономики, науки, культуры, религии, образования, медицины и вплоть до сферы межличностных отношений.
Виртуальные социальные сети как одни из самых распространенных ресурсов в интернет-сети являются тем полем для исследования, на который должны обратить внимание исследователи-антропологи в силу количественных показателей и того влияния, которое они оказывают на социальную жизнь общества. Исследования, которые касаются интернета и виртуальных социальных сетей, в западной науке распространены на порядок больше, чем в отечественной, что, на наш взгляд, являет актуальность проведения работ в этой области среди отечественных ученых.
Виртуальная социальная сеть «Вконтакте» является самой популярной социальной сетью в России, особенно среди молодого населения, частью которого является российское студенчество. Эта социальная сеть является тем инструментом и пространством, в котором осуществляются многие социальные интернет-практики в силу своей распространенности и богатого функционала, позволяющим осуществлять эти практики.
В ходе данной работы нами были проведена реконструкция историко-культурной картины появления интернета и тех изменений, которые произошли в современном обществе благодаря его появлению, что позволило рассмотреть нами «Вконтакте» как пространство, в котором социальность пользователей выстраивается как аналог социальности «физической», в качественном плане ничем не отличающаяся от нее.
К тому же нами было сформулировано развернутое понятие «социальных практик», а также рассмотрено понятие социальных интернет-практик, которое позволяет пользователям интернета и виртуальных социальных сетей осуществлять традиционные социальные практики, нами был сделан акцент именно на «Вконтакте» как социальную сеть, обладающую широком функционалом, благодаря которому эти традиционные социальные практики могут исполняться в ней.
В ходе нашего исследования были выявлены основные досуговые и коммуникационные практики, осуществляемые студентами ФИПН ТГУ в этой социальной сети. Поставленная нами гипотеза о том, что «Вконтакте» как пространство, обладающее богатым функционалом использования, является магистральным пространством осуществления интернет-практик, не нашла достаточных оснований, практики, реализуемые в этой социальной сети, являются преимущественно коммуникационными, причем, как мы выяснили благодаря проведенной нами работе, такие коммуникационные практики напрямую завязаны на организации и осуществлении учебного процесса.
Через «Вконтакте» студент может находиться на связи со своей учебной группой (все респонденты отметили что их учебная группа имеет виртуальных аналог - чат во «Вконтакте», в котором состоят все члены учебной группы), а также с помощью групп, посвященных деятельности университета (в случае с ФИПН ТГУ это, в первую очередь, будет группа «Факультет исторических и политических наук ТГУ»), кроме этого студенты связываются с преподавателями через «Вконтакте», «Вконтакте» в этом случае вытесняет старую форму связи - через сервисы электронной почты, ведь сейчас практически всех преподавателей можно найти во «Вконтакте», это является гораздо более удобной и практичной формой связи, нежели электронная почта в следствие большей мобильности. Так, один из респондентов подчеркивает необходимость пребывания в этой социальной сети именно через получение всей важной информации по учебе, осуществляемой через общий чат учебной группы и паблики деканата.
Другие же виды практик, такие, как досуговые, например, просмотр видеоматериалов, осуществляются через другие интернет-ресурсы, такие как «Youtube» и другие видеохостинги. В связи с этим нам кажется, что более перспективный анализ социальных интернет-практик должен включать в себя и другие социальные сети и ресурсы, представленные в российском интернет-пространстве. В связи с этим мы считаем важным упомянуть о теории «полимедиа» британского антрополога Дэниела Миллера, согласно которой специфика использования каждого отдельного медиа определяется через отношение к контексту всех остальных медиа, как способной дать более подробную и глубокую картину реализации социальных интернет-практик через сравнительный анализ использования всех представленных в интернет-пространстве ресурсов.
Подводя итог, можно сказать о том, что «Вконтакте» как пространство реализации социальных практик играет важную роль в жизни студента именно в силу того, что в ней реализуются те практики, связанные с организацией учебного процесса, с тем видом деятельности, который и определяет студенчество как социальную группу - принадлежность к учебным заведениям. Другие виды практик - это прослушивание и поиск музыки, просмотр новостей, скачивание книг, скроллинг ленты ради интереса и в целях убийства времени, просмотр мемов или развлекательных пабликов, хранение документов, сохранение фотографий, но все они, как мы выяснили в ходе исследования, осуществляются также и через другие интернет-сервисы, поэтому вышеупомянутая нами теория «полимедиа» может быть применена для более полного и развернутого выявления и описания социальных интернет-практик, реализуемых студентами
Источники:
1. Аудитория интернета в России, данные с Российского интернет-форума (РИФ+КИБ 2019) [Электронный ресурс] // Исследовательское агентство «Mediascope». URL: https://mediascope.net/library/presentations/(дата обращения 01.06.2019)
2Вся статистика интернета на 2019 год - в мире и в России [Электронный ресурс] // WebСanape. URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-
god-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения 01.06.2019)
3.Социальные сети в цифрах, данные с Российского интернет-форума (РИФ+КИБ 2019) [Электронный ресурс] // Исследовательское агентство «Mediascope». URL: https://mediascope.net/library/presentations/(дата обращения 01.06.2019)
Литература:
1. Автоэтнография. Видеолекция. [Электронный ресурс] // ПостНаука, 2016. URL: https://postnauka.ru/video/64437(дата обращения 01.06.2019)
2. Барлоу Дж. П. Декларация независимости Киберпространства. 8.02.1996 // Перевод с англ.: Евгений Горный. URL:http://www.dnn.ru/indep.htm
3. Бурдье П. Практический смысл // Пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко; Отв. ред. пер. и Послесл. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
4. Быков И. А., Филатова О. Г. Технологии Веб 2. 0 и связи с общественностью: смена парадигмы или дополнительные возможности? // Вестник СПбГУ. Язык и литература.
2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-veb-2-0-i-svyazi-s-
obschestvennostyu-smena-paradigmy-ili-dopolnitelnye-vozmozhnosti (дата обращения: 01.06.2019).
5. Вахштайн. В. «Практика» vs. «фрейм»: альтернативные проекты исследования
повседневного мира // Социологическое обозрение Том 7. № 1. 2008. URL: https://sociologica.hse.ru/data/2011/03/30/1211833972/7_1_8.pdf(дата обращения
01.06.2019)
6. Вахштайн. В. Поворот к практике. Видеолекция. [Электронный ресурс] // ПостНаука. URL https://postnauka.ru/video/17489(дата обращения 01.06.2019)
7. Вебер М. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ //Западно-европейская социология XIX-начала ХХ веков. - М., 1996. - С. 455-491.
8. Возникновение интернета. Видеолекция. [Электронный ресурс] // ПостНаука. URL: https://postnauka.ru/video/8313(дата обращения 01.06.2019)
9. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик // СПб: «Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге», 2008. 298 с.
10. Вьюгина Д.М. Особенности медиапотребления цифрового поколения России // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. URL:http://www.mediascope.ru/2386(дата обращения 01.06.2019)
11. В Москве прошел митинг против изоляции рунета [Электронный ресурс] // BBC News Русская служба. URL: https://www.bbc.com/russian/news-47514303(дата обращения 01.06.2019)
12. В Контакте три миллиона [Электронный ресурс] // Социальная сеть «Вконтакте». URL: https://vk.com/blog.php?nid=58(дата обращения 01.06.2019)
13. Герович. В. А. Интер-Нет! Почему в Советском Союзе не была создана общенациональная компьютерная сеть // «Неприкосновенный запас» 2011, №1(75). URL: http://magazines.russ.rU/nz/2011/1/ge4-pr.html (дата обращения 01.06.2019)
14. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. // М.: Академический Проект, 2005. 528 с.
15. Грибов. И. А. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ОТ ВИРТУАЛЬНОЙ
РЕАЛЬНОСТИ К РЕАЛЬНОЙ ВИРТУАЛЬНОСТИ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Грамота, 2012. № 9 (23): в 2-х ч. Ч. II. C. 47-51. URL:
http://scjournal.ru/articles/issn 1997-292X 2012 9-2 11.pdf(дата обращения: 01.06.2019).
16. Гуркина О. А., Мальцева Д. В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 123-130. URL: http://socis.isras.ru/files/File/2015/2015_5/Gourkina.pdf (дата обращения 01.06.2019)
17. Джозеф «Лик» Ликлайдер: «Межгалактическая компьютерная сеть» (1963 год)
[Электронный ресурс] // Коллективный блог «Хабр». URL:
https://habr.com/ru/post/338092/(дата обращения 01.06.2019)
18. Докука С. В. Практики использования онлайновых социальных сетей //
Социологические исследования. 2014. № 1. С. 137-145. URL:
http://socis.isras.ru/files/File/2014/2014 1/Dokuka.pdf
19. Дьяков. А. А. ТЕОРИЯ ПРАКТИК: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
КОНЦЕПЦИИ // Известия саратовского университета 2011 т. 11 сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 1. URL:
https://www.sgu.ru/sites/default/files/Journals/izvestiya/pdf/2013/12/13/2011-1-2.pdf
20. Дэниел Миллер: «Смартфон — самая важная вещь из всего, чем мы сейчас владеем»
[Электронный ресурс] // Интернет-журнал Colta. URL:
https://www.colta.ru/articles/society/12910-deniel-miller-smartfon-samaya-vazhnaya-vesch- iz-vsego-chem-my-seychas-vladeem(дата обращения 01.06.2019)
21. Ефимов Е. Г. Социальные интернет-сети (методология и практика исследования) // Волгоград. гос. техн. ун-т., Волгоград, 2015. 169 с.
22. Жуликов С. Е., Жуликова О. В. Феномен социальных сетей: от математической теории к социальной реализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-sotsialnyh- setey-ot-matematicheskoy-teorii-k-sotsialnoy-realizatsii(дата обращения: 01.06.2019).
23. Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0 // СПб.: "Петербургское
Востоковедение", 2002. 96 с.
24. Информационная диета: почему новости портят нам жизнь [Электронный ресурс] // Материал с сайта T&P. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/8681--news-diet(дата обращения 01.06.2019
25. История интернета. [Электронный ресурс] // Материал с сайта клуба любителей интернета и общества. URL: http://clubforinternet.net/school/lesson3 (дата обращения 01.06.2019)
26. Как изучать историю интернета. [Электронный ресурс] // Материал с сайта клуба любителей интернета и общества. URL: http://clubforinternet.net/school_18/history/2 (дата обращения 01.06.2019)
27. Как соцсети влияют на наше настроение, сон, психическое здоровье и отношения [Электронный ресурс] // BBC News Укра!на. URL: https://www.bbc.com/ukrainian/vert- fut-russian-42694015. (дата обращения: 01.06.2019)
28. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе // Пер. с англ. А.Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 324 c.
29. Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н. Социология интернета: учебник для академического бакалавриата // М., Издательство Юрайт, 2019. 424 с.
30. Клуб любителей интернета и общества [Электронный ресурс] // Интернет-сайт. URL: http://clubforinternet.net/ (дата обращения 01.06.2019)
31. Колозариди П. Соцсети и интернет: взгляд социолога [Электронный ресурс] // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/955(дата обращения 01.06.2019).
32. Корниенко Д.С., Руднова Н.А. Особенности использования социальных сетей в связи с прокрастинацией и саморегуляцией // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 59. С. 9. URL: http://psystudy.ru. (дата обращения: 01.06.2019).
33. Луценко Л. М Концепции информационного общества и социальная функция
информации // Ценности и смыслы. 2010. №5 (8). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii-informatsionnogo-obschestva-i-sotsialnaya- funktsiya-informatsii(дата обращения: 21.05.2019).
34. Мадиану М., Миллер Д. Полимедиа: новый подход к пониманию цифровых средств коммуникации в межличностном общении // Мониторинг. 2018. №1 (143). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/polimedia-novyy-podhod-k-ponimaniyu-tsifrovyh-sredstv- kommunikatsii-v-mezhlichnostnom-obschenii(дата обращения: 01.06.2019).
35. Москалькова предложила ввести в школах должность аналитика соцсетей учеников [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Новая газета» [URL: https://www.novayagazeta.ru/news/2019/05/14/151651-moskalkova-predlozhila-vvesti-v- shkolah-dolzhnost-analitika-sotssetey-uchenikov(дата обращения 01.06.2019)
36. «Мы смотрим на мир через зеркало заднего вида»: интервью Маршалла Маклюэна журналу Playboy [Электронный ресурс] // Материал с сайта T&P. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/8183-marshall_playboy(дата обращения 01.06.2019)
37. Немного об истории "контакта" [Электронный ресурс] // Социальная сеть «Вконтакте». URL: https://vk.com/blog.php?nid=30(дата обращения 01.06.2019)
38. Носова С.С. Сетевое поколение. «Архитекторы» или «геростраты»? // В: Воздушный
замок, Международный журнал по теории архитектуры. Том 19, Номер 32, 2014. С.45-65. URL: cloud-cuckoo.net/fileadmin/issues_ru/issue_32/article_nosova.pdf. (дата
обращения 01.06.2019)
39. О компании [Электронный ресурс] // Социальная сеть «Вконтакте» URL:
https://vk.com/about(дата обращения 01.06.2019)
40. О’Рейли Т. Что такое Веб 2.0 [Электронный ресурс] // Перевод Н. Казаковой. URL: https://old.computerra.ru/think/234100(дата обращения 01.06.2019)
41. Парсонс Т. О структуре социального действия // М.: Академический Проект, 2000. 880 с.
42. Практика. Философский словарь [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии. URL: http://endic.ru/philosophy/Praktika-1827.html (дата обращения 01.06.2019)
43. Поколение Digital Native: цифровое детство меняет будущее человечества. [Электронный ресурс] // «Life» информационный портал, 2016. URL: https://life.ru/t/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA/888939/pokolieniie_digital_native_t sifrovoie_dietstvo_mieniaiet_budushchieie_chieloviechiestva (дата обращения 01.06.2019)
44. Радкевич А. Л. Социальные интернет-практики как объект социологического анализа
[Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 3 2009 URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/3/Radkevich/ (дата
обращения 01.06.2019)
45. Радкевич А. Л. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПРАКТИКИ РОССИЯН В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: автореферат дис... на соискание ученой степени кандидата социологических наук // А. Л. Радкевич. М., 2009.
46. Рогозин Д. Как работает автоэтнография? // RUSSIAN SOCIOLOGICAL REVIEW. 2015.
VOL. 14. NO1 C. 233-234. URL:
http://www.intelros.ru/pdf/socoboz/2015_1/SocOboz_14_1_08_Rogozin.pdf. (дата
обращения 01.06.2019)
47. Росальдо. Р. Скорбь и гнев охотников за головами // Археология русской смерти. 2016.
№2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/skorb-i-gnev-ohotnikov-za-golovami (дата
обращения: 13.06.2019).
48. Сергеев Р. В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-i- studenchestvo-kak-sotsialnye-gruppy-i-obekt-sotsiologicheskogo-analiza(дата обращения: 24.05.2019).
49. Сергодеев В. А. Коммуникативные практики в сетевых интернет-сообществах //
Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2014. №1 (135). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-praktiki-v-setevyh-
internet-soobschestvah (дата обращения: 01.06.2019).
50. Сивков Д. Как технологии влияют на традиционные социальные практики? [Электронный ресурс] // ПостНаука, 2017. URL: https://postnauka.ru/faq/82126(дата обращения 01.06.2019)
51. Социальный контекст смешанной реальности. Видеолекция. [Электронный ресурс] // ПостНаука, 2017. URL: https://postnauka.ru/video/83000(дата обращения 01.06.2019)
52. Хоган Б. Анализ социальных сетей в интернете [Электронный ресурс] // ПостНаука, 2013. URL: https://postnauka.ru/longreads/20259(дата обращения 01.06.2019).
53. Царева А.В. Человек в сети: смена веб-поколений // Журнал социологии и социальной
антропологии 2012. Т. XV. №5 (64) URL:
http://3.intrasoc.z8.ru/sites/all/files/volumes/2012_5/Tsareva_2012_5.pdf. (дата обращения 01.06.2019)
54. Цифровая этнография [Электронный ресурс] // Материал с сайта клуба любителей интернета и общества. URL: http://clubforinternet.net/school_18/ethnography (дата обращения 01.06.2019)
55. Человек в социальных сетях [Электронный ресурс] // ПостНаука, 2017. URL: https://postnauka.ru/faq/80984(дата обращения 01.06.2019)
56. Число пользователей Facebook достигло двух миллиардов [Электронный ресурс] // РИА
новости, 2017. URL: https://ria.ru/20170627/1497405135.html(дата обращения
01.06.2019)
57. Шамильевна А. Ш. Интернет-практики как вид социальных практик: теоретический
обзор // Теория и практика общественного развития. 2017. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/internet-praktiki-kak-vid-sotsialnyh-praktik-teoreticheskiy- obzor(дата обращения: 01.06.2019).
58. Шугальский С. С. Социальные практики: интерпретация понятия // Знание. Понимание. Умение. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-praktiki-interpretatsiya- ponyatiya(дата обращения: 01.06.2019).
59. Штайншаден Я. Социальная сеть. Феномен Facebook // Пер. Н. Фейман. СПб.: Питер 2011. 224 с.
60. ARPAnet: начало и конец [Электронный ресурс] // Компьютерра, 2010. URL: https://old.computerra.ru/vision/574154/(дата обращения 01.06.2019)
61. Facebook заговорил по-русски [Электронный ресурс] // Cnews. Издание о высоких технологиях. URL: (http://www.cnews.ru/news/line/facebook_zagovoril_porusskI (дата обращения 01.06.2019)
62. Barnes J. A. Class and committees in a Norwegian Island Parish [Электронный ресурс] //
Human Relations, 1954. URL:
https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/001872675400700102(дата обращения 01.06.2019)
63. Boyd D. M., Ellison N. B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship / Danah Boyd, Nicole B. Ellison // Department Journal of Computer-Mediated Communication. 2008. № 13.P. 211
64. Copycats: Top 10 International Facebook Clones [Электронный ресурс] // Mashable, Inc. URL: https://mashable.com/2007/07/11/10-facebook-clones/(дата обращения 01.06.2019)
65. Markham, A. (2004). Representation in online ethnographies: A matter of context sensitivity. In Chen, S. L. S., G. J. Hall and M. D. Johns (Eds.). Online Social Research: Methods, Issues, and Ethics (pp. 131-145)
66. Miller D. How the World Changed Social Media [Электронный ресурс] // UCL Press. 2016. URL: http://discovery.ucl.ac.uk/1474805/1/How-the-World-Changed-Social-Media.pdf (дата обращения 01.06.2019)
67. Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier [Электронный ресурс] // HarperPerennial Paperback USA, 1993. URL http://www.rheingold.com/vc/book/intro.html (дата обращения 01.06.2019)
68. Twitter now available in Russian and Turkish [Электронный ресурс] // Twitter, Inc. URL: https://blog.twitter.com/official/en_us/a/2011/twitter-now-available-in-russian-and- turkish.html(дата обращения 01.06.2019)