Диагностика и развитие эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения развития эмпатии у подростков,
находящихся в условиях материнской депривации 9
1.1 Понятие эмпатии в психологии 9
1.2 Особенности эмпатии подростков, находящихся в условиях
материнской депривации 17
1.3 Возможности развития эмпатии в подростковом возрасте 24
2 Экспериментальное изучение развития эмпатии у подростков,
находящихся в условиях материнской депривации 30
2.1 Организация и методы исследования Анализ полученных
результатов 30
2.2 Программа развития эмпатии у подростков, находящихся в
условиях материнской депривации 37
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 40
Заключение 45
Список использованных источников 49
Приложение А Содержание программы, направленной на развитие эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации 54
1 Теоретические аспекты изучения развития эмпатии у подростков,
находящихся в условиях материнской депривации 9
1.1 Понятие эмпатии в психологии 9
1.2 Особенности эмпатии подростков, находящихся в условиях
материнской депривации 17
1.3 Возможности развития эмпатии в подростковом возрасте 24
2 Экспериментальное изучение развития эмпатии у подростков,
находящихся в условиях материнской депривации 30
2.1 Организация и методы исследования Анализ полученных
результатов 30
2.2 Программа развития эмпатии у подростков, находящихся в
условиях материнской депривации 37
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 40
Заключение 45
Список использованных источников 49
Приложение А Содержание программы, направленной на развитие эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации 54
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с тем, что эмпатия выступает важнейшей социальной эмоцией, которая способствует процессу социализации личности, становлению ее отношений с другими людьми. Эмпатия проявляется в стремлении понять другого человека, вчувствоваться в его переживания, оказать помощь и поддержку.
Развитие эмпатии особенно важно в период отрочества, когда у подростков интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми. Подростковый возраст заинтересованно изучается исследователями на протяжении десятков лет. В этот период происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подросток стремится понимать другого человека, выстраивает дружеские отношения. Эмпатия является одним из необходимых условий построения межличностных отношений в подростковом периоде.
При этом особую актуальность эта проблема приобретает в связи с постоянным ростом числа неполных семей, где развитие подростка протекает в особых средовых условиях, вызванных материнской депривацией. Отсутствие участия матери в жизни и воспитании оказывает серьезное влияние на личностное становление личности подростка, на усвоение культурных ценностей, развитие чувства ответственности, способность к эмпатии и т.п. Именно участие матери в заботе о подростке, ее эмоциональная включенность в процесс его развития приводит к более гармоничному развитию эмоциональной сферы.
Цель исследования: изучение эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации, и возможности ее развития.
Объектом исследования является эмпатия как психологический феномен.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что повышению уровня эмпатии подростков, находящихся в условиях материнской депривации, будет способствовать специально разработанная программа.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования; рассмотреть понятие и основные характеристики эмпатии; охарактеризовать психологические особенности подростков, находящихся в условиях материнской депривации; описать особенности эмпатии подростков, находящихся в условиях материнской депривации.
2. Подобрать диагностический инструментарий для исследования эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Исходя из результатов диагностики, разработать программу развития эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации.
В работе использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование («Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна; «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова);
3) методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Теоретическими и методологическими основаниями выпускной квалификационной работы послужили исследования в области психологии эмпатии В. И. Долговой, И. М. Юсупова, а также работы Е.Ю. Абрамовой, Т.В. Власовой, изучающих проявления эмпатии в подростковом возрасте.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска Красноярского края.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап (ноябрь 2017 г. - февраль 2018 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (март - апрель 2018 г.) - проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Третий этап (май - июнь 2018 г.) - разработка и апробация программы, направленной на развитие эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации; количественный и качественный анализ результатов; проведение контрольного эксперимента; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации; определен диагностический инструментарий, направленный на изучение эмпатии в подростковом возрасте; выделены особенности эмпатии, свойственные подросткам, находящимся в условиях материнской депривации; разработана программа развития эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Лесосибирск, 30-31 марта 2018 г.); VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием «От учебного задания - к научному поиску. От реферата - к открытию» (г. Абакан, 12 апреля 2018 г.); Научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 16-20 апреля 2018 г.); XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов,
магистрантов, аспирантов «Новые голоса в науке: идеи и проекты - 2018» (г. Екатеринбург, 22-23 мая 2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (45 наименований). Результаты исследования представлены в 4 таблицах и 4 рисунках. Объем работы составляет 53 страницы.
Развитие эмпатии особенно важно в период отрочества, когда у подростков интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми. Подростковый возраст заинтересованно изучается исследователями на протяжении десятков лет. В этот период происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подросток стремится понимать другого человека, выстраивает дружеские отношения. Эмпатия является одним из необходимых условий построения межличностных отношений в подростковом периоде.
При этом особую актуальность эта проблема приобретает в связи с постоянным ростом числа неполных семей, где развитие подростка протекает в особых средовых условиях, вызванных материнской депривацией. Отсутствие участия матери в жизни и воспитании оказывает серьезное влияние на личностное становление личности подростка, на усвоение культурных ценностей, развитие чувства ответственности, способность к эмпатии и т.п. Именно участие матери в заботе о подростке, ее эмоциональная включенность в процесс его развития приводит к более гармоничному развитию эмоциональной сферы.
Цель исследования: изучение эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации, и возможности ее развития.
Объектом исследования является эмпатия как психологический феномен.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что повышению уровня эмпатии подростков, находящихся в условиях материнской депривации, будет способствовать специально разработанная программа.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования; рассмотреть понятие и основные характеристики эмпатии; охарактеризовать психологические особенности подростков, находящихся в условиях материнской депривации; описать особенности эмпатии подростков, находящихся в условиях материнской депривации.
2. Подобрать диагностический инструментарий для исследования эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Исходя из результатов диагностики, разработать программу развития эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации.
В работе использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование («Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна; «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова);
3) методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Теоретическими и методологическими основаниями выпускной квалификационной работы послужили исследования в области психологии эмпатии В. И. Долговой, И. М. Юсупова, а также работы Е.Ю. Абрамовой, Т.В. Власовой, изучающих проявления эмпатии в подростковом возрасте.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска Красноярского края.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап (ноябрь 2017 г. - февраль 2018 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (март - апрель 2018 г.) - проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Третий этап (май - июнь 2018 г.) - разработка и апробация программы, направленной на развитие эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации; количественный и качественный анализ результатов; проведение контрольного эксперимента; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации; определен диагностический инструментарий, направленный на изучение эмпатии в подростковом возрасте; выделены особенности эмпатии, свойственные подросткам, находящимся в условиях материнской депривации; разработана программа развития эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Лесосибирск, 30-31 марта 2018 г.); VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием «От учебного задания - к научному поиску. От реферата - к открытию» (г. Абакан, 12 апреля 2018 г.); Научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 16-20 апреля 2018 г.); XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов,
магистрантов, аспирантов «Новые голоса в науке: идеи и проекты - 2018» (г. Екатеринбург, 22-23 мая 2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (45 наименований). Результаты исследования представлены в 4 таблицах и 4 рисунках. Объем работы составляет 53 страницы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о неослабевающем внимании исследователей к эмпатии как психологическому феномену и формированию эмпатической культуры как педагогической проблеме. Эмпатия - сложное психическое явление, имеющее социально-психологическое происхождение и многоуровневую структуру, с представленностью на сознательном и бессознательном уровнях психики. Эмпатия реализуется в форме процесса, свойства, состояния и означает способность проникать во внутренний мир другого человека, понимать его мысли, чувства, состояния, сопереживать им, а также реагировать в ответ на них. Эмпатия отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей, следовательно, успешной социализации взрослеющего подростка.
Депривация - лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Материнская депривация - это состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичной отсутствие у ребенка привязанности к взрослому человеку, подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся изменением доверия к внешнему миру. Материнская депривация ведет к повышению уровня агрессии, снижению уровня эмпатии, определяющей способность сочувствовать и сопереживать. Нарушение эмоционального контакта с матерью, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует психику подростка, оказывает отрицательное влияние на формирование его личности.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение уровня развития эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации. В качестве диагностического инструментария были
Анализируя результаты проведенного нами экспериментального исследования, мы выяснили, что очень высокий уровень развития эмпатии для подростков не характерен. Высокий уровень развития эмпатии выявлен у 10 % подростков по методике А. Меграбяна и Н. Эпштейна и у 5 % подростков по методике И.М. Юсупова. Высокий уровень сформированное™ эмпатической культуры у подростков проявляется в неподдельном интересе к сверстникам, общительности, умении быстро устанавливать контакты и находить общий язык с окружающими. Подростки стремятся понять мотивы поступков других людей. Стиль их эмоционального общения - альтруистический с яркой гуманистической направленностью. Они активно проявляют эмпатические качества в поведении и устойчиво положительное отношение к ним.
Средний уровень развития эмпатии выявлен у 35 % подростков по методике А. Меграбяна и Н. Эпштейна и у 50 % подростков по методике И.М. Юсупова. Средний уровень сформированное™ эмпатической культуры характеризуется стремлением учащихся к взаимному общению,внимательностью, желанием понять больше, чем сказано словами. В прогнозировании развития отношений между людьми подростки испытывают некоторые затруднения. Им присущ доброжелательный эмоциональный стиль общения при чётком и правильном понимании необходимости сопереживания и сочувствия к окружающим. Они имеют представление об основных нравственных нормах, но недостаточно устойчиво проявляют эмпатические качества в поведении.
Низкий уровень развития эмпатии выявлен у 45 % подростков по методике А. Меграбяна и Н. Эпштейна и у 35 % подростков по методике И.М. Юсупова. Низкий уровень сформированное™ эмпатической культуры присущ подросткам, которые испытывают затруднения в установлении контакта с окружающими. Они ценят людей больше за деловые качества, чем за чуткость и отзывчивость. Эмоциональные проявления в их поступках кажутся
непонятными и лишёнными смысла. Эмоциональный стиль общения - неустойчивый, нейтральный, часто эгоистический. Для них характерно неясное, расплывчатое понимание необходимости соблюдения нравственных норм в общении с людьми. В деятельности проявляется центрированность на себе.
Очень низкий уровень развития эмпатии выявлен у 10 % подростков по обеим методикам. Эти подростки в межличностных взаимоотношениях ощущают затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно ощущают себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, часто не находят взаимопонимания с окружающими.
Таким образом, опираясь на данные констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что в развитии эмпатии нуждаются 12 человек (60% выборки). Это количество подростков с низким и очень низким уровнем по обеим методикам. Эти подростки приняли участие в формирующем эксперименте. Была разработана и апробирована программа по развитию эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации. Основная цель: развитие эмпатических способностей у подростков,находящихся в условиях материнской депривации.
Для оценки результатов эффективности опытно-экспериментальной работы мы провели сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента, оценили эффективность разработанной нами программы. Сравнительный анализ результатов исследования показал, что в результате реализации программы по развитию эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации, уровень эмпатии значительно повысился. Подростки овладели навыками конструктивного общения; научились адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей; научились сопереживать и сочувствовать; обрели навыки рефлексии и самоанализа.
Итак, при сравнительном анализе первичной и итоговой диагностики по всем диагностическим параметрам, становится очевидным тот факт, что психолого-педагогическая работа, направленная на развитие эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации, дала положительные результаты.
Таким образом, гипотеза доказана, цель исследования достигнута, задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о неослабевающем внимании исследователей к эмпатии как психологическому феномену и формированию эмпатической культуры как педагогической проблеме. Эмпатия - сложное психическое явление, имеющее социально-психологическое происхождение и многоуровневую структуру, с представленностью на сознательном и бессознательном уровнях психики. Эмпатия реализуется в форме процесса, свойства, состояния и означает способность проникать во внутренний мир другого человека, понимать его мысли, чувства, состояния, сопереживать им, а также реагировать в ответ на них. Эмпатия отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей, следовательно, успешной социализации взрослеющего подростка.
Депривация - лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Материнская депривация - это состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичной отсутствие у ребенка привязанности к взрослому человеку, подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся изменением доверия к внешнему миру. Материнская депривация ведет к повышению уровня агрессии, снижению уровня эмпатии, определяющей способность сочувствовать и сопереживать. Нарушение эмоционального контакта с матерью, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует психику подростка, оказывает отрицательное влияние на формирование его личности.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение уровня развития эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации. В качестве диагностического инструментария были
Анализируя результаты проведенного нами экспериментального исследования, мы выяснили, что очень высокий уровень развития эмпатии для подростков не характерен. Высокий уровень развития эмпатии выявлен у 10 % подростков по методике А. Меграбяна и Н. Эпштейна и у 5 % подростков по методике И.М. Юсупова. Высокий уровень сформированное™ эмпатической культуры у подростков проявляется в неподдельном интересе к сверстникам, общительности, умении быстро устанавливать контакты и находить общий язык с окружающими. Подростки стремятся понять мотивы поступков других людей. Стиль их эмоционального общения - альтруистический с яркой гуманистической направленностью. Они активно проявляют эмпатические качества в поведении и устойчиво положительное отношение к ним.
Средний уровень развития эмпатии выявлен у 35 % подростков по методике А. Меграбяна и Н. Эпштейна и у 50 % подростков по методике И.М. Юсупова. Средний уровень сформированное™ эмпатической культуры характеризуется стремлением учащихся к взаимному общению,внимательностью, желанием понять больше, чем сказано словами. В прогнозировании развития отношений между людьми подростки испытывают некоторые затруднения. Им присущ доброжелательный эмоциональный стиль общения при чётком и правильном понимании необходимости сопереживания и сочувствия к окружающим. Они имеют представление об основных нравственных нормах, но недостаточно устойчиво проявляют эмпатические качества в поведении.
Низкий уровень развития эмпатии выявлен у 45 % подростков по методике А. Меграбяна и Н. Эпштейна и у 35 % подростков по методике И.М. Юсупова. Низкий уровень сформированное™ эмпатической культуры присущ подросткам, которые испытывают затруднения в установлении контакта с окружающими. Они ценят людей больше за деловые качества, чем за чуткость и отзывчивость. Эмоциональные проявления в их поступках кажутся
непонятными и лишёнными смысла. Эмоциональный стиль общения - неустойчивый, нейтральный, часто эгоистический. Для них характерно неясное, расплывчатое понимание необходимости соблюдения нравственных норм в общении с людьми. В деятельности проявляется центрированность на себе.
Очень низкий уровень развития эмпатии выявлен у 10 % подростков по обеим методикам. Эти подростки в межличностных взаимоотношениях ощущают затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно ощущают себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, часто не находят взаимопонимания с окружающими.
Таким образом, опираясь на данные констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что в развитии эмпатии нуждаются 12 человек (60% выборки). Это количество подростков с низким и очень низким уровнем по обеим методикам. Эти подростки приняли участие в формирующем эксперименте. Была разработана и апробирована программа по развитию эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации. Основная цель: развитие эмпатических способностей у подростков,находящихся в условиях материнской депривации.
Для оценки результатов эффективности опытно-экспериментальной работы мы провели сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента, оценили эффективность разработанной нами программы. Сравнительный анализ результатов исследования показал, что в результате реализации программы по развитию эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации, уровень эмпатии значительно повысился. Подростки овладели навыками конструктивного общения; научились адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей; научились сопереживать и сочувствовать; обрели навыки рефлексии и самоанализа.
Итак, при сравнительном анализе первичной и итоговой диагностики по всем диагностическим параметрам, становится очевидным тот факт, что психолого-педагогическая работа, направленная на развитие эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации, дала положительные результаты.
Таким образом, гипотеза доказана, цель исследования достигнута, задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕПРИВИРОВАННЫХ В СЕМЬЕ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2019



