ПЕРФОРМАНС В КОНТЕКСТЕ МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ»
|
Аннотация
Введение 4
Глава 1. История становления перформанса 9
1.1. История формирования перформативных практик 11
1.2. Трансформация перформативных практик 18
Глава 2. Актуализация перформанса в контексте музея 23
2.1. Практика перформанса в пространстве музея 24
2.2. Формы сохранения перформативных практик в музеях 34
Глава 3. Перформативные практики в музее современного искусства
«Гараж» 38
Заключение 50
Список использованных источников и литературы: 52
Введение 4
Глава 1. История становления перформанса 9
1.1. История формирования перформативных практик 11
1.2. Трансформация перформативных практик 18
Глава 2. Актуализация перформанса в контексте музея 23
2.1. Практика перформанса в пространстве музея 24
2.2. Формы сохранения перформативных практик в музеях 34
Глава 3. Перформативные практики в музее современного искусства
«Гараж» 38
Заключение 50
Список использованных источников и литературы: 52
Актуальность исследования. Перформанс (англ. performance - исполнение) Публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность.
Перформанс является одним из наиболее ярких и влиятельных направлений искусства второй половины ХХ в. Перформанс - вид искусства, где автор становится частью произведения. В перформансе обязательно должна быть задействована публика, ведь главная задача этого направления: исполнение - эмоция. Перформанс всегда разный, он может быть пугающим, кричащим, диким, ошеломляющим, позитивным. Чувства, которые он вызывает, сложно спутать с чем-то другим.
Изначально перформанс не имел доступа в музеи и галереи, он считался маргинальным видом искусства. Но ситуация изменилась в 1970-х гг., когда перформанс как самостоятельное средство художественного выражения стал постепенно завоевывать признание на западе. Этот было связано с возросшей популярностью концептуального искусства в середине 1970-х гг., когда перформанс противопоставлялся излишней коммерциализации
художественной сферы.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что перформанс, как сравнительно новая форма искусства, до сих пор до конца не осмыслена в контексте музея. Несмотря на то, что уже сложилась традиция использования и исполнения перформансов в музее.
Научную новизну работы определяет тот факт, что в работе впервые были использованы новые источники и материала о перформанса в контексте музея в России и других странах, а также исследованы способы использования перформативных практик в контексте музея современного искусства «Гараж».
Степень изученности темы: Первые работы по истории становления и развития перфоманса носили искусствоведческий характер. В большей степени они посвящены теории и истории перформанса. Составить впечатление о процессе становления и развития перформативных практик, выявить историю формирования перформативных практик в контексте музея позволяют работы Роузли Г олдберг «Искусство перфоманса. От футуризма до наших дней», Антонян Марии Артуровны. «Особенности рецептивного языка перформанса: на материале работ Марины Абрамович» и Катковой Марины Владимировны «Искусство действия. Перформанс - художественное явление второй половины XX века».
Вопрос о трудностях сохранения искусства перформанса находят отражение в работах исследователей, занимавшихся вопросами концепции перформанса. Среди них можно выделить Розалинду Краусс («Переизобретение средства») , Роузли Голдберг («Искусство перформанса от футуризма до наших дней») , А. Вагнер («Перформанс, Видео и Риторика Присутствия») , Ф. Аусландера («Эффективность документации
перформанса») и Э. Джонс («Опыт работы в качестве документации перформанса») .
С середины 1970-х гг. в связи с возрастающей популярностью перформанса возникла потребность осмысления перформанса в качестве закономерного этапа развития истории искусства. В связи с чем появилась необходимость поиска путей сохранения и музеефикации перформативных практик.
С целью выявления роли больших выставочных проектов в музеефикации перформанса была исследована работа Роузли Голдберг «Искусство перформанса от футуризма до наших дней» (на примере перформативных практик Д. Бюрена, Джеймса Ли Баерса, Марины Абрамович и д.р), где были описаны первые перформансы в контексте музея. Также работы Х.У. Обриста «Краткая история кураторства» и Роберта С. Моргана «Мысли о повторном перформансе, опыте и архивизме» являются особо значимыми в процессе изучения перформанса. В них описаны первые кураторские практики в сфере музейного перформанса (на примере У. Занини, Т. Модерн и д.р.)
Исходя из состояния разработки темы, ее актуальности и научной значимости цель работы состоит в изучение основных способов использования перформативных практик в музее (на примере музея современного искусства «Гараж»).
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю формирования и развития перфоманса в контексте музея;
2. Выявить роль больших выставочных проектов в музеефикации перформанса;
3. Проследить историю использования перформативных практик в музее современного искусства «Гараж».
Объект исследования: музейный перформанс.
Предмет исследования: способы актуализации перформанса в контексте музея.
Методология исследования.
1. Метод историзма был применён для рассмотрения описания истории и развития перформанса от начала XX века и до наших;
2. Метод сравнения был применён для сопоставления данных о развитии перфоманса в разные периоды и в разных музеях с целью выделения общих и различных черт.
3. Метод обобщения был использован с целью выявить основные характеристики музейного перформанса.
Хронологические рамки работы определяются концом 1960-х гг. по 2022 год.
Территориальные рамки исследования включают страны Западной Европы, США и РФ.
В работе были использованы следующие интернет-источники: информация о музеях с официальных сайтов художественных музеев, галерей, страницы музеев и галерей в социальных сетях, интернет-статьи.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав: первая глава «История становления перформанса»; вторая глава «Актуализация перформанса в контексте музея»; третья глава «Перформативные практики в музее современного искусства «Гараж»; заключения и списка использованных источников и литературы.
Степень изученности.
Первая глава «История становления перформанса» посвящена рассмотрению истории становления такого вида искусства, как перформанс; был определен точный период появления перформативных практик (становление жанра происходит с конца 1960-х гг.); была рассмотрена история перформативных практик с акцентом на музейном контексте: как из маргинального искусства перформанс превратился в искусство истеблишмента, представляемое крупнейшими мировыми музеями.
Вторая глава «Актуализация перформанса в контексте музея» посвящена рассмотрению существующих подходов в музеефикации и перформативных практик. Были выявлены основные способы популяризации перформанса в контексте музея. Описаны первые перформативные практики в музейном контексте и история их развития до наших дней.
В третьей главе «Перформативные практики в музее современного искусства «Гараж» описана история становления музея «Гараж», изучены первые перформативные практики в стенах музея, такие как «Garage Live», цикл концертных перформансов «Свободное время», «Перформанс в России: картография истории», перформанс «Кокон» и перформанс-интервенция «Fragmented». А также было выявлено, как деятельность музея современного искусства «Гараж» способствует актуализации искусства перформанса.
Практическое значение. Выявленные в ходе исследования особенности перформативных практик, история становления и развития перфоманса в контексте музея и типологическая классификация перформанса могут быть использованы в процессе организации курса лекций, выставок.
Перформанс является одним из наиболее ярких и влиятельных направлений искусства второй половины ХХ в. Перформанс - вид искусства, где автор становится частью произведения. В перформансе обязательно должна быть задействована публика, ведь главная задача этого направления: исполнение - эмоция. Перформанс всегда разный, он может быть пугающим, кричащим, диким, ошеломляющим, позитивным. Чувства, которые он вызывает, сложно спутать с чем-то другим.
Изначально перформанс не имел доступа в музеи и галереи, он считался маргинальным видом искусства. Но ситуация изменилась в 1970-х гг., когда перформанс как самостоятельное средство художественного выражения стал постепенно завоевывать признание на западе. Этот было связано с возросшей популярностью концептуального искусства в середине 1970-х гг., когда перформанс противопоставлялся излишней коммерциализации
художественной сферы.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что перформанс, как сравнительно новая форма искусства, до сих пор до конца не осмыслена в контексте музея. Несмотря на то, что уже сложилась традиция использования и исполнения перформансов в музее.
Научную новизну работы определяет тот факт, что в работе впервые были использованы новые источники и материала о перформанса в контексте музея в России и других странах, а также исследованы способы использования перформативных практик в контексте музея современного искусства «Гараж».
Степень изученности темы: Первые работы по истории становления и развития перфоманса носили искусствоведческий характер. В большей степени они посвящены теории и истории перформанса. Составить впечатление о процессе становления и развития перформативных практик, выявить историю формирования перформативных практик в контексте музея позволяют работы Роузли Г олдберг «Искусство перфоманса. От футуризма до наших дней», Антонян Марии Артуровны. «Особенности рецептивного языка перформанса: на материале работ Марины Абрамович» и Катковой Марины Владимировны «Искусство действия. Перформанс - художественное явление второй половины XX века».
Вопрос о трудностях сохранения искусства перформанса находят отражение в работах исследователей, занимавшихся вопросами концепции перформанса. Среди них можно выделить Розалинду Краусс («Переизобретение средства») , Роузли Голдберг («Искусство перформанса от футуризма до наших дней») , А. Вагнер («Перформанс, Видео и Риторика Присутствия») , Ф. Аусландера («Эффективность документации
перформанса») и Э. Джонс («Опыт работы в качестве документации перформанса») .
С середины 1970-х гг. в связи с возрастающей популярностью перформанса возникла потребность осмысления перформанса в качестве закономерного этапа развития истории искусства. В связи с чем появилась необходимость поиска путей сохранения и музеефикации перформативных практик.
С целью выявления роли больших выставочных проектов в музеефикации перформанса была исследована работа Роузли Голдберг «Искусство перформанса от футуризма до наших дней» (на примере перформативных практик Д. Бюрена, Джеймса Ли Баерса, Марины Абрамович и д.р), где были описаны первые перформансы в контексте музея. Также работы Х.У. Обриста «Краткая история кураторства» и Роберта С. Моргана «Мысли о повторном перформансе, опыте и архивизме» являются особо значимыми в процессе изучения перформанса. В них описаны первые кураторские практики в сфере музейного перформанса (на примере У. Занини, Т. Модерн и д.р.)
Исходя из состояния разработки темы, ее актуальности и научной значимости цель работы состоит в изучение основных способов использования перформативных практик в музее (на примере музея современного искусства «Гараж»).
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю формирования и развития перфоманса в контексте музея;
2. Выявить роль больших выставочных проектов в музеефикации перформанса;
3. Проследить историю использования перформативных практик в музее современного искусства «Гараж».
Объект исследования: музейный перформанс.
Предмет исследования: способы актуализации перформанса в контексте музея.
Методология исследования.
1. Метод историзма был применён для рассмотрения описания истории и развития перформанса от начала XX века и до наших;
2. Метод сравнения был применён для сопоставления данных о развитии перфоманса в разные периоды и в разных музеях с целью выделения общих и различных черт.
3. Метод обобщения был использован с целью выявить основные характеристики музейного перформанса.
Хронологические рамки работы определяются концом 1960-х гг. по 2022 год.
Территориальные рамки исследования включают страны Западной Европы, США и РФ.
В работе были использованы следующие интернет-источники: информация о музеях с официальных сайтов художественных музеев, галерей, страницы музеев и галерей в социальных сетях, интернет-статьи.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав: первая глава «История становления перформанса»; вторая глава «Актуализация перформанса в контексте музея»; третья глава «Перформативные практики в музее современного искусства «Гараж»; заключения и списка использованных источников и литературы.
Степень изученности.
Первая глава «История становления перформанса» посвящена рассмотрению истории становления такого вида искусства, как перформанс; был определен точный период появления перформативных практик (становление жанра происходит с конца 1960-х гг.); была рассмотрена история перформативных практик с акцентом на музейном контексте: как из маргинального искусства перформанс превратился в искусство истеблишмента, представляемое крупнейшими мировыми музеями.
Вторая глава «Актуализация перформанса в контексте музея» посвящена рассмотрению существующих подходов в музеефикации и перформативных практик. Были выявлены основные способы популяризации перформанса в контексте музея. Описаны первые перформативные практики в музейном контексте и история их развития до наших дней.
В третьей главе «Перформативные практики в музее современного искусства «Гараж» описана история становления музея «Гараж», изучены первые перформативные практики в стенах музея, такие как «Garage Live», цикл концертных перформансов «Свободное время», «Перформанс в России: картография истории», перформанс «Кокон» и перформанс-интервенция «Fragmented». А также было выявлено, как деятельность музея современного искусства «Гараж» способствует актуализации искусства перформанса.
Практическое значение. Выявленные в ходе исследования особенности перформативных практик, история становления и развития перфоманса в контексте музея и типологическая классификация перформанса могут быть использованы в процессе организации курса лекций, выставок.
В ходе проделанной работы была изучена история становления и развития перформанса, практика трансформации перфоманса. Было выявлено, что искусство перформанса возникло вследствие аккумуляции элементов визуального языка и теоретических изысканий авангардистских течений первой половины ХХ в. Непосредственное становление жанра произошло с конца 1960-х гг. когда впервые проходят осмысленные и важные акции европейских и американских художников. Также были детально изучены и описаны первые хеппенинги и перформативные практики.
После выделения перформанса в независимый вид искусства, история формирования перформативных практик рассматривается в свете взаимоотношений данной формы искусства с музеем. Исходя из различных изученных источников и литературы, стало ясно, что функциями музея в отношении перформативных практик является информирование публики, популяризация и внедрение жанра в поле культуры, и фиксирование события.
С целью сохранения перформанса были выделены три основных подхода в отношении перформанса и его документации в контексте музея: в рамках первого документация является крайне нежелательной, перформанс и документация рассматриваются в рамках отношения «оригинал-копия»; второй подход, признавая преимущества живого действия перед документацией допускает последнюю, рассматривая ее в качестве средства сохранения перформанса для его последующего изучения; в рамках третьего подхода живой перформанс и его документация рассматриваются как разные знаковые системы, что позволяет рассматривать фото или видео документ как часть запечатленной реальности или ее замещение.
Было выяснено, как большие проекты в музеях повлияли на развитие и популяризацию перформанса. Презентация перформанса на значимых мероприятиях, таких как Венецианская биеннале и манифеста, значительно повысили важность данного искусства. Громко заявляя о себе на уважаемых международных выставках, перформанс приобретает новый статус, он более не может считаться маргинальным искусством и перестает быть «выходками эксцентричных художников», превращаясь в полноценное направление актуального искусства, во многом определяющее его развитие. Благодаря этому, возникает возможность появления перформанса в такой институции как музей.
С помощью литературы и источников была изучена история развития перформанса в России и за рубежом, а конкретно использование перформативных практик в контексте музея современного искусства «Гараж». С помощью интернет источников был изучен и описан период становления музея современного искусства «Гараж», были описаны первые перформативные практики в стенах музея, а также было выяснено, как деятельность музея «Гараж» способствует актуализации перформанса.
Музей современного искусства «Гараж» возникает впоследствии создания центра современной культуры «Гараж», проекта, который был нацелен на поддержку российских и иностранных начинающих художников. «Гараж» представляет перформативные практики с целью просвещения публики, знакомства с современным искусством. Многие считают перформанс противоречивым жанром искусства, обсуждают и осуждают художников- перформансистов. Музей «Гараж» позволит ближе познакомиться с данным видом современного искусства, поможет расширить кругозор посетителей и даст возможность посмотреть на перформанс с разных сторон. «Гараж» отличается от других музеев тем, что он даёт возможность прикоснуться к искусству, так как многие экспонаты можно и нужно трогать. В этом заключается смысл многих выставок. Также «Гараж» даёт возможность подробно познакомиться с работами и биографией многих современных художников России и всего мира.
После выделения перформанса в независимый вид искусства, история формирования перформативных практик рассматривается в свете взаимоотношений данной формы искусства с музеем. Исходя из различных изученных источников и литературы, стало ясно, что функциями музея в отношении перформативных практик является информирование публики, популяризация и внедрение жанра в поле культуры, и фиксирование события.
С целью сохранения перформанса были выделены три основных подхода в отношении перформанса и его документации в контексте музея: в рамках первого документация является крайне нежелательной, перформанс и документация рассматриваются в рамках отношения «оригинал-копия»; второй подход, признавая преимущества живого действия перед документацией допускает последнюю, рассматривая ее в качестве средства сохранения перформанса для его последующего изучения; в рамках третьего подхода живой перформанс и его документация рассматриваются как разные знаковые системы, что позволяет рассматривать фото или видео документ как часть запечатленной реальности или ее замещение.
Было выяснено, как большие проекты в музеях повлияли на развитие и популяризацию перформанса. Презентация перформанса на значимых мероприятиях, таких как Венецианская биеннале и манифеста, значительно повысили важность данного искусства. Громко заявляя о себе на уважаемых международных выставках, перформанс приобретает новый статус, он более не может считаться маргинальным искусством и перестает быть «выходками эксцентричных художников», превращаясь в полноценное направление актуального искусства, во многом определяющее его развитие. Благодаря этому, возникает возможность появления перформанса в такой институции как музей.
С помощью литературы и источников была изучена история развития перформанса в России и за рубежом, а конкретно использование перформативных практик в контексте музея современного искусства «Гараж». С помощью интернет источников был изучен и описан период становления музея современного искусства «Гараж», были описаны первые перформативные практики в стенах музея, а также было выяснено, как деятельность музея «Гараж» способствует актуализации перформанса.
Музей современного искусства «Гараж» возникает впоследствии создания центра современной культуры «Гараж», проекта, который был нацелен на поддержку российских и иностранных начинающих художников. «Гараж» представляет перформативные практики с целью просвещения публики, знакомства с современным искусством. Многие считают перформанс противоречивым жанром искусства, обсуждают и осуждают художников- перформансистов. Музей «Гараж» позволит ближе познакомиться с данным видом современного искусства, поможет расширить кругозор посетителей и даст возможность посмотреть на перформанс с разных сторон. «Гараж» отличается от других музеев тем, что он даёт возможность прикоснуться к искусству, так как многие экспонаты можно и нужно трогать. В этом заключается смысл многих выставок. Также «Гараж» даёт возможность подробно познакомиться с работами и биографией многих современных художников России и всего мира.
Подобные работы
- Осмысление коллективной травмы и поиск национальной идентичности в современном искусстве Кавказа во втором десятилетии XXI века
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2023 - РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ХУДОЖНИКА В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - КАЗУС PUSSY RIOT КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: РЕЛИГИОЗНЫЙ, ГЕНДЕРНЫЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016





