Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Работа №181033

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 6
1.1. Характеристика удовлетворенности учебной деятельностью в студенческом возрасте 6
1.2. Особенности мотивации выбора профессии студентами вуза 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов проведенного исследования 29
2.3. Рекомендации по повышению удовлетворенности студентов-психологов учебной деятельностью 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления.... 54
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 65
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 71
Приложение 4. Тренинг на сплочение студентов учебной группы 75

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время современное общество предъявляет высокие требования к профессионалу. На протяжении профессионального пути человеку необходимо развиваться и совершенствоваться, а для этого нужен интерес к выбранной профессии и правильно сделанный выбор.
В течение жизни человеку постоянно приходится делать выбор. Выбор профессии - один из сложных. На личность воздействуют разные факторы - как внешние, так и внутренние, они многообразны и находятся во взаимосвязи. От правильного выбора профессии зависит не только судьба человека и его удовлетворенность профессиональной деятельностью, но и благополучие вуза и общества в целом. Поэтому актуальными становятся вопросы: как и почему человек выбирает данный вуз либо специальность, что и кто влияет на его выбор и т.д.
Проблема мотивации выбора профессии раскрывается в работах Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Е.П. Ильина, Е.А. Климова, А.К. Марковой, О.А. Конопкина, Н.С. Пряжникова и др.
Исследования мотивов выбора профессии, учебной мотивации в студенческом возрасте действительно приобретают достаточно большой интерес исследователей, однако, на наш взгляд, остается нерешенным вопрос об особенностях удовлетворенности учебной деятельностью у студентов c разными мотивами выбора профессии. Проблема учебной мотивации, в том числе удовлетворенности учебной деятельностью представлена в трудах следующих ученых: Е.П. Ильин, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.В. Мищенко, Ю.Б. Орлов и др.
Проблема данного исследования: различается ли и как удовлетворенность учебной деятельностью у студентов-психологов с разными мотивами выбора профессии?
Цель исследования - выявить различия в удовлетворенности учебной деятельностью у студентов-психологов с разными мотивами выбора профессии.
Объект исследования - мотивация учебной деятельности студентов вуза.
Предмет исследования - удовлетворенность учебной деятельностью у студентов-психологов с разными мотивами выбора профессии.
Гипотеза исследования: существуют различия в выраженности показателей удовлетворенности учебной деятельностью у студентов- психологов с разными мотивами выбора профессии, а именно: для студентов c внутренними мотивами выбора профессии будет преобладать удовлетворенность содержанием учебного процесса и избранной профессией, а для студентов c внешними мотивами выбора профессии - удовлетворенность взаимоотношениями c одногруппниками.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия и характерные особенности удовлетворенности учебной деятельностью в студенческом возрасте.
2. Изучить особенности мотивации выбора профессии студентами вуза.
3. Подобрать диагностические средства для исследования мотивов выбора профессии и удовлетворенности учебной деятельностью.
4. Провести исследование удовлетворенности учебной и мотивов выбора профессии у студентов-психологов.
5. Проанализировать полученные результаты исследования.
6. Разработать рекомендации по повышению удовлетворенности студентов-психологов учебной деятельностью.
Теоретической основой данного исследования выступили труды следующих учёных: Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Е.П. Ильина, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Н.С. Пряжникова....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе представлено исследование удовлетворенности учебной деятельностью у студентов-психологов с разными мотивами выбора профессии. Отношение к учебе у студента складывается в основном из того, какие потребности удовлетворяются в процессе учебной деятельности. Удовлетворенность учебной деятельностью является важным компонентом и условием будущей успешной профессиональной деятельности. Неудовлетворенность учебной деятельностью снижает мотивацию, формирует эмоциональные барьеры и т.д. В ходе теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования были сделаны следующие выводы. Под «удовлетворенностью учебной деятельностью» в данном исследовании будем понимать эмоционально оценочное отношение студентов к выполняемой учебной деятельности и условиям ее протекания, которое включает в себя отношение к разным аспектам учебной деятельности студентов.
Придерживаясь точки зрения Л.В. Мищенко, считаем, что удовлетворенность учебной деятельностью состоит из различных переменных или их сочетания. Составляющими понятия «удовлетворенность учебной деятельностью» являются следующие показатели: удовлетворенность учебным процессом; удовлетворенность воспитательным процессом; удовлетворенность избранной профессией; удовлетворенность взаимоотношениями c однокурсниками; удовлетворенность взаимодействием с преподавателями и руководителями вуза; удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем.
Одним из важных жизненных выборов является выбор профессии, который является частью жизненного пути человека. В данной работе согласны c мнением А.В. Карпова, который считает, что выбор профессии представляет «процесс принятия решений, которые определяют дальнейшую профессиональную судьбу человека» [33].
Характеризуя мотивацию профессионального выбора, необходимо отметить, что на этапе выбора в структуре личности формируется определенный мотивационный конструкт, куда входят как осознаваемые мотивационные факторы, так и неосознаваемые. На профессиональный выбор могут оказать влияние следующие условия: друзья, семья, СМИ, учебный предмет и др. Мотивы выбора профессии можно разделить на следующие виды: внутренние и внешние. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные.
Исследование проводилось на базе факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие студенты 1-2 курсов в количестве 64 человек.
В исследовании были использованы следующие методики: тест- опросник «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова); тест-опросник «Удовлетворённость учебной деятельности» (УУД) (Л.В. Мищенко).
При исследовании мотивов выбора профессии выявлено, что у большинства опрошенных, т.е. у 44 человек, преобладают внутренние индивидуально-значимые мотивы, что составило 68,7% от общей выборки. У 13 человек преобладают внутренние социально-значимые мотивы, что составило 20,3% от общей выборки. В меньшей степени представлено респондентов c внешними положительными мотивами - 7 человек (11%). Положительным моментом является тот факт, что в данной выборке не выявлено ни одного респондента c ведущими внешними отрицательными мотивами. Следовательно, наше исследование показало, что при выборе профессии студентов-психологов двигали внутренние мотивы....


1. Абаева, И.В. Связь профессиональной идентичности молодежи c мотивами выбора профессии / И.В. Абаева, А. Чехоева // Современные технологии в образовании, 2014. - № 14-1. - С. 3-10
2. Андросова, Ю.В. Ценностные ориентации и мотивация выбора профессии учителя как компоненты профессионально-педагогического мировоззрения студентов вуза / Ю.В. Андросова, Л.В. Вершинина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015. - №9. - С. 9-14
3. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР, № 73. - М., 1955.
4. Брусиловская, Э.В. Факторы, влияющие на развитие интереса к учебной деятельности и эмоциональную удовлетворенность обучением / Э.В. Брусиловская // Образование. Наука. Научные кадры, 2013. - №2. - С. 116¬124
5. Верещака, О.П. Особенности профессии психолога как мотив профессионального выбора / О.П. Верещака // Инновации в образовании, 2009. - №10. - С. 52-58
6. Володина, С.А. Мотивация обучения современных студентов педагогического вуза / С.А. Володина // Преподаватель XXI века, 2014. - №4¬1. - С. 68-72
7. Воронина, О.А. Влияние жизненных стратегий на отношение студентов к учебной деятельности / О.А. Воронина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. - №51. - С. 180-184
8. Врублевская, М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с.
9. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - №2. - С. 114-124.
10. Гаврилова, О.В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации учебной деятельности студентов в системе многоуровнего образования / О.В. Гаврилова. - Автореф. дисс. канд. психол. наук. Казань, 2000. - 23 с.
11. Гоголева, М.Н. Удовлетворенность учебной деятельностью студентами гаманитарного и технического профиля / М.Н. Гоголева, А.П. Макарова // Международный студенческий научный вестник, 2015. - №5-2. - С. 192
12. Давыдов, М.В. Мотивация и удовлетворенность учебой у студентов-спортсменов / М.В. Давыдов, М.В. Купреев // Современное образование: содержание, технологии, качество, 2016. - Т. 2. - С. 294-296
13. Доронина, Н.Н. Особенности мотивации выбора профиля обучения студентами вуза / Н.Н. Доронина, Л.Б. Кузнецова // Психология обучения. - №12 (декабрь), 2015. - С. 51-59
14. Зеер, Э.Ф. Психология профессии: Уч. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М.: Академ. проект, 2003. - 336 с.
15. Зимина, И. С. Мотивация в процессе становления интеллектуальной пассионарности студентов / И. С. Зимина, Ю. В. Кошкарова // Психология в вузе, 2006. - № 4. - С. 50....(48)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ