Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ ЛЬДА С ПОМОЩЬЮ МУЛЬТИСТА!ИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЗОНДИРОВАНИЯ

Работа №181118

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физика

Объем работы33
Год сдачи2023
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЩИНЫ ЛЬДА 7
2.1. БУРЕНИЕ ЛЬДА 7
2.2. АКУСТИЧЕСКИЙ МЕТОД 8
2.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАЗЕРНОГО ДАЛЬНОМЕРА 9
2.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОРАДАРА 10
3. ГЕОРАДАР «ОКО-2» 12
4. МОНО - И МУЛЬТИСТАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ЗОНДИРОВАНИЯ 13
5. СШП СИГНАЛ 14
6. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ 15
7. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА 19
8. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 21
9. ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТА 29
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

В холодный период года на реках всегда образуется ледовый слой. Он образуется на поверхности реки благодаря низким температурам окружающей среды и обычно тает весной. Однако, лед может представлять угрозу для людей и инфраструктуры, поэтому знание его толщины и состояния является важным элементом безопасности и гидрологических исследований. То есть, исследование толщины льда на реках - это важный аспект понимания водной среды, соответственно, оно важно по нескольким причинам:
Во-первых, исследование толщины льда на реках имеет непосредственное отношение к безопасности людей. Пока лед на реке не проверен на прочность, его переходить опасно и возможно смертельно. Исследование толщины льда позволяет оценивать прочность замерзшей реки. Если известно, что находиться на льду небезопасно, можно предотвратить жертвы среди людей и сохранить имущество, ограничив доступ на замерзшую реку.
Также, есть возможность обеспечения безопасности на зимняках и ледовых переправах. Во время исследования толщины льда выясняются места, где лед различной толщины может быть опасным для людей. Поэтому специалисты ограничивают опасные места с помощью красных флагов или лент. Это повышает безопасность на проезде и предупреждает людей от пересечения замерзшей реки в местах, где это опасно.
Во-вторых, толщина льда на поверхности реки прямо влияет на ее гидродинамические свойства и процессы, такие как скорость течения, температура воды, содержание кислорода, а также формирование ледовых заторов. Ледовый затор - это скопление льда в русле реки, что вызывает подъем уровня воды, и, нередко, наводнения весной. Контроль толщины льда позволяет уменьшить возможность образования ледовых нагромождений, которые могут привести к серьезным последствиям, включая повреждение инфраструктуры.
Все вышеперечисленные аспекты показывают насколько актуально исследование толщины льда на реках. Оно является необходимым для того, чтобы понимать гидрологические свойства реки, принимать решения о управлении водными ресурсами, обеспечивать безопасность людей и животных, а также прогнозировать поведение реки в зимнее время года. Даже кратковременное изменение в экосистеме реки и ее свойствах может нанести серьезный ущерб природе и экономике, поэтому исследование толщины льда является важным элементом научного подхода к управлению водными ресурсами.
Однако, в настоящее время не существует единого алгоритма для исследования толщины льда. Все существующие на данный момент методы являются ситуативными, и не могут использоваться на постоянной основе. Соответственно, целью данной работы является разработка единого алгоритма, позволяющего проводить исследование толщины льда и снега.
Для этого необходимо изучить существующие методы радиоволновой томографии и их границы применимости для исследования толщины льда. Затем, нужно изучить принципы работы экспериментальной установки, разработанной ранее на кафедре радиофизики. И наконец, провести натурный эксперимент и выяснить, эффективен ли выбранный метод для дальнейшего исследования.
Существует множество методов исследования толщины льда на реках, которые отличаются по принципу действия, сложности, точности измерений и использованию новых технологий. К ним относятся как традиционные методы, так и методы, основанные на применении новых научных разработок, например, дистанционного зондирования или использования беспилотных летательных аппаратов (дронов). Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, и применение того или иного метода зависит от задач, которые перед исследователями ставятся. Важным является то, чтобы выбранный метод позволял получать информацию о толщине льда на реке с высокой точностью, чтобы обеспечить безопасность людей и управлять ресурсами энергетики, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы, были проанализированы несколько различных методов, которые применяются на практике для исследования толщины льда и снега. Было обнаружено, что не все методы можно считать одинаково эффективными - одни являются разрушающими, что небеопасно, другие требуют значительных временных затрат, а некоторые методы могут лишь приблизительно определить толщину снега и льда. Однако после тщательного анализа был выбран наиболее оптимальный метод, который учитывает специфику работы на льду. Был проведен эксперимент, в процессе которого проводились исследования толщины ледового покрытия при помощи георадара и экспериментальной установки, которая представляет собой антенную решетку. Таким образом сравнивались различные методы радиозондирования - моностатический и мультистатический. После обработки результатов, выснилось, что экспериментальная установка, как и георадар, позволяет точно опредлять толщину ледового покрытия. Однако, также позволяет определить диэлектрическую проницаемость, что позволяет увеличить точность исследования.
К сожалению, не удалось выполнить все поставленные задачи. Например, разработан лишь частичный алгоритм по определению толщины снега и льда. Однако, было получено много экспериментальных данных, которые будут использоваться в дальнейшей работе.
В будущем планируется продолжать данное исследование. Все те наработки, которые были получены в данной работе будут использованы для дальнейшей работы по созданию единого алгоритма для радиозондирования ледового покрытия для определения его толщины и диэлектрической проницаемости.



1. Strass V. H. Measuring sea ice draft and coverage with moored upward looking sonars // Deep
Sea Research Part I: Oceanographic Research Papers. ‒ 1998. ‒ V. 45, No.4. ‒ pp. 795-818.
DOI:10.1016/S0967-0637(97)00065-4
2. Wensnahan M., Rothrock D. A. Sea-ice draft from submarine-based sonar: Establishing a
consistent record from analog and digitally recorded data // Geophysical Research Letters. ‒
2005. ‒ V. 32 (11). https://doi.org/10.1029/2005GL022507
3. Морской лед. Сбор и анализ данных наблюдений, физические свойства и
прогнозирование ледовых условий (справочное пособие). Под ред. Фролова И. Е., Гаврило
В. П. ‒ Санкт-Петербург: Гидрометеоиздат, 1997. ‒ 402 с.
4. Rothrock D. A., Percival D. B., Wensnahan M. The decline in arctic sea-ice thickness:
Separating the spatial, annual, and interannual variability in a quarter century of submarine data
// Journal of Geophysical Research: Oceans. ‒ 2008. ‒ V. 113 (C5).
https://doi.org/10.1029/2007JC004252
5. McLaren A. S. The under-ice thickness distribution of the Arctic Basin as recorded in 1958
and 1970 // Journal of Geophysical Research: Oceans. ‒ 1989. ‒ V. 94 (C4) ‒ pp. 4971-4983.
https://doi.org/10.1029/JC094iC04p04971
6. Kovacs A., Valleau N. C., Holladay J. S. Airborne electromagnetic sounding of sea ice
thickness and sub-ice bathymetry // Cold Regions Science and Technology. ‒ 1987. ‒ V. 14 (3) ‒
pp. 289-311. https://doi.org/10.1016/0165-232X(87)90021-8
7. Peterson I. K., Prinsenberg S. J., Holladay J. S. Sea-ice thickness measurement: recent
experiments using helicopter-borne EM-induction sensors // Resent Res. Devel. Geophysics. ‒
2003. ‒ V. 5. ‒ pp. 1-20.
8. Eicken H., Bluhm B. A., Collins R. E., R.R. G., Haas C., Ingham M., Mahoney A., Nicolaus
M., Perovich D. “Field techniques in sea- ice research” in cold regions science and marine
technology // Encyclopedia of Life Support Systems (EOLSS), Developed under the Auspices of
the UNESCO / Shen H. ‒ Paris, France: Eolss Publishers, 2014.
9. Радиотомография по неполным данным / В. П. Якубов [и др.] // Контроль. Диагностика.
– 2011. – № 11.
10. Сверхширокополосная томография движущихся объектов за диэлектрическими
преградами / В. П. Якубов [и др.] // Контроль. Диагностика. – 2011. – № Sp.
32
11. Якубов В. П. Микроволновая томография радионепрозрачных объектов / В. П. Якубов,
С. Э. Шипилов, Д. Я. Суханов // Дефектоскопия. – 2011. – № 11..
12. Якубов В. П. Сверхширокополосное зондирование за диэлектрическими преградами /
В. П. Якубов, С. Э. Шипилов, Р. Н. Сатаров // Известия высших учебных заведений.
Физика. – 2010. – Т. 53, № 9.
13. Балзовский Е. В. Сверхширокополосное зондирование объектов за радиопрозрачными
препятствиями / Е. В. Балзовский, В. И. Кошелев, С. Э. Шипилов // Известия высших
учебных заведений. Физика. – 2010. – Т. 53, № 9-2.
14. Koshelev V. I., Sarychev V. T., Konkov P. A., Shipilov S. E. Оbject recognition based on
estimation of ultrawideband reflected pulse complex spectra // 5th European Radar Conference
Proceedings, EuRAD, Amsterdam, 2008.
15 Koshelev V. I. Shape reconstruction in small-angle superwideband radar using genetic
functions / V. I. Koshelev, S. E. Shipilov, V. P. Yakubov // Радиотехника и электроника. –
2000. – Т. 45, № 12.//17


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ