АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Париж в XIV-XV веках 10
1.1 Положение третьего сословия в Средневековом Париже 10
1.2 Макроисторические процессы в истории Франции XIV-XV века и их последствия для
Парижа 15
Глава 2 Повседневная жизнь парижских буржуа в XIV-XV веках 21
2.1 Рабочие будни как индикатор изменения городской повседневности 21
2.2 Повседневные религиозные практики парижских буржуа 29
2.3 Семья и быт третьего сословия в Средневековом Париже 35
Глава 3 Категории «идеального поведения» в среде парижских буржуа (на примере
«Парижского хозяина») 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВ АННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
Ретроспективное исследование повседневности является актуальным направлением научной реконструкции прошлого и наиболее значимым проявлением антропологического поворота, суть которого видится в возвращении человека в обезличенную историю. Рассмотрение вопросов повседневной жизни позволяет понять мотивацию как отдельно взятого человека, так и коллектива, общества, потому что исследование данной темы дает возможность увидеть пути формирования мнений, стереотипов, взглядов на различные события, которые происходят в обществе, а также их своеобразие в зависимости от культурных, национальных и религиозных традиций. Большое значение эти аспекты приобретают при изучении поворотных моментов в истории. На протяжении XIV-XV века Франция переживает несколько таких поворотных событий - от эпидемии бубонной чумы до Столетней войны и сопутствующих ей восстаний в Париже. Изучение повседневной жизни парижских буржуа данного периода позволяет выявить последствия (как долговременные, так и мгновенные) макрособытий на микроисторическом уровне, которые, в конечном счете, повлияли на становление французской идентичности и менталитета. Третье сословие со своей буржуазной верхушкой это будущий французский средний класс, который в настоящее время составляет значительное большинство населения страны и его ментальность и нравственные установки определяют облик государства.
Объект - Парижские буржуа XIV-XV вв.
Предмет - Повседневная жизнь парижских буржуа XIV-XV вв.
Целью исследования является выявление причинно-следственных связей между макроисторическими событиями в истории Франции и качественными изменениями парижской городской повседневности.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
• Выявить место парижской буржуазии в социальной иерархии города и показать, каким образом макроисторические события периода повлияли облик столицы.
• Показать связь между макрособытиями в истории Франции XIV-XV вв. и качественными изменениями парижской городской повседневности.
• Выявить основные тенденции изменения общественного сознания парижских буржуа, связанные с макрособытиями в истории Франции XIV-XV вв.
Степень изученности проблемы.
Работ посвящённых непосредственно выявлению связей между макроисторическими событиями в истории Средневековой Франции и качественными изменениями в парижской городской повседневности на сегодняшний момент нет. Исходя из этого, для достижения поставленной цели было принято решение использовать в данной работе историографию двух разных направленностей - исследования истории повседневности и работы, посвящённые истории жизни средневекового города и его обитателей.
Методологической основой для зарождающегося направления истории повседневности послужили работы немецкого историка Э.Гуссерля. Рассматривая связь времен в контексте существования человеческой личности, философ выделял понятие жизненного мира человека, того мира, который его непосредственно окружает, в рамках которого он существует и с которым он связан на протяжении всей своей жизни различ ными нитями, видимыми и невидимыми. В то время как современники выдвигали лозунги «Назад, к Гегелю!» подразумевая возвращение к построению формальных систем, Гуссерль выдвинул свой лозунг «Назад, к самим вещам!», тем самым призывая обратится к внутреннему процессу конструирования реальности человеческим сознанием .
Немецкие философы М. Хайдеггер и Г.Г. Гадамер стали основоположниками становления герменевтики как метода анализа текста. В своих работах они развивали мысль о неотделимости процесса познания от самопонимания, то есть историки повседневности пытаясь понять мотивацию человека из прошлого, тем самым познают себя .
Немецкий социолог Н. Элиас ввёл в гуманитарные науки метод исследования общества как «как нераздельных аспектов одного сложного и постоянно меняющегося набора взаимосвязей» . Благодаря Элиасу в исторической науке появилась концепция восприятия повседневной жизни с позиции анализа переплетений разнообразных практик воспитания, познания, труда, власти и способов их упорядочивания, закрепленных различными институтами.
Антропологический поворот в западноевропейской историографии послужил причиной постепенного отказа от конструирования универсальных подходов для изучения истории в пользу понимая исторического процесса как смены дискурсов. История повседневности как направление развивалось сразу в нескольких исторических школах. Германское, итальянское и американское направление смысл истории повседневности видели в изучении «уникального» в истории - разнообразных жизненных проблем обычных людей. Значимость микроистории как метода реконструкции повседневности заключалась также в изучении стечения непредвиденных обстоятельств в ситуации исторического выбора.
Представитель германского направления изучения истории повседневности А. Людке видел суть истории повседневности в изучении «жизненных проблемы тех, кто в основном остался безымянным в истории. Индивиды в таких исследованиях предстают и действующими лицами, и творцами истории, активно производящими, воспроизводящими и изменяющими социально-политические реалии прошлого и настоящего» .
Итальянский историк К. Гинзбург, автор одного из основополагающих исследований микроисторического подхода в изучении истории повседневности «Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в.», считал, что приблизится к пониманию связи между индивидуальным и коллективным можно лишь путём изучения «случайного» в истории .
Французская школа «Анналов» в качестве инструмента изучения истории повседневности выбрали историко-антропологический подход. Он стал основой для работ таких исследователей как М.Блок, Л.Февр и Ф.Бродель. История повседневности с точки зрения французской школы является неотъемлемой частью макроистории. В своих работах Фернан Бродель изучал историю, выделяя в ней большие временные отрезки, с целью выделения глобальных трансформаций общества, при этом уделяя большое внимание восприятию обывателями официальной диктуемой властью культуры . Его знаменитое исследование «Структуры повседневности» стало движущей силой для переосмысления в исторической науке используемых подходов - от поиска закономерностей в экономическом развитии исследователи перешли к анализу психологических и культурных связей в исторических процессах.
Идеи, выдвинутые Ф. Броделем, повлияли не только на французскую историографию, но и на мировую. Его методология наибольшее применение получила в работах по медиевистике и изучению Нового времени. В отечественной историографии широко известны исследования Ю.Л. Бессмертного , Ю.М. Лотмана , А.Я. Гуревича , которые в своих исследованиях обращали внимание, прежде всего, на ментальную составляющую человеческой повседневности.
Следующий историографический блок, как было сказано ранее, посвящён работам, рассматривающим проблему роли средневекового города в исторических процессах Западной Европы. Во французской историографии впервые данная проблема была изучена в работах исследователей XIX века О. Тьерри и Ф. Гизо . По мнению этих историков, средневековые коммунальные движения в западноевропейских городах были предвестниками буржуазных революций. Город со своими жителями, в понимании исследователей, противоположная категория по отношению к феодальной аристократии.
Основополагающим трудом в исторической урбанистики является уже упомянутая работа Ф.Броделя «Структуры повседневности»». В данной работе город представляется частью социальной истории и местом пересечения различных жизненных сфер - экономической, культурной, политической и т.д.
В отечественной историографии наиболее значимой литературой для представленного исследования явился четырёхтомный труд «Город в средневековой цивилизации западной Европы», в котором на основе цивилизационного подхода, макро - и микроструктурного анализа, использования методов «новой социальной школы», рассматривается феномен средневекового урбанизма, как один из важнейших истоков современной культуры, в том числе и в его отдельных религиозно-культурных аспектах (Т.П. Гусарова, П.Ю. Уваров, Н.Ф. Усков, H.A. Богодарова).
Несмотря на большой диапазон исследований, долгое время единственными специальными работами на тему культурных аспектов раннегородской истории Франции в отечественной историографии оставались книга и статьи H.A. Сидоровой, написанные в 50-х гг. XX века. С культурологических позиций проблемы раннегородской культуры рассматриваются в книге «Художественная культура в докапиталистических формациях» в которой роль города оценивается в традициях просветительской науки, а значение светских черт культуры преувеличивается: в ней находят даже «атеистический» тип общественного сознания, что не соответствует современным представлениям (Яблоков И.Н., Гуревич А.Я.).
В тоже время недостаточно работ посвящено именно феномену Парижа. В основном это цикл работ П.Ю. Уварова. Объектом интереса исследователя становиться и топография, и численность и социальный состав парижских горожан. Наиболее важным для нас представляется анализ борьбы политических партий: бургиньонов и арманьяков11 в контексте городского пространства Парижа. Среди прочих трудов, посвящённых истории Парижа в отечественной историографии можно отметить работы таких исследователей, как С.К. Цатуровой , Н.П. Грацианского , А.А. Сванидзе , М.М, Себенцовой , Е.Ф. Фёдоровой .
Как уже было обозначено ранее, несмотря на близость тематики представленных работ, они не отвечают на поставленный в исследовании вопрос. Однако на основании этой тематической схожести представленная историография может служить в качестве опоры для исследования.
Методологическая база исследования включает в себя как общенаучные методы исследования, так и специально-исторические методы. К общенаучным методам данного исследования стоит отнести дедукцию, индукцию, систематизацию, классификацию, причинно-следственный анализ. Проблематика представленного исследования предполагает использование таких специально-исторических методов, как сравнительно-исторический, историко-генетический методы, а также метод реконструкции.
В исследовании используется микроисторический подход, предполагающий изучение частных явлений, происходивших в жизни отдельных людей прошлого, с целью выявления господствующих представлений и тенденций в обществе в целом. В этом смысле микроисторический подход неотделим от макроистории, но обогащает ее, поскольку дает возможность понять действие исторических сил на индивидуальном уровне. Микроисследования предполагают постоянное соотнесение полученных результатов с социальным и институциональным контекстом, использование комплексного подхода.
Источниковая база исследования включает в себя комплекс документов различного типа. К источникам личного характера можно отнести дневники средневековых буржуа . Наиболее известны три из них: «Дневник» Николя де Бая (1400-1417 гг.), «Дневник» Клемана де Фокамберга (1400-1436 гг.), «Дневник Парижского Горожанина»(1405-1449 гг.). Исследователями, в частности Е.А. Хроменковой, отмечается двойственный характер «Дневников» и то, что их появление свидетельствует о развитии нового типа источника, отражающего индивидуализацию сознания . Авторы источников не только описывают городскую жизнь, но и дают собственное отношение горожан к тем или иным событиям. «Дневника парижского горожанина» полностью соответствует такому жанру как дневник. Дневники Бэ и Клемана де Фокумберга представляют собой записи секретарей по гражданским делам. А. Тюэте произвел выборку записей из протоколов и расположил их последовательно по годам. Наибольший интерес для представленного исследования представляет анонимный «Дневник», так как его автор, описывая хронику гражданской войны в Париже, косвенно освещает все сферы городской повседневности.
Наиболее важным источником в анализе повседневной жизни парижских буржуа является «Парижский хозяин». Данный трактат является источником дидактического характера. Он был создан на исходе XIV века во Франции, впервые отредактирован и опубликован в печатной форме бароном Жеромом Пишоном в 1846 году. Авторство источника доподлинно не установлено, нам известно лишь то, что рассказчик сам говорит о себе - он зажиточный буржуа в годах, недавно женившийся на молодой женщине, по чьей просьбе и был составлен документ-путеводитель по брачно-семейным отношениям
В исследовании также используются средневековые французские хроники. Хроника Фруассара состоит из четырёх книг, и охватывает период с 1307 под 1400 год. Центральной темой хроники является война между Англией и Францией, однако автор не обходит стороной и другие катастрофы периода, такие как эпидемия чумы и городские восстания. В хронике Жана де Веннета содержится не только хронология событий XIV века, но и авторские комментарии-рассуждения к ним. Помимо основных источников в работе используются различные цеховые уставы, королевские указы и нормативные документы периода.
На основании проведённого исследования, можно сделать следующие выводы. К
началу XIV века в Париже буржуа складывается как прослойка, являющаяся наиболее влиятельной частью третьего сословия. Однако прослойка парижских буржуа также не является единой – в рассматриваемый период в Париже в понятие буржуа входят зажиточные горожане, в большинстве своём представленные купечеством, и «мелкая буржуазия», включающая в себя различного рода ремесленников и держателей производства.
Макроисторические события в истории Франции XIV-XV века, такие как эпидемия
бубонной чумы, конфликт с английской короной и гражданские войны, повлияли на
изменение жизни Парижа в целом. Важнейшими последствиями можно считать разработку
нового эффективного административного деления разросшегося города, которое
способствовало укреплению королевской власти над городом. Столетняя война
спровоцировала восстание в Париже 1348 года, после которого парижане лишились права иметь собственное представительство в городской администрации. Главный фактор
разделения на «своих» и «чужих» в контексте становления французского национального самосознания в Париже имел в своей основе политические корни.
Мир труда парижской буржуазии был нарушен с приходом во Францию эпидемии
бубонной чумы и последующих войн. Кризисные процессы, явившиеся следствием этих катастроф, способствовали распаду семейного характера цеховых организаций. Однако, в рабочей сфере зажиточных торговцев наблюдаются такие положительные тенденции, как укрепление межгородской и международной торговли, следствием чего стало укрепление их статуса и влияния в столице. Восстания и бунты парижских буржуа, наблюдаемые весь период с XIV по XV века, укрепили в сознании парижан свою политическую силу, что стало предметом опасения со стороны городской и королевской власти даже в мирное время.
Поэтому, король стремился контролировать жителей столицы с одной стороны через
изменившуюся за время войны систему административного деления, с другой – путём назначения на важные государственные должности самых влиятельных парижских буржуа.
Восприятие христианской религии в среде парижских горожан трансформировалось
в течении двух столетий. Если XIV век принёс с собой эсхатологический ужас, вызванный эпидемией «Чёрной смерти», породив в среде буржуа полярное поведение – от актов чрезвычайной религиозности до тотального игнорирования предписанных канонов, то к концу XV века каноничный паттерн поведения начал «приближаться» к реальной жизни.
Изменившаяся в течении двух веков ментальность парижских буржуа станет плодородной почвой для гуманистических идей и предвестником реформации католической церкви во Франции.
Трансформация восприятия христианской религии затронула сферу семейно-бытовых отношений буржуа. Частная жизнь горожанина к XV веку стала регламентироваться в большей степени личной интерпретацией христианских норм.
Предписанные каноны стали пластичней – они, наполняясь тем содержанием, которое
отвечало условиям конкретной социальной среды, потребностям, как конкретного человека, так и общества в целом. Сфера приватного становится всё более закрытой для посторонних глаз. Разница кулинарных вкусов становится ещё одним аспектом, выражающим оппозицию «свой-чужой» в контексте процесса формирования национального самосознания парижских буржуа. В период гражданской войны во Франции, в качестве основного инструмента приспособления к изменяющейся в зависимости от гегемонии той или иной партии политической среде, парижские буржуа использовали свой внешний вид, в частности цвет и форму одежды.
Нравственные идеалы парижской буржуазии изменились подобно восприятию христианской религии в целом. В условиях патовой ситуации несоответствия предписанных канонов поведения в среде парижских буржуа возникает потребность обоснования повседневных реалий с точки зрения божественного одобрения. Стремление личного осознания христианских догм, без посредников в лице приходского исповедника приводит к потребности появления Священного писания на национальном языке. Невозможность соответствовать христианским идеалам в кризисной среде середины XIV – конца XV веков приводит к наполнению противопоставления частной и публичной жизни религиозным смыслом. Теперь вера становится частью личностных переживаний, а сфера христианской ритуалистики становится частью публичных религиозных практик.
1. A Source Book for Medieval Economic History / Ed. by Roy C. Carr and H. H. Coulson. –
N.Y.: Biblo and Tannen, 1965. – 467 c.
2. Documents du Minutier central des notaires de Paris. Art et architecture avant / par E.
Hamon – 1515, Paris, Archives nationales, 2008. – 783 c.
3. Froissart J. The Chronides by sir J. Froissart of England, France, Spain and the adjoining
countries. Book. I / Ed. T. Johnes. – London: Sagwan Press, 2018 – 442 c.
4. The chronicle of Jean de Venette / Trans. by Jean B. – N.Y.: Columbia University Press,
1953 – 335 с.
5. The Chronicles Of Enguerrand De Monstrelet / Trans.by. T. Johnes. – N.Y.: Nabu Press,
2010. – 574 с.
6. The Good Wife's Guide: Le Ménagies de Paris A Medieval Household Book / Trans.by
Gina L. Greco, Christine M. Rose. – N.Y., Ithaca: Cornell UP, 2009. – 384 с.
7. Дневник Парижского горожанина [Электронный ресурс] // Восточная литература. –
URL: vostlit.info/Texts/rus17/Pariz_gorozanin/index.phtml?id=9470 (дата обращения:
30.05.20).
8. Регистры ремесел и торговли города Парижа. Пер. Л.И. Киселевой [Электронный
ресурс] // Восточная литература – М., 1957. – Вып. X. – URL:
http://vostlit.info/Texts/Dokumenty/France/XIII/Registry/text1.htm (дата обращения:
03.06.20).
Литература
9. Dales R.C. A medieval view of human dignity // J. of the history of ideas – №7. – 1977. –
Vol. 88. – №4. – С. 557–572.
10. Davis N.Z. Society and Culture in Early Modern France. Eight Essays / N.Z. Davis. –
Stanford, Calif, 1975. – 350 с.
11. Gordon B. The Place of the Dead: Death and Remembrance in Late Medieval and Early
Modern Europe / В. Gordon. – Cambridge: Cambridge University Press, 2008. – 338 с.
12. Husiman G.M. La juridiction de la municipalité parisienne. Appendice : Essai de
reconstitution d’un répertoire de jurisprudence municipale (XIV et XVe siècles) / G.M.
Husiman – Paris, 2008. – 219 c.
13. Leff G. The dissolution of the medieval outlook: In essay on intellectual and spiritual
change in the 14–th century / G. Leff. – New York: Harper torchbooks, 1976. – 154 с.
53
14. William A.R. A People's History of Modern Europe / A.R. William. – London: Pluto Press,
2016. – 256 с.
15. Акимова Е.Ю. Жан Фруассар и его «Хроника» как источник по изучению парижских
волнений 1382 года // Средневековый город: межвуз. науч. сб. – 2006. – Вып. 17. – С.
234–246...58