Аннотация
Введение 5
1. Теоретические аспекты изучения дистанционных образовательных технологий 11
1.1 Генезис системы дистанционного обучения 11
1.2 Соотношение понятий «дистанционное образование» и «дистанционное
обучение». 18
1.3 Внедрение электронного обучения в систему российского образования 24
2 Инженерное образование и современные дистанционные технологии обучения 29
2.1 Особенности инженерного образования в России 29
2.2 Принципы дистанционного обучения в инженерной подготовке 39
2.3 Дистанционные технологии в инженерном образовании: мнение 45
преподавателей ТПУ
Заключение 54
Список литературы 55
Приложение А Программа исследования 59
Приложение Б Бланк интервью 61
Приложение В Список информантов 62
Приложение Г Интервью 63
Процессы глобализации в современном мире, динамичное развитие информационнокоммуникационных технологий повлекли за собой изменения, происходящие почти во всех сферах деятельности общества, и сфера образования не стала исключением. Сосредоточение крупных научно-исследовательских и технических центров в развитых городах, усиление миграционных процессов, рост экономического и социального взаимодействия между людьми, привели к возникновению новых потребностей к образованию в обществе, в частности, созданию системы дистанционного обучения.
Развитие науки и инноваций приводит к усложнению образовательной системы и увеличению объема знаний, в современной системе образования появляются следующие задачи: повышение качества и обеспечение доступности образования; создание выгодных экономических условий, условий для академической мобильности, интеграция в мировое научно-образовательное пространство; обеспечение открытого доступа к информации и возможности повышения квалификации. Таким образом, в связи с развитием общества (появление новых знаний и инноваций - появление новых рабочих мест) увеличивается спрос на образование. Решением проблемы доступности и сохранения качества образования становится процесс постепенной информатизации. Информатизация образования - комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств и технологий. Изобретение новых технических средств, приводит к прогрессу в информационном обмене, и, в результате, развитие компьютерных технологий дает возможность для появления новой информационно-образовательной среды: в образовательный процесс внедряются
дистанционные технологии обучения.
Дистанционное обучение определяется как процесс взаимодействия учителя и учащихся между собой, осуществляемый на расстоянии, и отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, средства обучения), реализуемые специфическими интерактивными средствами, в частности, средствами интернет - технологий. Доступность дистанционного метода обучения является эффективным способом решения проблемы получения качественного образования для значительной части населения. Возможность сочетать обучение с трудовой деятельностью, получать образование в ведущих ВУЗах на расстоянии, объясняет растущий спрос на применение различных современных интернет - технологий, компьютерных и технических средств в образовательных процессах. Таким образом, внедрение методов дистанционного обучения в систему образования является актуальным и перспективным направлением развития образовательных систем различных стран, особенно стран с обширной территорией.
Система образования имеет огромное значения для развития социального и экономического сектора страны, поэтому любые государственные программы по трансформации образования направлены на развитие человеческих ресурсов и подготовку высококвалифицированных специалистов, которые смогут обеспечить благополучное развитие страны, а также экономический рост. Поскольку инженерная деятельность имеет непосредственно отношение к экономике страны, в особенности, к промышленному сектору, то, изучение системы инженерного образования имеет огромное значение.
Актуальность изучения вопросов инженерного образования объясняется тем, что инженерная деятельность страны является одним из важных показателей, который оказывает влияние на благосостояние населения и статус государства на мировой арене, как в экономическом, так и в политическом ключе. Качественный процесс подготовки инженерных кадров положительно отражается на их конкурентоспособности. Так, в 2007 году, заместитель председателя правительства РФ, С. Б. Иванов, в своем выступлении в МГТУ им. Н. Э. Баумана отметил важность качественной подготовки современного инженера: «Сколько бы у нас ни было талантливых экономистов, менеджеров и юристов, без подготовки следующего поколения инженеров, способных создавать новые технологии нам не избежать негативных сценариев развития Российской Федерации, которая превращается в территорию сплошной отверточной сборки..., когда на смену сырьевой зависимости придет полная технологическая зависимость» [25]. В современном мире инноваций и технологий, фундаментальная подготовка инженеров и развитие научно-технических инженерных исследований приобретает неотъемлемое значение. Совершенствование системы подготовки должно соответствовать изменившимся социально-экономическим условиям и требованиям. Направленность образовательных стандартов на формирование у студентов основных знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций, которые дадут возможность будущему инженеру развить свои творческие способности [26. С. 192-197], заключается в формировании у студентов профессионального мышления и способности к интеграции знаний на различных функциональных уровнях. Для формирования требуемых компетенций необходимо создание современных обучающих программ и специализированных модулей, которое невозможно без использования современных образовательных технологий. Именно по этой причине, изучение возможности применения дистанционного обучения при подготовке современного инженера имеет значение, поскольку создание инновационных образовательных порталов является технологией процесса оптимизации образовательного процесса.
Состояние системы инженерного образования обсуждалось в рамках Первого Всемирного доклада ЮНЕСКО по инженерным наукам в 2010 году [24]. Доклад основывается на результатах исследований более чем 120 международных экспертов из разных стран мира. Главный вывод данного доклада заключается в том, что дефицит инженеров по всему миру представляет угрозу для развития общества. Кроме того, в докладе делается акцент на снижении престижа профессии инженера среди молодых людей, и, как следствие, наблюдается уменьшение количества абитуриентов, выбирающих технические факультеты. Тенденцию к падению престижа инженерной специальности объясняют тем, что студенты воспринимают профессию инженера как сложную, кропотливую работу с низким уровнем заработной платы. Также, в докладе ЮНЕСКО обращают внимание на проблемы качества инженерного образования. Основные выводы доклада заключаются в том, что система инженерного обучения нуждается в модернизации, в частности, в усилении практического блока подготовки специалистов, для этого необходимо использовать систему проблемного обучения, внедрять современные образовательные технологии. Таким образом, можно говорить о том, что проблемы в области инженерного образования интересуют мировое сообщество: проблема нехватки высококвалифицированных инженеров
присутствует в различных регионах мира.
Исходя из выводов вышеупомянутого доклада ЮНЕСКО, а также основных целей и задач Общероссийской общественной организации «Ассоциация инженерного образования России», основные проблемы инженерного образования связаны с снижением уровня престижа профессии и сокращением количества студентов инженерной направленности, недостаточным финансированием институтов. Отсутствие достаточной интеграции практической направленности инженерной подготовки с реальными потребностями экономики страны, в частности, региональными ресурсами промышленности, а также недостаточная интеграция образовательного процесса с научно-исследовательской деятельностью, отрицательно сказывается на развитии инноваций, практической подготовке специалиста и удовлетворенности профессией у современных инженеров.
Следует отметить, что в Х1Х-ХХ вв. инженерное образование в России считалось одним из лучших в мире, но с развитием и изменением общества ситуация изменилась. В настоящее время, качество подготовки инженерных кадров не устраивает многих работодателей и не соответствует государственным запросам, во многом это связано с попыткой модернизации системы образования в 1990-ые гг. Так, согласно результатам исследования, проведенного Институтом развития образования НИУ «Высшая школа экономики» в 2009-2011гг, российская система подготовки инженеров все еще готовит специалистов для индустриальной, а не для инновационной экономики. Наличие проблем в
системе инженерного образования демонстрируют результаты исследования, организованного «Ассоциацией инженерного образования России» в 2012г., согласно которому, более половины экспертов в области высшего технического образования, характеризуют состояние инженерной образовательной отрасли как критическое (28%) или находящееся в глубоком системном кризисе (30%) [29. C. 302-306]. Также, показательным является результат опроса работодателей в 2014 г., который показал, что качество
подготовки выпускников технических вузов оценивается в 3,7 балла по 5- балльной шкале, а примерно 40% нуждаются в переподготовке [31. С. 11]. Нельзя не отметить, что не все исследователи соглашаются с тем, что инженерное образования в России характеризуется низким качеством. Наоборот, согласно их мнению, технические ВУЗы нашей страны не уступают ведущим инженерным центрам мира [2. С. 3-8].
Таким образом, можно говорить о том, что в системе российского инженерного образования существует несоответствие между реальными потребностями общества и результатами образовательной системы.
Несмотря на то, что высшее техническое образование в нашей стране обладает необходимым потенциалом, который сформировался также благодаря сильной классической школой инженерной подготовки, в настоящее время, оно испытывает определённые трудности. Так, согласно «Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014гг.», основной целью является повышение качества кадрового потенциала специалистов инженерно-технического профиля и задачи по ее реализации, которые включают, в том числе, интеграцию деятельности в данном направлении образовательных учреждений, предприятий и организации реального сектора экономики. Необходимость переосмысления современного высшего инженерного образования диктуется различными аспектами, которые оказывают влияние на развитие социальной реальности. Так, появление новых информационно-коммуникационных технологий не могут не оказывать влияния на образовательный процесс. Актуальным становится вопрос, способствуют ли современные дистанционные технологии обучения в подготовке современного инженера?
Проблемная ситуация заключается в том, что, с одной стороны, применение дистанционных технологий в образовательном процессе позволяет сделать образование более доступным, а совмещение данной технологии с традиционным очным обучением позволит перераспределить количество аудиторных занятий в пользу дисциплин, нуждающихся в большем количестве практических занятий, то есть, как инновационная технология, дистанционное обучение способствует усовершенствованию системы образования. Но, с другой стороны, область применения дистанционной технологии обучения ограничена. Так, например, использование технологии дистанционного обучения при подготовке инженера ограничивается необходимостью очных лабораторных и практических занятий, что невозможно организовать дистанционно, также, этот фактор ограничивает возможность получения качественного основного инженерного образования.
Проблема: каковы возможности и ограничения применения дистанционных
образовательных технологий при подготовке современного инженера.
Объект: в теоретическом аспекте - дистанционное образование инженеров; в эмпирическом аспекте - преподаватели ТПУ.
Предмет: в теоретическом аспекте - специфика дистанционного обучения в инженерном образовании; в эмпирическом аспекте - мнение преподавателей о возможностях и ограничениях применения ДОТ в инженерном образовании.
Цель: выявить основные возможности и ограничения применения дистанционных образовательных технологий в подготовке современного инженера
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения дистанционных образовательных технологий (ДОТ), а также основные принципы
2. Определить значение инженерного образования в нашей стране, по мнению преподавателей
3. Изучить мнения преподавателей относительно уровня инженерного образования в настоящее время
4. Определить отношение преподавателей к возможности получения базового инженерного образования (бакалавр, магистр) на дистанционной форме обучения
5. Проанализировать основные возможности и ограничения применения ДОТ в инженерном образовании выделяемые преподавателями - инженерами.
Гипотеза: Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс
подготовки современного инженера будет способствовать улучшению качества подготовки в том случае, если дистанционное обучение будет применяться в рамках дополнительного образования: курсы повышения квалификации, обучение специалистов с уже имеющимся опытом практической работы или со средним специальным образованием.
Теоретико-методологические основания работы: исследования, раскрывающие основные проблемы и принципы дистанционного обучения в работах как отечественных авторов (А.А. Андреев, Д. З. Ахметова, Е.С. Полат, А.В. Густырь, В.А. Трайнев), так и зарубежных (G.R. Garrison, В. Holmberg, S. Nipper, H.F. Bergmann), а также методические основы применения информационных компьютерных технологий в инженерном образовании (Б. С. Гершунский, Р. Симоньяц). Эмпирическое исследование, проведенное в рамках данной работы, было построено на принципах феноменологической социологии.
Новизна: в работе рассмотрены основные принципы функционирования структур дистанционного обучения в инженерном образовании; дана характеристика необходимости модернизации подготовки современного инженера, по мнению преподавателей ТПУ. Оценка опыта использования дистанционных технологий в инженерном образовании в ТПУ г. Томска имеет смысл, поскольку ТПУ один из первых ВУЗов России, кто стал внедрять новые концепции ДО в подготовку инженеров.
Практическая значимость работы состоит в том, что представленная информация может быть полезна для дальнейшего изучения вопроса, касающегося возможности применения дистанционных образовательных технологий при подготовке современного инженера. Результаты данного исследования, в частности, анализ мнения преподавателей ТПУ может быть использован при разработке путей преодоления имеющихся ограничений и дальнейшего достижения поставленных задач.
Метод исследования: полуформализованное интервью. Выбор метода обусловлен тем, что он позволит получить более полную информацию об изучаемом явлении, так как в рамках исследования необходимо выявить мотивы, смыслы, представления респондентов, касающиеся применения ДОТ при подготовке современного инженера.
Структура данной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит их двух глав, первая из которых посвящена рассмотрению теоретических аспектов изучения дистанционных образовательных технологий. В данной главе рассматривается генезис системы дистанционного обучения, а также, соотношение ключевых понятий и процесс внедрения ДОТ в процесс обучения. Во второй главе «Инженерное образование и современные дистанционные технологии обучения» рассматриваются особенности инженерного образования в России, основные принципы дистанционного обучения инженеров, а также описываются результаты эмпирического исследования: анализируется мнение преподавателей ТПУ относительно основных аспектов применения дистанционных технологий в инженерном образовании.
Система образования имеет огромное значения для развития социального и экономического сектора страны, поэтому любые государственные программы по трансформации образования направлены на развитие человеческих ресурсов и подготовку высококвалифицированных специалистов, которые смогут обеспечить благополучное развитие страны, а также экономический рост. Поскольку инженерная деятельность имеет непосредственно отношение к экономике страны, в особенности, к промышленному сектору, то, изучение системы инженерного образования имеет огромное значение
В системе российского инженерного образования существует несоответствие между реальными потребностями общества и результатами образовательной системы. Применение дистанционных технологий в образовательном процессе позволяет сделать образование более доступным, а совмещение данной технологии с традиционным очным обучением позволит перераспределить количество аудиторных занятий в пользу дисциплин, нуждающихся в большем количестве практических занятий, то есть, как инновационная технология, дистанционное обучение способствует усовершенствованию системы образования. Использование ДОТ необходимо для формирования профессиональных компетенций в процессе подготовки современного инженера, но необходимо правильно организовать процесс дистанционного обучения. Во-первых, обучать на дистанционной форме «производственников», то есть, тех, кто имеет опыт работы в данной сфере или среднее специальное образование, для повышения квалификации. Во-вторых, совместить очное обучение с дистанционным и грамотно организовать процесс обучения: часть теоретической информации в дистанционные модули, тем самым увеличить время на практические работы в лабораториях. В-третьих, на настоящий момент, в России недостаточно развиты «виртуальные лаборатории», чтобы можно было полностью перевести получение качественного базового инженерного образования в плоскость дистанционного обучения.
Таким образом, поставленная цель была достигнута, и были выполнены соответствующие задачи. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. По мнению преподавателей, действительно, внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс подготовки современного инженера будет способствовать улучшению качества подготовки только в том случае, если дистанционное обучение будет применяться в рамках дополнительного образования: курсы повышения квалификации, обучение специалистов с уже имеющимся опытом практической работы или со средним специальным образованием.
1. Абдулаев М. И. Правоведение: Учебник для вузов - М.: Финансовый контроль, 2004. - 561 с. - С. 490.
2. Александров А. А. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения / А. А. Александров, И.Б. Федоров, В. Е. Медведев // Высшее образование в России. - 2013. - №. 12. - С. 3-8.
3. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» //Дистанционное образование. - 1997. - Т. 4. - С. 16-19.
4. Андреев А.А. Основы открытого образования /А.А. Андреев, С.Л. Каплан, Г.А. Краснова и др.// М.: НИИЦ РАО, 2002.-264с.
5. Ахметова Д.З. Дистанционное обучение: от идеи до реализации: монография / Д.З. Ахметова.— Казань: Познание, 2009 .— 176 с. — С. 56-63.
6. Ащепков В. Г. Адаптационные проблемы высшей школы России //Подготовка специалистов в области образования: опыт педагогических вузов России. Вып. VIII-СПб: Изд-во РГПУ им. АГ Герцена. - 1999.
7. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2000. - 304 с. - С. 150 - 159.
8. Борисова Н.В. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения / Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Вып. 1. // Жуковский: МИМ ЛИНК, 2014. - С. 101-113
9. Возможности и ограничения электронного образования в России: Курсовая работа: рук. Иванова В.С., исполн.:Шпанова М.С. - Томск, 2015. - 71с.
10. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: информационно-методическое издание / Пер. с анг. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 17 с.
11. Гершунский Б. П. Компьютеризация в сфере образования и педагогической науки // Программированное обучение. - 1986. - №. 23. - С. 13-24.
12. Головко И. А. Ретроспективный анализ развития экзаменационной системы оценивания технических и коммерческих дисциплин в Англии // Национальная Ассоциация Ученых. - 2015. - №. 4-3. - С. 82-86.
13. Густырь А.В. Концептуально-методологические основания развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Густырь. - М., 2001. - 26 с.
14. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании»
[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=137707 (дата
обращения: 19.02.2017).
15. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие для студентов вузов - М.: Академия, 2005.-336 с....46