АННОТАЦИЯ 3
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы исследования 6
1.1 Образовательный дискурс: определения, свойства, функции 6
1.2 Рекламный дискурс: определения, свойства, функции 9
1.3 Манипулятивный текст: определение и характеристики 12
1.4 Речевая манипуляция: определение, классификации 15
1.5 Сайт для абитуриентов как образовательно -рекламный продукт 20
2.1 Функционирование речевых манипуляций в блоке «приветствие» 24
2.1.1 Блок «приветствие»: содержательные и композиционные особенности ..24
2.1.2 Речевые манипуляции в русскоязычном блоке «приветствие» 25
2.1.3 Речевые манипуляции в англоязычном блоке «приветствие» 29
2.1.4 Национальная специфика использования речевых манипуляций в русско -
и англоязычном блоке «приветствие» 31
2.2 Функционирование речевых манипуляций в блоке «слово потребителя» 32
2.2.1 Блок «слово потребителя»: содержательные и композиционные
особенности 32
2.2.2 Речевые манипуляции в русскоязычном блоке «слово потребителя» 33
2.2.3 Речевые манипуляции в англоязычном блоке «слово потребителя» 37
2.2.4 Национальная специфика использования речевых манипуляций в русско-
и англоязычном блоке «слово потребителя» 40
2.3 Функционирование речевых манипуляций в блоках «приветствие» и «слово потребителя»: «жанрово»- и национально-обусловленная специфика 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
В эпоху цифровизации и глобальной конкуренции образовательные учреждения все чаще используют интернет-ресурсы для привлечения новых студентов. Одним из ключевых инструментов в этой стратегии являются официальные сайты университетов, где размещаются различные материалы, направленные на формирование позитивного имиджа учебного заведения и стимулирование интереса абитуриентов. C развитием технологий возросло количество случаев речевых манипуляций на сайтах, особенно в контексте информации, предназначенной для абитуриентов. Тем самым, известные и конкурирующие университеты стараются отобрать для себя самых мотивированных и преуспевающих будущих студентов.
Для их привлечения на главных сайтах университетов создаются веб-сайты для абитуриентов, где раскрываются все преимущества обучения в конкретном высшем учебном заведении. Эти материалы включают приветствия от ректора, истории успеха студентов и выпускников, описания учебных программ и возможностей для профессионального роста. Все эти элементы объединяет одно: использование речевых манипуляций для воздействия на аудиторию.
Речевые манипуляции на сайтах университетов играют важную роль в создании эмоциональной связи с потенциальными студентами, управлении их ожиданиями и формировании положительного восприятия учебного заведения. Они могут включать в себя использование убедительной, но вводящей в заблуждение информации, а также тактик психологического воздействия на посетителей сайтов.
Актуальность исследования заключается в изучении приемов позитивных манипуляций на примере русско- и англоязычных сайтов для абитуриентов университетов России и США. Исследования по данной теме помогают понимать, какие методы могут быть использованы для достижения целей передовыми университетами для привлечения абитуриентов. Кроме того, работа по манипуляциям помогает развивать навыки критического мышления и умения распознавать манипулятивные приемы, что может быть полезно для защиты от влияния манипуляторов.
В качестве материала исследования были использованы сайты для абитуриентов высших учебных заведений России (Томский государственный университет, Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) и США (Massachusetts Institute of Technology, Yale, Georgetown University), представленные в рейтинге THE (Times Higher Education). Использована информация, актуальная на 2023 год.
Объектом исследования являются тексты на сайтах абитуриентов указанных университетов.
Предметом исследования являются речевые манипуляции, используемые в текстах на сайтах абитуриентов.
Целью работы является выявление речевых манипуляций, применяемых в текстах для поступающих в вузы РФ и США на сайтах абитуриентов.
Эта цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать определение и выделить основные особенности основных теоретических понятий исследования: образовательный дискурс, рекламный дискурс, манипулятивный текст, речевая манипуляция, сайт для абитуриентов;
2. Проанализировать речевые манипуляции, используемые в блоке «приветствие» на сайтах для абитуриентов;
3. Проанализировать речевые манипуляции, используемые в блоке «слово потребителя» на сайтах для абитуриентов;
4. Выявить особенности употребления речевых манипуляций в анализируемых блоках;
5. Выявить национальную специфику употребления речевых манипуляций в анализируемых блоках.
Методы исследования:
- метод сплошной выборки для сбора материала,
- общенаучные методы анализа и синтеза для обработки массива теоретической литературы,
- метод лингвопрагматического анализа для выявления манипулятивных приемов, применяемых в текстах на сайтах для абитуриентов,
- сравнительный метод для выявления национальных особенностей приемов манипулирования.
Теоретико-методологической базой являются труды, посвященные манипулятивному речевому воздействию, а именно работы В.В. Ученовой, В.Е. Чернявской, А.А. Даниловой, Г.А. Копниной и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и материала исследования. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследования: образовательный и рекламный дискурс, манипулятивный текст и речевая манипуляция, приемы манипуляций, выявляются их особенности. Кратко характеризуются исследуемые университеты России и США. Вторая глава содержит результаты исследования функционирования манипулятивных приемов в текстах сайтов для абитуриентов в блоках «приветствие» и «слово потребителя», их сравнение. Заключение представляет собой выводы по проведенному исследованию.
Общий объем работы составляет 52 страницы. Список использованных источников и литературы насчитывает 74 единицы, в том числе 7 источников на иностранных языках.
Данная работа посвящена исследованию манипулятивных приемов, применяемых на русско- и англоговорящих сайтах для абитуриентов в России и США, и позволила глубоко изучить то, как образовательные учреждения используют различные манипулятивные приемы для привлечения потенциальных студентов.
Основными терминами в данной работе были «образовательный дискурс», «рекламный дискурс», «речевая манипуляция» и «манипулятивный текст».
Образовательный дискурс характеризуется особыми целями, темами, структурой и языковыми особенностями, используемыми в образовательной среде, включая в себя обсуждение учебных материалов, методов преподавания, педагогических концепций и других аспектов, связанных с обучением и образованием, а в нашем случае - материалы, связанные с поступлением и привлечением абитуриентов.
Рекламный дискурс характеризуется использованием ярких образов, убеждающих высказываний, а также часто включает в себя эмоциональные аспекты для привлечения внимания аудитории. Рекламный дискурс стремится убедить потенциальных потребителей в покупке продукта или услуги, а также создать у них определенные ассоциации и эмоциональные связи с брендом или продуктом. Была выявлена взаимосвязь между образовательным и рекламным дискурсами. Оказалось, что в пространстве сайта для абитуриентов данные дискурсы неразрывно связаны.
Речевая манипуляция представляет собой использование языковых средств и приемов с целью скрытого воздействия на восприятие, мышление, эмоции и поведение аудитории. Основная цель речевой манипуляции — направить действия или мысли адресата в желаемое для говорящего русло, при этом адресат часто не осознает, что подвергается влиянию.
Манипулятивный текст — это вид текста, который намеренно создается с целью воздействия на восприятие, эмоции или поведение читателя, зачастую через использование психологических приемов и искажение информации. Основной целью манипулятивного текста является не просто информирование, а внушение определенной точки зрения, побуждение к конкретным действиям или формирование нужного автору отношения к тем или иным событиям, явлениям или лицам.
Для анализа речевых манипуляций мы выбрали классификацию Дзялошинских, которая на данный момент является одной из самых современных и полных классификаций манипулятивных приемов.
В практической части нашего исследования были проанализированы манипулятивные приемы в блоках «приветствие» и «слово потребителя». Образовательные сайты активно применяют широкий спектр речевых приемов, направленных на создание положительного имиджа учебного заведения и стимулирование абитуриентов к подаче заявлений.
В блоке «приветствие» акцентируется внимание абитуриента на основных положительных качествах университета, с целью привлечь его внимание, воодушевить и мотивировать подать документы именно в данное образовательное учреждение.
К универсальным приемам в блоке «приветствие» относятся: использование слоганов; использование слов, относящихся к основным ценностям общества; выборочный подбор информации; такой же, как все, как мы; утвердительные заявления.
Особое внимание в блоке «слово потребителя» уделяется представлению успешных историй выпускников, возможности для карьерного роста и уникальным учебным программам. Это позволяет формировать у абитуриентов представление о значительных возможностях, которые открываются перед ними при поступлении в конкретный университет.
Универсальным приемом в блоке «слово потребителя» является «ссылка на авторитет», цель - изобразить успешного студента и/или выпускника, который стал таким благодаря обучению в конкретном университете.
Исследование показало, что манипулятивные приемы могут варьироваться в зависимости от культурного и национального контекста. Например, русскоязычные сайты подчеркивают высокие карьерные достижения выпускников, места в рейтингах, предоставляемые востребованные программы обучения, тогда англоязычные делают упор на индивидуальные успехи каждого студента, важность университетского комьюнити и важность образования в целом.
Результаты данного исследования могут быть полезны для разработчиков образовательных сайтов и специалистов по маркетингу в области образования. Понимание эффективных речевых приемов и стратегий позволяет создавать более убедительные и привлекательные коммуникационные материалы, что способствует привлечению большего числа абитуриентов.
Для дальнейшего углубления понимания речевых манипуляций в образовательном дискурсе целесообразно провести сравнительный анализ различных типов образовательных учреждений (например, государственных и частных университетов) и расширить географический охват исследования, включая сайты для абитуриентов из различных регионов и культурных контекстов.
Данное исследование подчеркивает важность тщательного и осознанного подхода к созданию контента для сайтов абитуриентов, что позволяет не только привлечь больше студентов, но и помочь им сделать осознанный выбор в пользу того или иного учебного заведения.
1. Анисимова Е. Е. Русский человек в зеркале рекламы / Е. Е. Анисимова // Социальные проблемы перевода: сборник научных трудов. - Воронеж, 2001. - Вып. 4, № 4. - С. 4-9.
2. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический
энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1990. - С. 136-137.
3. Баранов А. Н. Что нас убеждает? (Речевое воздействие и общественное
сознание) / А. Н. Баранов // Знание. - М., 1990. - Т. 64.
4. Белозерова Е. В. Реклама как жанровый метаконцепт (на материале
современной русской лингвокультуры) : автореф. дис. . . . канд. филол. наук. / Е. В. Белозерова. - Казань, 2007. - 27 с.
5. Борисова И. Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге / И. Н. Борисова // Русская разговорная речь как явление городской культуры. - Екатеринбург, 1996. - С. 21-48.
6. Галямов А. Р. Вербальные и невербальные способы манипулирования в
рекламном дискурсе (на материале архетипов) : автореф. дис канд. филол. наук. / А. Р.
Галямов. - Уфа, 2012. - 23 с.
7. Горина Е. В. Коммуникативные технологии манипуляции в СМИ и вопросы информационной безопасности : учеб.-метод. пособие / Е. В. Горина. - Екатеринбург, 2016.
8. Гренадеров И. И. Рекламные технологии привлечения абитуриентов в образовательные учреждения / И. И. Гренадеров // Актуальные исследования. - 2023. - 39 (169). - С. 9-11.
9. Гудина О. А. Манипуляция и ее виды в педагогическом дискурсе / О. А. Гудина // Язык и культура. - 2011. - 2 (14). - С. 13-21.
10. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. Вып. 2 / А. А. Данилова. - М. : Добросвет, 2011. - 232 с.
11. Дзялошинский И. М. Российские медиа в период пандемии. Статья вторая: медиаманипуляции как ресурс воздействия на сознание и поведение людей / И. М. Дзялошинский, М. И. Дзялошинская // Вопросы журналистики. - 2022. - № 12. - С. 5-45.
12. Дзялошинский И. М. Манипулятивные технологии в СМИ: учеб. -метод. пособие / И. М. Дзялошинский, М. Дзялошинская. - М., 2006.
13. Добренькова Е. В. Социальная морфология образовательного дискурса / Е. В. Добренькова. - 2006.
14. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. - М. : ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. - 344 с.
15. Дьякова Е. Ю. Дискурсивные стратегии образовательного дискурса (на материале анализа Интернет-сайта Оксфордского университета) / Е. Ю. Дьякова // Язык, коммуникация и социальная среда. - Волгоград, 2006. - № 4. - С. 149-155.
...74