Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТУАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ Г. ТОМСКА)

Работа №181114

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2025
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический анализ современных методов развития творческого потенциала
молодежи 8
1.1 Творческий потенциал: понятие, основные подходы к исследованию феномена 8
1.2 Особенности развития творческих способностей молодежи 14
1.3 Творческие способности как ресурс для самореализации молодежи 19
2 Опытно-экспериментальная работа по актуализации творческого потенциала молодежи посредством участия в социально-культурных объединениях (на примере г. Томска) 25
2.1 Обзор социально-культурных объединений г. Томска, направленных на развитие
творческого потенциала молодежи 25
2.2 Исследование по выявлению эффективных практик актуализации творческого
потенциала молодежи в различных типах социально-культурных объединений 33
2.3 Разработка и апробация обучающей программы, направленной на актуализацию
творческого потенциала молодежи в рамках проекта «Голос города» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 58
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 84


Современный мир характеризуется быстрой изменчивостью, которая влияет на все сферы деятельности: экономику, технологии, общественные отношения, политику. Данные перемены носят глобальный характер и затрагивают каждого человека и в особенности они касаются молодой части населения, так как данная категория граждан является наиболее подвижной и уязвимой. Молодежь включает в себя людей от 14 до 35 лет и именно на этот возрастной период приходится большое количество ключевых жизненных событий, определяющих траекторию развития личности, таких как получение образования, создание семьи, трудоустройство, самореализация. В связи с тем, что данный возраст является ключевым в формировании личности, возрастает актуальность вопроса о повышении гибкости и адаптивности молодежи к различным изменениям в обществе, что позволит более грамотно построить свою траекторию развития. Определяющим фактором для формирования личности, умеющей анализировать сложные ситуации, находить нестандартные решения и приспосабливаться к новым условиям, является развитие «мягких» навыков (soft-skills), в частности креативности и ораторских способностей, что положительно сказывается на развитии творческого потенциала.
Возрастающая значимость «мягких» навыков находит отражение и в современных образовательных программах. В настоящее время при подготовке специалистов акцент делается не только на профессиональных знаниях, но и на развитии личностных компетенций и навыков, к которым, наряду с прочим, относятся креативность, нестандартное мышление и критический анализ. Однако, зачастую практика развития творческих способностей ограничивается отдельными мероприятиями, не встраиваясь в общую систему образования, в связи с чем обучающимся предоставляются возможности дополнительного развития личностных качеств и компетенций посредством участия в общественно-культурной деятельности университета, что играет ключевую роль в развитии их творческих способностей.
Таким образом, интеграция практики развития творческого потенциала с активным вовлечением студентов в общественно-культурную жизнь является одним из условий для подготовки конкурентоспособных специалистов, улучшения их личных качеств и достижения успеха в самореализации, в связи с чем создание благоприятных условий и среды, стимулирующей творческую деятельность молодежи, позволит выпускникам более эффективно адаптироваться к быстро меняющимся требованиям рынка и развивать свои профессиональные способности в выбранной области. Поэтому мы полагаем, что дальнейшее исследование выбранной проблематики будет связано с внедрением программы, направленной на систематическое и целенаправленное развитие творческого потенциала молодежи, которые будут рассмотрены нами далее. Ключевой задачей в исследовании творческой реализации молодежи является выявление эффективных практик актуализации творческого потенциала молодежи в различных типах социально - культурных объединений на примере г. Томска.
Вопрос о развитии творческих способностей у молодежи особенно актуален для государства, в частности, для реализации молодежной политики. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403 -р были утверждены «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», которые определяют систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики. Одной из целей государственной молодежной политики является совершенствование организационных условий для успешной самореализации молодежи, ее интеграции в общество и повышение роли в жизни страны. Для достижения поставленных целей были сформированы приоритетные задачи, одной из которых является формирование системы культурных ценностей посредством поддержки талантливой молодежи и ее вовлечения в активную творческую деятельность. Данные цели и задачи подтверждают необходимость разработки методик и мероприятий, направленных на развитие творческих способностей молодежи [1].
В Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года выделена необходимость комплексного подхода к разработке и реализации мероприятий, направленных на развитие творческих способностей молодежи. В документе подчеркивается, что молодежная политика должна обеспечивать условия для развития творческого, интеллектуального и культурного потенциала молодых людей, что является важным фактором повышения уровня развития общества и государства. Это требует разработки и реализации комплексных системных мероприятий [2].
Также Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» устанавливает формы деятельности некоммерческих организаций, направленных на реализацию молодежной политики в Российской Федерации и одной из форм является создание условий для развития трудовой, общественно значимой и творческой активности молодежи путем совмещения получения образования с работой, в том числе посредством студенческих отрядов.
Государственные программы и нормативные акты подчеркивают необходимость проведения комплекса мероприятий, включающих создание педагогических условий, реализацию культурно-просветительских инициатив и принятие организационных мер для эффективного развития творческого потенциала молодежи. Анализ исследований, позволяет сделать вывод о том, что роль творческих способностей велика и их развитие побуждает молодежь к участию в конкурсах и фестивалях, включающее социализацию в коллективе, развитие лидерских качеств, ответственности, самостоят ельности, оттачивание умения концентрации на деталях. Так, согласно Трубачевой М.В., участие в подобных мероприятиях приводит молодежь к осознанию серьезности вопроса развития творческих способностей. С течением времени у молодежи возрастает актуальность творческого развития, появляется самодисциплина и саморегуляция в данном вопросе, что говорит о системности и укоренении данной тенденции в обществе [3]. Участие в подобных мероприятиях, по мнению автора, приводит молодежь к осознанию серьезности вопроса развития творческих способностей. С течением времени у молодежи возрастает актуальность творческого развития, появляется самодисциплина и саморегуляция в данном вопросе, что говорит о системности и укоренении данной тенденции в обществе
Д.В. Галкин в своей статье «Развитие современного искусства в регионах России: глобальный контекст и локальные проекты» придерживается точки зрения, что за экономическим развитием следует культурная потребность, что подразумевает внедрение новых проектов, направленных на поддержку и популяризацию локального искусства. В данной статье автор приходит к выводу, что качественная культурная среда важна для качественной жизни граждан, ее развитие зависит от различных институций, что говорит об актуальности данной проблемы для широкой аудитории - от инициативной молодежи до молодежной политики [4].
Также необходимость в поддержке творческих инициатив молодежи со стороны молодежной политики объясняется потребностью в создании локального искусства в рамках города или области, что сложно осуществить при помощи стриминговых сервисов и иных информационных ресурсов, которые направлены на продвижение творчества в массы.
Молодежная политика Томска нацелена на поддержку самореализации и развития творческих способностей молодежи. Однако, молодежь сталкивается с существенной проблемой: недостатком площадок для самореализации, а именно проведения концертов, творческих вечеров и других выступлений, а также отсутствием сопровождения, которое бы включало мастер-классы, встречи с успешными артистами, помощь в продвижении личного бренда.
Для формирования системы культурных ценностей молодежи в Томске реализуется политика развития творчества. Однако используемые инструменты, такие как грантовые конкурсы и мастер-классы, имеют недостатки: ограниченность финансирования, недостаточный охват аудитории и отсутствие систематического подхода. Ежегодно с 2016 года проводятся фестиваль «Молодёжный формат» (ноябрь-декабрь), конкурс талантов «Первый шаг» (сентябрь-ноябрь) и «Голос города» (май-август). Эти мероприятия направлены на выявление и поддержку талантливой молодежи, но не включают обучающие курсы для развития творческих способностей. Кроме того, существует проблема недостаточной информированности молодёжи о доступных возможностях и программах развития творческих способностей. Это указывает на необходимость создания дополнительных инициатив, направленных на всестороннюю поддержку и развитие творческих способностей молодежи Томска в течение всего года, а не только в период проведения существующих фестивалей и конкурсов.
Объект: творческий потенциал молодежи.
Предмет: механизмы актуализации творческого потенциала молодежи через участие в социально-культурных объединениях.
Цель: разработка и апробация программы, направленной на актуализацию творческого потенциала молодежи в рамках проекта “Голос города” (г. Томск)
Задачи:
1. Проанализировать современные методы развития творческого потенциала молодежи
2. Выявить особенности развития творческих способностей как ресурса для самореализации молодежи
3. Провести исследование по выявлению эффективных практик актуализации творческого потенциала молодежи в различных типах социально-культурных объединений на примере г. Томска.
4. Разработать и апробировать обучающую программу, направленную на актуализацию творческого потенциала молодежи в рамках проекта "Голос города", реализуемого в г. Томске.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что разработка и апробация обучающей программы в рамках проекта “Голос города” позволит актуализировать творческий потенциал молодежи и положительно отразится на повышении уровня ее самореализации.
Методы:
1. Анализ научных исследований, направленных на изучение развития творческих способностей обучающихся, их специфики и отражения в молодёжной политике.
2. Анализ взаимосвязи творческих способностей и самореализации молодежи.
Сравнение современных методов и инструментов актуализации творческого
потенциала молодежи.
4. Интервьюирование молодежи, направленное на выявление эффективных
практик актуализации творческого потенциала молодежи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на три параграфа, и заключения. Во введении обосновывается актуальность исследования, приводятся объект и предмет, рассматривается степень изученности научной проблемы, обозревается методология исследования, производится постановка цели и задач. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития творческого потенциала молодежи, во второй - процессы реализации творческого потенциала молодежи на примере социо-культурных объединений г. Томска. В заключении излагаются выводы исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа была посвящена исследованию проблемы актуализации творческого потенциала молодежи в современных условиях социально-культурного развития региона. На основании проведённого теоретического и практического анализа была разработана и апробирована образовательная программа, направленная на комплексное развитие творческих способностей участников проекта «Голос города» в г. Томске.
В первой главе были рассмотрены теоретико-методологические подходы к понятию «творческий потенциал», проанализированы его компоненты, условия развития и педагогические механизмы актуализации. Были систематизированы современные взгляды отечественных и зарубежных авторов, выделены ключевые компетенции, формирующие основу творческой активности личности. Также рассмотрены принципы построения образовательных программ, способствующих раскрытию креативных способностей.
Вторая глава была посвящена диагностике состояния вовлечённости молодежи в социально-культурную деятельность и оценке их потребностей в целенаправленном развитии творческого потенциала. Анализ результатов анкетирования и входного тестирования подтвердил наличие запроса у целевой аудит ории на системное обучение, направленное на формирование конкретных творческих навыков: ораторское мастерство, сценическая подача, самопрезентация, работа с аудиторией, основы медиапродвижения. Сравнительный анализ входного и выходного тестирования зафиксировал положительную динамику развития всех ключевых компетенций, включая также рост показателей по самооценке базовых творческих способностей. Пример конкретной участницы, создавшей собственный творческий коллектив после прохождения программы, подтвердил практическую результативность проекта.
В третьей главе была разработана и описана структура образовательной программы, включающей пять тематических мастер-классов и систему сопровождения участников. Программа реализуется на базе проекта «Голос города» и построена на принципах системности, этапности, практико-ориентированного подхода и эмоционального включения. Особое внимание уделено включению элементов обратной связи и последующей модернизации содержания, что обеспечивает её устойчивое развитие и адаптацию к потребностям молодежной аудитории.
Таким образом, поставленная в работе цель — разработка и апробация программы, способствующей актуализации творческого потенциала молодежи — была достигнута. Поставленные задачи решены в полном объёме: теоретические основы обобщены, диагностика проведена, программа разработана и внедрена, её эффективность подтверждена как количественными, так и качественными показателями. Гипотеза о том, что комплексный, структурированный и практико-ориентированный подход к организации образовательной деятельности может способствовать актуализации творческого потенциала молодежи, нашла подтверждение в ходе экспериментальной части исследования.
Полученные результаты могут быть использованы при проектировании образовательных программ дополнительного образования, реализации молодежных культурных инициатив, формировании городских программ поддержки творческой активности. В перспективе возможно расширение масштабов проекта, включение новых тем и развитие партнёрских форматов взаимодействия с учреждениями культуры и образования


1. Распоряжение от 29.11.2014 N 2403-р Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/420237592?marker=65A0IQ
2. Стратегия реализации молодежной политики в Российской Федерации /
Центр молодежных проектов — URL: https://cmpto70.ru/wp-
content/uploads/2025/03/Стратегия реализации молодежной политики в Российской Фед ераш iii.pdf (дата обращения: 21.04.2025).
3. Трубачева М. В. Развитие творческих способностей младших школьников //
Евразийский научный журнал. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-
tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-4
4. Галкин Дмитрий Владимирович, Куклина Анастасия Юрьевна Развитие
современного искусства в регионах России: глобальный контекст и локальные проекты // Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. №397. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-
sovremennogo-iskusstva-v-regionah-rossii-globalnyy-kontekst-i-lokalnye-proekty (дата
обращения: 11.05.2025).
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М. : АСТ, 2019. — 704 с
6. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности. — М. : Смысл, 2015. — 877 с.
7. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2021. — 47 с.
8. Колобова Л. В. Активизация творческих способностей школьников //
Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-3. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/aktivizatsiya-tvorcheskih-sposobnostey-shkolnikov
9. Гутова С. Г., Богатырь В. С. Особенности формирования современных
социокультурных молодежных практик // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2024. №3 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-sovremennyh-
sotsiokulturnyh-molodezhnyh-praktik (дата обращения: 10.01.2025).
10. Горовая В. И., Петрова Н. Ф. Творческий потенциал личности и его развитие // Вестник ГУУ. 2013. №11. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tvorcheskiy - potentsial-lichnosti-i-ego-razvitie (дата обращения: 10.01.2025).
11. Ефремова Е. А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Новые импульсы развития: вопросы
научных исследований. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/professionalnaya -
mobilnost-molodezhi-i-tendentsii-sovremennogo-obschestva (дата обращения: 10.01.2025).
12. Новосёлова М. С. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ КАК
ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Вестник магистратуры. 2018. №1 -3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskiy-potentsial-lichnosti-kak-predmet-nauchnyh-
issledovaniy (дата обращения: 11.06.2025).
13. Гусарова Елена Николаевна Педагогические технологии как условие
формирования творческой личности педагога в профессиональном обучении // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-tehnologii-kak-uslovie-
formirovaniya-tvorcheskoy-lichnosti-pedagoga-v-professionalnom-obuchenii (дата обращения: 11.06.2025).
14. Марков В. Н. Творческий потенциал и его оценка // Акмеология. 2014. №3
(51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskiy-potentsial-i-ego-otsenka (дата
обращения: 21.04.2025).
15. Левин Игорь Леонидович Механизм творческой самореализации личности в
контексте креативной парадигмы образования // Вестник евразийской науки. 2014. №4 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-tvorcheskoy-samorealizatsii-lichnosti-v-
...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ