Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения развития эмпатии у подростков,
находящихся в условиях материнской депривации 9
1.1 Понятие эмпатии в психологии 9
1.2 Особенности эмпатии подростков, находящихся в условиях
материнской депривации 17
1.3 Возможности развития эмпатии в подростковом возрасте 24
2 Экспериментальное изучение развития эмпатии у подростков,
находящихся в условиях материнской депривации 30
2.1 Организация и методы исследования Анализ полученных
результатов 30
2.2 Программа развития эмпатии у подростков, находящихся в
условиях материнской депривации 37
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 40
Заключение 45
Список использованных источников 49
Приложение А Содержание программы, направленной на развитие эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации 54
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с тем, что эмпатия выступает важнейшей социальной эмоцией, которая способствует процессу социализации личности, становлению ее отношений с другими людьми. Эмпатия проявляется в стремлении понять другого человека, вчувствоваться в его переживания, оказать помощь и поддержку.
Развитие эмпатии особенно важно в период отрочества, когда у подростков интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми. Подростковый возраст заинтересованно изучается исследователями на протяжении десятков лет. В этот период происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подросток стремится понимать другого человека, выстраивает дружеские отношения. Эмпатия является одним из необходимых условий построения межличностных отношений в подростковом периоде.
При этом особую актуальность эта проблема приобретает в связи с постоянным ростом числа неполных семей, где развитие подростка протекает в особых средовых условиях, вызванных материнской депривацией. Отсутствие участия матери в жизни и воспитании оказывает серьезное влияние на личностное становление личности подростка, на усвоение культурных ценностей, развитие чувства ответственности, способность к эмпатии и т.п. Именно участие матери в заботе о подростке, ее эмоциональная включенность в процесс его развития приводит к более гармоничному развитию эмоциональной сферы.
Цель исследования: изучение эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации, и возможности ее развития.
Объектом исследования является эмпатия как психологический феномен.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что повышению уровня эмпатии подростков, находящихся в условиях материнской депривации, будет способствовать специально разработанная программа.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования; рассмотреть понятие и основные характеристики эмпатии; охарактеризовать психологические особенности подростков, находящихся в условиях материнской депривации; описать особенности эмпатии подростков, находящихся в условиях материнской депривации.
2. Подобрать диагностический инструментарий для исследования эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Исходя из результатов диагностики, разработать программу развития эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации.
В работе использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование («Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна; «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова);
3) методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Теоретическими и методологическими основаниями выпускной квалификационной работы послужили исследования в области психологии эмпатии В. И. Долговой, И. М. Юсупова, а также работы Е.Ю. Абрамовой, Т.В. Власовой, изучающих проявления эмпатии в подростковом возрасте.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска Красноярского края.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап (ноябрь 2017 г. - февраль 2018 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (март - апрель 2018 г.) - проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Третий этап (май - июнь 2018 г.) - разработка и апробация программы, направленной на развитие эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации; количественный и качественный анализ результатов; проведение контрольного эксперимента; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации; определен диагностический инструментарий, направленный на изучение эмпатии в подростковом возрасте; выделены особенности эмпатии, свойственные подросткам, находящимся в условиях материнской депривации; разработана программа развития эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Лесосибирск, 30-31 марта 2018 г.); VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием «От учебного задания - к научному поиску. От реферата - к открытию» (г. Абакан, 12 апреля 2018 г.); Научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 16-20 апреля 2018 г.); XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов,
магистрантов, аспирантов «Новые голоса в науке: идеи и проекты - 2018» (г. Екатеринбург, 22-23 мая 2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (45 наименований). Результаты исследования представлены в 4 таблицах и 4 рисунках. Объем работы составляет 53 страницы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о неослабевающем внимании исследователей к эмпатии как психологическому феномену и формированию эмпатической культуры как педагогической проблеме. Эмпатия - сложное психическое явление, имеющее социально-психологическое происхождение и многоуровневую структуру, с представленностью на сознательном и бессознательном уровнях психики. Эмпатия реализуется в форме процесса, свойства, состояния и означает способность проникать во внутренний мир другого человека, понимать его мысли, чувства, состояния, сопереживать им, а также реагировать в ответ на них. Эмпатия отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей, следовательно, успешной социализации взрослеющего подростка.
Депривация - лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Материнская депривация - это состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичной отсутствие у ребенка привязанности к взрослому человеку, подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся изменением доверия к внешнему миру. Материнская депривация ведет к повышению уровня агрессии, снижению уровня эмпатии, определяющей способность сочувствовать и сопереживать. Нарушение эмоционального контакта с матерью, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует психику подростка, оказывает отрицательное влияние на формирование его личности.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение уровня развития эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации. В качестве диагностического инструментария были
Анализируя результаты проведенного нами экспериментального исследования, мы выяснили, что очень высокий уровень развития эмпатии для подростков не характерен. Высокий уровень развития эмпатии выявлен у 10 % подростков по методике А. Меграбяна и Н. Эпштейна и у 5 % подростков по методике И.М. Юсупова. Высокий уровень сформированное™ эмпатической культуры у подростков проявляется в неподдельном интересе к сверстникам, общительности, умении быстро устанавливать контакты и находить общий язык с окружающими. Подростки стремятся понять мотивы поступков других людей. Стиль их эмоционального общения - альтруистический с яркой гуманистической направленностью. Они активно проявляют эмпатические качества в поведении и устойчиво положительное отношение к ним.
Средний уровень развития эмпатии выявлен у 35 % подростков по методике А. Меграбяна и Н. Эпштейна и у 50 % подростков по методике И.М. Юсупова. Средний уровень сформированное™ эмпатической культуры характеризуется стремлением учащихся к взаимному общению,внимательностью, желанием понять больше, чем сказано словами. В прогнозировании развития отношений между людьми подростки испытывают некоторые затруднения. Им присущ доброжелательный эмоциональный стиль общения при чётком и правильном понимании необходимости сопереживания и сочувствия к окружающим. Они имеют представление об основных нравственных нормах, но недостаточно устойчиво проявляют эмпатические качества в поведении.
Низкий уровень развития эмпатии выявлен у 45 % подростков по методике А. Меграбяна и Н. Эпштейна и у 35 % подростков по методике И.М. Юсупова. Низкий уровень сформированное™ эмпатической культуры присущ подросткам, которые испытывают затруднения в установлении контакта с окружающими. Они ценят людей больше за деловые качества, чем за чуткость и отзывчивость. Эмоциональные проявления в их поступках кажутся
непонятными и лишёнными смысла. Эмоциональный стиль общения - неустойчивый, нейтральный, часто эгоистический. Для них характерно неясное, расплывчатое понимание необходимости соблюдения нравственных норм в общении с людьми. В деятельности проявляется центрированность на себе.
Очень низкий уровень развития эмпатии выявлен у 10 % подростков по обеим методикам. Эти подростки в межличностных взаимоотношениях ощущают затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно ощущают себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, часто не находят взаимопонимания с окружающими.
Таким образом, опираясь на данные констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что в развитии эмпатии нуждаются 12 человек (60% выборки). Это количество подростков с низким и очень низким уровнем по обеим методикам. Эти подростки приняли участие в формирующем эксперименте. Была разработана и апробирована программа по развитию эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации. Основная цель: развитие эмпатических способностей у подростков,находящихся в условиях материнской депривации.
Для оценки результатов эффективности опытно-экспериментальной работы мы провели сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента, оценили эффективность разработанной нами программы. Сравнительный анализ результатов исследования показал, что в результате реализации программы по развитию эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации, уровень эмпатии значительно повысился. Подростки овладели навыками конструктивного общения; научились адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей; научились сопереживать и сочувствовать; обрели навыки рефлексии и самоанализа.
Итак, при сравнительном анализе первичной и итоговой диагностики по всем диагностическим параметрам, становится очевидным тот факт, что психолого-педагогическая работа, направленная на развитие эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации, дала положительные результаты.
Таким образом, гипотеза доказана, цель исследования достигнута, задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.
1. Абрамова, Е. Ю. Особенности проявления эмпатии в подростковом возрасте / Е. Ю. Абрамова, А. П. Елисеева // Совет ректоров. - 2013. - № 5. - С.66-69.
2. Алексеенкова, Е. Е. Личность в условиях психической депривации / Е.Е. Алексеенкова. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 96 с.
3. Богомолов,А. М. Структурно-динамические свойства системы психологической защиты у детей подросткового возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Богомолов Андрей Михайлович. - Санкт- Петербург, 2005. - 25 с.
4. Бодалев, А. А. Психология общения. Избранные психологические труды / А. А. Бодалев. - Москва : Норма, 1996. - 255 с.
5. Боярко, Т. М. Тренинг эмпатических способностей [Электронный ресурс] / Т. М. Боярко. - Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/metodicheskava razrabotka trening empaticheskih sposobnostey-2357.htm.
6. Буданцова, А. А. Проблема формирования эмпатической культуры школьников в трудах отечественных педагогов / А. А. Буданцова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 8. - С. 202-208.
7. Буравцова, Н. В. Взаимосвязь структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности и эмпатии : автореф. дис... канд. психол. наук : 19.00.01 / Буравцова Наталия Владимировна. - Новосибирск, 2011. - 28 с.
8. Ванершот, Е. Эмпатия как совокупность микропроцессов / Е. Ванершот // К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века / под ред. Д. Брэзиера. - Москва : Когито-центр, 2015. - 315 с. - 52-77 с.
9. Вартанян, В. М. Эмпатия в структуре индивидуально-психотипологических особенностей личности [Электронный ресурс] : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Вартанян Виолетта Микаэловна. - Ставрополь, 2007. - 27 с. - Режим доступа: http: //www.dslib.net/obwai a-psixologia/i empatii a-v- strukture- individualno-psihotipologicheskih-osobennostei-lichnosti.html.
10. Власова, Т. В. Эмпатия: от психологии к феноменологии / Т. В. Власова. - Владивосток : Дальневосточный государственный медицинский университет, 2014. - 84 с.
11. Волчкова, Н. И. Особенности эмпатии у современных подростков
[Электронный ресурс] / Н. И. Волчкова // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 6. - Режим доступа:
http://psychology.snauka.ru/2012/06/705
12. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 147-157
13. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягин // Вопросы психологии. - 2013. - № 4. - С. 61-68.
14. Голикова, Ю. В. Психологические аспекты развития эмпатии у старшеклассников / Ю. В. Голикова // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической
конференции. - Уфа : Аэтерна, 2014. - С. 15-17.
15. Давлетбаева, Н. Д. Влияние материнской и отцовской депривации на психическое развитие ребенка [Электронный ресурс] / Н.Д. Давлетбаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 4056-4060. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/971138.htm.
16. Долгова, В. И. Феномен эмпатии в психологических исследованиях [Электронный ресурс] / В. И. Долгова, Е. В. Мельник // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 4. - С. 203-206. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/ 2015/95524.htm.
17. Долгова, В. И. Эмпатия и коммуникативная компетентность / В. И. Долгова, Е. В. Мельник. - Челябинск : АТОКСО, 2016. - 253 c.
18. Дорошенко,Т. В. Эмпатия как фактор мотивации в профессиональном становлении личности : автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.01 / Дорошенко Татьяна Владимировна. - Хабаровск, 2007. - 31с.
19. Золотарёва, О. С. Влияние материнской депривации на развитие Я-концепции детей подросткового возраста: автореф. дис... канд. психол. наук : 19.00.13 / Золотарёва Оксана Сергеевна. - Астрахань, 2007. - 27 с.
20. Карягина, Т. Д. Эволюция понятия эмпатии в психологии : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Татьяна Дмитриевна Карягина. - Москва, 2013. - 25 с.
21. Козина, А. В. Процесс эмпатии как эмоциональный фон педагогического общения / А. В. Козина // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь : СевКавГТУ, 2016. - С. 182-186.
22. Кокорева, Е. Г. Влияние различных видов депривации на развитие детского организма [Электронный ресурс] / Е. Е. Кокорева, Е. В. Елисеев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - №12¬2. - С.279-287. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vlivanie- razlichnvh-vidov-deprivatsii-na-razvitie-detskogo-organizma.
23. Кузьмина, В. П. Эмпатия в детско-родительских отношениях: теория и условия оптимизации в семье / В. П. Кузьмина. - Киров : Изд-во ВятЕЕУ, 2015. - 165 с.
24. Куровский, В. Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты [Электронный ресурс] / В. Н. Куровский, Е. Н. Пяткина // Вестник Таганрогского государственного педагогического университета. - 2010. - №10.
- Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/materinskava-deprivatsiva-i-ee- strukturnye-komponentv.
25. Кырова, М. А. Особенности эмпатии у современных подростков [Электронный ресурс] / М. А. Кырова, Е. А. Кувалдина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 32. - С. 36-40. - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/95544.htm.
26. Кырова, М. А. Развитие эмпатии у младших подростков средствами видеокейсов [Электронный ресурс] / М. А. Кырова, Е. А. Кувалдина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 142-144. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56497.htm.
27. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, 3. Матейчек. - Прага : Авиценум, 2010. - 231 с.
28. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2000. - 511 с.
29. Матыко, К. М. К вопросу о воспитании эмоциональной отзывчивости старших дошкольников / К. М. Матыко // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2016. - № 1. - С. 135-140.
30. Немов, Р. С. Психология. В 3-х книгах/ Р. С. Немов. - Москва : Владос, 2003.- Книга 1. Общие основы психологии. - 688 с.
31. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. - Киев : Лыбидь, 1990. - 192 с.
32. Поляков, Е. А. Развитие личности подростков в условиях социальной депривации и дизонтогенеза: автореф. дис... канд. психол. наук : 19.00.13 / Поляков Евгений Анатольевич. - Москва, 2009. - 28 с.
33. Пономарева, М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие : монография / М. А. Пономарева. - Минск : Бестпринт, 2016. - 146 с.
34. Прихожан, А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 400 с.
35. Пузыревский, В. Ю. Феномен эмпатии в контексте современной западной философии / В. Ю. Пузыревский // Сибирь. Философия. Альманах. - 2017. - № 6. - С. 103-118.
36. Роджерс, К. Эмпатия. Психология эмоций / К. Роджерс. - Москва : Просвещение, 1984. - 284 с.
37. Савченко, Д. Д. Социально-психологические особенности подростков, не имеющих опыта жизни в семье : автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / Савченко Дарья Дмитриевна. - Москва, 2016. - 29 с.
38. Солнцева, Л. И. Воспитание детей в условиях материнской депривации / Л. И. Солнцева. - Москва : Книга, 2007. - 335 с.
39. Чигаева, В. Ю. Исследование склонностей к девиантному поведению у подростков, оставшихся без попечения родителей и проживающих в детском доме (гендерный аспект) [Электронный ресурс] / В. Ю. Чигаева, К. В. Грабчук, Л. М. Булдыгина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - Режим доступа: http://srience-education.ru/m/article/view?id=21665.
40. Шабалина, С. А. Влияние материнской депривации на жизнедеятельность детей [Электронный ресурс] / С. А. Шабалина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 4. - С. 239-245. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-materinskoy-deprivatsii- na-zhiznedeyatelno st-detey.
41. Шабалина, С. А. Педагогические условия минимизации последствий материнской депривации у подростков с девиантным поведением : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Шабалина Светлана Анатольевна. - Нижний Новгород, 2017. - 29 с.
42. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - Москва : Академия, 2015. - 384 с.
43. Юсупов, И. М. Диагностика и тренинг эмпатических тенденций / И. М. Юсупов. - Казань : КГПИ, 1992. - 30 с.
44. Юсупов, И. М. Вчувствование. Проникновение. Понимание / И. М. Юсупов. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1993. - 201 с.
45. Ягнюк, К. В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии / К. В. Ягнюк // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2000. - № 1. - С. 34-39.