Коррекция нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня (Южно-Уральский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
Проведено эмпирическое исследования.
База исследования: МАОУ СОШ №131 (г. Екатеринбург Свердловской области).
Выборка: 9 детей 3-4 классов с логопедическим заключением общее недоразвитие речи III уровня.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ6
1.1 Онтогенетические закономерности формирования письма 6
1.2 Специфика письма младших школьников с ОНР III уровня 10
1.3 Логопедическая работа по коррекции письма младших школьников с ОНР III уровня 18
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ 25
2.1 Исследование письма у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня. 25
2.2 Организация и содержание логопедической коррекции письма у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня. 35
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Актуальность темы исследования обусловлена неуклонным ростом числа детей с общим недоразвитием речи ОНР III уровня, испытывающих значительные трудности в освоении письменной речи. Письмо, являясь сложной психофизиологической деятельностью, требует согласованной работы различных анализаторных систем, сформированности языковых обобщений и операций. Несформированность этих компонентов у детей с ОНР III уровня приводит к возникновению стойких нарушений письма, препятствующих полноценной школьной адаптации и дальнейшему образованию.
В условиях современной образовательной системы, ориентированной на индивидуальный подход и инклюзию, ранняя диагностика и своевременная коррекция нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня приобретает особую значимость. Недостаточная разработанность эффективных методик коррекции, учитывающих специфику речевого развития данной категории детей, определяет необходимость поиска новых, более результативных подходов.
Проблема коррекции нарушений письма у детей с ОНР III уровня является междисциплинарной и рассматривается в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей в области логопедии, психологии и педагогики. Изучение трудов Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой и других ученых позволило определить теоретические основы исследования и выявить ключевые аспекты, определяющие успешность коррекционного воздействия.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных данной проблеме, вопросы разработки комплексных программ коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с ОНР III уровня и направленных на преодоление специфических ошибок письма, остаются актуальными и требуют дальнейшего изучения.
Объект исследования: процесс овладения письмом детьми младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: логопедическая коррекция письма у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать содержание логопедической работы по коррекции письма у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности письма у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
3. Составить комплекс упражнений по коррекции письма у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (изучение психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент); количественная и качественная обработка полученных результатов.
База исследования: МАОУ СОШ №131 города Екатеринбурга Свердловской области. В экспериментальную группу вошли 9 детей 3-4 классов с логопедическим заключением общее недоразвитие речи III уровня.
Данная квалификационная работа состоит из двух глав. Первая глава раскрывает теоретические аспекты изучения детей младшего ШКОЛЬНОГО возраста с ОНР III уровня. В ней подробно изучены онтогенетические принципы и закономерности развития письма у детей, представлена специфика нарушений письма у детей с изучаемым нарушением речи.
Во второй главе описывается экспериментальная работа по исследованию состояния письма у детей младшего ШКОЛЬНОГО возраста с ОНР III уровня. Также во второй главе описан комплекс упражнений по коррекции письма у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
После каждого параграфа даются выводы. В заключении – общий вывод по проделанной работе, список использованных источников и приложение.
Письменная речь — это не просто способ фиксации информации, а важнейшая форма коммуникации, мышления и учебной деятельности. Именно через письмо ребёнок осваивает школьное знание, учится выражать свои мысли, взаимодействовать с текстом, участвовать в образовательной и социальной жизни. Однако у значительного числа младших школьников письмо не формируется должным образом, что становится серьёзным препятствием не только для учёбы, но и для общего речевого, когнитивного и личностного развития.
Особенно остро эта проблема проявляется у детей с общим недоразвитием речи III уровня. При наличии системных речевых нарушений формирование письма оказывается затруднённым на всех этапах: от звуко-буквенных связей до орфографического самоконтроля. В таких случаях письмо требует не просто обучения, а профессиональной логопедической коррекции, направленной на устранение первичных причин трудностей.
Выполненное исследование было направлено на изучение особенностей нарушений письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи ОНР III уровня, а также на разработку практико-ориентированного комплекса упражнений, способствующего коррекции выявленных трудностей.
Целью нашего исследования было теоретическое изучение и практическое обоснование содержания логопедической работы по коррекции письма у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня. В процессе работы были последовательно решены поставленные задачи:
Во-первых, проведён анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме формирования письменной речи у детей с речевыми нарушениями. Рассмотрены теоретические подходы к пониманию письма как сложного психолингвистического процесса, раскрыты механизмы нарушений письма при ОНР, охарактеризованы типы дисграфий и причины их возникновения. Теоретический анализ позволил обосновать выбор направлений диагностики и коррекционной работы в рамках настоящего исследования.
Во-вторых, в ходе экспериментального обследования письменной речи у младших школьников с ОНР III уровня были выявлены специфические особенности и типичные ошибки. Наибольшие трудности дети испытывали при выполнении диктантов, что проявилось в сниженной продуктивности письма и высокой частотности ошибок. Выявлены преобладающие виды нарушений: ошибки письма, связанные с заменами букв по акустико-артикуляционному сходству, ошибки звукового анализа и синтеза, графомоторные трудности, а также орфографические ошибки. На основании полученных данных были выделены уровни сформированности письма у обследованных детей.
В-третьих, на основе анализа результатов обследования был составлен комплекс упражнений, направленных на коррекцию выявленных нарушений письма. Комплекс включает четыре направления: коррекцию ошибок письма, коррекцию моторных нарушений, развитие звукового анализа и синтеза, а также устранение орфографических ошибок. Упражнения представлены с учётом их целей и механизмов воздействия, а также ориентированы на системную и поэтапную коррекцию. Комплекс может быть использован в индивидуальной и подгрупповой работе логопеда, и адаптирован под уровень речевого развития ребёнка.
Таким образом, цели исследования достигнуты. Разработанный коррекционный блок представляет собой практически значимый инструмент логопедической помощи детям младшего школьного возраста с ОНР III уровня, направленный на формирование полноценной письменной речи. Результаты данной работы могут быть использованы в практике логопедической коррекции.
1. Алексеева, А.Е. Формирование готовности к овладению чтением и письмом: проблемы и пути их решения/ А.Е. Алексеева // Дошкольное воспитание. – №2. – 2007. – С. 72 – 78.
2. Алексеева, М. Об осознании детьми фонетической стороны речи / М. Алексеева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 10. – С.9–13.
3. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2006. С. 7-20.
4. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников
5. Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико–фонематическое и общее недоразвитие речи/ Л.С. Волкова. – М. : Владос, 2004. – 360 с.
6. Гончарова, В. А. Особенности нарушений письменной речи у младших школьников // Логопедия. / В. А. Гончарова. - 2022. - Nº 3(9). - С. 80-83.
7. Девешвили, Д.М. Н.А. Бернштейн – основатель современной биомеханики/ Д.М. Девешвили// Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4 (20) – С. 74–78.
8. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. − М.: Сфера, 2007. − 192 с.
9. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991.
10. Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма // Школа для детей с ТНР. — М, 1961
11. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997.
12. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. “Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.” – С.-Петербург., Союз, 2001
13. Левина Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей. М.: Учпедгиз, 1951.
14. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии. — М., 1997.
15. Лурия, А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. – М.: Академия, 2002. – 345 с.
16. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии / Е. В. Мазанова. Москва: изд. «ГНОМ и Д», 2016. - 88 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 452с.
18. Правдина О.В. Логопедия.: Просвещение, 1973.
19. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение, 1983.
20. Сергеева Е.Е. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР - это обучение и воспитание в логопедической группе // Логопедия сегодня. - 2008. - № 2. - С. 52-64.
21. Спирова Л. Ф. Дифференцированный подход и проявления нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ / Л. Ф.
22. Спирова, А. В. Ястребова // Дефектология. - 1988. - Nº 5. - С. 34-37.
23. Токарева О. А. Расстройства письменной речи у детей. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 2. М.: Учпедгиз, 1963.
24. Туманова, Т. В. К проблеме преодоления нарушений письма у школьников с недоразвитием речи [Текст] / Т. В. Туманова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы : сб. ст. : в 2 ч. / гл. ред. Н. Г. Андреева.– М. : Изд-во МСГИ, 2004. –Ч. 1. – с. 263- 269.
25. Филичева, Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Т. Б. Филичева, // Дефектология. – 1985. – № 4 – С. 79-83.
26. Филичева Т.Б., Туманова ТВ. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.— М, 1999.
27. Цветкова Л.С. Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования/ Л.С. Цветкова, А.В. Цветков. – М.: «Издание книг ком», 2021. – 120 с.
28. Хватцев, М. Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М.: Владос, 2010. Кн. 1. – 272 c.
29. Ястребова, А.Л. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы: Пособие для учителей–логопедов/ А.Л. Ястребова – М.: Просвещение, 1978. – 103 с.
30. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). — М.: "Когито-Центр", 1996 — 47 с.