ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ДОБАВОК КОБАЛЬТА НА СТРУКТУРНЫЕ СВОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ РАЗРУШЕНИЯ ПОРИСТЫХ СПЛАВОВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛИДА ТИТАНА, ПОЛУЧЕННЫХ ДИФФУЗИОННЫМ СПЕКАНИЕМ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Влияние кобальта на структуру и прочностные характеристики в сплавах на основе
никелида титана 6
1.1 Получение порошка никелида титана методом гидридно-кальциевого
восстановления 6
1.2 Влияние легирования кобальтом на микроструктуру, структурно-фазовый состав
пористого никелида титана, полученного диффузионным спеканием 10
2 Постановка задачи. Материалы и методы исследования 21
2.1 Постановка задачи 21
2.2 Материалы и методы исследования 25
3 Структурные особенности порошка на основе никелида титана, полученного методом
гидридно-кальциевого восстановления 26
3.1 Морфология поверхности частиц порошка никелида титана 26
4 Влияние добавки кобальта на структурные параметры, мартенситные превращения при растяжении и поверхность разрушения в пористых сплавах на основе никелида титана ...33
4.1 Структурные параметры материалов на основе никелида титана с добавками
кобальта, полученных методом диффузионного спекания 33
4.2 Морфология поверхностей разрушения пористых сплавов на основе никелида титана
с добавкой кобальта 40
4.3 Мартенситные превращения в пористых сплавах на основе никелида титана с добавкой кобальта при растяжении 42
ВЫВОДЫ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Актуальность работы
Сплавы на основе интерметаллида никелида титана (TiNi) выполняют широкий спектр задач в медицине и технике благодаря комплексу уникальных свойств - эффект памяти формы, сверхэластичность, демпфирующая способность, высокий уровень биосовместимости и коррозионной стойкости [1]. Пористо-проницаемые материалы на основе TiNi успешно применяются в медицине за счет соответствия гистерезисного поведения материала биологическим тканям организма человека и особой развитой трехмерной структуры пористого пространства близкого к анатомическому строению тканей, что в совокупности обеспечивает благоприятные условия для интеграции имплантируемого устройства [2]. На основе методов порошковой металлургии разработаны имплантируемые конструкции на основе пористого никелида титана для использования в онкологии, стоматологии, челюстно-лицевой хирургии [1].
Исходные порошки определяют структурные параметры и физико-механические свойства пористых материалов, получаемых методами порошковой металлургии. Метод диффузионного спекания готового порошка никелида титана позволяет изготавливать материал с наиболее однородным фазово-химическим составом, чем в случае материалов, синтезируемых методом СВС или реакционным спеканием при использовании порошков титана и никеля [3 - 4]. В литературе встречаются исследования структурных особенностей порошков TiNi, произведенных по технологии гидридно-кальциевого восстановления [5, 6]. В данных работах получали однородный порошок никелида титана в двухфазном состоянии B2 и B19'путем выдержки в течение 8 ч при температуре 1100-1150 °С. Однако в ряде других работ отмечается сложность создания однородного по фазово-химическому составу порошка на основе никелида титана [4, 7]. Формирование гомогенного сплава TiNi из порошковой смеси титана и никеля возможно, если радиус частиц не превышает 10 мкм, при спекании в течение 40 ч при температуре 1000 0С [4]. Чем крупнее частицы, тем больше требуется времени выдержки для достижения однородного фазово-химического состава порошка. Использование даже мелкодисперсных порошков титана и никеля с частицами размером до 40 мкм требует очень большого времени для гомогенизации сплава [4]. Получение однородного порошка на основе никелида титана является трудноразрешимой задачей, поэтому данная проблема требует детального рассмотрения.
Помимо этого, сплавы на основе никелида титана очень чувствительны к различного рода добавкам. Даже несколько десятых долей процента какого-либо химического элемента, могут существенно сказаться на его структуре, физико-механических свойствах, а также последовательности и характеристиках мартенситных превращений. Кобальт в данном случае является эффективными инструментом такого регулирования.
Существует несколько причин выбора порошка кобальта в качестве легирующей добавки при спекании порошка никелида титана для получения пористо-проницаемых материалов. Во-первых, кобальт очень близок по своим свойствам к никелю и в порошке никеля всегда присутствует примесь Со (до 0,003 масс. %) [8], поэтому его влияние на структуру и свойства сплава на основе TiNi принципиально для рассмотрения. Во-вторых, вступление в реакционное взаимодействие добавки кобальта с легкоплавкой составляющей системы - фазой Ti2Ni запускает массоперенос, выравнивая концентрационную неоднородность в порошковой системе в процессе спекания. В-третьих, образующееся в процессе спекание интерметаллидное соединение TiCo не будет являться инертом в синтезированной системе, а благодаря наличию в нем свойства памяти формы будет вносить вклад в деформационную моду накопленной деформации при проявлении этого эффекта в пористой системе [9]. В-четвертых, легирование кобальтом позволяет изменять не только характеристические температуры сплавов на основе никелида титан, но и параметры формоизменения и деформационные свойства пористого материала на основе никелида титана.
Целью данной работы является изучение влияние Co на структуру и физико-механические свойства никелида титана.
Задачи работы:
1. Провести литературный обзор на тему научной работы;
2. Получить методом диффузионного спекания образцы пористого никелида титана с добавками кобальта (0; 0,5; 1; 1,5; 2 ат. %);
3. Исследовать структурные параметры порошков на основе никелида титана, полученных методом гидридно-кальциевого восстановления и спеченных пористых материалов на основе никелида титана;
4. Исследовать и проанализировать особенности поверхностей разрушения пористых сплавов с добавками кобальта;
5. Изучить влияние легирующей добавки Со на особенности изменения напряжения и деформации при мартенситных превращениях в условиях нагрузки в пористых сплавах.
Объектами исследования являются порошки никелида титана марки ПВ-Н55Т45С полученные методом гидридно-кальциевого восстановления и пористые образцы на основе никелида титана с добавками кобальта от 0 до 2 ат. %, полученные методом диффузионного спекания порошков никелида марки ПВ-Н55Т45 и ПК-1У.
Научная новизна работы состоит в изучении структурных характеристик исходного порошка TiNi, изготовленного методом гидридно-кальциевого восстановления и влиянию добавок кобальта на структурные параметры пористого никелида титана, полученного методом диффузионного спекания, а также на критическое напряжение мартенситного сдвига при растяжении и особенности разрушения пористых сплавов на основе TiNi.
Результаты исследования докладывались на VI международной научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Высокие технологии в современной науке и технике» и XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспективы развития фундаментальных наук». Материалы исследований опубликованы в 2 статьях научного журнала «Физика. Известия вузов».
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Порошок на основе никелида титана ПВ-Н55Т45 состоит из интерметаллидного соединение TiNi, которое находится в двухфазном состоянии - B2 и В19', обнаружены вторичные фазы Ti?Ni и Ti4Ni?(O, N, С), TiNis, TisNi4.
2. Порошок имеет двойную морфологию частиц - компактную и губчатую. Компактные частицы порошка состоят из округлых зерен никелида титана, которые окружены массивной прослойкой соединения Ti2Ni. В губчатых частицах отмечается преимущественное содержание фазы TiNi в виде единого конгломерата мелких зерен размером 10-20 мкм. В компактных частицах мартенситная фаза B19'в пределах одного массивного зерна состоит из ортогональных пластин двойников, расположенных в различных ориентациях. В губчатых частицах наблюдается иной тип мартенситной структуры, который имеет в своей структуре множественные кристаллы мартенсита B19'с пакетно-пирамидальной морфологией, которые заполняют полный объем зерна.
3. Методом диффузионного спекания порошка никелида титана при температуре 1260 °С получен материал с оптимальными параметрами макроструктуры и высоким качеством межчастичных контактов. Величина пористости спеченного материала составила 57 %, а средний размер пор равен (84 ± 1,3) мкм. Методами рентгеноструктурного анализа в спеченном пористом материале обнаружены фазы B2, B19', Ti2Ni, TisNi4. Добавка кобальта при получении пористых материалов на основе никелида титана методом диффузионного спекания порошка TiNi оказывает активирующее действие на процесс спекания. Наблюдается увеличение среднего размера пор и уменьшение величины пористости по сравнению с пористыми материалами на основе TiNi без добавок Co. При сравнении структурных параметров пористых образцов, полученных с добавками Co в концентрационном интервале (0 - 1,5) ат. %, не происходит значительных изменений. Увеличение добавки кобальта до 2 ат. % вызывает резкое увеличение среднего размера пор до (145 ± 4) мкм.
4. При добавке 0,5 ат. % Co наблюдается преимущественно вязко-хрупкий тип разрушения, однако при увеличении добавки до 1 ат. % в некоторых участках наблюдаются разрушения с пластинчатым мартенситным рельефом. В концентрационном интервале (1,5 -
2) ат. % Co наблюдается мартенситный рельеф с различной ориентацией пластин B19', образование которых связано с наличием множества мелкодисперсных упрочняющих фаз создающие внутренние напряжения в объеме зерна.
5. Мартенситное превращение при деформации растяжением в пористых материалах на основе никелида титана, полученного методом диффузионного спекания, имеет двухстадийный характер. Напряжение мартенситного сдвига на первой стадии минимальное и не зависит от концентрации Со. Максимальное напряжение второй стадии в образце без легирования снижается до минимального при 1,5 ат. % Со.
6. Обнаружена критическая концентрация 1,5 ат. % Со выше которой дисперсионное твердение стимулирует рост упругих напряжений и сдерживает начало мартенситного превращения в аустените. В интервале 0,5 - 1,5 ат. % Со наблюдается уменьшение значения напряжения мартенситного сдвига с 7 до 2,5 МПа, а при 2 ат. % Со величина напряжения мартенситного сдвига составляет 5,5 МПа.
7. Влияние легирующей добавки Со на мартенситные превращения в пористом спеченном сплаве никелида титана, заключается в снижении критического значения напряжения мартенситного сдвига.
1. Медицинские материалы и имплантаты с памятью формы: в 14 т. / В. Э. Гюнтер [и др.]; под ред. В.Э. Гюнтера. - Т. : Изд-во МИЦ, 2011. - Т.1. - 534 с.
2. Ходоренко В. Н. Структурные и прочностные свойства пористого никелида титана, полученного методами СВС и спекания / В. Н. Ходоренко, С. Г. Аникеев, В. Э. Гюнтер // Известия вузов. Физика. - 2014. - № 6. - C. 17-23.
3. Reaction sintering of porous shape-memory titanium-nickelide-based alloys / N. V. Artyukhova [et al.] // Russian Physics Journal. - 2015. - Vol. 57. - № 10. - P. 1313-1320.
4. Дроздов, И. А. Образование интерметаллидов в пористой порошковой диффузионной паре титан-никель // Порошковая металлургия. - 1995.- № 5-6. - С. 62-70.
5. Роль жидкой фазы в процессе синтеза никелида титана / В. В. Жигунов [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Естественные науки. Физика. - 2009. - №. 3. - С. 189-197.
6. Change in structure during consolidation of calcium hydride powders of TiNi intermetallic / A.V. Kasimtsev [et al.] // Metallurgist. - 2015. - Vol. 58 - С. 1038-1045.
7. Сивоха В. П. Влияние температуры на фазовый состав промышленного порошка никелида титана // Физическая мезомеханика. - 2004.- № 7. - 4. ч. - С. 93- 96.
8. Никель первичный : ГОСТ 849 - 70. - Взамен ГОСТ 849 - 56 ; введ. 1970 - 07 - 01. - Москва : Изд-во стандартов, 1987. - 17 с.
9. Martensitic transformation of the Ti50Ni48Fe2 alloy deformed at different temperatures / Huibin Xu [et al.] // Materials Science and Engineering. - 2000. - № 281. - P. 234-238.
10. Порошковый гидридно-кальциевый интерметаллид TiNi / А. В. Касимцев [и др.] // Теория и процессы формования и спекания порошковых материалов. - 2014. - №3 - С. 31 -37.
11. Корнилов И. И. Никелид титана и другие сплавы с эффектом “памяти” / И.И. Корнилов, О. К. Белоусов, В. В. Качур. - М. : Наука, 1975. - 178 с.
12. Анциферов В. А. Порошковая металлургия и напыленные покрытия: Учебник для вузов. / В. А. Анциферов - М. : Металлургия, 1987. - 792 с.
13. Лякишева Н. П. Диаграммы состояния двойных металлических систем: Справочник: В 3 т.: Т. 1 / Н. П. Лякишева. - М.: Машиностроение, 2001. - 872 с.
14. Дроздов И. А. Структурообразование никелида титана в процессах порошковой металлургии: дис. ... д-ра физ.-мат. наук. / И. А. Дроздов - Самара, 1998. - 190 с.
15. Шуйцев, А. В. Структура и функциональные свойства интерметаллида TiNi, полученного спеканием гидридно-кальциевых порошков : дис.... канд. физ-мат. наук / А. В. Шуйцев - Тула, 2015. - 131 с.
16. Пат. 2522257 Российская федерация, С22СС1/08, B22F9/04. Способ получения пористого порошка никелида титана / Е. И. Зарайский, Н. И. Борисенко, Р. М. Гизатуллин ; - заявитель и патентообладатель ООО Инновационно-стоматологический центр «НАНОДЕНТ» (ООО ИСЦ «НАНОДЕНТ»). - опубл. 10.07.2014 Бюл. № 19 - 7 с.
17. Осокин, Е. Н. Процессы порошковой металлургии. Курс лекций [Электронный ресурс] / Е.Н. Осокин, О.А. Артемьева // Процессы порошковой металлургии. - 2008. - URL: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/63/u_lectures.pdf (дата обращения 5.12.2017).
18. Артюхова Н. В. Влияние кобальта на структуру и свойства пористого никелида титана с памятью формы, полученного спеканием : дис. ... канд. физ. - мат. наук / Н. В. Артюхова. - Б., 2015. - 183 с.
19. Никелид титана. Медицинский материал нового поколения / В. Э. Гюнтер [и др.] ; под ред. Л. Н. Проскуриной. - Т. : Изд-во МИЦ, 2006. - 296 с.
20. Жигунов В. В. Механизмы и основные закономерности диффузионно-контролируемых процессов в неоднородных по составу и структуре сплавах : дис. ... д-ра тех. наук / В. В. Жигунов. - Тула, 2001. - 306 с.
21. Артюхова Н. В. Реакционное спекание пористого никелида титана с добавками кобальта и молибдена / Н. В. Артюхова, Ю. Ф. Ясенчук, В.Э. Гюнтер // Имплантаты с памятью формы. - 2012. - № 1-2. - C. 87-94.
22. Артюхова Н. В. Структура и параметры эффекта памяти формы никелида титана, изготовленного диффузионным спеканием // Материалы и имплантаты с памятью формы в медицине. - 2014. - №3. - С. 33-38.
23. Гюнтер В. Э. Реакционное спекание пористого никелида титана и его структура /
B. Э. Гюнтер, Ю. Ф. Ясенчук, Н. В. Артюхова // Фундаментальные проблемы современного материаловедения. - 2010. - Т. 10. - № 3. - C. 11-17.
24. Влияние кобальта на спекаемость и пластичность пористого никелида титана с памятью формы / Ю. Ф. Ясенчук [и др.] // Имплантаты с памятью формы. - 2014. - № 1-2. -
C. 10-21.
25. Славы с эффектом памяти формы / К. О. Ооцука [и др.]; под. ред. Х. Фунакубо. - М. : Металлургия, 1990. - 224 с.
26. Fabrication and study of double sintered TiNi-based porous alloys / Anikeev S.G. [et al.] // Smart Materials and Structures. - 2017. - Vol. 26, № 5. - P. 1-9.
27. Кипарисов C. C. Порошковая металлургия / C. C. Кипарисов. - М. : Металлургия, 1980. - 496 с.
28. Сплавы никелида титана с памятью формы. Ч. 1. Структура, фазовые превращения и свойства. / В. Г. Пушин [и др.]. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2006. - 438 с.
29. Nishida, M. Precipitation processes in near-equiatomic TiNi shape memory alloys / M. Nishida, C. M. Wayman, T. Honma //Metallurgical Transactions A. - 1986. - V. 17. - No. 9. - P. 1505-1515.
30. Дж. Феллоуз. Фрактография и атлас фрактограмм / Феллоуз Дж.- М. :
Металлургия, 1982. - 538 с.
31. Olson, G. B. Principles of martensitic transformations / G. B. Olson, М. Cohen // Fron. Mater. Technol. - 1985. - P. 48-87.
32. Effect of the Fe substitution in Ti-Ni shape memory alloys / T.P. Yadav [et al.] // ARXIV. - 2006. - № 10. - P. 1-14.