АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Народы Циркумполярной зоны: общая характеристика культуры 23
1.1 Образ жизни и быт народов 23
1.2 Социальная структура 36
Глава 2 Анализ факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие личности 45
2.1 Природные условия 45
2.2 Материальная и духовная культура народов 53
Глава 3 Социальные нормы 66
3.1 Особенности обрядов перехода 66
3.2 Преступление и наказание 73
3.3 Войны и мир 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
Актуальность темы. Россия является одним из многонациональных государств, на территории которого проживает более ста народов, различающихся происхождением, языком, культурой, обычаями и традициями. Важным культурным достоянием страны является факт обитания на территории Российской Федерации коренных малочисленных народов Севера. Среди «малых народов» выделяются этносы, представляющие собой пояс арктических культур, простирающийся вокруг Северного полюса. Общий «арктический» генотип и сходные культурные традиции позволяют объединить их в одну Циркумполярную зону.
Особенностью русской цивилизации является то, что, несмотря на разные политические режимы, в деятельности властей существует стабильная установка, направленная на сохранение малочисленных народов. Это можно объяснить особой ролью Сибирской Арктики, которая представляет собой кладовую ресурсов, сырьевой резерв страны. Уникальность данной территории состоит в том, что эти регионы богаты не только ресурсами, но, главное, именно они демонстрируют миру альтернативный способ существования, основанный не на противоборстве с природой, а на гармоническом сосуществовании и развитии с ней. Именно поэтому на сегодняшний день возрастает роль циркумполярного мира, имеющего решающее значение для сохранения экологии планеты. Толерантность, экологичность и гуманизм во взаимодействии людей с природой в целом остается востребованной ценностью в современном освоении Арктики.
Существует ряд опасностей, способствующих исчезновению коренных малочисленных народов Севера. В последние годы наблюдается тенденция сокращения численности коренных народов, о чем свидетельствует Всероссийская перепись населения, проведенная в 2002 г. Данные переписи показывают, что численность некоторых этнических групп Севера составляет менее тысячи человек. Проблему физического вымирания этносов усугубляет значительное число суицидов. Максимальные показатели смертности от самоубийств на 100 тысяч человек зафиксированы на Европейском Севере (Архангельская область - 50.5, республика Коми - 45.7, Ненецкий автономный округ - 119.1) . Однако численность многих этносов уменьшается не только в результате естественной убыли. Во многом этому способствуют процессы глобализации, интеграции и ассимиляции, в результате которых стирается национальная культура и национальная идентичность, что приводит к существенному сокращению народов. В связи с чем острота вопроса сохранения этнических корней, культуры и языка очевидна.
Эта проблема является актуальной не только для Российской Федерации, о чем свидетельствует то, что вопрос о важности традиционных культур и необходимости их сохранения поднимается многими государствами уже давно. Это подтверждается Декларацией Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, согласно которой: «...коренные народы равны со всеми другими народами... все народы вносят вклад в многообразие и богатство цивилизаций и культур, которые составляют общее наследие человечества. » .
Определяя одной из важнейших задач государства сохранение народов и культур Арктики, стоит понимать, что этнос и культура - это отдельные люди, личности. Поэтому для сохранения культуры необходимо обратиться к личностям отдельных людей, чтобы понять как специфический характер, особенности соционормоативного института позволяют выживать в экстремальных условиях. Изучение соционормативной культуры - сверхзадача этнологической науки, так как без ее решения выполнение самой главной задачи невозможно. Все это делает проблему личности и социальных норм в Циркумполярной зоне Сибири актуальнейшей.
Объект исследования - соционормативная культура народов Циркумполярной зоны, проживающих в пределах Северной Азии (чукчи, ненцы, энцы, нганасаны, юкагиры).
Предмет исследования - личность (индивидуальность) и социальные установки в обществах сибирской Арктики.
Проблема личности у коренных народов Сибири может быть поставлена как в региональном, так и в этническом аспектах. Предметом своего исследования я избрала личность народов Циркумполярной зоны, а именно: чукчей, самодийских народов и юкагиров.
Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, каждый из названных этносов обитает в экстремально-суровых условиях Арктического пояса, в связи с чем и возникает вопрос: «Существует ли универсальный тип личности у северных народов, или каждый из народов имеет собственную стратегию выживания и своеобразный тип личности».
Во-вторых, некоторые из народов обладают уникальной исторической судьбой. Так, своеобразие чукотского характера оценено не только специалистами, но и отразилось на уровне обыденного сознания современного населения России в такой своеобразной форме как анекдоты. Кроме того, чукчи оказались единственным народом на обширных пространствах Северной Азии, которому в процессе колонизации Сибири русскими так и не удалось нанести решающего военного поражения. Все это требует объяснений, которые невозможны без анализа особенностей индивидуальности этноса.
Цель работы - определить особенности проявления личности и соционормативных установок в культуре народов Циркумполярной зоны.
Для реализации цели были поставлены следующие исследовательские задачи:
1. Определить этнологические и психологические аспекты проблемы «личность в первобытных обществах» в работах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Охарактеризовать быт и социальную организацию чукчей, самодийских народов и юкагиров.
3. Выявить факторы, оказывающие влияние на своеобразное развитие личности в данном регионе, а также при помощи сравнительно-исторического анализа рассмотреть общее и различное в ее формировании у северных народов.
4. Установить эволюцию развития социальных норм, регулирующих деятельность народов Циркумполярной зоны.
Степень изученности проблемы.
Несмотря на то, что проблему «культура и личность» у народов Циркумполярной зоны нельзя считать хорошо исследованной, существует ряд работ, написанных в разное время и с разной методологией. Опираясь на имеющийся опыт этнографических классификаций, С.В. Соколовским была составлена собственная периодизация, которая используется в работе . Мы считаем, что этнографу удалось выделить существенные этапы в истории изучения отечественной этнографии. В целом, мы разделяем позиции исследователя, периодизация взята за основу, но с региональными поправками арктических регионов России.
Выделяются следующие периоды изучения темы:
1. Допрофессиональный период (1820-1910).
К началу XIX в. благодаря сведениям путешественников, торговцев, мы имеем довольно полные описания территории расселения, самоназвания, основных занятий самодийских народов, чукчей и юкагиров. Однако обобщающих работ еще не было. В XIX в. появляются труды, посвященные тому или иному вопросу этнографии рассматриваемых народов. Интересные сведения о промыслах, средствах передвижения, семейной и общественной жизни чукчей, устройстве зимних и летних жилищ, одежде, украшениях, приведены в описаниях плаваний Ф.П. Литке (1821-1824)4.В 1825 г. архимандрит Вениамин (В.Н. Смирнов) был назначен главой православной миссии, которой было поручено обращать в христианство ненцев Архангельской губернии. В течение пяти лет Вениамин с другими миссионерами путешествовал по Канинской, Малоземельской и Большеземельской тундрам. Помимо миссионерской деятельности он довольно серьезно изучал язык, быт и верования ненцев. В результате проделанной работы появилась книга «Самоеды мезенские» , которая является одним из важнейших источников по религии ненцев.
Большую роль в деле изучения этнографии самоедов сыграли работы М.А. Кастрена, ставшие результатом его путешествий по Карелии и Лапландии, позже по Сибири , во время которых он активно изучал ненцев, энцев и нганасан. Путешествия Кастрена принесли богатый материал по ряду малоисследованных областей Сибири, где широко затрагиваются вопросы этногенеза, грамматики самодийских языков.
Известна работа В. А. Иславина «Самоеды в домашнем и общественном быту» , которая стала результатом посещения ненцев по поручению Министерства государственных имуществ. В книге содержатся сведения о заселении, культуре, промыслах и религиозных воззрениях ненцев, в частности описываются шаманские обряды, верховные божества.
Вопросы хозяйственной деятельности циркумполярных народов Сибири, их культуры, общественных отношений нашли освещение в материалах и отчетах официальных лиц русской администрации, находившихся на их территориях. Разнообразные сведения о кочевых и оседлых чукчах содержатся в статьях начальника Анадырской округи Н.Л. Гондатти и сменившего его на этом посту Н.П. Сокольникова . Они собрали обширный материал по материальной и духовной культуре не только чукчей, но и других народов Чукотки. Особое место в этой серии работ занимает основательный труд Н.Ф. Калиникова «Наш Крайний Северо-Восток» , который в 1908-1910 гг. по поручению губернатора Приморской области занимался исследованием естественно-экономических условий Чукотского полуострова. В книге помимо географического описания детально изучены обычаи местного населения, которое занималось преимущественно охотой и скотоводством, особенности их семейных и личных отношений, модели поведения; их жилища, утварь, одежда, быт, религиозные обряды и поверья, развлечения. Автор характеризует чукчей как народ с удивительно независимым характером и чувством собственного достоинства.
Таким образом, в данный период основные сведения мы получаем от торговцев, путешественников, ссыльных ученых и миссионеров. В большинстве своем работы, появившиеся в это время, являются дневниковыми и носят описательный характер, без каких-либо обобщений и анализа.
.....
Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук, каждая из которых изучает ее в своем специфическом аспекте. Применительно к теме исследования «личность» выступает не как отдельный человек, а как усредненный набор характерных признаков и свойств, присущих как представителю конкретного народа, так и людям Циркумполярной общности в целом.
Наиболее важными факторами, оказывающими влияние на формирование и развитие личности среди циркумполярных народов Сибири, являются природные условия и культура.
Во-первых, суровый климат способствовал развитию у северных народов особого морфотипа. Чукчи вместе с коряками, ительменами, эскимосами и алеутами выделяются антропологами в особую арктическую расу. У них находят ряд специфических признаков: интенсивную теплорегуляцию, высокие показатели содержания гемоглобина, обмена веществ, которые характерны для представителей арктической расы в целом. Кроме того, природные условия оказывают сильное влияние на психологическое состояние личности. Климат - один из решающих факторов жизнедеятельности человека и всего живого, с характерными для арктических районов полярной ночью и полярным днем, что, соответственно, накладывает свой отпечаток на культуру, поведение, особенности характера и мышления малочисленных народов Севера. Люди, живущие в циркумполярной зоне, в течение всего года находятся в стрессовой ситуации. Возможно, поэтому многие исследователи отмечают вспыльчивость и раздражительность, присущие их характеру, сочетавшиеся при этом с огромной силой воли и жизнерадостностью. Непосредственная и повседневная связь с природой, кочевая жизнь оленеводов, выходы зверобоев далеко в море содействовали развитию способности прекрасно ориентироваться на местности.
Во-вторых, природа и региональные особенности ландшафта оказали влияние на экономику и общественное устройство народов. Здесь нужно выделить несколько проблем: проблему ресурсов и проблему адаптации. Говоря о первой, стоит понимать, что с одной стороны, Арктика по многим параметрам является бесценным сырьевым резервом нашей планеты. На ее территории сконцентрированы многочисленные полезные ископаемые, ценные породы животных и морских зверей. Но с другой стороны, не смотря на все богатства, для коренных арктических народов Сибири они являются ограниченной и нелегко доступной базой. И оленеводы, и морские охотники должны постоянно прикладывать максимум усилий для добычи пропитания. Проблема адаптации коренных этносов предполагает, что по мере приспособления людей к суровым условиям Арктики, формировались определенные культурно-хозяйственные типы. На Чукотке, например, сложились два культурно-хозяйственных типа: оленеводов тундры и арктических охотников на морского зверя. При этом представители разных культурно-хозяйственных типов имеют глубокое различие в характерах, способах ведения хозяйства, материальной культуре.
Помимо природной составляющей, решающее значение в формировании индивидуальности циркумполярных народов имеет культура. Материальная культура этносов была напрямую связана с основными занятиями: жилище, домашняя утварь, средства передвижения - все было приспособлено к кочевому образу жизни, на всем лежал отпечаток неприхотливости, простоты и в то же время исключительной приспособленности к суровым условиям природы.
Значительную роль в формировании и развитии личности также имеет и духовная культура, основанием для типологического сближения которой являются параллели в мифологии, фольклоре, моделях мира. Общее в религиозных верованиях этих народов возникло в результате представления коренных жителей о том, что стихии можно противостоять только при условии постоянной заботы о сохранности окружающей среды, включающей животный и растительный мир. Иначе говоря, религиозные убеждения коренных народов явились своеобразным откликом на зависимость жизнеобеспечения населения от состояния окружающей природной среды. Они обусловлены условиями жизни этих народов. Это объясняет особенности отношения коренных народов к природе и земле как к духовной ценности, а не только как к источнику создания условий для жизни. Забота о мире выражается в соблюдении определенных родовых канонов, предписаний, в повседневной заботе об окружающем, проведении обрядовых действий с целью укрепить и умилостивить силы природы.
Еще в начале XX в. у народов Циркумполярной зоны правила поведения регулировались нормами обычного права, моральными нормами. Многие обычаи коренных малочисленных народов Севера обусловлены жизненной необходимостью защищать окружающую среду, являющуюся для них почти единственной кормилицей. Эти и подобные обычаи, возникшие в результате накопленного народом опыта защиты жизни и природных богатств, стали одновременно религиозными и моральными нормами. Для коренных малочисленных народов соблюдение таких норм является не только требованием морали, но и важной составляющей их вероисповедания, суть которого в вере в природу и человека в природе. В связи с этим, народы Крайнего Севера прошли очень трудный путь в своем становлении и развитии и этот путь, надо отметить, всегда был основан на социальном регулировании.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что общие черты быта и образа жизни этносов, а именно культура питания, одежда, жилище, семейно-брачные отношения обусловлены общей судьбой проживания (а точнее сказать - даже выживания) в очень суровых климатических условиях, одинаковой зависимостью от природных богатств, общностью обычаев ведения хозяйства, отношением к окружающему миру и природе. Это и предопределило идентификацию народов в рамках Циркумполярной зоны.
Понятие Циркумполярной зоны и входящих в нее народов предполагает единую общность. Под влиянием природных условий, материальной и духовной культуры, сформировался определенный тип личности - человек циркумполярной культуры, для которого характерно бесконечное терпение, вспышки охотничьего азарта, острая наблюдательность и стойкость в трудных ситуациях, жизнерадостность и внезапная обреченность перед лицом «высших» по их мнению, сил. Кочевой образ жизни требовал биологической адаптации: выносливость, решительность, умение ориентироваться, умение преодолевать конфликты. Такой культурный и психологический комплекс сложился в особых условиях существования как результат длительного и, значит, для многих поколений успешного приспособления человека к одной из самых суровых зон обитания на нашей планете.
Несмотря на то, что существует понятие «человек циркумполярной культуры» выделяются и специфические, этнические признаки (язык, обычаи, традиции, черты характера), позволяющие отличить чукчу от ненца, нганасана от юкагира и т.д. Так, у нганасан в результате суровой борьбы с природой выработались специфические черты характера: расчетливость, бережливость, не исключающие, однако, столь необходимой в северных условиях взаимопомощи. Оценивая то или другое существо, сами нганасаны никогда ни к одному из них не применяют крайнюю характеристику - добрый или злой. Каждое из них представляет собой такое же существо, как и сам человек. В ритме кочевания сложились общественные отношения ненцев и особенности их характера, граничащие с настойчивыми, иногда конфликтными, проявлениями персональных амбиций. Ненцы говорят: «У нас рога большие, они нам жить мешают», сравнивая себя с бегущими в одной упряжке, но вечно бодающимися оленями . Для чукчей характерна воинственность, агрессивность, чрезвычайно легкая возбудимость, доводящая до исступления, любовь к независимости, настойчивость в борьбе, взаимопомощь и взаимоуважение. Также необходимо отметить, что существует глубокое различие между оленными и оседлыми чукчами. Морские охотники спокойны, миролюбивы, доброжелательны, отличаются от оленных превосходством в приеме гостей. Оленные чукчи главным образом импульсивны, воинственны и неукротимы. Для них характерно бесстрашие и выносливость. При этом стоит понимать, что часть этих черт присуща народам имманентно, а часть черт появилась в результате трансформации культур.
Таким образом, Арктика - это особый мир, особая природа, особые люди и реальность, которая породила особый тип личности - «человека Циркумполярной культуры», но наряду с универсальным типом характеристик, есть специфические, этнические признаки у каждого арктического народа, обусловленные эволюцией их развития.
1. Васильев В.И. Селькупы Томской области: проблемы национального развития: докл. записка и сопроводительное письмо 14 февраля 1989 г. // ГАТО. - Ф. Р-2045. - Оп. 1. - Д. 9. - Л. 9.
2. Статистический сборник: селькупы и сельские населенные пункты области в составе РФ (по данным Всесоюзных переписей населения 1979, 1989) // ГАТО. - Ф. Р-1085. - Оп. 3. - Д. 620. - Л. 41.
Законодательные акты
3. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов
[Электронный ресурс]: резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей от 13 сентября 2007 г. // Техэсперт. Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации / АО «Кодекс». - Электрон. дан. - [М.], 2019. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/902086029 (дата обращения 09.05.2020).
Источники личного происхождения
4. Аргентов А. Путевые записки священника-миссионера в приполярной
местности [Электронный ресурс] // Электронная библиотека национальной библиотеки республики Саха. - Спб.,1857. - URL: https://e.nlrs.ru/online/10052 (дата обращения
16.05.2020).
5. Богораз В. Г. Чукчи. Ч.1. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека
Литмир. - Л.: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР - 1934. - URL:
https://www.litmir.me/br/?b=590237&p=1 (дата обращения 11.04.2020).
6. Богораз - Тан В.Г. Чукчи. Ч.2. [Электронный ресурс] // Электронная
библиотека Lib.ru. / Классика - Л., 1939. - URL:
http://az.lib.rU/t/tanbogoraz w g/text 1939 chukchee2.shtm (дата обращения 11.04.2020).
7. Богораз В Г. Материальная культура чукчей / Отв. ред. И.С. Вдовин. - М.: Наука, 1991. - 224 с.
8. Вениамин (В.Г. Смирнов). Об обращении в христианство мезенских самоедов в
1825-1830 годах: записки архм. Вениамина [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. - Электрон. дан. - Спб., 1851. - URL:
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003562279#?page=1 (дата обращения 13.06.2020).
9. Иславин В.А. Самоеды в домашнем и общественном быту / В.А. Иславин. - Спб. : тип. М-ва гос. имуществ, 1847. - 142 с.
10. Кастрен М.А. Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири
[Электронный ресурс] // Иркипедия - портал Иркутской области: знания и новости. - Электрон. дан. - Спб., 1960. - URL:
http://irkipedia.ru/content/puteshestvie v sibir 1845 1849 kastren ma 1860 (дата обращения 10.05.2020).
11. Литке Ф.П. Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821-1824 гг. // [под ред. Я.А. Марголина]. - М.: Географгиз, 1948. - 335 с.
12. Мерк К.Г. Описание обычаев и образа жизни чукчей / Пер. с нем. З.Д.Титовой // Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции. 1785-1975 гг. - Магадан, 1978. - С 98-155.
Фольклор
13. Мифы и легенды народов мира: народы России [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Литмир. - М., 2004. - URL: https://www.litmir.me/br/?b=238082&p=1 (дата обращения 14.05.2020).
14. Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки [Электронный ресурс] //
Электронная библиотека RoyaLib. - М.: Наука, 1974. - URL:
https://royallib.com/book/avtor neizvesten/skazki i mifi narodov chukotki i kamchatki.html (дата обращения 16.05.2020).
Литература
Монографии
1. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине / О.Ю. Артемова. - М.: Наука, 1987. - 204 с.
...64