Аннотация. 2
Введение 3
Глава 1. Социальная политика Третьего Рейха в отношении семьи и женщин. 13
1.1 Становление социальной политики Третьего Рейха 13
1.2 Основные тенденции изменения законодательства в социальной
политике Третьего Рейха 19
Глава 2. Участие женщин в политической системе 26
2.1 Создание образа идеальной женщины в Третьем Рейхе 26
2.2 Основные направления деятельности «Союза немецких девушек» 30
2.3 Роль женщины в политике, науке и образовании Третьего Рейха 35
Глава 3. Основы национал-социалистической идеологии в воспитании молодежи 42
3.1 Образ «детства» в Третьем Рейхе. Деятельность Бальтура фон Шираха.
42
3.2. Основные направления деятельности Гитлерюгенда 51
Заключение 65
Список использованных источников и литературы: 67
Источники: 67
Литература: 69
Приход нацистской партии в Германии к власти коренным образом изменил ход мировой истории и системы международных отношений. Нацистская партия выдвинула новые идеологические цели и задачи для Германии, начала реализацию своей программы, части которой были нонсенсом для большей половины человечества. С 1933 года коренным образом меняется не только внешняя, но и внутренняя политика Германии. Безусловно, интерес к внешней политике НСДАП обусловлен последующими событиями, в первую очередь, такими как Мюнхенский сговор и Вторая Мировая война. Однако стоит обратить внимание, что в современном обществе актуализируется вопрос о целях и методах внутренней политики нацистской партии, которые до этого не так подробно изучались. В современных западноевропейских исследованиях ставятся вопросы относительно работы с социальной базой в Германии 1930-х гг.
Политико-идеологическая актуальность темы выражена в том, что некоторые элементы проявления нацизма мы видим до сих пор. Так, в странах Прибалтики на официальном уровне вниманием пользуются не только ветераны-антифашисты, кто противостоял нацизму и вёл изматывающие бои, но и те, кто в годы Второй мировой и Великой отечественно войны сотрудничал с нацистами, был коллаборационистом, а также способствовал проведению геноцида евреев. Также, в политико-идеологическом аспекте актуальности данной темы следует отметить и то, что в современной России не изжиты агрессивный национализм и антисемитизм.
Внимание к феномену нацизма, внутренней и внешней политике НСДАП среди российских читателей порождает важность написания и распространения качественных исследований на данную тему. Такое выражение практико-прикладной актуальности является, безусловно, важным для современного информационного общества, в котором от доступа 3
и распространения информации зависит политическая обстановка в системе международных отношений.
Научная актуальность данной темы проявляется в том, что на каждом из периодов изучения нацистской Германии вырабатывается и перекладывается новая методология истории, позволяющая с нового ракурса рассмотреть изучаемое явление. В современности в результате кризиса новоевропейского рационализма, ответом на который стал «антропологический поворот» в гуманитаристике, была выдвинута программа обновлённой методологии истории, где немаловажную роль играют такие направления как история ментальности и история повседневности. Изучение социальной политики Гитлеровской Германии через призму изучения повседневности, быта, обывательских практик женщины и ребёнка в нацистском обществе позволяет «прочувствовать» данную эпоху, в соответствии с тезисами школы Анналов, а также уменьшить степень субъективации и избежать последующей модернизации истории.
Исследование места и роли нацистских девичьих и женских организаций в системе гендерных отношений в гитлеровской Германии является актуальным направлением в изучении науки, призванное дополнить знания о немецком обществе, государстве, его функционировании, о социальных ролях в тоталитарном обществе, а также в повседневных практиках немецкого общества в период жёсткой диктатуры.
Цель данного исследования - рассмотреть процесс формирования отношения к женщинам и детям в структуре семейных ценностей социальной политики нацистской Германии, с тем, чтобы изучить сущность данного исторического явления.
В процессе работы были поставлены следующие задачи:
1) определить характер и направления социальной политики в отношении семьи, через призму изучения социальной политики Третьего Рейха по отношению к женщинам и детям;
2) охарактеризовать роль женщин в обществе согласно идеологии национал-социализма, как с точки зрения официальной пропаганды, так и с ракурса лидеров «Союза немецких девушек» (БДМ);
3) определить основы национал-социалистической идеологии в воспитании молодежи и формирование особых молодёжных организаций Гитлерюгенда и «Союза немецких девушек».
Объектом исследования является политика национал-социалистов в отношении семьи и женщин. Данное исследование располагается в русле Гендерной истории, так как гендерная политика государства в нацистской Германии стала частью системы власти и доминирования, которая конструировала два пола определяя их как разные, неравные и взаимодополняющие друг друга в семейных отношениях. При этом под системой гендерных отношений понимается организация отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями и стереотипами «мужественности» и «женственности».
Предметом исследования является процесс формирования в идеологии национал-социалистов отношения к женщинам и детям в Германии 1930-х гг, через призму изучения таких организаций как Гитлерюгенд и «Союз немецких девушек».
Хронологические рамки работы охватывают период с прихода к власти Гитлера и партии НСДАП - с 1933 года и до начала Второй Мировой войны в 1939г, поскольку в данный период наиболее точно и структурировано проявились черты политики НСДАП в социальной сфере. В период Второй Мировой войны данная политика была частично замещена в силу того, что в Германии нужны были трудовые ресурсы, которыми как раз и стали женщины и дети. Необходимо отметить, что в исследовании частично будут упоминаться меры нацистов во время войны, однако рассмотрение и анализ их не входит в сферу нашего исследования. Отступления за нижнюю границу исследования будет обусловлено необходимостью принципа историзма, который заключается в исследовании процесса с его зарождения, развития и угасания.
Методологическая база исследования включает в себя как общенаучные методы исследования, так и специально-исторические методы. К общенаучным методам данного исследования стоит отнести дедукцию, индукцию, систематизацию, классификацию, причинно-следственный анализ. К специально-историческим методам можно отнести: сравнительно¬типологический метод, благодаря которому в исследовании можно провести сравнение социальной политики Гитлера как с периодом Веймарской демократии, так и с фашистским режимом Б. Муссолини. А также подходы:
Проблемно-хронологический: выделение основных этапов в формировании образа женщины в Третьем Рейхе; историко-генетический подход, позволяющий выявить основные тенденции и причины создания и дальнейшей эволюции семьи и семейных ценностей для юных немцев; социокультурный подход, позволяющий анализировать влияние нового образа женщины и семьи на историческое сознание людей, отображённое в их мемуарах и воспоминаниях;
Помимо используемых методов, в процессе написания работы были использованы различные методологические концепции. Так, прежде всего, необходимо отметить работы представителей Школы Анналов по разработке теории повседневности, в которой благодаря анализам небольших кейсов происходит разворачивание данных фрагментов и анализ широкого спектра проблем. Одним из таких исследований является работа Карла Гинзбурга «Сыр и черви: картина жизни одного мельника, жившего в XVI веке» , где рассматривается мировоззрение крестьян через призму изучения показаний одного крестьянина под пытками и допросами инквизиции.
Изучение социальной политики как части тоталитарной системы отсылает нас к исследованиям Ханны Арендт, одной из основательниц теории тоталитаризма . В соответствии с её концепцией, Тоталитарные режимы отличает монолитная идеология, единственная партия, сросшаяся с государственным аппаратом и контролирующая все сферы общества, подконтрольная государству экономика, милитаризация внутренней жизни и внешняя экспансия. Атомизация структур гражданского общества дополняется жесткой административной вертикалью, над которой воздвигается культовая фигура вождя.
Источниковая база может быть условно поделена на несколько видов, так, прежде всего, использовались нарративные источники, такие как мемуары и дневники, среди которых следует выделить воспоминания секретаря А. Гитлера К. Шредер , личного архитектора Гитлера А. Шпеера , имперского руководителя прессы О. Дитриха . Использование данных
мемуаров в выпускной квалификационной работе позволили исследовать направления и тенденции социальной политики в области семьи, которые обсуждались на высшем государственном уровне. То есть на их примере мы можем говорить о настроениях высшего аппарата государственной власти и их планах и стратегиях в политике. На примере данных мемуаров мы можем в последующем рассматривать вопрос о личностном отношении высшего государственного аппарата к осуществляемой ими политике.
Также, при характеристике источников следует упомянуть небольшой рассказ Шираха «Фюррер и ученики начальных классов» , где для юного поколения национал-социалистической партии показан создающийся образ Фюрера.
В работе были использованы сборники документов и материалов , в которых содержатся большие разделы по истории внутренней и внешней политике Третьего Рейха, в том числе, социальной сфере, включая её разделы - молодёжную и семейную составляющие. Содержащиеся в них документы (законодательные акты, статистика, отрывки из выступлений нацистских лидеров и т.д.) позволили выявить основные направления во внутренней политике, а также рассмотреть ключевые идеи, которые национал - социалисты пытались реализовать в отношении института семьи и воспитания детей как истинных членов партии.
В понимании целей и задач Третьего Рейха в молодёжной политике, а также способов и методов их реализации, в исследовании помогли личные высказывания и речи А. Гитлера и его книга «Моя борьба» , в которой раскрывалась суть учения национал-социализма, а также назывались перспективные на будущее планы и цели в плане реализации в последующей политики.
Необходимо отметить, что на данный момент в отечественной историографии нет фундаментальной работы, посвященной нацистским молодёжным организациям, хотя первые публикации, имеющие отношение к этой теме, появились в нашей стране в 1930-е гг.
Советская историография редко упоминает проблемы социальной политики нацистской Германии. Фрагментарность изучения темы, её специфика, а также невозможность полного и досконального изучения темы привела к тому, что в работах присутствует ряд фактологических погрешностей и недостоверных знаний.
Отказ от марксизма как единственно верной методологической базы и появление возможностей плюрализма как методологических основ, так и парадигм исторического знания привело к увеличению и расширению тематик работ по германистике эпохи Третьего Рейха. Авторы обобщающих работ - А. Ю. Ватлин , А. И. Патрушев , Л. Н. Корнева отмечают, что немецкая молодежь в силу ряда обстоятельств была особенно восприимчива к нацистской пропаганде, и руководство Гитлерюгенда учитывало стремление молодого поколения к самоорганизации. Характерный для германского фашизма акцент «на различие социальных ролей у юношей и девушек», который выразился в создании отдельной организации для девушек - «Союза немецких девушек» и Гитлерюгенда для ребят.
Анализу истории Гитлерюгенда посвятил свои работы С.В. Кормилицын , который отождествляет понятие «молодёжь» как юношеское направление развития Гитлерюгенда. В своих работах он не рассматривает положение девочек и девушек, тем самым создавая «однобокую» и одностороннюю картину происходивших событий .
Исследования Е.А. Паламарчука доказывают, что режиму Гитлера не удалось «повернуть вспять» процесс эмансипации прав женщин . Он пишет, что Немки были лишены права распоряжаться своей личностью, поставленной на службу тоталитарному нацистскому режиму. Они не только несли груз семейных забот, но и реализовывали политику автаркии, а в годы войны сочетали производительный труд с производством потомства. Автор вписывает историю «Союза немецких девушек» в широкий контекст молодёжной и социальной политики Третьего Рейха, тем самым проводя структурно-диахронный анализ одних процессов на фоне других.
Таким образом, в отечественной научной литературе нет серьёзных исследований на тему социальной политики Третьего рейха в отношении женщин и детей. В работах разных авторов можно обнаружить лишь сведения справочного характера о «Союзе немецких девушек», отдельные факты и самые общие оценки об их деятельности, однако глубокой рефлексии по данному поводу в российской историографии нет.
Обратимся к зарубежным авторам. Так, значимую роль в исследовании представлений о детстве в нацистской Германии и организации Гитлерюгенд сыграли исследования Г. Кноппа и современного немецкого историка и философа М. Клауса . Г. Кнопп систематизировал историографическую традицию западноевропейской науки. В своём исследовании, Кнопп детально охарактеризовал молодёжную организацию Гитлерюгенд, а также по средствам анализа воспоминаний современников и цитат из выступлений лидеров Третьего Рейха, он реконструировал историю повседневности в данной молодёжной организации как части социальной политики нацистской Г ермании.
Другим зарубежным исследователем, работы которого стали теоретической основой при написании данного исследования, являлся американский исследователь немецкого происхождения Джордж Моссе . В своих трудах он подробно анализировал причины прихода национал- социалистической партии к власти, а также раскрывал суть и методы учения национал-социализма. Большую роль в работах он отводит анализу механизмов государственной пропаганды в социальной и культурной сферах. Акцент в исследовании «Нацизм и культура. Идеология и культура национал - социализма» сделан на широкую источниковедческую базу, в которой сведены источники как личного происхождения, так и государственные нормативно-правовые акты.
Структура работы соответствует её содержанию. Работа состоит из трёх глав, в которой последовательно раскрывается социальная политика Третьего Рейха в отношении семьи и детей.
Первая глава посвящена анализу становления социальной политики Третьего Рейха. Глава состоит из двух разделов, в которых раскрывается становление социальной политики национал-социалистов после их прихода к власти, а также изменения в законодательстве социальной сферы, которые произошли в изучаемый период.
Во второй главе изучается изменения положения женщин, которые произошли после 1933 года. Глава состоит из трёх разделов, в которых рассматривается создание в Третьем Рейхе нового образа идеальной женщины, изменившуюся роль женщин в политике, науке и культуре, а также затрагивается вопрос о деятельности «Союза немецких девушек».
Третья глава раскрывает основы молодёжной политики национал- социализма в отношении социальной молодёжной политики. Глава включает в себя два раздела, первый из которых посвящён анализу образа детства в нацистской Г ермании, а также биографии и деятельности одного из лидеров Гитлерюгенда - Бальтура фон Шираха. Основой второго раздела стал анализ деятельности Гитлерюгенд и основные направления данной организации
Формирование отношения к семейным ценностям и женщинам в Германии 1930-х гг. происходило под знаком национал-социалистической идеологии. Одной из национальных задач было объявлено повышение рождаемости, что в новой политике национал-социализма становилось главной прерогативой немецких женщин. В связи с этим социальная политика национал-социалистов была направлена на поддержку многодетных семей, выражавшуюся в выплате пособий и решении жилищных проблем.
Задачу воспитания немецкой молодежи в национал-социалистском духе выполняли специальные молодежные организации. Одной из самых крупных организаций подобного рода был Гитлерюгенд, главой которого являлся рейхсюгендфюрер Бальтур фон Ширах, прославившийся как партийный и молодежный деятель. Основными направлениями деятельности этой организации являлись проведение благотворительных мероприятий, спортивных состязаний, общественно-полезных работ, организация походов и т.д. Главной целью организации было формирование мужчин, готовых преданно служить родине и фюреру, интересы которых должны стоять превыше личных интересов. Можно сказать, что Гитлерюгенд выполнил свою цель, так как военные части, составленный из членов этой организации в боевых действиях на фронтах Второй Мировой войны показали себя как наиболее жестокие и фанатичные войны.
Для представительниц женского пола предназначался Союз немецких девушек, задачей которого было воспитание девочек в качестве будущих матерей и жен. Молодые женщины проходили физическую и духовную подготовку, обучались основам материнства, выполняли общественно-полезные работы. Целью этого было воспитать в девушках желание стать матерями, тем самым способствуя повышению рождаемости и уменьшая долю в экономике от женского труда.
Идеологии национал-социализма были свойственны антифеминистские установки, заключавшиеся в признании женщины только как жены и матери. Участие женщин в политической системе рассматривалось как исключение, поскольку, в понимании национал-социалистов, женщина не обладает способностями, необходимыми в политической или научной сфере.
Таким образом, политика Третьего Рейха в отношении семьи и женщин была направлена на выполнение национальных задач, призванных обеспечить стабильное существование немецкой нации, а также его преданность общей идеологии. Формирование отношения к семейным ценностям и женщинам происходило на фоне культа многодетной матери, выполняющей задачу повышения рождаемости.
1. Гитлер А. Моя борьба [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.libros.am/book/read/id/170567/slug/moya-borba-1, свободный (дата обращения: 12.05.18).
2. Дитрих О. Двенадцать лет с Гитлером. Воспоминания имперского руководителя прессы, 1933-1945 / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. - М.: Центрополиграф, 2007. - 253 с.
3. Закон о регулировании национального труда [Электронный ресурс],
Режим доступа: http://www.verfassungen.de/de/de33-45/arbeit34.htm ,
свободный (дата обращения 16.05.2018).
4. Закон об ослаблении безработицы [Электронный ресурс], Режим доступа:
http: //www.servat.unibe.ch/dns/RGBl 1933 I 323 G Arbeitslosigkeit.pdf ,
свободный (дата обращения 22.05.2018).
5. Залесский К.А. Вожди и военачальники третьего рейха. Биографический словарь. М., «Вече», 2000. - 576с.
6. История Германии XX века в новом измерении: источники, статистика, художественные документы/ сос. И. Бюлов. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 688с.
7. История Германии : учебное пособие : в 3 тт. / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю. В. Галактионова. — М.: КДУ, 2008. — Т. 3: Документы и материалы / Л. П. Белковец, С. А. Васютин, Е. П. Глушанин и др.; отв. ред. С. А. Васютин и Е. П. Глушанин; сост. науч.-справ, аппарата А. А. Мить. — М.: КДУ, 2008. — 544 с.
8. Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера 1941—1942 / Пер. с нем. И. В. Розанова. Общ. ред., вступ. ст. и предисл. И.М. Фрадкина. — Смоленск: Русич, 1993. — 485 с.
Программа «25 пунктов» НСДАП [Электронный ресурс] - Режим
доступа: https: //nekropole. info/ru/events/Pro gramma-25-punktov, (дата
обращения: 21.05.18).
10. Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны / Перевод Дмитрия Гайдука и Артура Егазарова. Составитель, автор предисловия Альберт Егазаров. — М.: Миф, 1993. — 384 с.
11. Ширах фон Б. Фюррер и ученики начальных классов [Электронный ресурс] Режим доступа:http://bookitut.ru/Naczizm-i-kuljtura-Ideologiya-i- kuljtura-naczional-soczializma.128.html , свободный (дата обращения 16.05.2018).
12. Шпеер А. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной
промышленности. 1930-1945 / Перевод С. Лисогорского. — М.:
Центрполиграф, 2005. — 656 с.
13. Шредер К. Я была секретарем Гитлера / Пер. с нем. А.В. Королькова.- М.: Вече, 2007. - 413 с.
14. Энциклопедия Третьего Рейха/ Сост. В. Телицын. М.: Локид-пресс,
2003. - 479 с.
15. Teppe K. Zur Sozialpolitik des Dritten Reiches am Beispiel der
Sozialversicherung [Электронный ресурс] / Teppe K. - Режим доступа:
http://library.fes.de/jportal/servlets/MCRFileNodeServlet/jportal_derivate_00021 713/afs-1977-195.pdf , (дата обращения: 13.05.18).....54