Введение 3
Глава 1. Специфика жанра анонса на интернет-портале «Томский обзор» 6
1.1. Анонс как жанр современной журналистики 6
1.2. «Томский обзор»: «медленное медиа» о городе Томске 20
Глава 2. Анализ публикаций на интернет-портале «Томский обзор»... 28
2.1. «В Томске стартовал чемпионат по чтению вслух среди
старшеклассников» 28
2.2. «Томичей приглашают поучаствовать в чемпионате по
чтению вслух» 29
2.3. «Томичи могут сдать макулатуру и помочь бездомным
животным» 37
2.4. «Томичей приглашают попробовать строганину, пострелять
из арбалета и прокатиться на снегоходах» 41
2.5. «Томичей приглашают на кинопоказ и обсуждение фильма
«Восемь с половиной» Федерико Феллини» 44
2.6. «Томский областной краеведческий музей запускает курсы
по актуальным вопросам грантовой деятельности» 47
2.7. «Томичей приглашают присоединиться на «Аэлитный Quiz-
Art» 50
Заключение 53
Список литературы 55
В эпоху развития интернета на многих интернет-ресурсах используются многие элементы системы жанров, которая сложилась в печатной прессе на протяжении нескольких веков. Наряду с лонгридами, подкастами, мультимедийными проектами по-прежнему на сайтах размещаются новости (или информационные заметки), интервью, обзоры, репортажи, эссе - что свидетельствует о «живучести» этих исторически сложившихся форм предоставления информации.
Одним из таких востребованных «старых» жанров является анонс: материалы, написанные в этом жанре, во множестве представлены в интернет-СМИ разных типов, причем функция их осталась все той же - сообщить о предстоящем мероприятии.
В настоящей работе предпринята попытка выяснить, появились ли новые возможности у жанра анонса в новой интернет-среде, или его форма является наиболее оптимальной и для современных реалий, в которых работает журналист-практик.
Актуальность: необходимость изучения анонса в практических реалиях работы журналиста на примере публикаций на городском интернет-портале «Томский Обзор», которые раскрыли бы особенности работы в этом жанре и его изменения, если таковые имеются. Что, несомненно, важно для того, чтобы понять, какие изменения происходят в работе журналиста на интернет - порталах.
Цель выпускной квалификационной работы: представить цикл публикаций в жанре анонса на томском городском интернет-портале «Томский обзор».
Задачи:
1) Выяснить жанровые характеристики анонса;
2) Проанализировать структуру и жанрово-тематические особенности томского городского интернет-портала «Томский обзор»;
3) Представить собственные материалы, написанные в жанре анонса и опубликованные на «Томском обзоре» в 2020 году;
4) Дать комментарий к анонсам, раскрывающий особенности работы журналиста в этом жанре.
Объект исследования: жанровая система современных интернет- порталов.
Предмет: особенности жанра анонса в интернет-пространстве.
Методы исследования: типологический, метод жанрового анализа.
Материал исследования: семь анонсов, опубликованных в интернет- издании «Томский обзор» за период февраль-май 2020 года.
Обзор литературы. При проведении исследования мы опирались на разработки теоретика журналистики А.А. Тертычного «Жанры периодической печати» (М., 2002), поскольку в его работе даны основные характеристики анонса как жанра журналистики. В работах М.А. Ковальчуковой анонс исследуется как речевой жанр на материале интернет- дискурса, что также помогло выявить особенности изучаемого жанра. Книга «Редакционный стандарт ТАСС» (автор-составитель А.В. Лебедев; М., 2019) позволила определить требования, которые предъявляются к жанру анонса на крупном новостном интернет-ресурсе.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении формулируется проблема исследования, определяется цель и задачи исследования, объект и предмет, методы исследования, представлен материал исследования, дан краткий обзор основных источников литературы, описана структура выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Специфика жанра анонса на интернет-портале «Томский обзор», которая носит теоретический характер, исследуются основные характеристики жанра анонса, выявляется его жанровая специфика, рассматриваются требования, которые предъявляются к жанру в
интернет-изданиях (на примере редакционного стандарта ТАСС). Также дается общая характеристика томскому городскому порталу «Томский обзор», описывается его структура, жанрово-тематические особенности.
Во второй главе «Анализ публикаций на интернет-портале «Томский обзор» представлены семь публикации автора в жанре анонса, дан комментарий о работе над материалами.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
На основании исследования мы выяснили особенности жанра анонса в интернет-пространстве. Они заключаются в том, что анонс - это прежде всего информационное сообщение о запланированное событии. Оно бывает двух видов:
- Стандартное сообщение: в нем кратко изложено суть события.
- Развернутый материал, содержащий информацию об участниках мероприятия, предысторию события, справочно-статистическую информацию.
В анонсе также должен присутствовать информативный заголовок и четкий лид, из которых понятна важность информации предоставляемой аудитории. Обязательной особенностью является то, что жанр должен быть содержать новую информацию. Данный жанр в журналистике используется, чтобы рассказать о событии, которое запланировано и точно пройдет.
На основе анализа структуры и жанрово-тематических особенностей интернет-портала «Томский обзор» можно сделать вывод, что это издание смешанного типа. Оно использует такие методы наполнения сайта, как самостоятельным контентом, так и информацией других СМИ. Спектр наполнения интернет-портала полон различных жанров, в который входит и анонс. Он является одним из основных составляющих интернет-портала.
Из анализа работы журналиста в жанре анонса было проанализировано семь материалов, подготовленных в сотрудничестве с редакцией «Томского обзора» и опубликованных на портале. В ходе исследования были выяснены особенности создания анонса. Стоит отметить, что опыт прежних лет является также актуальным и для современных реалий. Есть и отличия: проявляется это в новых методах взятия интервью, которое происходит удаленно, через интернет. Несмотря на удобство данного метода, в нем присутствуют и минусы - это невозможность распознать, какие эмоции испытывает сейчас человек и рассказать об этом становится невозможным.
В практической части также представлена следующая информация: при каких был получен замысел материала, особенности работы над текстом, приводился первоначальный вариант материала, говорилось о правках, которые были внесены в материал, подводился итог работы и устанавливался факт публикации анонса на портале.
1. А.А. Тертычного «Жанры периодической печати». - (М., 2002).
2. «Редакционный стандарт ТАСС» (автор-составитель А.В. Лебедев; М., 2019) позволила определить требования, которые предъявляются к жанру анонса на крупном новостном интернет-ресурсе.
3. Антонов В.И. Информационные жанры журналистики. - Саратов, 1994.-258 с.
4. Антропов С.В. В Интернете текст должен стать новостью [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.webkontent.ru/index/dictionary.
5. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: автореф. дис. канд. филол. наук. Челябинск, 2005. - 23 с.
6. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 237-280.
7. Бертякова А.Н. Заголовок в процессе восприятия содержания текстов СМИ (на примере заголовков телевизионных передач) // Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения: матер. 56-го международного форума (13-14 апреля 2017 г.) - № 2 в 2 т. - Т. 2 - Санкт-Петербург, 2017. - С. 175-176.
8. Богданов В. В. Текст и текстовое общение. СПб: СПбГУ, 1993.- 67 с.
9. Бойкова Н.Г. Публицистический стиль: учеб. пособие для студентов фак. журналистики / Н. Г. Бойкова, А. Н. Беззубов, В; И. Коньков. СПб.: Лаб: оператив. печати фак. журналистики СПбГУ, 2000.
10. Валгина H C. Теория текста: учеб; пособие. M.: Мир книги, 1998.- 210 с.
11. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: гос. ун-т. Саратов, 1997.
12. Водолагин А. Л. Интернет-СМИ как арена политической борьбы // Общественные науки и современность. 2002. № 1. С. 49-67.
13. Володина М.Н. Язык СМИ — основное средство воздействия на массовое сознание [Электронный ресурс] 2007. Режим доступа:
http:// genhis .philol.msu.ru/article262. shtml.
14. Воротникова Ю.С. Когнитивные основы построения сетевого новостного дискурса // Текст — Дискурс - Диалог культур: сб. науч. ст. / С.-Петерб. гос. ун-т экономики финансов. СПб: Изд-во СПбГУ ЭФ, 2005. - 198 с.
15. Воротникова Ю.С. Реализация новостного дискурса в электронных англоязычных СМИ [Эле'ктронный ресурс]: автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 2005. - 19 с. — Режим доступа: http://www.textology.ru/public/uzus.html....32