Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи физической активности и психологических особенностей человека 6
1.1 Роль двигательной активности 6
1.2 Особенности спортивной деятельности 7
1.3 Мотивация учебно-физкультурной и спортивной деятельности 11
1.4 Особенности детей разной возрастной группы 15
1.5 Влияние физической активности на образ жизни человека и его состояние. Способы работы с
детьми 21
Глава 2. Исследование индивидуально-психологических особенностей детей в ходе тренировочного
процесса 32
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение А Ошибка! Закладка не определена.
Приложение Б Ошибка! Закладка не определена.
Приложение В Ошибка! Закладка не определена.
Приложение Г Ошибка! Закладка не определ
Сегодня учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка является правилом практически любого педагогического метода. Однако на практике очень часто педагоги, психологи, тренеры становятся заложниками строгой системы, в которой необходимо в короткие сроки демонстрировать высокие образовательные результаты из-за чего личность ребёнка вынужденно отходит на второй план. Но именно результативность вне учёта индивидуальных особенностей как раз невозможна, или, в крайнем случае, она имеет непостоянный характер. Мы так считаем, поскольку такие компоненты индивидуальности как устойчивая мотивация, характер и темперамент, реакция на стресс и работа с ними предопределяют темп обучения и его траекторию.
На современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. При этом каждое из них имеет психологическую основу и расшифровывается на психологическом языке. Одним из пяти компонентов физической подготовки является психологическая устойчивость. Поэтому, без сомнения, в сферах деятельности, связанных с тренировочным процессом, о необходимости учёта индивидуальных особенностей говорилось давно. Идея нашего исследования - проверить на практике возможности учёта индивидуально-психологических особенностей ребенка в ходе функциональной физической активности.
Проблемой можно обозначить тот факт, что несмотря на постулируемую в психолого-педагогической литературе необходимость учёта индивидуально - психологических особенностей при занятиях спортивной деятельностью, данный вопрос исследуется лишь в психологии высоких спортивных достижений, в то время как работа с детьми и подростками вне рамок большого спорта практически не рассматривается.
Цель данной работы: осуществить учёт индивидуально-психологических особенностей ребенка в ходе функциональной физической активности.
Объект исследования: индивидуально-психологические особенности ребёнка.
Предмет исследования: учёт индивидуально-психологических
особенностей ребенка в ходе функциональной физической активности.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ источников о специфике учебно-физкультурной мотивации.
2. Рассмотреть особенности развития детей разных возрастных групп, проанализировать влияние физической активности на психическое состояние.
3. Разработать карту отслеживания индивидуально-психологических особенностей ребенка и программу тренировочного процесса для детей 6-13 лет.
4. Реализовать программу тренировочного процесса на базе творческой мастерской «ШАР» г. Томска, проанализировать результаты работы.
Гипотеза: учёт индивидуально-психологических особенностей ребенка в ходе функциональной физической активности позволит добиться:
1) высокой вовлечённости детей в ходе тренировочного процесса;
2) большей удовлетворённости собой детьми и повышения уровня положительных эмоций;
3) снижению их уровня ситуативной тревожности в ходе занятий;
4) большей успешности в освоении навыков.
Выборка и методы:
В исследовании приняло участие 38 детей в возрасте от 6 до 13 лет, из которых 19 посещали направление тренировочного процесса функциональной физической активности, и остальные 19 посещали другие направления деятельности центра.
Также в опросе участвовали 3 родителя и 2 сотрудника организации.
Методы:
Наблюдение (по методике оценки темпераментальных особенностей и методики оценки индивидуальных особенностей), интервью, вспомогательная авторская анкета, методика "Радости и огорчения" (методика незаконченных предложений) Р.П. Ефимкина.
Теоретически проанализировав учебно-физкультурную мотивацию, особенности развития детей разных возрастных групп, особенности физической активности, а также взаимосвязь физической активности и психического состояния, было выявлено, что спорт играет важную роль в жизни каждого человека. С самого рождения движение является естественным и необходимым процессом. Следовательно, каждый умный родитель, увидев особенности и склонность своего ребенка, ориентирует его на определенный вид спорта. А тренер или преподаватель, обладающий профессиональными знаниями и навыками выстраивая тренировочный процесс, должен учитывать психологические и физические особенности ребенка. Рассмотрев особенности и различия мотивации у детей, которые вовлечены в обучающий процесс. Нами были описаны причины, по которым дети занимаются определенным видом деятельности, что способствует этому и какие цели они преследуют, а также какие виды стимулов являются для них значимыми, а какие второстепенными. Учитывая тот факт, что каждый возрастной этап характеризуется определенным познавательным, эмоционально-волевым, мотивационным качеством, нами было принято решение исследовать этот теоретический аспект. Опираясь на то, что в нашей работе имеется важным момент, который подразумевает, рассмотрение некоторых качеств психики, последующий анализ качеств, чтоб приведет к корректно-выстроенному тренировочному процессу. Также на основание того, что специфические свойства личности имеют взаимосвязь с возрастными стадиями, которые под воздействием воспитания и обучения имеют свойства изменяться. Мы подробно изучили и описали особенности детей разных возрастных групп. После описали влияние двигательной активности на состояние детей. Исследуя теоретические материалы нами было выявлено, что эмоциональное состояние, уровень удовлетворенности, комфортное физическое состояние напрямую зависит от того насколько часто дети занимаются спортом. Также мы выявили, что огромное значение имеет определенный тренировочный процесс, который основан на учете особенностей детей и на способах построения взаимоотношений.
Определив гипотезу и задачи нами были подобраны методики и составлена карта учёта индивидуально-психологических особенностей ребёнка, включающая рекомендации по выстраиванию тренировочного процесса в каждом отдельном случае. Учитывая все данные и опираясь на составленную карту, выстраивался тренировочный процесс. В ходе него собирались данные и проводился их анализ. В завершение была разработана программа, которая реализовывалась на базе творческой мастерской ШАР и на основание всего вышесказанного, возникшая идея исследования была реализована. Благодаря внедренному
1. Абдурасулов Р. А. Индивидуально-психологические особенности учащихся занимающихся различными видами спорта / Р. А. Абдурасманов // Известия Самарского научного центра. - 2013. - № 12. - С. 7-22.
2. Болдырева В.И. Исследование типологических особенностей темперамента школьников 13-15 лет, занимающихся спортом / В.И. Болдырева, К.М. Болдырев // Тамбовский ун-т гуманитарной науки. -2013. - №6. - С. 18¬26.
3. Бородин Ю.А. Двигательная активность в системе жизнедеятельности современного человека / Ю.А. Бородин, Г.Н. Арзютов // Физическое воспитание студентов. - №3. - 2010. - с. 9 - 13.
4. Белолюбская М. К., Андросова М. И. Влияние типа темперамента на поведение детей / М. К. Белолюбская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 26. - С. 64-66.
5. Веракса А. Н. Профессия «спортивный психолог» / А. Н. Веракса // Национальный психологический журнал. - 2012. - №1(7) - С.134-138.
6. Виндюк О.В. Двигательная активность - основа здорового образа жизни / О.В. Виндюк // физическое воспитание студентов творческих специальностей. - №1. - 2003. - с. 72 - 75.
7. Гогунов Е. Психология физического воспитания / Е. Гогунов, Б. Мартьянов. - Москва, 2000. - 288 с.
8. Гнездилов М. А. Роль занятий физической культурой и спортом в условиях сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи, ее социальной адаптации, личностного и профессионального становления / М.А. Гнездилов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 12. - С. 22-29.
9. Гаврилович А.А. Особенности темперамента и специфика
проявления психических состояний у спортсменов различных специализаций // Психология. - 2013. - №3. - С. 7-20.
10. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теория, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева - М. : Смысл, 2002. - С. 47-102.
11. Гайдукова С.П. Образование как процесс обеспечения физического, психологического и социального благополучия и развития ребенка / С. П. Гайдукова, А.А. Грошева, Т.М. Балбекова // Валеология. - 2001. - № 1. - С. 41¬44.
12. Гуров В. А. Тревожность как показатель психологического здоровья младших школьников и личностные особенности педагога / В.А. Гуров, Т.М. Метелкина // Сибирский учитель. - 2006. - № 2. - С. 27-28.
13. Девишвили В.М. Групповая сплоченность в спортивных командах разного разного профессионального уровня / В. М. Девишвили, М.О. Мдивани, Д.С. Елгина // Национальный психологический журнал. - 2017. - №4(28). - С.121-128.
14. Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова.— М.: Прайм-еврознак. - 2003.
15. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986.
- 110 с.
...51