ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основные концепции мерчендайзинга 6
1.1 Понятие и сущность мерчендайзинга 6
1.2 Виды мерчендайзинга 14
1.3 Принципы и правила выкладки товара 27
2 Мерчендайзинг на примере магазина мужской одежды «КАВАЛЕР» 40
2.1 Характеристика розничного предприятия «КАВАЛЕР» 40
2.2 Выкладка товара в магазине «КАВАЛЕР» 49
2.3 Оценка эффективности используемых методов мерчендайзинга в 54
магазине «КАВАЛЕР»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В течение всей хроники товарно-валютных взаимоотношений, каждый торговец старался выделить свой товар, представить его более привлекательным для покупателя. На сегодняшний день основной задачей является-сделать товар востребованным и чтобы он в полной мере удовлетворял запросам потребителей.
Можно подумать что сделано все: сформирован бренд, цена продукта соответствует качеству, разработаны методы коммуникации с потребителем с целью формирования необходимого спроса. Однако остается еще одна возможность выделить свой продукт и, соответственно реализовать его. Данная деятельность в системе маркетинговых коммуникаций именуется мерчендайзингом.
Мерчендайзинг формировался за минувшие двадцать лет, но наиболее активное развитие мерчендайзинг получил за последние годы. Произошло это по причине совершенствования и насыщения рынка, и, разумеется, обострения конкурентной борьбы. Если раньше ему не придавали такого большого значения, то с появлением на рынке зарубежных корпораций, изучение мерчендайзинга и применение его на практике стало необходимостью.
С переходом на рыночную экономику стала возрастать конкурентная борьба во всех сферах деятельности. Предприятия стремились выжить. При этом главной фигурой на рынке стал не продавец, а покупатель, за внимание которого стали бороться сразу множество предприятий. Просто предложение товара было уже неэффективным. Для того, чтобы компания выделить компанию на фоне конкурентов, представить потребителю свои преимущества предприятия и стали применять мерчендайзинг.
Мерчендайзинг - это направление маркетинга, содействующее стимулированию розничных продаж по средствам привлечения к конкретным маркам либо группам товаров в торговых организациях без активного участия специализированного персонала.
Мерчендайзинг предопределяет, что реализовать, в соответствии с какой стоимостью и где это делать. Продавцу необходимо порекомендовать покупателю необходимый ему товар по приемлемой стоимости еще до того как он решит что то приобрести. В противном случае потребитель может перейти к конкурентам. Таким образом, Мерчендайзинг это - современная методика, применяемая большими предприятиями розничной торговли: супермаркетами, гипермаркетами, предпосылкой появления которого стал недостаток специализированных продавцов.
Основными требованиями для применения мерчендайзинга являются:
1) Организации следует всегда иметь в наличии полный ассортимент продукции.
2) Необходимо особое спецоформление торгового пространства. Это оформление торговых залов, расстановка стеллажей, витрин с подсветкой, общий антураж торговых площадей, преобладание определенных цветов и так далее.
3) Внутри предприятия должны быть созданы небольшие торговые точки, как правило, с более дорогими и качественными товарами.
4) Выкладка товара должна осуществляться таким образом, чтобы заставить потребителя как можно дольше ходить по торговым залам предприятия, практически не прибегая к помощи продавцов.
Актуальность темы подчеркивается тем, что мерчандайзинг является мощным инструментом маркетинга, позволяющим влиять на потребителей а следовательно и на хозяйственную деятельность торговых предприятий.
Цель: рассмотреть и проанализировать организацию мерчандайзинга в магазине мужской одежды и выяснить его роль в функционировании торгового предприятия.
Задачи дипломной работы:
1) Раскрыть понятие мерчендайзинга и определить его сущность.
2) Разобрать существующие виды организации мерчендайзинга.
3) Рассмотреть правила выкладки товара.
4) Дать характеристику торговой деятельности магазина «КАВАЛЕР».
5) Оценить экономическую эффективность мерчендайзинга на предприят ии.
В работе использовались монографический, статистический, расчетно-конструктивный, экономико-математический методы. В качестве источников информации использовались: нормативно-правовые акты, данные
бухгалтерской отчетности, первичные документы и другая оперативна информация.
Удачная планировка и правильное распределение зала на торговые зоны, выбор согласованного с потребностями покупателей ассортимента и назначение соответствующих отделов и секций, закрепление за ними участников адекватно поведению посетителя, атмосфера магазина и учет некоторых других факторов непременно должны быть ориентированы на сокращение времени, затрачиваемого посетителем на поиски «запланированных» товаров, чтобы обеспечить им экономию времени для осуществления «незапланированных покупок» и неторопливого изучения «товаров предварительного выбора».
В ходе данной дипломной работы был изучен магазин мужской одежды «КАВАЛЕР». Также были рассмотрены выкладка и размещение товаров в торговом зале и их роль в деятельности торгового предприятия. Правильная выкладка товаров играет важную роль в увеличении объема продаж организации.
Выкладка товаров в торговом зале решает такие задачи как: предопределение уровня привлекательности товара для покупателя, создание условий для «перекрестного мерчендайзинга», создание предпочтительных условий для отдельных товаров и торговых марок.
Для успешного использования выкладки товаров в целях магазина максимизировать прибыль, нужно соблюдать принципы выкладки. Главными из них являются: хороший обзор товара, доступность товара для покупателя, заполненность полок для создания эффекта изобилия, привлекательность упаковки (товары в яркой красивой упаковке продаются быстрее), определенное место на полке для определенного товара (покупатели приобретшие лояльность к какому-либо товару, не пойдут искать его в другое место, если не найдут на старом).
Проанализировав размещение товаров в торговом зале, хочется сказать, что выкладка в магазине удобна для покупателей. Покупательские потоки не смешиваются между собой, покупатели, собирающиеся приобрести разные группы товаров, не мешают друг другу. Размещение товаров импульсивного спроса, возле кассового узла также является преимуществом в выкладке товаров в данном магазине.