УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 6
1.1. Характеристика удовлетворенности учебной деятельностью в студенческом возрасте 6
1.2. Особенности мотивации выбора профессии студентами вуза 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов проведенного исследования 29
2.3. Рекомендации по повышению удовлетворенности студентов-психологов учебной деятельностью 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления.... 54
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 65
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 71
Приложение 4. Тренинг на сплочение студентов учебной группы 75
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 6
1.1. Характеристика удовлетворенности учебной деятельностью в студенческом возрасте 6
1.2. Особенности мотивации выбора профессии студентами вуза 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов проведенного исследования 29
2.3. Рекомендации по повышению удовлетворенности студентов-психологов учебной деятельностью 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления.... 54
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 65
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 71
Приложение 4. Тренинг на сплочение студентов учебной группы 75
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время современное общество предъявляет высокие требования к профессионалу. На протяжении профессионального пути человеку необходимо развиваться и совершенствоваться, а для этого нужен интерес к выбранной профессии и правильно сделанный выбор.
В течение жизни человеку постоянно приходится делать выбор. Выбор профессии - один из сложных. На личность воздействуют разные факторы - как внешние, так и внутренние, они многообразны и находятся во взаимосвязи. От правильного выбора профессии зависит не только судьба человека и его удовлетворенность профессиональной деятельностью, но и благополучие вуза и общества в целом. Поэтому актуальными становятся вопросы: как и почему человек выбирает данный вуз либо специальность, что и кто влияет на его выбор и т.д.
Проблема мотивации выбора профессии раскрывается в работах Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Е.П. Ильина, Е.А. Климова, А.К. Марковой, О.А. Конопкина, Н.С. Пряжникова и др.
Исследования мотивов выбора профессии, учебной мотивации в студенческом возрасте действительно приобретают достаточно большой интерес исследователей, однако, на наш взгляд, остается нерешенным вопрос об особенностях удовлетворенности учебной деятельностью у студентов c разными мотивами выбора профессии. Проблема учебной мотивации, в том числе удовлетворенности учебной деятельностью представлена в трудах следующих ученых: Е.П. Ильин, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.В. Мищенко, Ю.Б. Орлов и др.
Проблема данного исследования: различается ли и как удовлетворенность учебной деятельностью у студентов-психологов с разными мотивами выбора профессии?
Цель исследования - выявить различия в удовлетворенности учебной деятельностью у студентов-психологов с разными мотивами выбора профессии.
Объект исследования - мотивация учебной деятельности студентов вуза.
Предмет исследования - удовлетворенность учебной деятельностью у студентов-психологов с разными мотивами выбора профессии.
Гипотеза исследования: существуют различия в выраженности показателей удовлетворенности учебной деятельностью у студентов- психологов с разными мотивами выбора профессии, а именно: для студентов c внутренними мотивами выбора профессии будет преобладать удовлетворенность содержанием учебного процесса и избранной профессией, а для студентов c внешними мотивами выбора профессии - удовлетворенность взаимоотношениями c одногруппниками.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия и характерные особенности удовлетворенности учебной деятельностью в студенческом возрасте.
2. Изучить особенности мотивации выбора профессии студентами вуза.
3. Подобрать диагностические средства для исследования мотивов выбора профессии и удовлетворенности учебной деятельностью.
4. Провести исследование удовлетворенности учебной и мотивов выбора профессии у студентов-психологов.
5. Проанализировать полученные результаты исследования.
6. Разработать рекомендации по повышению удовлетворенности студентов-психологов учебной деятельностью.
Теоретической основой данного исследования выступили труды следующих учёных: Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Е.П. Ильина, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Н.С. Пряжникова....
В течение жизни человеку постоянно приходится делать выбор. Выбор профессии - один из сложных. На личность воздействуют разные факторы - как внешние, так и внутренние, они многообразны и находятся во взаимосвязи. От правильного выбора профессии зависит не только судьба человека и его удовлетворенность профессиональной деятельностью, но и благополучие вуза и общества в целом. Поэтому актуальными становятся вопросы: как и почему человек выбирает данный вуз либо специальность, что и кто влияет на его выбор и т.д.
Проблема мотивации выбора профессии раскрывается в работах Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Е.П. Ильина, Е.А. Климова, А.К. Марковой, О.А. Конопкина, Н.С. Пряжникова и др.
Исследования мотивов выбора профессии, учебной мотивации в студенческом возрасте действительно приобретают достаточно большой интерес исследователей, однако, на наш взгляд, остается нерешенным вопрос об особенностях удовлетворенности учебной деятельностью у студентов c разными мотивами выбора профессии. Проблема учебной мотивации, в том числе удовлетворенности учебной деятельностью представлена в трудах следующих ученых: Е.П. Ильин, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.В. Мищенко, Ю.Б. Орлов и др.
Проблема данного исследования: различается ли и как удовлетворенность учебной деятельностью у студентов-психологов с разными мотивами выбора профессии?
Цель исследования - выявить различия в удовлетворенности учебной деятельностью у студентов-психологов с разными мотивами выбора профессии.
Объект исследования - мотивация учебной деятельности студентов вуза.
Предмет исследования - удовлетворенность учебной деятельностью у студентов-психологов с разными мотивами выбора профессии.
Гипотеза исследования: существуют различия в выраженности показателей удовлетворенности учебной деятельностью у студентов- психологов с разными мотивами выбора профессии, а именно: для студентов c внутренними мотивами выбора профессии будет преобладать удовлетворенность содержанием учебного процесса и избранной профессией, а для студентов c внешними мотивами выбора профессии - удовлетворенность взаимоотношениями c одногруппниками.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия и характерные особенности удовлетворенности учебной деятельностью в студенческом возрасте.
2. Изучить особенности мотивации выбора профессии студентами вуза.
3. Подобрать диагностические средства для исследования мотивов выбора профессии и удовлетворенности учебной деятельностью.
4. Провести исследование удовлетворенности учебной и мотивов выбора профессии у студентов-психологов.
5. Проанализировать полученные результаты исследования.
6. Разработать рекомендации по повышению удовлетворенности студентов-психологов учебной деятельностью.
Теоретической основой данного исследования выступили труды следующих учёных: Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Е.П. Ильина, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Н.С. Пряжникова....
В данной работе представлено исследование удовлетворенности учебной деятельностью у студентов-психологов с разными мотивами выбора профессии. Отношение к учебе у студента складывается в основном из того, какие потребности удовлетворяются в процессе учебной деятельности. Удовлетворенность учебной деятельностью является важным компонентом и условием будущей успешной профессиональной деятельности. Неудовлетворенность учебной деятельностью снижает мотивацию, формирует эмоциональные барьеры и т.д. В ходе теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования были сделаны следующие выводы. Под «удовлетворенностью учебной деятельностью» в данном исследовании будем понимать эмоционально оценочное отношение студентов к выполняемой учебной деятельности и условиям ее протекания, которое включает в себя отношение к разным аспектам учебной деятельности студентов.
Придерживаясь точки зрения Л.В. Мищенко, считаем, что удовлетворенность учебной деятельностью состоит из различных переменных или их сочетания. Составляющими понятия «удовлетворенность учебной деятельностью» являются следующие показатели: удовлетворенность учебным процессом; удовлетворенность воспитательным процессом; удовлетворенность избранной профессией; удовлетворенность взаимоотношениями c однокурсниками; удовлетворенность взаимодействием с преподавателями и руководителями вуза; удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем.
Одним из важных жизненных выборов является выбор профессии, который является частью жизненного пути человека. В данной работе согласны c мнением А.В. Карпова, который считает, что выбор профессии представляет «процесс принятия решений, которые определяют дальнейшую профессиональную судьбу человека» [33].
Характеризуя мотивацию профессионального выбора, необходимо отметить, что на этапе выбора в структуре личности формируется определенный мотивационный конструкт, куда входят как осознаваемые мотивационные факторы, так и неосознаваемые. На профессиональный выбор могут оказать влияние следующие условия: друзья, семья, СМИ, учебный предмет и др. Мотивы выбора профессии можно разделить на следующие виды: внутренние и внешние. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные.
Исследование проводилось на базе факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие студенты 1-2 курсов в количестве 64 человек.
В исследовании были использованы следующие методики: тест- опросник «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова); тест-опросник «Удовлетворённость учебной деятельности» (УУД) (Л.В. Мищенко).
При исследовании мотивов выбора профессии выявлено, что у большинства опрошенных, т.е. у 44 человек, преобладают внутренние индивидуально-значимые мотивы, что составило 68,7% от общей выборки. У 13 человек преобладают внутренние социально-значимые мотивы, что составило 20,3% от общей выборки. В меньшей степени представлено респондентов c внешними положительными мотивами - 7 человек (11%). Положительным моментом является тот факт, что в данной выборке не выявлено ни одного респондента c ведущими внешними отрицательными мотивами. Следовательно, наше исследование показало, что при выборе профессии студентов-психологов двигали внутренние мотивы....
Придерживаясь точки зрения Л.В. Мищенко, считаем, что удовлетворенность учебной деятельностью состоит из различных переменных или их сочетания. Составляющими понятия «удовлетворенность учебной деятельностью» являются следующие показатели: удовлетворенность учебным процессом; удовлетворенность воспитательным процессом; удовлетворенность избранной профессией; удовлетворенность взаимоотношениями c однокурсниками; удовлетворенность взаимодействием с преподавателями и руководителями вуза; удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем.
Одним из важных жизненных выборов является выбор профессии, который является частью жизненного пути человека. В данной работе согласны c мнением А.В. Карпова, который считает, что выбор профессии представляет «процесс принятия решений, которые определяют дальнейшую профессиональную судьбу человека» [33].
Характеризуя мотивацию профессионального выбора, необходимо отметить, что на этапе выбора в структуре личности формируется определенный мотивационный конструкт, куда входят как осознаваемые мотивационные факторы, так и неосознаваемые. На профессиональный выбор могут оказать влияние следующие условия: друзья, семья, СМИ, учебный предмет и др. Мотивы выбора профессии можно разделить на следующие виды: внутренние и внешние. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные.
Исследование проводилось на базе факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие студенты 1-2 курсов в количестве 64 человек.
В исследовании были использованы следующие методики: тест- опросник «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова); тест-опросник «Удовлетворённость учебной деятельности» (УУД) (Л.В. Мищенко).
При исследовании мотивов выбора профессии выявлено, что у большинства опрошенных, т.е. у 44 человек, преобладают внутренние индивидуально-значимые мотивы, что составило 68,7% от общей выборки. У 13 человек преобладают внутренние социально-значимые мотивы, что составило 20,3% от общей выборки. В меньшей степени представлено респондентов c внешними положительными мотивами - 7 человек (11%). Положительным моментом является тот факт, что в данной выборке не выявлено ни одного респондента c ведущими внешними отрицательными мотивами. Следовательно, наше исследование показало, что при выборе профессии студентов-психологов двигали внутренние мотивы....
Подобные работы
- СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ТЕХНИКУМА C РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Психические состояния в учебной деятельности студентов различных курсов обучения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - САМООТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
УЧЕНИЕМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У
СТУДЕНТОВ - ИСТОРИКОВ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВИРОВАННОСТЬ К УЧЕБЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Особенности профессионального самоопределения студентов в процессе обучения в колледже (на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017





