Введение 3
1. Общая характеристика развития психических процессов 5
1.1. Понятия внимания 6
1.1.1. Внимание и возраст 7
1.1.2. Виды внимания и их механизмы 8
1.1.3. Свойства внимания 10
1.1.4. Методики изучения внимания 12
1.1.5. Значение внимания в спортивной деятельности 14
1.1.6. Развитие внимания в хоккее 16
1.2. Техническая подготовка 17
1.2.1. Тактическая подготовка 19
1.2.2. Эффективность соревновательной деятельности в хоккее 20
1.3. Психотехнические игры как средство психологической подготовки
спортсмена 22
1.3.1. История возникновения психотехнических игр 22
1.3.2. Краткое введение в психотехнические игры. Психологический
контекст групповых занятий 24
2. Методы и организация исследования 28
2.1. Характеристика методов исследования 28
2.2. Организация исследования 31
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 32
ВЫВОДЫ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 60
Познавательные процессы активно изучались еще на заре становления психологии как самостоятельной науки, и к настоящему времени в этой области накоплены обширные знания. Вместе с тем попытки реализовались эти знания на практике, трансформировать их в конкретные рекомендации для специалистов часто заканчиваются разочарованием и не приводят к успеху.
Среди психических свойств внимание занимает особое место. Оно входит в познавательные процессы, в познавательную деятельность. Благодаря нему, наша деятельность имеет определенную избирательную направленность - из большого числа объектов мы выбираем лишь необходимые и сосредотачиваем на них нашу психическую деятельность. Объектом внимания может быть как внешний мир, так и наши переживания, мысли. Внимание не может быть беспредметным.
Хоккей является одним из наиболее увлекательных и массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Постоянные взаимодействия игроков с мячом (шайбой) и между собой способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Кроме того, хоккей развивает также мгновенное переключение внимания с одного объекта на другой, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц, а также способность сосредотачивать внимание на наиболее важном моменте в различных игровых ситуациях [12].
Сказанное позволяет лучше понять, как важны исследования в этой области, но положение осложняется тем, что желание быстро получить конкретные результаты, оборачивается нередко упрощениями и поспешными выводами.
Целью работы является экспериментальное обоснование использования психотехнических игр в психологической подготовке хоккеистов 13-14
лет к соревнованиям с учетом свойств внимания. В связи с этим нами были поставлены следующие задачи:
4. В ходе литературного обзора раскрыть понятие внимания, его виды, свойства и определить значения внимания в спортивной деятельности хоккеистов.
5. Определить свойства внимания игроков мужской команды по методикам: корректурная проба, красно-черная таблица, таблицы Шульте, Мюнсгерберга и на основе полученных данных сделать выводы о возможной взаимосвязи свойств внимания и игрового амплуа игроков.
6. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность внедрения психотехнических игр для совершенствования свойств внимания хоккеистов 13-14 лет.
Предмет исследования: психотехнические игры как средство психологической подготовки хоккеистов 13-14 лет.
Объект исследования: процесс психологической подготовки хоккеистов 13-14 лет к соревнованиям.
Гипотезой данной работы является предположение о том, что определение свойств внимания игроков, изучение их взаимосвязи с игровым амплуа и внедрение в процесс психологической подготовки психотехнических игр позволит повысить эффективность соревновательной деятельности игроков.
Практическая значимость: результаты наших исследований могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для тренеров и преподавателей изучающим эту проблему, в целях более интенсивного развития свойств внимания и повышения эффективности психологической под-готовки спортсменов.
1. В ходе литературного обзора, мы раскрыли понятие внимания и рас-смотрели его виды (произвольное внимание, непроизвольное, внешнее, внутреннее), свойства (концентрация внимания, устойчивость, подвижность, переключение, распределение), определили значение внимания в спортивной деятельности.
2. С помощью анкет: Мы определили свойства внимания испытуемых различных игровых амплуа хоккеистов 13-14 лет: объем. К каждому игровому амплуа присущи различные показатели всех свойств внимания, однако есть зависимость с отдельными игровыми функциями. Так, например, все на-падающие имеют самые высокие показатели объема внимания. Из восьми защитников шесть имеют примерно одинаковые показатели по объему внимания. Они ниже, чем у нападающих игроков и полузащитников. Также у них самые высокие показатели устойчивости и концентрации внимания (четыре результата из восьми и пять показателей из восьми соответственно). Четыре из семи полузащитников имели третьи по величине показатели объема внимания, средние показатели концентрации внимания, за исключением одного игрока, средние показатели устойчивости внимания. Два вратаря имеют расхождения между собой только по показателям распределения и переключения внимания, которые, тем не менее, находятся в пределах нормы, а остальные результаты свойств у них практически совпадают.
3. Эффективность внедрения психотехнических игр подтвердилась положительной динамикой результатов экспериментальной группы. Внедрение и использование психотехнических игр подтверждает предлагаемые тренировочные воздействия, направленные на развитие свойств внимания хоккеистов. Все это обеспечивает эффективность соревновательной деятельности в рамках короткого срока. Об этом свидетельствуют данные соотношения выигранных и проигранных мячей и игр до и после применения игр.