Работа сделана на примере муниципального образования Зуевский муниципальный район Кировской области.
Проведен анализ данных за 2022-2024 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1 Понятие, цели и задачи молодежной политики 7
1.2 Анализ основных показателей по реализации молодежных программ в РФ и оценка их эффективности 12
1.3 Нормативно-правовая база государственной молодежной политики 25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В АДМИНИСТРАЦИИ ЗУЕВСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 33
2.1 Организационно-правовая характеристика деятельности администрации Зуевского района Кировской области 33
2.2 Анализ основных показателей реализации молодежных программ в администрации Зуевского района Кировской области 41
2.3 Оценка мнения молодежи Зуевского района Кировской области о проводимой молодежной политике 53
2.4 Организация охраны труда, техники безопасности и профилактики профессиональных заболеваний в администрации Зуевского района Кировской области 59
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЗУЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 63
3.1 Проблемы реализации молодежной политики в администрации Зуевского района Кировской области 63
3.2 Предлагаемые мероприятия в рамках совершенствования молодежной политики в муниципальном образовании 68
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………85
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Нормативно-правовое регулирование молодежной политики в Российской Федерации 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Динамика показателей реализации стратегии государственной молодежной политики РФ за 2021-2023 гг. 95
ПРИЛОЖЕНИЕ В – Динамика показателей реализации стратегии государственной молодежной политики РФ в сфере патриотического воспитания, образования, семьи, оздоровления и отдыха за 2021-2023 гг. 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Паспорт муниципальной программы «Организация работы с молодежью в Зуевском районе Кировской области» на 2021 – 2030 годы 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Д – Анкета для опроса молодежи Зуевского района «Отношение молодежи к молодежной политике» 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Е – Муниципальная программа «Молодежь Зуевского муниципального района Кировской области на 2026-2028 годы» 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж – Паспорт Программы «Молодежь Зуевского муниципального района Кировской области на 2026-2028 годы» 114
ПРИЛОЖЕНИЕ И – Целевые показатели (индикаторы) 116
реализации муниципальной программы «Молодежь Зуевского муниципального района на 2026-2028 годы» 116
ПРИЛОЖЕНИЕ К – Система мероприятий Программы «Молодежь Зуевского муниципального района на 2026
Молодежная политика выступает в качестве части государственной политики, призванной реализовать молодежный потенциал, вовлечь молодых людей в политическую и социально-экономическую жизнь государства. В 2005 г. в нашей стране насчитывалось 40 млн. молодых людей в возрастной категории от 14 до 35 лет. В 2024 г. их численность сократилась до 37 млн.чел. (-7,5% за 9 лет) [46]. Таким образом, социальная нагрузка на каждого молодого человека значительно увеличивается с каждым годом, и с учётом поставленной Президентом задачи по росту экономики на 6-7% [47], эта нагрузка будет продолжать расти. В результате, молодежь становится все более и более дефицитным ресурсом и реальным инструментом развития страны. Поэтому задача властных структур на различных уровнях заключается в том, чтобы вдохновлять молодежь на проявление инициативы, стремление вносить изменения в свою окружающую среду и решать как свои собственные проблемы, так и задачи населения в целом. Всё это, в конечном итоге, способствует повышению эффективности и капитализации нашей страны. Основная цель молодежной политики состоит в создании условий, которые обеспечат успешную социализацию и эффективную самореализацию молодых людей, развитие их потенциала и его использование в интересах инновационного прогресса государства. Следовательно, государство должно предлагать молодежи страны предоставляется широкий выбор, а также поддержка в создании организаций, которые действительно смогут помочь им в различных сферах экономики, инновациях, творчестве, в сфере ЖКХ, волонтерстве.
Актуальность темы исследования заключается в том, что улучшение человеческого капитала страны и ее регионов возможно через создание условий и предоставление возможностей самореализации молодого поколения и инвестиций в наиболее активную часть населения. Индикаторами молодежной политики в муниципальных образованиях выступают критерии, используемые для оценки эффективности и результативности системы мер - программ, направленных на поддержку и улучшение положения молодежи. Следовательно, анализ эффективности муниципальной молодежной политики является актуальным и обусловлен практической необходимостью повышения качества молодого поколения в малых городах России.
Степень разработанности проблемы. Степень научной разработанности проблемы ее реализации в целом достаточно высока. Исследованию проблем и перспектив развития молодежной политики посвящены работы В.Т. Лисовского [33], Т.К. Ростовской [42], А.А. Соловья [43], М.В. Тертелева [44] и др. Подходы к определению категории «Молодёжь» исследуются в работах современных авторов: Е.В. Князьковой [35], И.С. Кон [36], А. В. Мудрик [39], А.А. Ченских [45]и др. Критерии эффективности молодежной политики в той или иной степени затрагивается в работах В.А. Гневашевой [32] и К.И. Фальковской [32], Е.В. Луневой [34] и др. Целесообразность исследования проблем реализации молодежной политики в малых городах России в настоящее время повышается. Малые города сталкиваются с серьезной проблемой оттока молодежи в крупные города и мегаполисы в поисках лучших возможностей для образования, работы, самореализации и досуга. Это ведет к старению населения, дефициту квалифицированных кадров и, как следствие, к замедлению экономического и социального развития малых городов. Исследования помогают выявить конкретные причины, побуждающие молодежь покидать родные места, и разработать меры по их устранению.
Анализ научных трудов по выбранной теме показывает, что проблемы осуществления молодежной политики России за последний трехлетний период являются малоизученными и редко освещаемыми в научных изданиях. Несмотря на наличие достаточно большого количества исследований по рассматриваемой проблеме в целом по России, данная категория по-прежнему остается одной из наиболее подвижных и одновременно не определенных применительно к муниципальному образованию. Кроме того, молодежная политика в малых городах имеет свою специфику, отличную от крупных городов: иные социальные связи и инфраструктура, ограниченный доступ к ресурсам и возможностям. Стандартные подходы, эффективные в мегаполисах, могут оказаться нерелевантными или даже вредными в малых городах. Требуются адаптированные решения, учитывающие местный контекст.
Вышеизложенное дает основание сделать вывод о своевременности и актуальности выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы – разработка программы мероприятий по реализации молодежной политики в Зуевском районе Кировской области.
Исходя из поставленной цели выпускной квалификационной работы, сформулированы ее основные задачи:
- исследовать теоретико-правовые основы государственной молодежной политики;
- провести анализ реализации молодежной политики в администрации Зуевского района Кировской области;
- оценить мнения молодежи Зуевского района Кировской области о молодежной политике;
- выявить проблемы реализации молодежной политики в администрации Зуевского района Кировской области;
- разработать программу мероприятий по совершенствованию молодежной политики в администрации Зуевского района Кировской области.
Объектом исследования молодежная политика в Зуевском районе Кировской области.
Предметом исследования является совокупность проблем реализации муниципальной молодежной политики.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы явились положения и выводы, сформулированные в трудах ведущих российских ученых, посвященных проблемам реализации молодежной политики в муниципальных образованиях, экспертные мнения, монографии, периодические издания, ресурсы Интернета. Были изучены законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации и Зуевского района Кировской области, касающиеся вопросов реализации молодежной политики.
Эмпирические данные, использованные в выпускной квалификационной работе. В работе анализируются показатели реализации молодежной политики, размещенные на официальном сайте администрации Зуевского района Кировской области.
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: системный анализ, статистический, структурно-функциональный и проектный методы, комплексный подход.
Практическая значимость полученных результатов выпускной квалификационной работы состоит в том, что они могут быть использованы для прогнозирования и совершенствования молодежной политики в муниципальном образовании Кировской области. Исследование имеют не только научное, но и важное практическое значение для обеспечения устойчивого развития Зуевского района Кировской области.
Проведенное исследование показало, что мероприятия по реализации молодежной политики в Зуевском районе осуществляются Сектором социальной политики администрации района в соответствии с муниципальной программой «Организация работы с молодежью в Зуевском районе Кировской области» на 2021 - 2030 годы. Бюджет Программы «Организация работы с молодежью в Зуевском районе Кировской области» на 2021 - 2030 годы за 3 года увеличился, в том числе выросло финансирование областного бюджета и районного бюджета.
Подпрограмма «Организация работы с молодежью в Зуевском районе Кировской области» за 2024 г. по бюджету района исполнена на 100%. Увеличено финансирование Подпрограммы создания благоприятных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала в интересах социально-экономического и культурного развития, а также Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Зуевском районе». Кроме того, вырос удельный вес расходов на реализацию Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Зуевском районе» с 81,8% до 88,12%, что можно оценить положительно.
За 2024 г., не смотря на низкие показатели прироста, наблюдается положительная тенденция в организации работы с молодежью в Зуевском районе Кировской области: доля молодежи, охваченной организационными формами досуга и занятости, от общей численности молодежи в 2024г., выросла на 5 % к 2022 гг. до 57% и всего на 2% за год. Наблюдается небольшой прирост как количества проведенных мероприятий, в том числе и гражданско-патриотической направленности, так и количество молодых людей, принявших участие в этих мероприятиях.
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием собственных и заемных средств) при оказании содействия за счет средств федерального, областного и районного бюджетов выросло всего на 2 ед. за 3 года, а к 2023 г. нет прироста. Всего таких семей 4 ед.
Рейтинг эффективности реализации программы «Организация работы с молодежью в Зуевском районе Кировской области» на 2021-2030 годы на протяжении 2022-2024 гг. средний. При этом, за 2024 г. снизилась степень соответствия запланированному уровню расходов на реализацию мероприятий муниципальной программы с 95% до 80%, а также сам показатель эффективности муниципальной программы с 95% в 2022 г. до 94% в 2024 г.
Эффективность молодёжной политики и деятельность молодёжных организаций в Зуевском районе на данный момент большинство участников опроса считают эффективной только в определённых сферах, а молодежь пассивной и безынициативной. Молодое население Зуевского района считает деятельность ОМСУ в сфере молодёжной политики вынужденной и малоэффективной, а в деятельности молодёжных организаций вовлечено очень мало молодёжи. Подавляющее меньшинство молодежи читают книги в свободное время или участвуют в деятельности молодежной или добровольческой организации, не участвуют в политических проектах.
В качестве проблем по реализации молодежной политики в Зуевском районе Кировской области выделены:
- низкие показатели прироста доли молодежи от 14-35 лет в общей численности населения района;
- низкие показатели прироста доли молодежи, охваченной организационными формами досуга и занятости, от общей численности молодежи;
- низкий прирост количества молодых семей, улучшивших жилищные условия;
- снижение доли расходов на патриотическое воспитание молодежи района и не меняется количество мероприятий, проведенных для молодежи района и количество мероприятий гражданско-патриотической направленности.
Для решения данных проблем предложены следующие рекомендации:
1. Мероприятия, способствующие созданию новых рабочих мест и развитию предпринимательств.
2. Развитие дистанционного образования и программ повышения квалификации, налаживание сотрудничества с высшими учебными заведениями для открытия филиалов в сельских районах.
3. Развитие строительства современных спортивных, культурно-досуговых и образовательных объектов.
4. Разработки и продвижения единого информационного платформы Сектора социальной политики Администрации Зуевского района.
5. Активное использование социальных сетей и мессенджеров.
6. Организация информационных кампаний в образовательных учреждениях и на предприятиях Зуевского района
7. Создать районный фонд поддержки молодежных инициатив
8. Организовать волонтерский центр Зуевского района
9. Развить сеть волонтерских клубов и объединений в образовательных учреждениях района и по месту жительства
10. Проводить общественные слушания и обсуждения с участием молодежи, представителей районной администрации, общественных организаций и экспертов по актуальным вопросам, касающимся жизни молодых людей в Зуевском районе
11. Пересмотреть бюджет подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Зуевском районе», предусмотрев дополнительные источники финансирования
12. Упростить процедуру оформления документов на получение жилья, переведя часть процессов в онлайн-формат и создать единый центр для консультаций и помощи молодым семьям
13. Стимулировать строительство доступного жилья, предназначенного специально для молодых семей, предоставляя застройщикам льготы и преференции.
14. Активизировать работу по информированию населения, проводя разъяснительные мероприятия, размещая информацию в СМИ и социальных сетях;
15. Мониторинг и оценкаэффективности принимаемых мер.
16. Провести анализ финансирования подпрограммы «Патриотическое воспитание молодежи Зуевского района и обосновать необходимость увеличения бюджета
17. Внедрение новых методов и технологий патриотического воспитания молодежи Зуевского района
18. Усилить работу Сектора социальной политики по освещению мероприятий гражданско-патриотической направленности в местных СМИ, а также использовать социальные сети («Вконтакте», «Телграм») и другие онлайн-платформы для привлечения внимания молодежи.
19. Организовать систему повышения квалификации и переподготовки специалистов, работающих в сфере патриотического воспитания, с привлечением ведущих экспертов и представителей общественных организаций (онлайн обучение: вебинары и тренинги).
Эффективность реализации предложенных рекомендаций составит 54%. Успешная реализация предложенных мер станет примером для других муниципальных образований Кировской области и внесет значительный вклад в развитие региона в целом.
1. Конституция РФ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс
2. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ: Федеральный закон от 21.12.2021 №414-ФЗ// СПС КонсультантПлюс
3. О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2020 №489-ФЗ// СПС КонсультантПлюс
4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ// СПС КонсультантПлюс
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ// СПС КонсультантПлюс
6. О государственной поддержке молодежных и детских объединений: Федеральный закон от 28.06.1995 №98-ФЗ// СПС КонсультантПлюс
7. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ// СПС КонсультантПлюс
8. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента РФ от 07.05.2024 №309// СПС КонсультантПлюс
9. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ президента от 2.07.2021 года №400// СПС КонсультантПлюс
10. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 №636// СПС КонсультантПлюс
11. О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики: Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992 №1075// СПС КонсультантПлюс
12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.12. 2017 №1710// СПС КонсультантПлюс
13. О Федеральном агентстве по делам молодежи: Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 №409// СПС КонсультантПлюс
14. О Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.08. 2024 г № 2233-р// СПС КонсультантПлюс
15. Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 65-летию движения студенческих отрядов Российской Федерации и 20-летию учреждения молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.09.2023 №2586-р// СПС КонсультантПлюс
16. Об утверждении концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года: Распоряжение правительства от 27.12.2018 №2950-р// СПС КонсультантПлюс
17. О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (вместе с "Планом мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября: Распоряжение Правительства РФ от 12.12.2015 №2570-р // СПС КонсультантПлюс
18. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»): Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р// СПС КонсультантПлюс
19. Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по делам молодежи государственной услуги по формированию и ведению Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой: Приказ Минобрнауки России от 30 января 2015 г. №38// СПС КонсультантПлюс
20. О Федеральном реестре молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой: Приказ Росмолодежи от 28 октября 2020 года №371// СПС КонсультантПлюс
21. Ο стипендиях и других денежных выплатах обучающимся и докторантам: Постановление Правительства Москвы от 16 декабря 2014 г. №761-ПП// СПС КонсультантПлюс
22. Об утверждении Государственной программы Кировской области «Развитие образования»: Постановление Правительства Кировской области от 15 декабря 2023 г. №697-П// СПС КонсультантПлюс
23. Об утверждении государственной программы Кировской области "Реализация молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей": Постановление Правительства Кировской области от 15 декабря 2023 г. №684-П// СПС КонсультантПлюс
24. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р// СПС КонсультантПлюс
25. Об утверждении муниципальной программы «Организация работы с молодёжью в Зуевском районе Кировской области: Постановление администрации Зуевского района Кировской области от 28.10.2020 №658// СПС КонсультантПлюс
26. О внесении изменений в муниципальную программу „Развитие местного самоуправления в муниципальном образовании Зуевский муниципальный район Кировской области: Постановление Администрации Зуевского района Кировской области 28.10.2020 №656 в ред. от 12.04.2024 №247// СПС КонсультантПлюс
27. Об утверждении муниципальной программы «Развитие местного самоуправления в муниципальном образовании Зуевский муниципальный район Кировской области» на 2021-2030 годы: Постановление Администрации Зуевского района Кировской области от 28.10.2020 №656// СПС КонсультантПлюс
28. О разработке, реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Зуевский муниципальный район Кировской области» за 2022-2024 гг.: Постановление администрации Зуевского района Кировской области от 15.05.2020 №287// СПС КонсультантПлюс
29. Об утверждении Положения о секторе по социальной политике администрации района: Постановление администрации Зуевского района Кировской области от 29.01.2016 №57// СПС КонсультантПлюс
30. Анкудинова, В. А. История становления молодежной политики в Российской Федерации 1990-2000-е гг. / В.А. Анкудинова// Скиф. 2020. №4 (44). [Электронный ресурс] – - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-molodezhnoy-politiki-v-rossiyskoy-federatsii-1990-2000-e-gg (дата обращения: 20.02.2025).
31. Борзенко, Г. В. Государственная молодежная политика в России и перспективы ее современного развития / Г. В. Борзенко // Молодой ученый. – 2020. – № 45 (335). – с. 301–304.
32. Гневашева, В. А. Эффективность молодежной политики: проблема определения критериев (результаты экспертного опроса) / В.А. Гневашева, К.И. Фальковская// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2017. – № 6. – с.12
33. Лисовский, В. Т. Молодежная политика: проблемы и перспективы / В.Т. Лисовский// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – Москва -Тула, 1993. Ч. 2. – 318 с.
34. Лунева, Е.В. Информационное обеспечение молодежной политики: учебное пособие для вузов / Е. В. Лунева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 163 с.
35. Князькова, Е. В. Приоритеты стратегии молодежной политики в современной повестке дня / Е.В. Князькова // Вестник ПАГС. - 2023. - №2. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-strategii-molodezhnoy-politiki-v-sovremennoy-povestke-dnya (дата обращения: 20.02.2025).
36. Кон, И.С. Особенности социализации мальчиков и девочек/ И.С. Кон // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал. – 2010. – №1(2). – с. 54—58.
37. Коробова, А. Д. Законодательные основы государственной молодёжной политики РФ / А. Д. Коробова // Молодой ученый. - 2023. - № 7 (454). - С. 176-179. [Электронный ресурс] – URL: https://moluch.ru/archive/454/100057/ (дата обращения: 20.02.2025).
38. Молодежь современной России: мой взгляд на риски и возможности. Аналитический отчет о результатах всероссийского опроса об изменениях в подростково-молодежной среде / Артамонова Е.Г., Дубровский Р.Г. – М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2024. – 67 с.
39. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. – 8-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2022. – с. 16
40. Нормативное правовое обеспечение государственной молодежной политики в Российской Федерации: учеб. пособие / Н. В. Попова, Е. В. Осипчукова, М. А. Бедулева; [под общ. ред. А. В. Пономарева]; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 140 с.
41. Носик, М. Ю. Современное состояние государственной молодежной политики России/ М.Ю. Носик// Актуальные исследования.- 2021.- №22 (49).- с. 57-59 [Электронный ресурс] – URL: https://apni.ru/article/2534-sov(дата обращения: 20.02.2025).
42. Ростовская, Т. К. Молодежная политика в современной России: учебное пособие для вузов / Т.К. Ростовская, Е.А. Князькова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 155 с.
43. Соловей, А. А. Молодежная политика в современной России, основные направления и проблемы реализации / А.А. Соловей // Молодой ученый. - 2022. - № 16 (411). - с. 298–300.
44. Тетерлев, М.В. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: основы, цели и направления / М. В. Тетерлев // Молодой ученый. - 2023. - № 20 (467). - с. 691-695. [Электронный ресурс] – URL: https://moluch.ru/archive/467/102702/ (дата обращения: 20.02.2025).
45. Ченских, А. А. Особенности реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации / А.А. Ченских // Молодой ученый. - 2020. - № 20 (310). - с. 634–638.
46. Почти четверть населения России составляет молодежь [Электронный ресурс] – URL: https://ria.ru/20240404/molodezh-1937896541.html (дата обращения 20.02.2025)
47. Путин назвал десять структурных изменений в экономике России. [Электронный ресурс] – URL: https://www.rbc.ru/economics/07/06/2024/66631ad49a79472f7983998e (дата обращения 20.02.2025)
48. Правительство утвердило Стратегию реализации молодежной политики до 2030 года. [Электронный ресурс] – URL: https://rg.ru/2024/08/29/pravitelstvo-utverdilo-strategiiu-realizacii-molodezhnoj-politiki-do-2030-goda.html (дата обращения 20.02.2025)
49. Возраст молодежи в России могут повысить до 38 лет [Электронный ресурс] – URL: https://rg.ru/2024/03/13/glava-vciom-fedorov-vozrast-molodezhi-v-rossii-mogut-povysit-do-38-let.html (дата обращения 20.02.2025).
50. «Молодёжная политика в России — от периферийности к нацпроекту»: в Госдуме провели заседание Комитета по молодёжной политике [Электронный ресурс] – URL: https://fadm.gov.ru/news/molodyezhnaya-politika-v-rossii-ot-periferiynosti-k-natsproektu-v-gosdume-proveli-zasedanie-komiteta/ (дата обращения 20.02.2025).
51. FP_Molodezh'_Rossii [Электронный ресурс] – URL: https://der.kostroma.gov.ru/upload/medialibrary/930/l15dyl2x4ny51d5hzzonei8vyo7ps140/FP_Molodezhg_Rossii.pdf (дата обращения 20.02.2025).
52. Росмолодежь отчиталась о росте числа молодых патриотов, а Счетная палата — о росте бюджета Росмолодежи [Электронный ресурс] – URL: https://www.kommersant.ru/doc/6239108(дата обращения 20.02.2025).
53. Доклад о положении молодежи в Российской Федерации за 2023 год [Электронный ресурс] – URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2024/10/Доклад_ПМ2023_ЭЦП_Петрова1.10.24.pdf (дата обращения 20.02.2025).
54. Сайт Минпросвещения России [Электронный ресурс] – URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/young/ (дата обращения 20.02.2025).
55. Сайт Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь) [Электронный ресурс] - URL: https://fadm.gov.ru/agency/about/ (дата обращения 20.02.2025).
56. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. – 2024. – №2. [Электронный ресурс] – URL: https://ach.gov.ru/upload/ (дата обращения 20.02.2025)
57. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Данные по демографической ситуации [Электронный ресурс] – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения 20.02.2025)
58. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: https://ach.gov.ru/promo/2018-12-housing/index.html#results (дата обращения 20.02.2025).
59. Официальный сайт Министерства молодежной политики Кировской области [Электронный ресурс]. – URL: https://minmol.kirovreg.ru/ (дата обращения 18.10.2024. Официальный сайт Министерства молодежной политики Кировской области [Электронный ресурс]. – URL: https://minmol.kirovreg.ru/ (дата обращения 20.02.2025).
60. Официальный сайт Правительства Кировской области [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kirovreg.ru (дата обращения 18.10.2024.
61. Официальный сайт Министерства молодежной политики Кировской области [Электронный ресурс]. – URL: https://minmol.kirovreg.ru/(дата обращения 20.02.2025).
62. Официальный сайт Министерства молодежной политики Кировской области [Электронный ресурс]. – URL: https://minmol.kirovreg.ru/ (дата обращения 20.02.2025).
63. Устав муниципального образования Зуевский муниципальный район Кировской области. 2005. [Электронный ресурс]. – URL: https://zrko.ru/(дата обращения 20.02.2025).
64. Сайт Администрации Зуевского района Кировской области [Электронный ресурс]. – URL: https://zrko.ru/(дата обращения 20.02.2025).
65. Отчеты о работе Администрации Зуевского района Кировской области за 2022-2024 гг. [Электронный ресурс]. – URL: https://zrko.ru/regulatory/reestr_glavy/(дата обращения 20.02.2025).
66. Положение об организации охраны труда, техники безопасности и профилактики профессиональных заболеваний в администрации Зуевского района Кировской области [Электронный ресурс]. – URL: :https://zrko.ru/regulatory/reestr_mpa/2025/april/resolution_of_25_04_2025_234.php (дата обращения 01.05.2025)
67. Доклады главы Зуевского района о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за год и их планируемых значениях на 3-летний период, 2022-204 гг. [Электронный ресурс]. – URL: https://zrko.ru/regulatory/reestr_mpa/2023/april/resolution_of_25_04_2023_261.php (дата обращения 01.05.2025)
68. Отчеты о выполнении муниципальных программ Зуевского района Кировской области за 2022-2024 годы [Электронный ресурс]. – URL: :https://zrko.ru/regulatory/reestr_mpa/2023/april/resolution_of_25_04_2023_261.php(дата обращения 01.05.2025).