Аннотация 3
Введение 4
Глава 1. Расширение НАТО как способ сохранения безопасности 12
1.1. Установление связи между евроатлантической интеграцией и стабильностью 12
1.2. Особенности и проблемы взаимодействия стран Балканского региона и НАТО 20
Глава 2. Расширение НАТО в 2008 году. Вступление Албании и Хорватии 26
2.1. Содействие США странам-кандидатам 26
2.2. Преобразования стран-кандидатов для членства в НАТО 30
2.3. Совместные операции и потенциальные перспективы 38
Глава 3. Путь к членству в НАТО Северной Македонии и Черногории 45
3.1. Реформирование Северной Македонии 45
3.2. Перемены в Черногории 54
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 69
Актуальность данного исследования заключается в том, что расширение Организации Североатлантического договора (НАТО) является острой темой для мирового сообщества, в частности для России и стран СНГ. В случае последних этапов расширений, речь идет о Балканском полуострове - одном из важнейших для национальных интересов России. Для государств Балканского полуострова деятельность НАТО в регионе является очень ценным фактором развития и стабилизации. Военный контингент Альянса, расположенный в регионе, поддерживает безопасность и сохранность целостности территории, а относительно недавняя активность по принятию новых членов в блок стимулировала масштабный реформистский процесс, захвативший практически все государства на полуострове.
НАТО временно потеряла стимул к развитию после завершения противостояния с СССР в 1991 году и сейчас мы являемся свидетелями трансформации организации из исключительно военного образования в военно-политический блок, одного из важнейших акторов международных отношений в современной Европе.
Во время распада Югославии на территории Балкан разразилось большое количество споров и конфликтов как внутри государств, так и между ними. Это дало отличную возможность НАТО перенаправить свой вектор развития и использовать полномочия по урегулированию кризисов на территории Европы. Вместе с этим члены Организации определили последующую цель существования НАТО - избавление Европейского континента от конфликтов. Для достижения этой цели необходимо было включить в уже существующую структуру новые государства. В этом случае одной лишь деятельности НАТО было бы не достаточно, потому что большая часть работы и достижение конечного результата зависело и от самих Балканских государств.
С течением времени Балканский полуостров достиг постконфликтной стабилизации, однако нельзя утверждать до конца, что не наступит стадия регресса. Уже сейчас в большинстве стран среди населения начали преобладать националистические настроения и желания отчуждения от европейских стран. Существует вероятность конфликтов между правительством и населениям, даже несмотря на деятельность НАТО в регионе.
Помимо этого с начала 21 века Балканский регион отстает в экономическом секторе от Центральной и Юго-Восточной части Европы. Это обусловлено внутренними политическими и административными проблемами. В такой ситуации наилучшим из вариантов было сближение с мощнейшей региональной экономической структурой, а именно Европейским Союзом (ЕС). Можно утверждать, что государства Балканского полуострова стремятся стать частью единой Европы посредством вступление в ЕС и НАТО.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2008 по 2020 год, однако в рамках изучения формирования сложившейся в 1990-е годы ситуации на мировой арене и для понимания дальнейших целей НАТО также был изучен период с 1991 по 2008 год, так как именно тогда происходили фундаментальные изменения в деятельности Альянса. В качестве нижней границы выбран 2008 год - год завершения процесса распада Югославии (провозглашение в одностороннем порядке независимости Косово от Сербии) и первое расширение НАТО в сторону Балкан. Это событие ознаменовало начало нового этапа развития международных отношений в целом, а также коренные изменения во внешней политике Балканских стран. Верхней границей выбран 2020 год. В 2020 году произошло на сегодняшний день последнее расширение НАТО: была принята Республика Северная Македония.
В роли объекта исследования выступает процесс расширения НАТО после окончания холодной войны. Предметом исследования является балканский вектор расширения НАТО.
Целью данного исследования является выявить особенности процесса расширения НАТО в балканском направлении в период с 2008 по 2020 гг.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить причины расширения НАТО в 2000-е гг.
2. Изучить деятельность НАТО в Балканском регионе.
3. Оценить последствия расширения НАТО для стран-кандидатов и нынешних членов.
4. Проследить за процессом реформ во внешней и внутренней политике стран- кандидатов, проведенных для вступления в НАТО.
5. Выявить основные препятствия, стоявшие перед государствами-кандидатами на пути к членству в НАТО.
В ходе исследования автор использует различные методы:
1. Изучение документов: поиск и анализ необходимых источников.
2. Историко-описательный метод: изложение хода событий в хронологической последовательности.
3. Ивент-анализ: изучение отдельных событий, повлиявших на развитие
отношений между НАТО и Балканскими государствами, а также между самими Балканскими государствами.
4. Каузальный метод: поиск причинно-следственных связей между событиями.
5. Синтез изученной информации.
Анализ источниковой базы:
1. Официальные тексты документов, таких как Североатлантический договор , Адриатическая Хартия , программа «Партнерство ради мира» , «План действия по членству» .
2. Декларации по итогам саммитов НАТО, как, например, после саммита в Бухаресте в 2008 году , в Лиссабоне в 2010 году .
3. Справочная информация из официального сайта НАТО, а также общие документы, такие как Стратегическая концепция НАТО 2010 года , ход совместных операций, Охридское рамочное соглашение .
4. Архивные документы с официального сайта правительства Северной Македонии, такие как «Декларация об ускорении реформ и интеграционных процессов для членства Республики Македония в Европейском Союзе и НАТО 2017 года» , Закон об употребление языка .
5. Официальные статистические данные с таких ресурсов как: «Трансперенси Интернешнл», «Всемирный Банк», Мировой Атлас данных «Кноэмэ», «Глобал ФайерПауэр».
6. Документы, связанные с историей преобразований в Балканских государствах, которые помогли оценить и проанализировать процесс и цели реформирования: История отношений НАТО и Албании , Национальная стратегия Безопасности Албании 2008 года , Стратегический оборонный обзор республики Хорватии 2005 года , Стратегия экономического развития Македонии 2018-2021 год» , Стратегический оборонный обзор Черногории .
7. Новостные периодические издания: отечественные (РИА Новости, Коммерсантъ, Рамблер/, Лента.ру), зарубежные (The New York Times, Reuters, Bellingcat, EURACTIV).
Совокупность источников позволила детально рассмотреть процесс реформирования Балканских стран и проанализировать особенности расширения НАТО.
Анализ литературы:
При рассмотрении темы использовались материалы, как на русском, так и на английском языках. Среди отечественных авторов, изучавших деятельность НАТО, можно выделить Т. А. Шаклеину, А. Бартоша, М. Сучкова, Е. Гуськову и Е. Пономареву. А. Бартош проводит исследование вызовам трансформации НАТО. В своей книге «НАТО в современной мировой политике автор анализирует военные доктрины США, современные угрозы безопасности и стратегические факторы, определившие эволюцию Альянса. Он приходит к выводу, что главным методом для достижения внешнеполитических мотивов Запада была и остаётся военная сила. При всем этом, по мнению автора, все военные мероприятия намеренно и четко направлены против России, такие как современные гибридные войны и цветные революции.
Е. Гуськова в своей книге «Югославия: необъявленная война. Агрессия НАТО и процесс мирного урегулирования» анализирует проблему Косово и агрессию НАТО против Югославии в 1999 году. Автор подробно описывает события на Балканах, указывая конкретные причины и исход этих событий, и дает анализ кризиса в Косово в 1997-1998 гг. Автор характеризует ситуацию в мире, мнения европейских стран и России о судьбе Югославии. Е. Гуськова также концентрировалась на анализе военных действиях, включая этапы бомбардировок, планирования операций и ход вооруженных действий армий НАТО и Югославии.
В своей книге «Преступный интернационал в центре Европы. Как NATO создают государства-бандиты» Е. Пономарева исследует нелегальные сегменты, составляющие мировую криминальную систему. По мнению автора, с помощью политических и экономических интересов государств и международных организаций, западные политики пытаются перестроить современный мир, включая его географию и историю. Автор концентрирует внимание на противостоянии НАТО с Россией и конфликт в Косово и приходит к выводу, что члены Альянса имеют прочные связи с албанскими криминальными структурами, руководителями лояльных и неугодных остальным державам СМИ, а также военными и руководителями банков по всему миру.
М. Сучков в своей статье анализирует политику США в Европе, в частности на Балканах. Автор утверждает, что США, действуя через НАТО, использует Балканы для координирования политических интриг и акций, направленных против их конкурентов. По мнению автора, США используют Балканский полуостров для демонстрации силы перед Европейским Союзом и упрочнения инструментов давления на Западную Европу.
Отечественные авторы фокусируются именно на положение России в результате процессов, происходящих в Европе. Среди зарубежных авторов, рассматривавших взаимоотношения НАТО и отдельных государств Балканского полуострова можно выделить В. Морелли, П. Белкина, О. Бакрески и А. Беблера. О. Бакрески в своей работе рассматривает перспективы вступления Северной Македонии в Европейские структуры: НАТО и ЕС. Помимо основной темы, автор делает акцент на общих аспектах двух структур и потенциальных преимуществах членства Северной Македонии в них обеих. Автор предполагает дальнейшие шаги македонского правительства по изменению политики государства под стандарты двух структур. Он утверждает, что Северная Македония исторически предрасположена к Европе, но достижение цели вступления будет нелегким усилием. Также, он рассматривает преимущества для обеих сторон в случае успешной интеграции.
Особого внимания заслуживают работы В. Морелли и П. Белкина. В отчете Исследовательской службы Конгресса, озаглавленном «Расширение НАТО: Албания, Хорватия и будущие возможные кандидаты» , авторы используют тематические исследования Албании и Хорватии, чтобы определить, как расширение НАТО на Западных Балканах способствовало безопасности и стабильности в регионе с момента их вступление в Альянс. Они оценивают две страны по следующим критериям: внутренние реформы; общественная поддержка членства в НАТО; оборонные реформы и способность вносить свой вклад в союзнические миссии; и региональные проблемы. Кроме того, они исследуют другие факторы, такие как затраты на расширение и внешняя политика США,. Эти факторы сильно повлияли на перспективы будущих расширений НАТО. Поскольку все государства-члены НАТО должны утверждать новых членов единогласно, авторы утверждают, что принятие новых членов имеет стратегическое значение для Североатлантического альянса. Это означает, что Союз не собирается поддерживать включение новых членов, если оно не будет выгодно в политическом и военном плане, по большей части, из-за больших затрат на расширение со стороны НАТО.
В другом их отчете под названием «НАТО в Афганистане: испытание трансатлантического альянса» речь идет уже об операциях НАТО совместно со странами-кандидатами, ставшими впоследствии членами Альянса. Авторы рассматривают аспекты совместного ведения военных действий, а также противоречия по некоторым вопросам между союзниками. По их мнению, существенную роль сыграли Соединенные Штаты Америки не только в отношении вклада в совместные миссии, но и в приобщении стран-кандидатов, тогда еще находящихся в стадии рассмотрении заявок. По заключению авторов, говоря о принятии новых членов в НАТО, важным фактором является консенсус между союзниками. В случае же совместных операций, весомым голосом является именно голос США.
А. Беблер в своей книге «60 лет НАТО: Расширение после Холодной войны и будущее Североатлантического союза» рассуждает о смысле существования НАТО после завершения Холодной войны и коренных изменениях в ее структуре. После краха коммунизма и Советского Союза НАТО пришлось преодолеть политическую перестройку для решения первоначальных задач будущей эпохи. По мнению автора, НАТО успешно трансформировалась из альянса, ориентированного исключительно на территориальную оборону, в общеевропейский институт с новыми членами, простирающимися от Балтийского до Черного моря, изменились миссии НАТО и соответствующим образом было реформировано ее устройство. Важной причиной для этого, принимает во внимание автор, являлась необходимость адаптироваться к изменяющемуся миру и меняющимся угрозам, таким как терроризм, распространение оружия массового уничтожения, транснациональная торговля, пиратство, кибератаки и изменение климата.
Отдельные страны Балканского региона и регион в целом изучали такие А. Пакипи, Б. Берден и Д. Смилянич. В своей работе «Слабые государства и безопасность», А. Пакипи исследует безопасность Балканского региона. Он признает несовершенство региональной системы безопасность и утверждает, что одним из важнейших аспектов внешней политики государств должна являться региональная интеграция для сохранения целостности Балкан. По мнению автора, поодиночке каждое из государств неспособно противостоять внешним угрозам, но при условии совместных объединенных усилий, Балканский регион сможет выработать отдельную, равную другим, собственную систему безопасности.
Б. Берден в своей работе «Малые государства НАТО: Албания как практический пример» рассматривает Албанию как отдельное от Балкан государство. Автор занимается анализом истории Албании и предполагает дальнейшее ее развитие с европейскими структурами. К исследованиям автора также относится внутреннее устройство Республики Албании, экономическая система и военные силы. Автор выделяет ряд проблем в государстве и предлагает пути решения. По его мнению, Албания может решить их самостоятельно, или же с помощью дальнейшей интеграции с НАТО и ЕС в будущем.
Работа Д. Смилянича «Разработка стратегии национальной безопасности Хорватии в контексте гибридных угроз» показывает широко признанные слабости Республики Хорватии. Автор относит к ним в основном ненадежность военные сил, но также упоминает и экономические недостатки. По мнению автора, Хорватии требуется пересмотр методов борьбы с новыми угрозами с учетом существующих слабых звеньев государства. Автор призывает обеспечить устойчивую адаптацию правительства к подходам и методологии, использованным при разработке Стратегии Национальной Безопасности Хорватии 2016 года, особенно в отношении гибридной войны и новый развивающихся угроз
Среди авторов, занимавшихся рассмотрением Северной Македонии и Черногории, стоит отметить С. Стефанини, а также П. Санфея и Я. Милатовича. В своих статья С. Стефанини рассматривает переход Черногории к стабильности от непостоянства. Он утверждает, что страна сделала неизмеримо большой шаг вперед, вступив в НАТО. По мнению автора, данное событие принесло уникальные последствия и возможности не только для Черногории, но и для целого региона.
П Санфей и Я. Милатович в своей работе «Оценка Северной Македонии» рассматривают преимущества страны в экономическом плане. Авторы признают отсталость государства от стран Центральной Европы в военном плане и одновременно соглашаются с наличием огромного экономического потенциала страны. По их мнению, население Македонии уже готово к интеграции с НАТО, а это, в свою очередь, даст больший стимул роста экономики.
Таким образом, тема расширение НАТО в балканском направлении (2008-2020 гг.) изучалась многими зарубежными исследователями, однако в данных работах, как правило, события освещались лишь в контексте одной стороны. Также стоит отметить, что авторы статей фокусируют свое внимание на конкретном аспекте преимуществ от вступления или же на изменениях в государствах, либо охватывают достаточно большой промежуток времени, но ключевые события затрагивают лишь поверхностно.
На основании проведенного исследования расширения НАТО в балканском направлении с 2008 по 2020 гг. нами было установлено, что главной особенностью расширения являются амбиции самих стран-кандидатов. Евроатлантические устремления и желание сохранить безопасность в регионе подвигло Балканские государства к активным действиям в сторону интеграции с Европой. Примечателен тот факт, что готовность к сближению между Балканами и НАТО была взаимная: Североатлантический альянс периодически закрывал глаза на несоответствие некоторым критериям членства. Более того, некоторые из членов НАТО были заинтересованы во вступлении одних или других кандидатов больше, чем другие члены. Это стало причиной появления разногласий между союзниками по некоторым вопросам. Тем не менее, было единогласно принято решение развивать сферу влияния на всю территорию Балкан.
В ходе исследования были выявлены причины расширения НАТО в 2000-е гг. Прежде всего, это, конечно же, появление новых угроз. Для НАТО существовала жизненная необходимость в выработке новых методов и средств для борьбы со старыми, появившимися или изменившимися угрозами. Принятие новых членов в Альянс способствовало развитию новых стратегий борьбы с угрозами и защиты целостности Европы. Расширение способствовало уменьшению вероятности распространения новых угроз в Центральной Европе за счет присоединения окружающих ее государств. В плане развития стратегии - появились новые географические возможности, в том числе новые территории для ведения вооруженных действий. Также, в перспективе, новые члены внесли новые идеи и позволили использовать индивидуальный опыт каждого из них для совместной борьбы против единой опасности.
Другой причиной является связанная с остальной частью Европы конфликтная ситуация на Балканском полуострове. Для недопущения распространения волнений и кризисов на другие страны Альянсу необходимо было иметь законные основания для сохранения безопасности в этих странах, и, как следствие, сохранение целостности Европы. Конечно, НАТО могла действовать самостоятельно, без разрешения правительств государств Балкан или без ведомости ООН, однако, это могло значительно снизить авторитет блока (как в ситуации с Сербией) в данных странах и поставить под сомнения необходимость его существования. НАТО нужно было сохранить безопасность с использованием иных методов, помимо военной силы. В данном случае целью Альянса было расширение влияния на Балканские страны и использование экономических и политических методов урегулирования конфликтов. Принуждение НАТО соответствовать демократическим требованиям кандидатов сгладило этническую и межконфессиональную напряженность в этих странах, а также содействовало отходу от националистических политик.
Еще одной причиной является твердое следование своим собственным правилам, в частности, подтверждение политики «открытых дверей». Всегда есть возможность стать частью НАТО для любого европейского государства, разделяющего ценности и приоритеты Альянса. Политика «открытых дверей» направлена на содействие стабильности и сотрудничеству при построении единой в мире Европы, основанной на демократических принципах. Правительства стран НАТО в очередной раз подтвердили, что расширение Североатлантического альянса - это средство расширения безопасности и повышения стабильности Европы. Европейский регион может достичь процветания только будучи единым целым.
Для стран-кандидатов и нынешних членов последствия расширения носят весьма двоякий характер. Для стран-кандидатов с одной стороны расширение открывает новые возможности. Преимущественно, вступление в Альянс благоприятно влияет на экономику. Создаются новые механизмы защиты экономических и материальных средств посредством реформирования стран-кандидатов, а также сохранения стабильности в государстве в целом. Помимо этого, чувство безопасности психологически положительно влияет на сознания людей. Начинает развиваться и расширяться отечественный бизнес с помощью связей с другими европейскими странами. Иностранные компании начинают развивать свой бизнес на территориях новых членов. Такое развитие экономики предлагает людям еще больше возможностей выбора. С точки зрения военного аспекта, проходят этапы модернизации армий стран-кандидатов. В виду того, что военный контингент страны-кандидата должен соответствовать стандартам НАТО, государства осуществляют процессы реформирования собственных вооруженных сил, что делает их более современными, технологичными и практичными. Более того, совместные операции и учения с членами Союза позволяют приобрести новый опыт ведения военных действий. Благодаря сближению с евроатлантическими структурами, повышается имидж страны в мировых индексах, что опять же, благоприятно влияет на экономику, привлекая иностранные инвестиции, туристов и т.п. Наряду с экономическим ростом и усилением армии, наличие демократических свобод в реформированном государстве поднимают настроения в обществе и вызывают чувство удовлетворения нынешней властью, приводя прямиком к «стабильности и процветанию», побуждающие страны-кандидаты подавать заявки на членство в НАТО. Более того, членство в НАТО обеспечивает возможность дальнейшей интеграции с ЕС, что в большинстве случаев и является конечной целью правительств стран Балкан.
С другой стороны, для некоторых кандидатов является огромной проблемой преобразовать свою политику под стандарты НАТО. Для стран, менее приближенных к этим критериям, такие реформы являются достаточно затратными, способные повлечь за собой государственные долги и экономическое отставание государства. Подобные преобразования являются проверкой правительства на прочность. На протяжении всех этапов изменений правительства встречается с новыми вызовами, которые им нужно преодолеть. Часто правящие круги преследовали различные цели, что являлось причиной политической конфронтации внутри элиты, как это было в Северной Македонии. В Черногории серьезным вызовом для правительства стало общественное мнение, выступавшее против вступления в Альянс. Для Албании и Хорватии были необходимы обновленные судебные реформы и, опять же, решение политических трудностей, а также увеличение демократизации государств. Однако самой важной проблемой для страны-кандидата является существование вероятности быть отклоненным в членстве или же неопределенность членства, заключающаяся в отсутствии четких временных промежутков вступления. Это видно на примере Северной Македонии, пытавшейся вступить в НАТО на протяжении двадцати лет. Тем не менее, положительные последствия в разы перевешивают отрицательные.
Для нынешних членов, последствия расширения носят предельно положительный характер. Это отражается в увеличение географической площади для военных маневров, количестве союзных государств, увеличение людских ресурсов и единиц техники, расширении экономического пространства. Однако, встречаются и дилеммы о вступлении, приводящие к разногласиям между союзниками, показывающие, что в НАТО не все так хорошо.
Также были выделены процессы реформ во внутренней и внешней политике стран- кандидатов. В большинстве своем, страны потратили огромные усилия на модернизацию своих вооруженных сил. В частности, к этому относится закупка утвержденной структурами НАТО военной техники, введение определенной специализации в вооруженных силах, а также создание или преобразование оборонного имущества. Критерии членства в НАТО в сфере демократизации и либерализации намного мягче Копенгагенских критериев. Североатлантический союз - это, прежде всего, военная организация, поэтому страны не делали такой акцент на демократизации. Но все же, были проведены работы в судебной ветви власти, в области борьбы с коррупцией и непотизмом. Огромной проблемой являлось несоответствие реальных прав и свобод человека с утвержденными. В некоторых странах началось практическое осуществление этих прав. Большие изменения коснулись внешних политик стран-кандидатов. Во всех освещенных случаях, правительствам было необходимо корректировать свою внешнюю политику в соответствии с внешней политикой НАТО и политикой союзников. Это отражено в военных документах того времени.
Что касается отношений между членами НАТО и странами-кандидатами, то они не всегда характеризовались плотным сотрудничеством. До этого Балканский полуостров не являлся стратегической целью Альянса. НАТО не предполагала дальнейшую активность в этой стороне, помимо Косово, однако, после расширения 2004 года, когда к Альянсу одновременно присоединились 7 стран, начались дискуссии о следующих действиях НАТО. Другой вехой в усилении кооперации стало реформирования политики партнерства НАТО в 2010 году. В случае с Албанией, Хорватией и частично Северной Македонией, им пришлось полагаться на помощь США в своих усилиях по проведению реформ. Но уже после 2010 года, НАТО модернизировала своих инструменты переговоров и консультаций, что способствовало некоторым членом помогать странам-кандидатам, используя официальные каналы НАТО.
В большинстве случаев, динамика изменения отношений имела умеренный характер. Они изменялись по мере сближения с евроатлантическими структурами, модернизации Альянса и самих стран-кандидатов. Однако, в рядах НАТО были разовые мнения об отсутствии необходимости сближения с Балканами в виду наличия у них множества внутренних проблем и вопросов. Один из таких - вопрос между Грецией и Северной Македонией об имени. На момент вступления стран в Союз, большинство из таких проблем были решены.
Как уже отмечалось ранее, страны Балканского полуострова имели множество препятствий, стоявших перед государствами-кандидатами на пути к членству в НАТО. По большей части это наследие прошлого. Странам-кандидатам необходимо было преодолеть и устранить возможные конфликтные ситуации внутри, чтобы они не повлияли на обстановку снаружи. Если же в Албании и Хорватии внутренние проблемы были решены в частности организационными, административными и политическими изменениями, то, как это видно на примере Черногории, одним из основных препятствий было общественное мнение. Правительству пришлось провести широкомасштабную работу по информированию населения о НАТО. В случае с Северной Македонией, большим препятствием стало существование ограничений для албанского населения в таком многоэтническом государстве.
В целом страны-кандидаты характеризуются наличием схожих преград на пути к членству: военное несоответствие, экономическая отсталость от других членов НАТО, отсутствие или неразвитость демократических механизмов, территориальные проблемы с соседями.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что расширения НАТО в балканском направлении в период с 2008 по 2020 гг. отличаются особыми проблемами внутри государств-кандидатов и продолжающимся поиском НАТО поддержки своего существования. Уникальная история Балканского полуострова неразрывно связна с сегодняшней ситуацией внутри государств-членов. Наличие у них амбиций, желаний и возможности сопроводили их прямиком к стабильности и процветанию, иначе говоря, к членству в НАТО. Со стороны государств-членов НАТО так же было приложено немало усилий по сотрудничеству и наставлению кандидатов. Как бы то ни было, вопросы и проблемы, имеющие исторические корни решаются до сих пор для окончательного подтверждения статуса члена НАТО и самоутверждения правительств Балканских государств. Существующее мнение о бессмысленности Североатлантического Союза в современном мире после завершения Холодной войны отчасти объясняет его стремление к расширению. Однако, основной целью Альянса является совместная защита от общих угроз. Это подтверждает необходимость НАТО вовлекать все больше членов в свое «сообщество безопасности».
1. Албания - Затраты на оборону, % к ВВП [Электронный ресурс] / Knoema. - URL:https://knoema.ru/ (дата обращения: 20.03.2021).
2. Албания отправит военный контингент в Косово [Электронный ресурс] / Eur Asia
Daily. - URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/05/23/albaniya-otpravit-voennyy-
kontingent-v-kosovo (дата обращения: 25.04.2021).
3. Без прорывов. В столице Латвии завершился 57-й саммит НАТО [Электронный ресурс] / Лента.ру. - URL: https://lenta.ru/articles/2006/11/30/nato (дата обращения: 12.01.2021).
4. Взрывы на военной базе в Албании [Электронный ресурс] / РИА Новости. - URL: https://ria.ru/albania_15032008/ (дата обращения: 21.03.2021).
5. Документы РМ/ЕУ [Электронный ресурс] / Собранието на Република Северна
Македони]а. - URL: https://www.sobranie.mk/dokumenti-rm-eu-cbb3490c-fe7d-4750-
82f4-67c619c46a6a.nspx (дата обращения: 17.01.2021).
6. Експремиерот Никола Груевски ке мора две години во затвор [Электронный ресурс] / Deutsche Welle. - URL: http://surl.li/thum (дата обращения: 19.01.2021).
7. Закон за употреба ]азиците [Электронный ресурс] / Правдико. - URL:
https://www.pravdiko.mk/zakon-za-upotreba-jazitsite/ (дата обращения: 15.01.2021).
8. Индекс восприятия коррупции [Электронный ресурс] / Transparency International.-
URL: https://transparency.org.ru/projects/1RUS_CPI_2007_ful_01000_235.pdf (дата
обращения: 26.03.2021).
9. История вопроса об изменении названия Македонии [Электронный ресурс] / Рамблер/. - URL: https://news.rambler.ru/other/41615120-istoriya-voprosa-ob-izmenenii-nazvaniya- makedonii/ (дата обращения: 10.10.2020).
10. Македони]а и Турци]а потпишаа Стратешко партнерство 2008г, а дипломати]ата значи
континуитет и почитуваше на договорите, особено сега кога двете зем]и се и НАТО союзники [Электронный ресурс] / Република online. - URL:
https://republika.mk/vesti/makedonij a/makedonij a-i-turcij a-potpishaa-strateshko- partnerstvo-2008g-a-diplomatijata-znachi-kontinuitet-i-pochituvanje-na-dogovorite- osobeno-sega-koga-dvete-zemji-se-i-nato-sojuznici/ (дата обращения: 11.03.2021).
11. Македония - Затраты на оборону, % к ВВП [Электронный ресурс] / Knoema. - URL:https://knoema.ru/ (дата обращения: 25.04.2021).
12. Македония - Расходы на оборону [Электронный ресурс] / Knoema. - URL:https://knoema.ru/ (дата обращения: 25.04.2021).
13. Македония официально сменила название на Северную Македонию [Электронный ресурс] / Радио Свобода. - URL: https://www.svoboda.Org/a/29766489.html (дата обращения: 12.12.2020).
14. Министр обороны Албании подал в отставку из-за взрывов на складе [Электронный ресурс] / РИА Новости. - URL: https://ria.ru/20080317/101523515.html (дата обращения: 22.03.2021).
15. Прислушуваюе: Детали од сите предмети на кои работат ]авните обвинители [Электронный ресурс] / Правдико. - URL:https://www.pravdiko.mk/prislushuvane-detali- od-site-predmeti-na-koi-rabotat-javnite-obviniteli/ (дата обращения: 13.03.2021).
..111