Введение 4
Глава 1. Лексика звучания как объект изучения лингвистики 7
1.1 Слух как один из пяти модусов перцепции 7
1.2 Лексико-семантические группы глаголов звучания 9
Глава 2. Глаголы звучания в поэзии М.И.Цветаевой 18
2.1 М. И. Цветаева: жизнь и поэзия 18
2.2 Глаголы звучания в стихотворениях М. И. Цветаевой 22
2.3 Функции глаголов звучания в стихотворениях М. И. Цветаевой 28
2.3.1Особенности перевода стихотворений М. Цветаевой на китайский
язык 35
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Приложение 47
М. И. Цветаева - известный русский поэт, поэтому её творчество активно изучается. Кроме формы стихотворений, учёные исследуют их содержательный и биографический план, так как многие тексты тесно связаны с личной жизнью поэта: в стихотворениях видим многообразие чувств: к людям, к родине, к поэзии.
Звук - это слуховое ощущение, вызываемое действием механических колебаний окружающей среды [МАС, т.1, с. 603]. Звуки окружают всех и всё в нашем мире. Это средство, которое помогает выразить положительные или отрицательные эмоции. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества [Калмыкова, 1998, с. 5].
Актуальность исследования. Данная работа представляется весьма актуальной исходя из следующих факторов. Во-первых, восприятие, в том числе восприятие звука, считается универсальной понятийной категорией, соответствующие языковые единицы активно используются в литературном языке. Глаголы звучания составляют особенную группу среди глаголов слухового восприятия в русском языке и обозначают процесс издавания различных слышимых звуков. Исследование особенностей семантики и функций этих глаголов на материале творчества автора помогает глубже проникнуть в суть связи языка и мышления.
Во-вторых, глаголы звучания играют разную роль в стихотворениях, указывают не только на разные звуки, которые слышат люди, но и регулярно используются в переносных значениях, приобретая дополнительные смысловые оттенки. Поэтому изучение специфики употребления таких единиц позволяет приблизиться к пониманию идиостиля поэта. Классификация таких глаголов расширяет представление о формировании акустического пространства художественного мира произведения.
Глаголы звучания помогают автору формировать необыкновенные картины, описывать разные темы и идеи, и одновременно разные звуки являются отражением авторского начала в тексте, характеризуют индивидуально-авторское видение действительности.
Цель работы: исследование структурно-семантических особенностей и принципов функционирования глаголов звучания в поэтической картине мира М. И. Цветаевой.
Достижению основной цели подчинено решение конкретных задач:
1. Выявить наиболее характерные черты идиостиля М. И. Цветаевой.
2. Рассмотреть состав и семантику лексико-семантической группы глаголов звучания в русском языке и в поэтических текстах М. И. Цветаевой.
3. Классифицировать и систематизировать найденные единицы, проанализировать особенности их употребления.
4. Проанализировать связь мотивов, тем и художественных образов поэзии М. И. Цветаевой с употреблением в текстах глаголов звучания.
5. Выявить особенности функционирования глаголов звучания в поэтических текстах М. И. Цветаевой.
6. Сделать выводы о структуре и семантике группы глаголов звучания в поэзии М. И. Цветаевой, а также о принципах функционирования соответствующих единиц в структурном и содержательном планах текстов.
Объектом изучения являются глаголы звучания в поэтических текстах М. И. Цветаевой.
Предмет - структурно-семантические особенности лексико-семантической группы глаголов звучания в поэзии М. И. Цветаевой, а также функции этих глаголов в структурном и содержательном планах текстов.
Материалом для исследования послужили стихотворения М. И. Цветаевой разных периодов творчества. Среди них были выбраны 27 текстов, в которых встречаются глаголы звучания.
Методы исследования: в работе использованы методы сплошной выборки и научного описания, элементы лингвистического анализа художественного текста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Приложение включает все анализируемые в работе контексты.
Проанализировав поэтическое творчество М.И.Цветаевой (всего 46 стихотворений), возможно прийти к заключению, что в её стихотворениях глаголы звучания являются незаменимой частью. Многие глаголы активно используются в переносных или прямых значениях, помогая художественному творчеству стать живым и красивым.
Было получено несколько результатов исследования. Во-первых, темы стихотворения М.И.Цветаевой тесно связвны с её трагетической судьбой. Любовь, смерть, родина - это самые важные темы её творчеств. Поэтому глаголы звучания выполняют поэтическую функцию передачи абстрактных эмоций и чувтсва автора. В работе были рассмотрены разные группы глаголов в стихотворениях, значения этих глаголов функционируют в структуре художественного текста. Для понимания функции глаголов звучания, было подсчитано сколько раз разные глаголы звучания появились в 46 стихотворений. Глаголы «петь» «плакать» «смеяться» часто повторяются в стихотворениях М.И.Цветаевой. Среди других глаголов звучания во всех исследовательных стихотворениях глагол «петь» появился 17 раз, «плакать» 9 раз, «смеяться» 8 раз. Это значит, эти глаголами звучания часто используются в её стихотворениях, и поэт употребляла эти глаголы, чтобы выражать своё мучительное чувство, свои страдания, именно в таких стихотворениях поэт создал атмосферу сильного чувства.
У глаголов звучания тоже есть такие функции, которые обозначают активное действие субъекта и его отношение к действительности, а также характеризуют настроение героев.
Для М.И.Цветаевой, использование глаголов было особенным бразом в её творчестве, разные глаголы звучания помагают ей совершиствовать свои тексты и создать живых лирических героев, а также показать внутренний мир лирического героя в стихотворениях.
Было выявлено, что есть несколько глаголов (петь, молчать, плакать), которые употребляются одновременно в одном стихотворении. Другие глаголы (греметь, рокотать, вздохнуть, звучать, всхлипнуть и т. д.) только один или два раза появились в её стихотворениях, но эти глаголы выполняются свою разную функцию, они используютсядля выполнения особых художественных средств в стихотворениях: олицетворение, лексический повтор, метафора.
Используя глаголы звучания, человек членит окружающую действительность на части и фрагменты. С помощью глаголов звучания, можно знать и видеть эмоции и их окраску в стихотворениях. Глаголы звучания, использованные в творчестве М.И.Цветаевой помогать дать дополнительные значения в разных предложениях. Кроме передачи в тексте разных значений, в структуре художественного произведения они выражают особенности художественного поэтического текста с точки зрения фонетики и синтаксиса. В результате анализа материала, можно сделать вывод, что в раннем творчестве глаголы звучания преимущественно использовалась для выражения прямого значения, а в более позднем творчестве становятся сложнее.
В каждом произведении литературы при посредстве внешней формы (текста, речевого уровня) создается внутренняя форма литературного произведения — существующий в сознании автора и читателя художественный мир, отражающий сквозь призму творческого замысла реальную действительность. Важнейшие параметры внутреннего мира произведения — художественное пространство и время [Бахтин, 1975, с.234]. М.И.Цвеаева создала разные места, где происходит действие; и составляла важнейшую композиционную картину с помощью глаголов звучания. Особенность идиостиля поэта М.И. Цветаевой в том, что она смогла сформировать акустическое пространство художественного внутреннего мира. Она используются разные глаголы звучания ( петь / кричать / звучать / греметь), которые связаны с звукой или музыкой. Эти глаголы звучания помагают читателей создать свою личную картину мира поэта в стихотворениях, создать для читателей богатую ассоциациями поэзию.
1. Баласанян М.А. Глаголы звучания в семиотическом ракурсе. - Ахалцеха, 2011.-103с.
2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. -М., 1975. С. 234-236, 391-408.
3. Васильев Л. М. Семантика глаголов звучания в современном русском языке.
В сб. «Системные отношения в лексике и методология их изучения». - Уфа, 1977. - 143с.
4. Гузева Ю.А. Метафора как особенность поэтики М.И. Цветаевой // Университетские чтения. - Пятигорск, 2014 [Электронный ресурс] // https://pglu.rU/upload/iblock/162/ch_06_sim_1_sektsii_15_16-yu.a.-guzeva-47.pdf
5. Двизова А.В. Ситуация чувственного восприятия и способы ее языковой репрезентации в поэзии Б. Л. Пастернака: автореф. дис. ... канд. филол. наук.
- Томск, 2014. - 24 с.
6. Ильинская Н.Г. Лексико-семантическая группа «Глаголы звучания» в архангельских говорах: дис. канд.филол.наук. 2001. - 98с.
7. Калмыкова. И. Р Таинственный мир звуков. - Ярославль: Академия развития, 1998. -112 с.
8. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под общим руководством Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. -
М. : Флита : Наука, 2003. - 840 с.
9. Логачёва О. Ю. Семантико-синтаксические особенности предложений, обозначающих ситуацию звучания : дис. ... канд. филол. наук. - М., 1988. - 219 с.
10. Маслова В. А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой: Учебное пособие. -М.: Флинта: Наука, 2004. - 256 с.
11. Мансурова А. В. Поэтика звукообразов в лирике М. Ю. Лермонтова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 2004. - 18 с.
12. Мишанкина Н.А. Феномен звучания в интерпретации русской языковой метафоры: автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Томск,2002. - 98 с.
13. Саакянц А.М. Цветаева. Жизнь и творчество. -М.: Эллис Лак. 1997. -235с.
14. Ревзина О. Г. Выразительные средства поэтического языка М. Цветаевой и их представление в индивидуально-авторском словаре // Язык русской поэзии ХХ века (сборник научных трудов) / Отв. ред. В. П. Григорьев. - М.: Институт русского языка АН СССР, 1989. - 113с.
15. Савельева М. К. Сравнительно-сопоставительный анализ семантической структуры глаголов звучания в литературном русском языке и севернорусских говорах (архангельских и камчатских) // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2011. №1. С. 152-157....20